Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научиться ездить на механике с нуля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.
Мой опыт первой езды после автошколы
Пока писал статью, несколько раз мысленно переносился в свой первый день за рулем. Вот, захлопываю за собой дверь, включаю зажигание, по привычке смотрю вправо — пассажирское кресло пустое, инструктора нет. Как назло, в этот день нужно было объехать половину города, посетить несколько магазинов, учреждений и рынок.
Первый день было реально страшно, я будто отработал все упражнения по вождению:
- проезжал по самым оживленным улицам;
- останавливался и трогался на светофорах, в том числе налево;
- ехал в плотном городском потоке, притормаживая через каждые несколько метров;
- развернулся на перекрестке;
- парковался.
Кроме того мне предстояла поездка в свой поселок, а это 20 км по трассе с поворотом на оживленном нерегулируемом перекрестке налево. Пока доехал домой, сошло семь потов, закончилась бутылка минералки, ноги подгибались в коленях и обратно за руль не особо хотелось. На другой день было легче. Через неделю уже ездил относительно спокойно.
Как ездить задним ходом
Все автомобили имеют только одну заднюю передачу. Они легко и быстро разгоняются при переходе на неё. По этой причине следует внимательно следить за машиной, когда она двигается задом. Задняя передача на разных моделях машин не всегда включается одинаково. Прежде, чем начать движение, обязательно смотрят на то, как она активируется с помощью рычага. Обычно, чтобы перейти на заднюю езду, нажимают колечко или кнопку, которая находится на рычаге коробки передач. Перед тем, как поехать задом, автомобиль останавливают. Иначе коробка может сломаться. С помощью простой инструкции можно понять, как водить машину на механике пошагово при включении заднего хода:
- Заведённую машину перевести на нейтральную скорость. Поставить её на ручник, чтобы она не укатилась. Иногда, вместо ручника нажимают на тормоз.
- Выжать сцепление.
- Включить заднюю передачу.
- Опустить ручник/тормоз.
- Плавно убрать ногу со сцепления.
В чем особенности управления авто с МКП
Навыки правильного переключения скоростей при пользовании авто с АКП должны быть выработаны до автоматизма. Их помогут получить профессиональные уроки вождения на механике для начинающих.
В машинах с МКП нет сложной электроники, выравнивающей скорости вращения шестерней на валу, но есть педаль сцепления. Она отключает трансмиссию для того, чтобы водитель мог поставить рычаг передач в нужную позицию и изменить скорость.
Большинство авто имеют 4-5 скоростей и заднюю передачу. Рассмотрим, для чего они необходимы.
- «Нейтралка». Это позиция переключателя, при которой крутящий момент не передается на колеса. В этом положении машина не может начать движение, даже если нажать педаль газа.
- Первая. Она предназначена для того, чтобы автомобиль мог двинуться с места. На этой скорости можно разогнаться до 20 км в час. Ее включают при вхождении в повороты, подъеме на крутую гору, при выполнении маневров в небольшом пространстве. Расход топлива на этой скорости — максимальный.
- Вторая является переходной. Ее включают при спуске с горки, маневрировании в пробках на дороге. Также она является переходной к другим скоростным передачам.
- Третья, четвертая и пятая передачи позволяют разогнать автомобиль до нужной скорости на дороге.
- Задняя — необходима для разворотов и парковки. Включать ее нужно осторожно, потому что автомобиль с включенным реверсом разгоняется быстрее, чем на первой передаче.
Что необходимо знать для вождения машины
Первое, о чем нужно знать, садясь за руль — автомобиль является предметом повышенной опасности. Причем не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Поэтому нужно быть внимательным, следить за ситуацией вокруг машины и по возможности быть готовым принимать необходимые меры.
Чтобы не бояться водить машину новичку также необходимо знать:
- правила дорожного движения;
- азы безопасного управления транспортным средством;
- общее представление об устройстве автомобиля;
- расположение и функции органов управления;
- способы исправления простых неисправностей (прибавляет уверенности в себе).
Почти всему из этого перечня учат в хорошей автошколе, так что ученику остается лишь посещать занятия и быть внимательным к теории и практике. Большинство людей после обучения прекрасно водят машину даже в условиях большого города. Но мы пошагово расскажем, как овладеть навыками вождения автомобиля, как преодолеть страх и вести себя на дороге и мужчине и женщине.
Отпустите сцепление после включения передачи
Когда вы уже прибавили немного газа, то старайтесь не торопиться полностью отпускать сцепление. Отпустите его в тот момент, когда почувствуете, что следующая скорость включилась. Вы сможете это понять по небольшой вибрации, которую ощутите в ногах и которая идет непосредственно от педали сцепления. Когда этот момент наступит, то можно полностью отпускать сцепление и спокойно продолжать ехать дальше, как на машине с автоматической коробкой передач.
Поздравляю господа! Вы завели машину с ручной коробкой передач! С моей стороны мне не было проще научиться ездить на машине с механической коробкой, когда я узнал о том моменте схвата и как его можно почувствовать. Я уверен, что это самый простой способ научиться водить машину с механической коробкой передач.
Для чего нужны передачи в МКПП
Современная коробка передач механического типа является технически сложным узлом, требующим своевременного обслуживания, замены масла. Назначение данного агрегата – передача крутящего момента от двигателя на колеса авто с любым типом привода.
Каждая КПП имеет несколько режимов работы, в зависимости от выбранной селектором передачи. Одновременно включить несколько скоростей невозможно из-за конструктивных особенностей трансмиссии.
Во время езды транспортное средство перемещается с разной скоростью. Это зависит от внешних условий, таких как состояние дорожного покрытия, ограничительных знаков, рельефа местности, погодных условий. Скорость постоянно меняется, автомобиль разгоняется, притормаживает, полностью останавливается.
При отсутствии коробки переключения передач обеспечить движение автомобиля невозможно. Водитель попросту не сможет управлять транспортным средством. При движении в подъем техника встанет. Плавно регулировать скорость движения также не удастся. Скорости в МКПП обеспечивают передачу крутящего момента на колеса в соответствии с условиями движения. Каждая скорость регулируется передаточным отношением шестерней в коробке. Данные элементы имеют разное количество зубьев, позволяют управлять движением авто плавно и аккуратно.
Начало движения на механике
При обучении вождению основную сложность вызывает процесс начала движения. При сдаче экзамены именно на данном этапе происходит наибольшее количество ошибок. Часто случаются ситуации, когда двигатель глохнет или при старте автомобиль движется рывками.
Пошаговая инструкция плавного начала движения следующая:
- полностью выжимается педаль сцепления на запущенном моторе, после чего селектор переводится из нейтрального положения на первую скорость;
- правой ногой немного придавливается педаль газа до момента, когда обороты двигателя становятся отчетливо слышимыми;
- педаль сцепления плавно отпускается. Необходимо зафиксировать момент, при котором мотор начинает работать тише, а автомобиль начинает несколько дрожать;
- после этого транспортное средство начинает движение. Важно резко не отпускать педаль сцепления в этот момент и не сильно газовать;
- после того, как техника проедет 3-4 метра, можно отпускать сцепление и плавно прибавлять газ.
Желательно на этапе обучения вождению многократно повторять данную операцию и довести ее до автоматизма. Через некоторое время процесс старта с места не будет вызывать сложностей.
Азы, с которых нужно начинать. Сев в машину, первым делом вы должны настроить её «под себя»: расположение кресла, зеркала заднего вида, руль. Следующий шаг: проверка скорости. Не заводите машину, не удостоверившись, что включена нейтральная скорость. Теперь к основному:
- Поверните ключ и включите зажигание.
- Выжмите сцепление левой ногой и переключите скорость на первую (см. расположение на изображениях выше).
- Правую ногу положите на педаль газа. Левой ногой, плавно(!) начните отпускать сцепление и параллельно с этим так же плавно нажимайте на педаль газа.
- После уверенного начала движения педаль сцепления можно опустить совсем и набирать скорость путём нажатия на газ. Следите за тахометром, оптимальные обороты двигателя 2000-3000, для плавного старта
- С набором конкретной скорости, обычно это 20 км/ч, вы почувствуете, что автомобилю становится «тяжело», обороты двигателя повышаются более чем на 3000. В этот момент следует отпустить педаль газа и снова выжать сцепление. Затем переключите скорость на вторую и повторите пункт 3, но с педалью сцепления можно быть менее аккуратным.
- Такую последовательность нужно повторять при каждой смене передачи. Если вы правильно выбираете момент и разгоняете машину до нужной скорости, переключение будет мягким, без рывков.
Сколько по времени нужно прогревать машину зимой
Одним из способов прогрева автомобиля является запуск автомобильной сигнализации. Однако, каждый водитель обязан понимать, что для различных систем сигнализации могут быть свои особенности и характерные черты. Именно от этого зависит периодичность и частота прогрева автомобиля. Такой способ даст ответы на такие вопросы, как прогревать машину зимой с МКПП либо, как прогревать машину с АКПП зимой.
Опытные водители, которые имели дело с подобным способом прогрева автомобильной техники сразу ответят, что опыт приходит со временем, следовательно, и водитель при прогреве техники автомобильной сигнализацией со временем подберет нужное время.
Как поехать на машине в первый раз после получения прав?
После того как получили права, новички нервничают, когда предстоит ехать самостоятельно. Раньше с ними рядом ездил инструктор, который мог подстраховать в серьезной ситуации, подсказать и даже остановить автомобиль. Теперь же приходится ехать надеяться только на свои знания и умения, и отвечать за пассажиров в салоне. Следует ездить воспользовавшись простыми советами для новичков, чтобы первый выезд не превращался в пытку:
- При покупке машины стоит засыпать вопросами продавца – особенности автомобиля, расположение управляющих органов, разузнайте о машине все, что вам может быть полезно;
- Не нужно ехать как лихой джигит, при первом выезде вы еще не понимаете, как автомобиль будет вести себя на скорости, и насколько быстро вы сможете затормозить;
- Ездить следует не спеша, отмечая реакции машины на любые ваши действия с управлением;
- По возможности следует избегать езды по слишком оживленным трассам в первый день;
- Ездить надо поглядывая в зеркала заднего обзора периодически, особенно перед тем, как выполнить какой-либо маневр;
- Не стоит включать музыку при езде, она не успокаивает, а лишь отвлекает внимание;
Двойной выжим и перегазовка
Это очень старый метод переключения передач, который выполнялся для автомобилей без синхронизаторов в коробке переключения передач. До сих пор им пользуются только владельцы старых автомобилей «Волга» и грузовых авто. Он подразумевал ручное уравнивание частот вращения валов коробки и двигателя, чтобы передачи включались без хрустов и заеданий. Для этого при ускорении выжималась педаль сцепления, рычаг переводился в нейтральное положение, педаль отпускается, а затем снова выжимается и включается повышенная ступень. При замедлении же, пока рычаг находился в нейтральном положении, необходимо было добавить газу, чтобы увеличить обороты, а затем резко включить низшую скорость.
Конечно, сейчас у всех машин устанавливаются синхронизаторы, которые самостоятельно уравнивают частоты, однако умелое применение перегазовки при обгоне, поможет быстрее совершить этот опасный маневр.
Представим ситуацию, что вы догнали на 5 передаче другую машину и имеете намеренье ее обогнать. Обороты малые, а значит, обгон займет длительное время, что, несомненно, небезопасно, особенно, если вы не уверены, что встречные ТС отсутствуют. Поэтому пятая скорость выключается, делается перегазовка и быстро включается четвертая. Теперь обороты двигателя значительно выше, а значит, авто лучше поддается ускорению и можно совершить обгон. В конце обгона скорость будет достаточна, чтобы двигаться с тем же успехом и на пятой ступени.
Для чего это делается? Чтобы поднять обороты и продлить жизнь синхронизаторам. Однако стоит отметить, что при таком способе расход топлива заметно увеличивается.
Лайфхаки для новичков: начало движения на склоне
Возвышенности, которые встречаются на городских и загородных дорогах, вызывают у новичков определённые трудности. Из-за уклона вверх многие боятся начать движение после вынужденной остановки. Особенно если сзади находится автомобиль.
Чтобы не растеряться и не испугаться в такой ситуации, потренируйтесь трогаться в гору. Для этого:
- Нажмите сцепление и перейдите на первую передачу.
- Слегка нажмите педаль газа, начав отпускать сцепление.
- Одновременно с этим ещё немного поднимите рычаг ручника, не отжимая кнопки на нём.
- В нужный момент отпустите ручной тормоз, чтобы машина поехала вперёд.
Обороты двигателя должны быть выше, чем при обычном старте, но не слишком высокими, чтобы машина не заглохла. Таким способом можно начать движение даже на крутом подъёме.
Боитесь, что не сможете научиться водить машину? Обращайтесь в московскую «Автошколу 177». Наши инструкторы научат, как стартовать в разных условиях. Ученики могут пользоваться специальной тренировочной площадкой, отрабатывая навыки в спокойной обстановке.
Преимущества авто с МКПП
Популярность ручной (механической) коробки переключения передач среди россиян с каждым годом снижается. Молодежь при поступлении в автошколу все чаще выбирает в качестве учебного транспортного средства автомобиль с автоматической трансмиссией, даже не догадываясь что у старой доброй «механики» есть свои преимущества:
- Надежность. Механическая коробка передач всегда считалась наиболее надежной системой управления. Не случайно все спортивные авто оборудованы «механикой».
- Более низкие эксплуатационные расходы. Конструкция механики проще, поэтому ремонт и обслуживание авто с такой коробкой обойдется владельцу дешевле. Да и сам автомобиль с МКПП стоит дешевле авто аналогичной марки и комплектации на «автомате». Замена масла в МКПП требуется гораздо реже.
- Разгон. Поскольку переключение между скоростями происходит принудительно, то время разгона легкового автомобиля на механике сокращается.
- Экономия топлива. Расход топлива у авто с механической коробкой передач обычно меньше. Автомат может то и дело менять передачи в зависимости от настроек и режима работы, что увеличивает расход топлива и нагрузку на двигатель.
- Предсказуемое управление. При обгоне машина на механике ведет себя более предсказуемо, поскольку электроника не принимает участия в управлении скоростями.
- Пуск двигателя с толчка. Если у авто с механикой разрядился аккумулятор или сломался стартер, двигатель можно завести с толкача.
Как тормозить коробкой и ручником
Умение тормозить двигателем — жизненно необходимый навык водителя авто на механике. Особенно важно уметь это делать, когда на дороге гололед.
Принцип торможения коробкой заключается в ступенчатом понижении передач при достижении оборотов, приближенных к значениям холостого хода. Торможение двигателем на льду является наиболее безопасным способом, поскольку при нажатии на педаль тормоза возникает риск блокировки колес, что приводит к потере контроля над управлением на ледяной поверхности.
Что касается стояночного тормоза (ручника), то он предназначен для удерживания авто в неподвижном состоянии. Торможение ручником на высокой скорости приводит к заносу и потере управления. Прибегнуть к торможению ручником можно лишь в экстренном случае и при небольшой скорости движения.
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Автоматическая коробка передач отличается от МКПП тем, что за переключение передач отвечает не водитель, а сам автомобиль. Кроме классических гидроавтоматов, к подобному типу трансмиссии можно отнести роботизированные КПП и бесступенчатые вариаторы. Принцип работы и особенности поведения у них отличаются, но одно остается главным – водителю не нужно постоянно нажимать педаль сцепления и переключать рычаг управления скоростями.
У машины с АКПП всего две педали – газа и тормоза, расположены они так же, как и в автомобилях с МКПП. Отсутствует рычаг переключения скоростей, его заменяет селектор, которым выбираются специальные режимы работы коробки. Для того, чтобы начать движение, нужно завести мотор, передвинуть селектор в положение «drive» и нажать на газ. Автоматическая коробка сама будет переключать обороты, ориентируясь на скорость движения и количество оборотов мотора.