Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Профессионально-значимые и личностные качества психолога»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Эмоциональная отстраненность
Во время работы психолог ежедневно пропускает через себя, как через сито, порции людских страданий. Потеря близких родственников и друзей, измены супругов, неудовлетворенность своей жизнью и суицидальные мысли, отчаяние, фобии, депрессия, зависимости и другие проблемы могут сильно навредить вашей собственной психике.
Поэтому наряду с развитой эмпатией необходимо такое качество личности, как эмоциональная отстраненность. Как бы ни волновали вас истории клиентов, нужно отрешаться от них, смотреть трезво и спокойно. Психолог должен понимать боль других, но не делать ее своей собственной болью. Особенно важно полностью отрешаться от работы, приходя домой. Не нужно заново прокручивать в голове минувший день и загружать себя, истощая собственные ресурсы. Они вам еще понадобятся.
Чем занимаются профессиональные психологи?
-
Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.
-
Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.
-
Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.
-
Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.
Личностные качества психолога
В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.
За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.
Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.
В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.
Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.
Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.
Круг обязанностей специалиста
Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.
Спортивный психолог занимается:
- профессиональной ориентацией спортсменов;
- оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
- психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
- разработкой индивидуальных развивающих планов;
- выработкой полезных установок и личностных качеств;
- диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
- индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
- подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
- терапией психотравм;
- улаживанием внутрикомандных конфликтов;
- психологической реабилитацией.
Круг обязанностей специалиста
Задача врача-психиатра – оказание квалифицированной психотерапевтической помощи, основанной на современных методиках диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. Такая помощь необходима, если под влиянием процессов, происходящих в нервной системе пациента, наблюдаются поведенческие расстройства.
На первом приеме психиатр проводит беседу с пациентом, собирает анамнез, выявляет нарушения мозговой деятельности и их источник, разрабатывает план терапии. Кроме опроса специалист использует тестирование, с помощью различных методик выявляет особенности мышления и интеллектуальных функций. На основании полученной информации врач разрабатывает индивидуальную схему, которая может включать лекарственные, инструментальные и психотерапевтические методы. Наиболее популярные инструменты восстановления нормального функционирования психики: аутотренинг, гипноз, занятия в группах.
Психиатр занимается:
- первичным консультированием пациентов;
- сбором анамнеза;
- медицинским обследованием;
- постановкой первичного диагноза;
- разработкой схемы лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания;
- регулярными осмотрами пациента;
- оформлением медицинской документации;
- ведением истории болезни.
Круг обязанностей специалиста
В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.
Психотерапевт занимается:
- приемом клиентов;
- оценкой психоэмоционального состояния;
- сбором анамнеза;
- диагностикой;
- выявлением психологических проблем;
- разработкой схемы терапии;
- индивидуальной и групповой психотерапией.
Клятва детского психолога
(из книги Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000).
Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.
В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, — для тех, кто идет ко мне.
Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.
Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.
И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности
Преимущества профессии психолога
Основным преимуществом профессии психолога, вне всякого сомнения, является моральное удовлетворение от осознания важности и полезности для общества. Ведь психолог – это профессия, которая оказывает реальную помощь людям, и результат достаточно часто можно увидеть «здесь и сейчас».
Отметим, что чувствовать себя чьим-то «спасителем» не только приятно, но и выгодно, так как за помощь в решении своих проблем люди готовы хорошо платить. На сегодняшний день среднемесячный доход психологов в России составляет порядка 50-60 тысяч рублей (и это мы не принимаем во внимание доход психологов, оказывающих услуги частным образом).
Не сложно догадаться, что психологи имеют возможность работать не только штатным сотрудником той или иной организации (а специалист по психологии сегодня востребован практически в организациях всех сфер деятельности), но и осуществлять частную практику. Причем для этого им не нужно больших капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать дорогостоящее оборудование или арендовать помещения с большой площадью.
Ну и самое главное, психолог – это не столько профессия, сколько образ жизни, поэтому специалист применяет свои профессиональные знания и навыки, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. А это значит, что хорошему специалисту гарантирована жизнь без проблем (во всяком случае, в психо-эмоциональном плане).
Личностные качества психолога
В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.
За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.
Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.
В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.
Хочу стать психологом — с чего начать?
Ректор университета практической психологии, Н.И. Козлов, рекомендует начинать с образования. Он предупреждает: чтобы стать психологом, мало одного желания помогать людям. Нужно быть усидчивым, терпеливым, способным выучить и запомнить много информации. Будущий специалист должен быть готов к тому, что после окончания вуза ему, скорее всего, придется работать за маленькую зарплату.
Образование в гуманитарном вузе дает представление о дисциплинах:
- общая психология;
- педагогика;
- возрастная психология;
- конфликтология;
- психология СМИ;
- психология управления человеческими ресурсами и т. д.
Начиная обучаться по выбранному направлению, нужно помнить и о самообразовании. В свободное время будущий специалист может смотреть фильмы, связанные с профессией или читать научные статьи. Только регулярное развитие и личностный рост сделают из психолога профессионала.
Каким должен быть современный психолог
Мы решили взглянуть на портрет психолога нашего времени. На основании наблюдений рекрутинговой компании World Staff, а также анализа украинского рынка труда, портрет профессионала данного направления получился таким.
Согласно данным сайтов по поиску трудоустройства, в основном работу психолога ищут женщины с высшим образованием, что показали 84% всех резюме, а также опытом работы в данной сфере до 2 лет – 72% резюме соответственно. Работу в Киеве ищут 52% соискателей на позицию психолога, 76% — на полную занятость.
Вариации трудоустройства психолога могут быть различны. Ими могут служить как специализированные центры, которые оказывают соответственные услуги, так и в штаты организаций и предприятий другого профиля, такие как – клинический психолог, школьный психолог, специалист по психологии труда на производстве и так далее.
В бизнесе психолог изучает влияние психологических, а также организационных факторов производства на деятельность работников фирмы или предприятия с целью разработать мероприятия по улучшению условий их труда и повышения эффективности работы.
Основные требования, которые выдвигает работодатель к потенциальному кандидату:
- высшее образование (психологическое);
- опыт работы свыше 1 года;
- знание ПК;
- знание иностранного языка (в западных компаниях);
- представительный внешний вид;
- отличные коммуникативные навыки;
- знание социальной психологии, психологии труда и управления;
- владение методикой изучения психологических особенностей трудовой деятельности работника.
Основные обязанности психолога:
- анализ психологического состояния работников, а также трудовых процессов;
- непосредственное участие в постановлении задач социального развития;
- изучение нарушений трудовой дисциплины, текучести кадров, малоэффективного труда, а также определение путей устранения причин, которые их вызывают;
- изучение зарубежного и отечественного передового опыта работы психологов;
- участие в оценке персонала и аттестациях;
- оценка соискателей при приеме на работу;
- консультация руководства предприятия по социально-психологическим проблемам управления производственным процессом и социального развития коллектива, и работников, которые занимаются трудовыми и кадровыми вопросами.
Зачастую, психолог подчиняется руководителю HR отдела, в некоторых случаях – директору. В подчинении у психолога никого нет. Также он может совмещать функции менеджера по оценке или подбору персонала.
Личностные качества психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Обязанности школьного психолога
Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.
Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.
Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.
Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы.
Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.