Кто имеет право проверять тахографы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право проверять тахографы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эдинственным документом, касающемся работы инспекторов дорожного транспорта, где явно указана роль транспортников в это вопросе, является Постановление № 1043 „О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве”.

Имеет ли право ГИБДД проверять тахографы?

обновлено в 23:54 22.1017:31 05.11.2015

Цифровые тахографы

Ни для кого не секрет, что одной установки тахографа для его правильной эксплуатации недостаточно.

Прежде чем отправить транспортное средство с установленным в нем прибором в дорогу, необходимо знать, каким должно быть обслуживание тахографа, когда и как выгружать информацию из него.

Кроме этого, водитель сам, наравне с техническим специалистом, должен знать, как именно пользоваться тахографом.

На сегодняшний день в системе российской тахографии предусмотрена определенная ответственность для водителей и владельцев ТС, нарушивших правила эксплуатации устройства. К числу контролирующих органов, входящих в систему тахографии России, входят ГИБДД, Транспортная инспекция и Трудовая инспекция.

Осуществляя проверку транспортного средства, инспекторы, как правило, уделяют особое внимание наличию тахографа в транспорте, который по закону должен быть оснащен прибором. При этом инспектора проверяют, соответствует ли тахограф необходимым требованиям, правильно ли он работает, и насколько точно соблюдаются правила его эксплуатации.

В случае нарушения требований, регламентированных Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», предусмотрено наказание согласно статье 11.23 КоАПа.«Статья 11.23.

Цели контроля бортовых самописцев

Контроль тахографа производится для того, чтобы представитель проверяющей организации убедился в исправности прибора, а также в том, что водитель правильно его использует. Основная задача самописца – контроль режима работы для исключения переработок, и для ее выполнения устройство должно быть исправно и применяться по определённым правилам.

В ходе любой проверки устанавливают:

  • Смонтирован ли на грузовике/автобусе/микроавтобусе тахограф (если он должен устанавливаться на ТС по закону).
  • Соответствует ли тип прибора нормативным требованиям (сегодня используются цифровые устройства, для международных рейсов – ЕСТР, для внутренних – СКЗИ).
  • Правильно ли установлен прибор, не нарушены ли пломбы.
  • Есть ли у водителя личная карточка.
  • Соблюдает ли водитель режим работы/отдыха.

Выборочные, но при этом систематические проверки ГИБДД и РосТрансНадзора дают возможность отслеживать оснащение ТС тахографами и использование бортовых самописцев водителями. Результат таких проверок – постепенное снижение аварийности за счет борьбы с переработками и более строгого соблюдения скоростного режима.

Проверка инспектором ГИБДД

Проверка тахографа инспектором ГИБДД может выполняться в любой момент при остановке транспортного средства. Инспектор проверяет документы на машину, права, а также определяет по типу ТС, нужен ли на нам тахограф.

Если установка прибора на транспортное средство обязательна, то сотрудник ГИБДД выполняет проверку:

  • Наличия устройства.
  • Его типа.
  • Карты водителя (обязательно сверяется информация на карте и в личных документах).
  • Состояния тахографа (нарушенные пломбы, следы вмешательства в работу, повреждения).
  • Исправности прибора (как минимум – должен светиться дисплей, на котором отображается служебная информация).

Если план проверки это предусматривает, или у инспектора ГИБДД есть подозрения, то он может запросить распечатку с данных тахографа. Водитель сам распечатывает показания, потому должен знать, как это делается – отказ от распечатки становится поводом для штрафа. По распечатке проверяют:

  • Соблюдение режима работы (отсутствие переработок длительных периодов вождения без отдыха).
  • Скоростной режим.

Какой штраф за езду без тахографа

Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000—5000 рублей. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 рублей. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.

За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 рублей. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 рублей, а компания — до 50 000 рублей. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.

Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:

  • • Для юрлиц — от 50 000 и до 70 000 рублей за повторное нарушение.
  • • Для ИП — от 5000 и до 20 000 рублей за повторное нарушение.

Поверка тахографа — еще одна «дыра» в законе

2903

Свидетельство и иные документы, подтверждающие поверку тахографа, водителям автомобилей необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД при остановке на дороге. Даже несмотря на то, что по закону этого делать необязательно. Эксперт портала Навипорт Андрей Туров разобрался в юридической коллизии.

Фото: Руслан Кривобок, РИА Новости

Читайте также:  Развод с иностранцем без его присутствия и согласия

Знакомая ситуация: инспектор ГИБДД остановил автомобиль и попросил предъявить документы, подтверждающие поверку тахографа. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, в перечень документов, которые водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, свидетельство о поверке тахографа не входит. Поэтому зачастую у водителей таких бумаг с собой нет. Однако сотрудники автоинспекции оформляют административное правонарушение и выписывают штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 11.23 КоАП, в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на водителя и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на должностное лицо.

«В наш холдинг входит несколько транспортных предприятий. Часть машин работает по России, часть занимается международными перевозками, — сказал Андрей Туров. — Некоторые машины ездят строго по графику. Чтобы не нарушать график движения, мы соблюдаем законодательство при перевозках. Из-за вынужденных остановок сотрудниками ГИБДД и разборов на дорогах графики нарушаются». При этом к концу месяца может набегать приличная сумма штрафов.

Эксперт Навипорта обратился за разъяснениями в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. В управлении согласились, что по закону водителям необязательно возить с собой документы, подтверждающие метрологическую поверку тахографа. Однако сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении контроля соблюдения режима труда и отдыха имеют полномочия проверить исправность тахографа. «В случае отсутствия поверки он считается неисправным, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП», — отмечается в ответе МВД. При этом в управлении не уточнили, необходимо предъявлять оригиналы или копии документов.

В статье 11.23 отмечается, что транспортным средством нельзя управлять, а также выпускать его на линию для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля — тахографа. Также нельзя управлять или выпускать на линию автомобиль с неработающим или не соответствующим установленным требованиям тахографом. Исключение — поломка устройства уже во время рейса.

Другими словами, если водитель не может предъявить на месте свидетельство о поверке тахографа, инспектор формально может счесть его неисправным, даже несмотря на то, что контролирующее устройство вполне исправно работает. И уже в рамках производства по делу могут быть истребованы необходимые документы, позволяющие установить исправность тахографа.

Такая ситуация — еще один пробел в законодательстве, когда одну сферу транспортной деятельности регламентирует несколько законов и подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу, сказала президент Единого Союза Тахографистов Оксана Беспалова. Задача портала Навипорт — разъяснять правила рынка и требования закона, выявлять вот такие юридические коллизии.

Ознакомиться с ответом МВД

Что такое карточка водителя

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).

Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.

Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене.

Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Выгоды, которые вы получаете от владения картой мап:

1. Экономические:

1.1. Отсутствует необходимость в замене тахографа на отечественный со средством криптографической защиты информации. Вы можете использовать штатный аналоговый или цифровой европейский тахограф;

1.2. Стоимость владения европейским тахографом значительно дешевле. Отсутствует необходимость в периодической замене блока СКЗИ. Надежность штатного европейского тахографа на порядок выше российского устройства;

1.3. Отсутствие штрафов за режим труда и отдыха при владении аналоговым тахографом, т.к. у инспектирующих органов отсутствует специализированное оборудование, программы и база знаний для считывания шайб и анализа полученных данных;

1.4. Отсутствие штрафов за использование неисправного тахографа, который вышел из строя в рейсе.

Какой режим работы должен соблюдать водитель?

  • Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.
  • Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.
  • Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.
  • После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
  • Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
  • Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
  • Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
  • Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
  • Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.
  • В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
  • В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.
  • Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.
  • Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
  • В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.
  • Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.
  • По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.
  • Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
  • Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.
  • В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.
  • Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
  • Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.
  • Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.
  • Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.
  • Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?

Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.

В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.

Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.

Проверка тахографа — законное право инспектора гибдд

ГИБДД Проверяет активацию аппарата и определяет, осуществлена ли аутентификация карты, установленной в устройстве с его блоком СКЗИ, также он может проверить тахограф по серийному номеру Следующим шагом проверяющий выясняет Были ли допущены модификации тахографа, совершались ли по отношению к нему блокировки и устанавливает общую исправность прибора Далее устанавливается Возможна ли несанкционированная коррекция регистрируемой информации Инспектор выполняет визуальное исследование компонентов тахографа и мест В которых они располагаются Он отмечает Присутствие калибровочной таблички с информацией об установившей прибор мастерской и самом транспортном средстве и наличие в надлежащих местах пломб Инспектор осуществляет проверку документов Относящихся к тахографу, распечаток данных с устройства и выгрузок сведения из самого аппарата и карт управляющих транспортным средством водителей.

Основания для проверки прибора

В рамках законодательно утвержденной процедуры сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку не реже, чем один раз за период двух лет. Во время ее проведения представители контролирующих органов проводят осмотр тахографа, выявляют имеющиеся нарушения, которые были допущены либо при установке прибора, либо уже при непосредственной эксплуатации. Такой процесс обязателен для каждого автомобилиста, на транспортном средстве которого должен быть установлен подобное контрольно-измерительное устройство.

Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

В случае обнаружения каких-либо нарушений непосредственно к автомобилистам могут применяться меры административного наказания, которые могут также затронуть непосредственного работодателя, если транспортное средство числится на балансе предприятия или организации. Обнаруженные нарушения оформляются в виде протокола, далее следует судебное разбирательство, в ходе которого назначается мера ответственности всех причастных лиц и наказание. Право на проверку тахографа имеет любой из сотрудников ГИБДД – такие полномочия утверждены приложением приказа №5 Министерства транспорта Российской Федерации, в которых определены основные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным приборам. При этом автоинспекторы должны четко соблюдать установленный регламент контроля и выполнять исключительно те действия, на которые он имеет право.

Наказание за неисправное устройство

Статьей 11.23 КоАП РФ установлено, что эксплуатация транспорта с неработающим тахографом наказывается наложением штрафных санкций.

При этом законодатель разделил категории правонарушителей:

  1. для физических лиц штраф будет составлять от 3000 до 5000 рублей (о том, за что еще ГИБДД может выписывать штрафы в размере 1000 руб читайте здесь, а в размере 3000 руб узнайте тут);
  2. для должностных лиц – от 7000 до 10 000 рублей (о том, за что еще можно получить штраф от ГИБДД в размере 5000 узнайте тут, а в размере 10000 здесь).
  3. для ИП — от 15000 до 25000;
  4. для юридических лиц — от 25000 до 50000.

При этом в самой статье приводится перечень случаев, когда данное устройство считается таковым. Это его:

  • блокировка;
  • модификация;
  • неисправность.

Другого наказания, кроме штрафа законодательством в настоящее время не предусмотрено.

Проверка наличия и исправности тахографа

Инспекторы ГИБДД проверяют, установлен ли тахограф на транспортное средство, его исправность, наличие калибровочной таблички и пломб, а так же, соблюдение собственником ТС периодичности проверок данного устройства. Инспектор может проверить наличие карты водителя и запросить у водителя распечатку с контрольного устройства, в которой будет отражен режим работы в течении выбранного периода времени.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования», прибор должен находиться в поле зрения водителя, когда он сидит за рулем, на расстоянии, не превышающем длину вытянутой руки. Если конструкцией транспортного средства не предусмотрено штатное место для установки тахографа, то необходимо докупить специальный кожух и смонтировать его на передней панели.

Первоначальные данные

По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.

Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.

Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.

Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.

Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.

Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2021
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2021

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (ЦИФРОВОЙ)

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать все необходимы распечатки и СТС.
  2. Проверка наличия и действительности карты водителя.
  3. Проверка наличия калибровочной таблички и пломб.
  4. Проверка размерности шин.
  5. Сверка данных тахографа, калибровочной табличкой, шин и СТС.
  6. Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
  7. Проверка времени тахографа и отклонения +- 20 мин.
  8. Проверка наличия датчика скорости и соответствия его международным требованиям.
  9. Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителя.
  10. В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на термоленте.

Обратите внимание – все установленные тахографы после 01.10.2012г. должны иметь 2-й датчик движения, работающий по CAN линии от ABS, либо по GPS. Так же основный датчик скорости должен быть антимагнитным и соответствовать требованиям 1266/2009 ЕСТР.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *