Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.
Разберемся с понятиями
Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимозависимых компаний.
Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.
Принудительное исполнение налоговой обязанности в отношении налогоплательщика-физического лица.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа.
1. Требование об уплате налога – мера предупредительного характера, назначение которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются к налогоплательщику в случае неисполнения требования. В требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.
2. Решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается только в отношении организаций не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер: взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика – клиента банка.
3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. При этом налог с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.
Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, принятое руководителем налогового органа, направляется судебным приставам для исполнения. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика.
При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?
Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:
- согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
- на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
- Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
- если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
- деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.
Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.
Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.
Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.
В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
При этом необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.
В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.
Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам
Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.
Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.
Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.
День получения требования зависит от способа его отправки:
- седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
- день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.
Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?
В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.
Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.
Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.
Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)
Срок исковой давности по налогам, переплаченным в бюджет
Установив переплату налогов, пеней, штрафов, ИФНС должна сообщить об этом факте налогоплательщику в 10-дневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ). Переплата идет в зачет будущих налоговых платежей либо возвращается на счет плательщика налога.
Когда переплата возникла по вине налогоплательщика, он вправе написать в инспекцию заявление на возврат (зачет) в течение 3 лет со дня уплаты им лишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ), а при неправомерном отказе налоговиков зачесть или вернуть переплату – подать исковое заявление в суд.
Срок давности по налогам, излишне взысканным, составляет 3 года. Это означает, что налогоплательщик, переплативший налог по вине ИФНС, может подать на нее в суд в трехлетний период с момента обнаружения им такой переплаты. Заявление в инспекцию о возврате переплаченной в бюджет суммы подается в течение 1 месяца после того, как плательщику стало известно об излишне «снятом» налоге, либо со дня вступления в силу судебного решения о взыскании суммы, превышающей реальный размер задолженности (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Срок давности по налогам физических лиц
Исковая давность по налогам, уплачиваемым физлицами, не являющимися ИП, установлена в ст. 48 НК РФ.
ИФНС может обратиться за взысканием налогового долга в суд, если со дня окончания срока исполнения самого первого ее требования прошло 3 года, а гражданин за это время задолжал государству более 3000 рублей. Срок для обращения – полгода со дня, когда сумма долга превысила 3000 рублей.
Если же за 3 года задолженность не стала больше этой суммы, то у налоговиков для обращения в суд есть полгода после окончания трехлетнего срока.
Итак, срок исковой давности по налогам не надо путать со сроком привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. В данном контексте – это временной отрезок, в котором налоговики имеют право взыскать с налогоплательщика недоимку, либо — время для обращения налогоплательщика за возвратом (зачетом) налоговой переплаты.
Мадрих — Юридическая компания
Уплата налогов — один из основных имущественных обязательств любого участника экономических отношений. Их должны платить как физлица (ИП или граждане), так и юрлица — предприятия, организации и учреждения.
В сфере налогообложения нередко возникает много проблем и спорных вопросов, связанных с просроченными долгами налогоплательщика. В некоторых случаях данный долг требуется гасить — сроки давности по взысканию задолженности по налогам и источники уплаты в таком случае устанавливают в законодательном порядке.
Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?
Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:
- согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
- на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
- Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
- если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
- деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.
Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?
В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.
Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.
Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.
Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)
Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?
Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).
Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.
И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.
Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).
Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.
Есть и другие основания для списания недоимки:
- компания ликвидируется;
- инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
- компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.
ФНС утвердила новые формы требований и решений о взыскании налоговых долгов
Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.
Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:
- ликвидации юридического лица;
- признания юридического лица банкротом;
- наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
- если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Смоленская торгово-промышленная палата – крупнейшая региональная негосударственная организация, объединяющая более 500 наиболее успешных предприятий, учреждений, фирм и индивидуальных предпринимателей Смоленщины.
За два десятка лет она превратилась в развитую структуру, располагающую значительными организационно-техническими ресурсами и высоко профессиональным кадровым потенциалом.
- Аренда залов
- Оценочная деятельность
- Оценка условий труда
- Переводы
- Экспертиза
- Экзамен для мигрантов
1. Настоящая статья устанавливает правила взыскания налога, сбора или пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с настоящей статьей взыскание налога (сбора, пени, штрафов) с физического лица допустимо только в судебном порядке.
При этом налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества (денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, иного имущества — статьи 128 — 130 ГК РФ) налогоплательщика — физического лица в случае неисполнения таким налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога.
Взыскание налогов и сборов, включая пени что это
Взыскание налогов и сборов, включая пени, производится не только в Москве или в России, но и во всем мире. Это взимание налогов принудительным способом. Это значит, что если человек не оплатит вовремя часть или полностью всю сумму сбора, то это позволяет с помощью законодательства обратиться к счетам в банке и другим ресурсам, с которых возможно изъять средства для уплаты долга. Суд имеет право взыскивать задолженность, обращаясь в банки. Если грозит взыскание задолженности по налогам, должнику высылается письмо с просьбой оплатить долг. В данном документе должна быть предоставлена следующая информация:
- сумма задолженности, которую необходимо оплатить,
- пеня, которая набежала к моменту отправки письма,
- сроки оплаты и сроки исполнения требования об оплате,
- меры, которые будут применены в случае неуплаты указанной суммы в срок.
Когда недоимку признают безнадежной
Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:
- если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
- по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
- долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
- если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.
Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей
Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .
Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.
Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.
Непредъявленные требования оплате не подлежат
В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.