Федеральная инспекция труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная инспекция труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Читайте также:  Как продать земельный участок выгодно и быстро

Другой комментарий к статье 355 ТК РФ

§ 1. Принципы деятельности любых участников общественных отношений, в том числе и в сфере труда, основываются, прежде всего, на положениях Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Деятельность федеральной инспекции труда базируется на общих правовых принципах: законности ее деятельности, неуклонном следовании предписаниям Конституции РФ, законов, иных нормативных правовых актов; объективности — учете реальной ситуации и реальных фактов, с которыми должностные лица федеральной инспекции труда сталкиваются в процессе работы. Немаловажным принципом является независимость федеральной инспекции труда от работодателей, их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Важным принципом в работе соответствующих инспекций труда является также принцип гласности надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, ее результатов, который должен обеспечиваться государственными инспекторами труда на любом уровне доведения результатов проверок до работников и работодателей организаций, где проводились проверки, опубликование соответствующих сведений в средствах местной информации или иным способом.

§ 2. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ и законодательства об охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав работников. Часть 2 ст. 355 ТК более подробно определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.

Закрепленные в ст. 355 ТК основные задачи федеральной инспекции труда полностью соответствуют положениям ст. 3 Конвенции МОТ N 81.

Плановые и внеплановые проверки

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. И те и другие могут проводиться в форме документарной или выездной проверки.

Плановые проверки разрешается проводить не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В плане указываются:

  • наименования предприятий, деятельность которых (в области трудовых отношений, включая охрану труда) подлежит плановым проверкам;
  • цель и основание проведения плановой проверки;
  • дата и сроки проведения плановой проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в Интернете либо иным доступным способом.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Читайте также:  Развод без согласия одного из супругов

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.

В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).

Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный орган наделен широкими полномочиями, позволяющими противодействовать нарушениям в сфере отношений между работниками:

  • рассматривает дела о нарушениях, имеющих административный характер;
  • информирует сотрудников предприятий об их правах и обязанностях, о соблюдении законодательства;
  • обобщает практику и анализирует основные причины нарушений, готовя базу для новых нормативных актов;
  • занимается вопросами травматизма на рабочих местах;
  • ведет подготовку трудовых арбитров, решающих споры в коллективах, а также создает их информационную базу;
  • информирует СМИ о проблемах и решениях в сфере отношений между сотрудниками.

Федеральная российская служба по труду и занятости занимает лидирующие позиции среди органов власти страны, успешно решает проблемы работающих граждан. Информационные технологии помогли ей выйти на пространство Интернета, организация размещает на документы, рассказывает о своей деятельности, общается с заявителями в режиме реального времени. Роструд активно развивает направления своей деятельности, помогая гражданам эффективно трудиться.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Структура организации Роструд

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Кто обязан проходить тестирование по охране труда

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». При этом пункт 78 нового порядка обучения начнут применять с 1 марта 2023 года. В нем речь идет о новой форме проверки знаний специалистов по охране труда: тестировании с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пункт 78 постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» относится к проверке знаний:

  • руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
  • руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
  • руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.

Это значит, что с 1 марта 2023 года для работодателей, который не являются учебным центром или трудовой инспекцией, тестирование будет обязательным для руководителя службы охраны труда и работников такой службы — специалистов по охране труда.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Читайте также:  Меньше, больше или равно зарплате: «прозрачно» об отпускных

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УСТРОЙСТВ ТЕПЛОВОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ЗАЩИТПравить

9.1. Обслуживание электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений, защит и технических средств АСУ должно выполняться с соблюдением мер электробезопасности, предусмотренных настоящими Правилами.

9.2. Операции с коммутационной аппаратурой на пультах, распределительных щитах и сборках устройств ТАИ может выполнять оперативный персонал или по наряду (распоряжению) производитель работ, если разрешение на такие операции подтверждены записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам) или при работе по распоряжению — в графе 7 Журнала учета работ по нарядам и распоряжениям (приложение № 5 к настоящим Правилам).

(Измененная редакция. Изм. от 01.07.2003 г.).

9.3. Подготовку участка технологического оборудования перед допуском к работам на устройствах ТАИ должен проводить оперативный персонал цеха, участка, в управлении которого находится технологическое оборудование.

9.4. Опробование и проверка под напряжением, пробное включение в работу отдельных элементов и участков схемы или узлов устройств ТАИ во время ремонта, наладки выполняются с разрешения начальника смены (оперативного персонала) технологического цеха, участка при соблюдении следующих условий: работа должна быть прекращена, бригада от опробуемого энергооборудования удалена, защитные заземления, ограждения и плакаты сняты.

Работы, связанные с неоднократным включением и отключением электрооборудования в процессе опробования, разрешается проводить без оформления перерывов в наряде, но с выполнением каждый раз необходимых технических мероприятий.

9.5. По распоряжению можно выполнять работы в устройствах ТАИ, не требующие изменения технологической схемы или режима работы оборудования.

В устройствах ТАИ по распоряжению работником, имеющим группу III, единолично могут выполняться следующие работы:

наладка регистрационной части приборов;замена манометров (кроме электроконтактных), дифманометров, термопар, термометров сопротивления;устранение дефектов в приборах теплотехнического контроля на блочных и групповых щитах управления;профилактика переключателей точек температурных измерений;ремонт комплекса технических средств вычислительной техники АСУ;наладка и проверка параметров настройки электронных блоков авторегуляторов;уплотнение коробок зажимов;выполнение надписей, маркировки стендов, датчиков, исполнительных механизмов, панелей и т. п.;обдувка щитов, панелей сжатым воздухом.

9.6. Все работы в устройствах ТАИ, расположенных в различных цехах, участках должны проводиться с разрешения начальника смены (оперативного персонала) цеха (участка), в котором предстоит работать.

9.7. При проведении работ на сборках задвижек, на приводах задвижек и регуляторов и др. должны соблюдаться требования разделов 1.4 и 4.4 настоящих Правил.

9.8. Допускающим к работам по наряду или распоряжению в устройствах ТАИ является оперативный персонал цеха, участка технологического объекта имеющий группу III.

Производителю работ, имеющему группу IV, из числа электротехнического персонала разрешается совмещать обязанности допускающего и определять меры безопасности в электрической части устройств ТАИ при подготовке рабочего места с записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам).

Виды проверок Когда и как проводятся
Плановая Планируется ежегодно. Предприятия подлежат плановой проверке не реже раза в три года.
Внеплановая Возникает по фактам получения жалоб от тружеников, описывающих факты нарушения трудового законодательства, после возникновения несчастных случаев на производстве, в связи с необходимостью проверить, как исполняется ранее выданное предписание.
Документальная Осуществляется проверка имеющихся в компании документов, регулирующих вопросы условия работы, выплаты заработной платы, охраны труда, время выполнения рабочих функций и отдыха.
Выездная Обычно назначается, когда после документальной проверки остаются не закрытыми вопросы, касающиеся условий работы и отдыха конкретного сотрудника.

Плановые проверки могут быть комплексными (охватываются все вопросы), а также тематическими (проверяется конкретное направление). Обычно в процессе комплексных проверок рассматриваются полностью все разделы определённого направления (например, охрана труда либо же общие вопросы трудового законодательства).

Внеплановые контрольные мероприятия обычно связывают с конкретными фактами или событиями. В этом случае конкретное направление (указанное в обращении) подлежит пристальному всестороннему изучению на предмет соответствия нормам трудового законодательства. За результатами такой проверки в обязательном случае составляется акт. При необходимости на основании акта выдается предписание на устранение нарушений законодательства о труде.

Срок рассмотрения жалобы

Направленное письменное обращение подлежит обязательному рассмотрению. По общему правилу государственная структура обязана рассмотреть обращение в течение 30 дней со дня его поступления. Учитывая специфику работу трудовой инспекции, необходимости осуществления выездных, документальных, внеплановых проверок, законодатель установил граничные сроки осуществления таких мероприятий.

По общему правилу на проведение проверки отводится не более 20 дней. Но здесь могут присутствовать некоторые исключения, в зависимости от размеров, разветвленности, специфики работы конкретной компании. В этом случае устанавливаются такие максимальные сроки проверок:

  1. 60 дней. Когда структура организации предусматривает наличие филиалов по различным регионам страны.
  2. 50 часов. Когда проверке подлежит малое предприятие (компания с небольшой численностью сотрудников).
  3. 15 часов. Если требуется осуществить проверку микропредприятия (обычно это частный предприниматель, у которого в небольшом цеху трудятся пару работников).

В случае когда требуется продлить период проверки, максимальное время продления для крупных компаний не может превышать 20 дней, в то время как для микропредприятий этот показатель не должен превышать 15 часов.

Касательно жалоб по незаконному увольнению, то они должны быть объективно рассмотрены не позднее 10 дней со дня поступления. Заявитель о результатах такого рассмотрения информируется письменно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *