Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Межевание земель общего пользования в СНТ: в чем смысл, обязательно ли делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 22 Закона 217-ФЗ гласит, что СНТ в целях использования территории общего пользования должны подготовить проект планировки территории. Проект планировки включает в себя проект межевания территории. Для ОНТ же, проект планировки не требуется, но отмежевать территорию все же придется, огородникам достаточно подготовить проект межевания. Межевание общих земель в СНТ делается для того, чтобы юридически закрепить свои границы и смело пользоваться общими землями, предназначенными для нужд всех садоводов и огородников. На землях общего пользования организуют проезды, проходы, детские площадки, ставят сторожки, облагораживают общедоступные места и устанавливают ограждения, чтобы не допустить проникновения третьих лиц. Эти земли и постройки на них, передаются в общую долевую собственность членам СНТ.
Для чего нужна данная процедура и что она означает?
Любой объект недвижимости подлежит внесению в ЕГРНП. Недвижимость, исключая помещения в многоквартирных домах, должна при этом иметь «привязку к местности». Такой «привязкой» и является межевание земельного участка в 2022 году.
Специалист, обладающий необходимой квалификацией, закрепляет фактические границы земельного участка. То есть, по GPS определяет координаты поворотных точек (углов) и при помощи специальной программы формирует на топографической карте участок площади, конфигурации, местоположения. Затем межевой план вносится в кадастр Росреестра.
ВНИМАНИЕ! В быту часто путают межевание границ земельного участка и вынос его границ в натуру. Между тем, это разные, прямо противоположные по назначению действия. Межевание – это фиксация фактически существующего участка, составление топографического плана. При помощи выноса точек можно проверить, соответствует ли фактический надел кадастровому плану. План при этом не составляется, он не нужен. Но данный процесс позволяет разрешить споры соседей, например, проверить, по закону ли забор между наделами находится там, где находится, либо кто-то из них присвоил кусок чужой земли.
Размежевать можно только землю, находящуюся в собственности (арендованную – нельзя). Процедуру следует проводить, если с наделом проводят сделки, а также делят, либо объединяют их.
Порядок согласования границ земельного участка – межевание или вынос точек
Если ваш надел не расположен в «чистом поле», нужно будет договориться о межевании с соседями. Они (плюс Председатель Правления, если у вас участок в садовом/дачном товариществе) должны будут письменно подтвердить, что согласны с границами участка. Известить соседей/председателя вы должны сами.
Поэтому, хоть мы и писали, что присутствие хозяина надела во время процедуры не требуется, возможно вам лучше приехать на место. Ведь соседи/председатель должны быть там, чтобы поставить соответствующие подписи. Во избежание недоразумений лучше проконтролировать все самому.
«Территориальные споры» с соседями необходимо урегулировать заранее. Если это невозможно – письменно фиксируйте факт отказа, ищите все старые документы, свидетельствующие о вашем праве на спорные «куски», нанимайте опытного юриста и обращайтесь в суд. Дело это длительное и недешевое.
Поэтому, если речь идет о паре действительно спорных квадратных метров, иногда предпочтительней уступить, чтобы избавить себя от лишних хлопот и затрат. Если же сосед «совсем совесть потерял» — судитесь.
Судебная практика оптимистична – большинство обоснованных претензий истцов удовлетворяется.
Сколько стоит межевание земельного участка
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Стоимость работ определяют стороны договора на основе сметы.
Цена межевания зависит от множества факторов. Она может варьироваться как из-за расценок самой организации, которая проводит работы, так и от конкретного участка — его особенностей, конфигурации, расположения, размера и вида работ (образование нового участка, разделение, перераспределение земель).
В среднем цена услуги для граждан составляет до 20–30 тыс. руб. Например, стоимость работ по подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка площадью до 8 соток будет варьироваться в пределах от 12 тыс. руб. до 16 тыс. руб. Уточнение границ участка в 10 соток в регионе обойдется до 10 тыс. руб. Если нужно образовать участок под многоквартирным домом, то выставляется сумма примерно в 70 тыс. руб., привела примеры представитель АЮР.
Кроме того, законодательством предусмотрен вариант бесплатного межевания. Речь идет о случаях, когда по заказу уполномоченного органа проводится комплекс кадастровых работ на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.
Сколько стоит межевание участка в СНТ
Стоимость услуги по определению границ земельного участка в садовом некоммерческом товариществе зависит от следующих факторов:
- Удаленность участка — чем дальше расположена территория, которую необходимо обмерять, тем больше будут транспортные расходы подрядчика. Соответственно и цена межевания будет выше;
- Срочность заказа — если заказчику нужно получить межевой план в кратчайшие сроки, исполнителю придется задействовать дополнительных специалистов и технические средства;
- Площадь исследуемого участка — чем больше размер надела, тем дольше и сложнее будут проходить кадастровые исследования;
- Статус собственника — для физлица стоимость межевания будет дешевле, чем для организации;
- Количество информации, которую необходимо внести в ЕГРН — если межевание участка уже проводилось и подрядчику необходимо просто уточнить сведения, процедура будет стоить дешевле, чем первичный сбор данных;
- Объем исследований — необходимость проведения дополнительных изысканий или подготовки недостающих документов также увеличивает цену межевания;
- Категория земель — стоимость услуги зависит от вида разрешенного использования участка и методов его эксплуатации.
Председатель СНТ не подписывает межевание: Что делать?
Если глава садового некоммерческого товарищества отказывается согласовывать границы земельного участка и подписывать соответствующий Акт, это не повод отказаться от процедуры. Можно размежевать надел и оформить его в собственность без подписи председателя. Для этого необходимо выполнить такие действия:
- Собрать общее собрание участников общей долевой собственности и пригласить на него председателя — сначала позвоните по телефону, если он откажется присутствовать на собрании, попросите его зафиксировать это письменно;
- Отправить письменное уведомление главе товарищества — для этого нужно уточнить юридический адрес СНТ и дождаться ответа на письмо или уведомления, что оно вернулось отправителю;
- Подать объявление о предстоящем межевании в печатном СМИ — сделать это необходимо за месяц до приезда исполнителя;
- Запросить генплан застройки территории садового товарищества — его должен выдать председатель, но в нашей ситуации это невозможно. Поэтому обратиться за документом можно в отдел архитектуры местной администрации.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Получение свидетельства о подтверждении границ дачного участка
По получении на руки межевого плана, выполненного либо в электронной, либо в обычной (бумажной) форме – владельцу ДУ следует обратиться с ним в «Росреестр».
К плану необходимо приложить заявление на регистрацию, копию личного паспорта, а также документы на сам участок. При этом они могут быть поданы лично (в местное отделение «Росреестра»), либо по почте, включая электронный вариант этой службы.
Отметим также, что за предоставляемые услуги взимается госпошлина в размере 1000 рублей, квитанция об оплате которой предоставляется или отправляется совместно с заявлением.
Предельный срок рассмотрения подготовленных и отправленных тем или иным способом данных составляет десять рабочих дней для «Росреестра» и двенадцать – для МФЦ.
При любом варианте решения по рассматриваемому вопросу (отказ или подтверждение) заявитель получит ответ в виде уведомления на электронную почту. Одновременно с этим в случае положительного решения собственник получает на руки или на электронную почту официальный документ, представляющий собой выписку из ЕГРН.
В заключении ещё раз отметим, что процедура межевания дачного участка предоставляет его владельцу определённые преимущества.
Именно поэтому тем собственникам, чьи владения пока еще не имеют официально узаконенных границ, лучше всего не откладывать это дело «в долгий ящик» и поторопиться с их официальным подтверждением.
Тем более что, начиная с 2018-го года, наличие законно установленных границ будет являться обязательным условием проведения сделок с этим видом земельной собственности.
Законы о земельных участках
[ads-pc-1][ads-mob-1]
Все землевладельцы, не прошедшие межевание, стали простыми пользователями своего куска земли. Продавцом, дарителем, наследодателем участка такой гражданин стать не может, пока не зарегистрируется в соответствующем госоргане. И получить кредит с залогом земельной собственности он не сможет, пока она не подвергнется межеванию.
Более того, при отсутствии регистрации надела гражданина в Госреестре более чем 60 месяцев вместо него хозяином земли станет государство.
Возможно, лицу, мало заинтересованному в этом владении, этот факт и не очень интересен. Но какой-либо агроном-любитель, страстно желающий повозиться на своем участке, обретший по наследству или получивший в дар сад-огород, тоже может оказаться «не хозяином», если даритель или наследодатель вовремя не побеспокоился о межевании и регистрации своей собственности.
Надо сказать, что этой проблемой озаботились не сегодня. А сегодня в парламенте планируется узаконить категорическое запрещение владеть немежеванной землей, вплоть до ее изъятия.
Слишком много в стране «ничейной» земли, которая, кстати, не всегда является бесхозной. Получается, что не с кого собирать налоги, если не известен собственник.
Законы, направленные на наведение порядка с землёй, принимались и в 1997 году (№122-ФЗ), и в 2006 (№ 93-ФЗ – «О дачной амнистии»), и в 2007 (№ 221-ФЗ – «О госкадастре»).
Обязательно ли межевание участка
Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной̆ инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской̆ Федерации» вступил в силу.
Согласно закону, земельные участки без межевания могут быть ошибочно приняты за свободные, никем не занятые. На ЗУ не имеющих точных сведений о местоположении границ в ЕГРН и без зарегистрированных прав собственности (возникли до февраля 1998 года) может быть начато строительство объектов федерального, регионального или местного значения. Именно поэтому Росреестр делает акцент на необходимости межевания.
Чтобы подобных ситуаций не возникало, владельцам земельных наделов необходимо уточнить границы участков (пройти межевание) с привлечением услуг кадастровых инженеров. На сегодняшний день почти 24 млн. земельных участков в ЕГРН не имеют точного описания границ.
Действия после проведения межевания участка
Дальнейшие действия после межевания зависят от того, с какой целью заказывали услугу.
Часто подлинник межевого плана необходим для:
- Осуществления разного рода сделок с земельным участком (дарение, продажа, приобретение).
- Предоставления документа в суде в спорной ситуации с определением границ.
Чтобы четко понимать, что делать дальше после межевания, давайте разберем случаи, как используется межевой план чаще всего.
- Уточнение сведений об участке, который был поставлен на учет ранее. До января 2018 года процедура межевания не была обязательной. А сейчас все владельцы ЗУ обязаны подать в Росреестр сведения о точных границах, местоположении и площади земли. В подобных случаях план с обновленными границами должен быть отправлен в Росреестр. Этим занимается кадастровый инженер, который проводил межевание.
- Уточнение пределов участка земли для устранения ошибок. Обновленные данные также должны быть отправлены в базу Росеестра.
- Постановка на учет с целью продажи. В таком случае все документы, вместе с правом собственности на ЗУ подают в МФЦ для последующих регистрационных действий.
- Объединение участков. В этом случае прежние участки снимают с учета, а в ЕГРН вносят данные о новом участке. Всю необходимую документацию подают в МФЦ.
- Раздел (размежевание) участка земли на несколько мелких. Кадастровый инженер должен провести работу по уточнению границ прежнего земельного участка, после чего определить границы новых. Межевой план со всей остальной документацией направляется в отделение Росреестра. Исходный надел должен быть снят с учета и оформляются вновь образованные участки.
Нормативно-правовая база:
- Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019); Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ;
- Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ;
- Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
- Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651).
Земли общего пользования
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Для начала следует разобраться, что под собой подразумевает понятие земель общего пользования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.
2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» Земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
К числу земель общего пользования в садоводческом товариществе относятся:
- улицы, переулки и площади;
- автомобильные дороги и проезды;
- парковые территории;
- зоны водоемов и пляжи;
- зеленые зоны.
Площадь земель общего пользования можно рассчитать, вычитая из общей территории СНТ площади всех участков, находящихся в собственности граждан.
На землях общего пользования могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей членов СНТ (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, помещения правления СНТ, подсобные помещения).
Земельные участки общего пользования в СНТ должны быть расположены на территории товарищества, в соответствии с проектом межевания территории СНТ. Проект межевания утверждается членами товарищества, правление которого обязано, как представитель юридического лица, поставить эти земли на кадастровый учет.
Законодательством предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка — привлечение к административной ответственности и Штраф, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка общего пользования. Для граждан размер штрафа составит от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., в том случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.
До вступления в силу в 2019 году Федерального закона № 217-ФЗ, земли общего пользования на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам земли общего пользования предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.
После вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ статья 24 разрешила передавать все земли общего пользования в долевую собственность владельцев участков СНТ. Для этого необходимо получить согласие всех собственников земель на территории товарищества.
Если имущество и земли общего пользования находятся в долевой собственности членов СНТ, то уплата налогов за эти земли ложится на садоводов. Размер налога индивидуален для каждого владельца и напрямую зависит от размера доли общего имущества.
Если земли и имущество были переданы муниципалитету, никаких дополнительных налогов платить не нужно.
- Провести общее собрание, утвердить проведение работ по межеванию, оформить протокол;
- Выбрать уполномоченное лицо, которое будет ответственным за заключение договора с геодезической компанией;
- Геодезисты приедут в СНТ, оценят объем и стоимость работ, а затем приступят к съемке территорий;
- кадастровые сведения, предоставленные геодезической компанией после завершения всех работ, будут обработаны картографом, а затем переданы кадастровому инженеру;
- завершающим этапом работ станет схема уточнения или определения границ земель общего пользования, которая будет передана на утверждение председателю СНТ;
- если замечаний от уполномоченных лиц не поступит, специалисты сформируют окончательный межевой план.
Про то, как правильно провести выдел земель общего пользования из состава СНТ объясняет статья 24 217-ФЗ: Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
1.
Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3.
Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
4.
Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
5.
Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.
Права собственности на такое имущество закреплены в статье 25 217-ФЗ: Право собственности на имущество общего пользования
1.
Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
3.
В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.
4.
Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
5.
При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.
6.
Собственник садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, не вправе: 1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на имущество общего пользования; 2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок.
7. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).
8.
Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 217-ФЗ, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества; 2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности; 3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.
При использовании земель общего пользования садоводы не имеют права:
- расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
- устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
- перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
- самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Профессионалы в межевании
Процедуру межевания реализует кадастровый инженер и геодезист для определения точных координат. У них должна быть лицензия, которая предусматривает право на учёт земли.
Найти специалиста можно с помощью сайта Росреестра. Процедура поиска не сложная. На сайте можно проверить всех инженеров по наличию аттестатов и лицензий. Является ли инженер индивидуальным предпринимателем или представляет какую-то организацию, сколько по его работе положительных и отрицательных решений и многое другое. Перед подписанием договора с кадастровым инженером, почитайте в интернете отзывы о нём. Потому что в случае неудачного выбора, участок может быть некачественно размежеван и не поставлен на учёт. В итоге зря потраченое время и деньги.
Цена межевания варьируется от 5 000 рублей до 35 000 рублей. Всё зависит от региона, площади, сложности геометрии участка и других факторов. В муниципальных органах стоимость высчитывается по трудоемкости специальными формулами и стоит дешевле. В частных организациях предприниматели сами устанавливают цену в зависимости от спроса. При подписании договора можно договориться на авансовые условия оплаты: половину стоимости до начала работ и половину после.
Необходимость этого может возникать в связи с наличием споров относительно проходящих границ.
Такие споры могут заключаться в том, что владельцы смежных участков имеют различное мнение относительно того, как проходит граница между их участками или же один из пользователей не согласен с тем, как установлена межа.
В процессе рассмотрения таких дел могут приниматься следующие решения:
- Отказ в рассмотрении дела по причине отсутствия у пользователя участка законных полномочий на опротестование прохождения границ таким образом;
- Отказ в инициировании разбирательства по причине отсутствия доказательной базы для опротестования границ. Фактически это означает, что лицо имеет возможность протестовать против именно такого расположения участка, имея какие-либо документы или данные (в том числе и свидетельские показания) относительно того, что координаты поворотных точек должны быть установлены в другом месте;
- Принятие обращения и вынесение решения в пользу истца. В такой ситуации суд рассматривает все предоставленные документы, проводит анализ данных, которые могут свидетельствовать о правоте истца и выносит решение в его пользу;
- Принятие обращения и при этом на основании рассмотренных данных вынесение решение частично в пользу истца или же в пользу ответчика.