Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ставить светодиодные LED-лампы в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если говорить о том, разрешены ли светодиоды в фарах автотранспортного средства, можно сказать, что конкретно такой формулировки в законодательстве не имеется. Вероятно, по этой причине многие автовладельцы полагают, что самостоятельное внедрение LED в комплектацию фар разрешено и никак не наказуемо.
Шансы получить штраф за LED-лампы
Четко сформулированного запрета на установку светодиодных фар нет, однако водитель может получить штраф за использование не указанных в Основных положениях типов освещения. Поэтому за маркировкой нужно пристально следить и не отклоняться от официально разрешенных видов.
В некоторых случаях могут попытаться лишить прав, поскольку законодательство не дает четкого ответа о нормах применения. Защититься в таком случае можно следующим образом:
- Наличие разрешенной и упомянутой в Положениях маркировки (HR, HC, HRC).
- Указание той же маркировки на фарах, что означает изначально предусмотренное производителем использование LED-лампы.
- Установка светодиода не может считаться внесением изменений в конструкцию автомобиля, поскольку разрешена производителем.
Отдельно могут попытаться оштрафовать за отсутствие омывателя фар. Отбиться поможет простой факт: он не нужен. ЛЕДы не нагреваются и к ним не налипает грязь, поэтому искажение пучка света невозможно. Соответственно претензия неправомочна.
По итогам, светодиодные фары устанавливать можно, но это может грозить некоторыми неприятными моментами в общении с ГИБДД. Общество надеется, что вскоре данный момент будет урегулирован на законодательном уровне, но подвижек в нужную сторону пока нет.
Все еще остаются проблемы, связанные с тем, являются ли светодиодные фары законными, поэтому давайте рассмотрим их более подробно.
Во-первых, есть проблема с яркостью. На самом деле, нередко – автомобильные фары могут быть слишком яркими и, следовательно, незаконными для установки. Это похоже, когда вы встречаете машину с включенными фарами дальнего света. Плохо установленные или слишком яркие светодиодные фонари могут иметь такой же эффект и могут на мгновение ослепить других водителей прямо через зеркала или через лобовое стекло, что может быть очень опасно. Если вы планируете установить самые яркие светодиодные фары на рынке, стоит проверить законы они и имеют ли сертификат использования.
В отличие от светодиодных световых полос, существуют также требования относительно того, куда должны направлять фары, с точки зрения направления, когда ваш нормальный свет включен: он всегда направлен вниз и немного вдаль от встречного движения. Причина этого заключается в том, что, как мы упоминали выше, плохо освещенные фонари могут ослепить встречных водителей, и это часто встречающаяся проблема с дешевыми светодиодными лампами, которые не были отрегулированы.
В каких случаях прав лишить не могут
Однако поскольку такие лампы производятся и свободно продаются, то в каких случаях их можно применить на своем автомобиле?
Собственники транспортных средств могут применить светодиодное оборудование на своем автомобиле в следующих случаях:
- если завод-изготовитель установил на транспортное средство светодиодные фары. Такая ситуация соответствует закону, поэтому никакой административной ответственности водителю не грозит. Инспекторы ГИБДД достоверно владеют данной информацией и проблем водителю создавать не будут,
- если завод-изготовитель перешел на установку светодиодных фар на определенной марке автомобилей, то на ранее выпущенные транспортные средства данной марки можно самостоятельно установить светодиодное освещение. Это не будет являться нарушением,
- если завод-изготовитель не предусматривал установку светодиодного освещения на конкретную марку автомобиля, то сделать это самостоятельно можно только по согласованию с производителем.
Чем отличаются штатные светодиоды от нештатных
Защитить себя от штрафных санкций и лишения водительского удостоверения поможет легальная установка светодиодной оптики в соответствии с Техническим регламентом и правыми нормами КоАП РФ. Для наглядного понимания посмотрите сравнительную таблицу, которая позволяет четко разграничить понятие штатных и нештатных светодиодов:
Законная установка (отвечает стандартам ГОСТа) | Незаконная установка (игнорирует стандарты ГОСТа) |
Фара содержит маркировку в виде буквы «Н» | Маркировка отсутствует |
Осветительный прибор оборудован омывателем | Омыватель не установлен |
Автоматическое регулирование рассеивания света. Обеспечивает хорошую освещенность, исключает ослепление встречных водителей | Светорассеивание в хаотичном режиме. Создает видимость мощной освещенности, но по факту освещаются ближайшие участки дороги. Встречный транспорт ослепляется. |
Если фары автомобиля со светодиодами не соответствуют утвержденным нормам и правилам, в любой момент вы можете получить штраф или же вовсе лишиться прав на срок до 12 месяцев.
Какой штраф за светодиодные лампы в фарах
Лишение прав за LED-лампы
Изучим данное положение более детально, и разберемся по лишению прав. Данное наказание в статье КоАП 12.5 части 3 предполагается за несоответствие режима работы фонарей и оптики, а также цвета ламп. Лишить водителя прав может только суд. Судьи ориентируются на основные положения Правил дорожного движения. В них отмечен только тот факт, что цвет ламп освещения в фарах допускается белый, оранжевый или желтый.
Про задние фонари в Правилах ничего не сказано. Но лампы типа LED в фарах выдают белый свет. Поэтому будет незаконным лишить водителя прав по указанной выше статье.
Еще одним доводом по данному факту является то, что кроме света фар, должен нарушаться режим освещения. Но в основных положениях Правил 2019 года нет данных по режиму работы. В Техрегламенте отмечено, что режим допускается двух видов – проблесковый (мигающий) или постоянный.
Если светодиодная лампа работает в непрерывном режиме, то суд не должен лишать водителей прав вождения. Но на практике судьи действуют иначе. Суды слишком не разбираются, и лишают прав всех автовладельцев, которые поставили в стоп-сигналы, подсветку номерного знака, задние противотуманки, габаритные фонари светодиодные лампочки.
Был момент со светодиодными лампами. Я посчитал их для себя нужными, а вот сотрудники ГИБДД не совсем. При остановке они очень долго вбивали мне в голову что-то по типу «вы разместили на машине предметы, которых нет в планировке» и просили убрать их. На второй раз я слушал подобную речь, только уже со штрафом. Вобщем снял, раз они так точны в формулировках и названиях законов.
Станислав, 23 года
Покупал машину с установленными светодиодами. Долго на ней прокатался до ситуации, когда мне предъявили за них, вдобавок забрав права. Прогуглив об этом, я не нашел никакой информации, кроме запрета на дополнительные установки агрегатов на машину по типу наклеек, ламп и т.д. В целом меня обманули, теперь с юристом и другом пытаемся забрать права и обвинить в преувеличении действий без основ закона, если простым языком.
Степан, 46 лет
Многие говорят, что светодиоды можно ставить. Но оказывается нужно ещё и знать законы, чтобы вовремя послать сотрудников, которые то и дело хотят подкуп. Такие товарищи меня остановили, обложили штрафом, будто я оружие вёз, и естественно намёк прошел за взятку. Больше никогда не попадусь на это, чего и всем желаю.
Какие светодиодные лампы лучше для авто?
Многие производители светоизлучающих автомобильных приборов сейчас выпускают весьма популярные светодиодные лампы. Самый распространенный стандарт цоколя ламп ближнего/дальнего света H4 и H7.
На рынке автомобильных аксессуаров наиболее широко представлены изделия от многочисленных производителей из Поднебесной (NightEye, Oslamp, Infitary, Partol, S&D и так далее)
Однако к их продукции надо отнестись с большой осторожностью. Почему? Стоимость комплекта из двух лампочек составляет всего 1500-2000 рублей
Причем заявленные характеристики просто впечатляют: мощность – от 25 до 36 Вт; яркость – от 3500 до 4500 лм. То есть за такую низкую стоимость такие шикарные эксплуатационные характеристики: скорее всего, это хитрый маркетинговый рекламный ход.
Например, комплект H4 G9X (мощностью 24 Вт и световым потоком 2400 лм) от фирмы Philips, проверенной в течение нескольких десятилетий, сегодня стоит 6900 рублей. В заявленные голландским производителем показатели почему-то сразу хочется поверить.
Из российских производителей наиболее широко представлены изделия от компаний DLED и Netuning.
Лампа H4 SL7 Standart от DLED стоимостью около 2000 рублей (за штуку) была разработана специально для замены стандартных двух нитевых галогенных ламп. Потребляемая мощность составляет всего 15 Вт, яркость – 1300 лм. Компактные размеры (как самой лампы, так и драйвера) позволяют разместить их внутри практически любой фары и закрыть штатной крышкой. По утверждению производителя, светотеневая граница области освещения при использовании этих светодиодных излучателей полностью совпадает с обычными галогенными лампами, поэтому не требуется регулировка и перенастройка угла наклона фар.
H4 SL7 Premium c 12 миниатюрными светодиодами новейшего поколения Lumi leds Luxeon ZES стоит значительно дороже – около 3000 рублей за штуку. Однако и технические характеристики ее выше – мощность 25 Вт и яркость 1900 лм.
На заметку: весьма удобным для потребителя является то, что DLED продает свои изделия по 1 штуке. При выходе из строя одной лампы автомобилисту не придется тратить лишние 2000-3000 рублей.
Еще одним хорошо зарекомендовавшим себя среди автолюбителей российским разработчиком является компания Netuning. Комплект из двух ламп H7-Smart2, в каждой из которых установлено по 6 светодиодов Philips ZES, стоит около 4500 рублей. Мощность – 25 Вт, световой поток – 2500 лм. Для сравнения: стандартный “светильник” мощностью 55 Вт создает всего лишь 1500 лм.
Представленный обзор светодиодных ламп для авто дает некоторое представление о положении дел на отечественном рынке.
Что делает светодиодные габариты законными
Допустимы ли светодиодные фары или нет? В целом, светодиодные фары разрешены для дорожного движения, если они проецируют луч, позволяющий видеть на расстоянии от 50 до 100 метров впереди вас.
Они должны быть достаточно яркими, чтобы их можно было увидеть, но они не должны быть такими яркими, чтобы ослеплять другие транспортные средства на дороге.
Обычно существуют определенные правила относительно цвета, который вам разрешено использовать. Обычно желтый или белый являются единственными допустимыми цветами.
Когда мы говорим о габаритах, то важный вопрос заключается в безопасности, которую автомобиль должен гарантировать на дороге. Когда вы покупаете автомобиль, он поставляется со стандартными фарами необходимыми и полностью законными, сертифицированными. Некоторые люди любят использовать светодиодные габариты, им кажется, что они ярче и другого цвета (цветовые отклонения тоже контролируются законом), но они не всегда соблюдают необходимые правила при установке и покупке.
Статистика и мнения экспертов
Около 15 процентов водителей пострадали из–за яркости некоторых новых автомобильных светодиодных фар. После роста количества жалоб Департамент транспорта создал рабочую группу Организации Объединенных Наций, чтобы выяснить, почему все больше водителей считают, что фары стали слишком яркими. Рост популярности светодиодных ламп является одной из потенциальных причин проблемы, которую исследует группа. Светодиодные лампы производят свет с помощью светодиодов и имеют срок службы и электрическую эффективность, которые в несколько раз больше, чем у ламп накаливания и люминесцентных ламп.
Эксперты по освещению заявили, что «не случайно», производители дорогих автомобилей в течение последнего десятилетия устанавливали больше автомобильных фар с эффективными светодиодными лампами вместо традиционных галогенных ламп.
Эксперт по свету на фабрике по производству качественных светодиодных габарит, сказал, что рост количества светодиодных ламп в автомобильных фарах, вероятно, является причиной того, что люди воспринимают их ярче.
«Светодиодный свет более направленный. Вместо того, чтобы распространять свет, исходящий от галогеновой лампы, светодиодный свет более сфокусирован. Это также традиционно более яркий свет, выглядит как сине-белый, от этого кажется, что он выглядит ярче в темноте.
Светодиодные фонари чаще всего встречаются в дорогих автомобилях, а также в моделях среднего класса.
В правительственных указаниях говорится, что все автомобильные лампы и, в частности, фары, габариты спроектированы и испытаны для того, чтобы они были необходимость быть достаточно яркими, освещать дорогу впереди, в то же время ограничивая шанс оказать пагубное влияние на зрение других участников дорожного движения во время движения.
Для всех автомобильных фар независимо от технологии, существуют требования и указания, которые определяют максимальную и минимальную интенсивность, характер освещения и положение на транспортном средстве. Прежде чем автомобиль выезжает на общественную дорого, или поступает в продажу, – он проходит испытания, сертифицируется и проверяется, чтобы не нарушать закон и не навредить тем самым владельцу.
Представитель RAC по безопасности дорожного движения Пит Уильямс сказал: «Интенсивность и яркость некоторых новых автомобильных фар явно создают трудности для других участников дорожного движения. Технология фар в последние годы значительно продвинулась, но, хотя это может быть лучше для водителей этих конкретных транспортных средств, она представляет риск для безопасности дорожного движения для любого, кто едет навстречу или даже пытается повернуть на перекрестке. Водителей так же отвлекает отражение ярких светодиодных габаритов в своих зеркалах заднего вида. В то время как в правилах указано, что все типы габарит ближнего света должны находиться в пределах максимальной и минимальной яркости. Опыт вождения в ночное время у автомобилистов всех возрастов очень различен, и многие говорят, что ближние лучи современных транспортных средств слишком яркие.»
Десятилетие назад, после начала широкой продажи простых газоразрядных фар, которые можно было устанавливать на штатные места автомобилей, ГИБДД забила тревогу. Такие световые приборы стали слепить водителей даже при использовании ближнего света фар. Ксеноновые лучи отражались от штатных рефлекторов таким образом, что их край уходил вверх, прямо в глаза встречных водителей. Эксплуатация переделанных световых приборов была признана опасной, и Государственная автоинспекция начала наводить порядок на дорогах.
В соответствии со статьей 12.5.3 КоАП РФ, «управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
Можно ли ездить без ПТФ?
А теперь давайте поговорим о ситуации, когда противотуманные огни предусмотрены конструкцией – то есть должны быть на вашем автомобиле. Но в силу разного рода обстоятельств – будь то ДТП, неисправность, простое желание убрать их с авто – их нет, и вы вынуждены ездить без противотуманок в различных условиях погоды, дорожной обстановки и времени суток.
И вот этот момент уже запрещён ПДД.
Пункт 3.1 Основных положений по допуску ТС говорит о том, что нельзя ездить на машине без предусмотренных конструкцией световых приборов. А противотуманки – это и есть такие приборы. Вы не обязаны их использовать, но на автомобиле они должны быть и точка!
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Вас также заинтересует:
- Штраф за неработающую подсветку заднего номера в вопросах и ответах
- Можно ли ездить без прав на мотоблоке с прицепом по закону и какой штраф?
- Можно ли ставить синие лампочки в габариты или фару автомобиля и чем грозит?
Требования для установки led-ламп
Завод-изготовитель транспортных средств все типы фар, которые он устанавливает на автомобили, маркирует соответствующим образом.
Помните! В настоящее время существуют следующие обозначения:
- R, C или CR – относятся к фарам с лампочками накаливания,
- HR, HC или HCR – обозначают галогенные фары,
- DR, DC или DCR – ксеноны,
- B или F3 – соответствуют противотуманным фарам.
Что касается фар, в которые установлены светодиодные лампы, то их маркировка Техническим регламентом О безопасности колесных транспортных средств не предусмотрена. Поэтому завод-изготовитель использует те же буквенные обозначения, которые относятся и к галогенным фарам.
Данное обстоятельство позволяет производить смену галогеновых фар на светодиодные при условии, что маркировка HR, HC или HCR имеется на корпусе фары.
Обратите внимание! Производя такую операцию, следует придерживаться определенных правил и норм. Они касаются соблюдения безопасности движения при движении по дороге в темное время.
Специалисты-автотехники советуют придерживаться следующих правил:
- правильно настраивать угол наклона фар. Хотя неправильная установка диодных ламп не влечет применение штрафа, однако это может вызвать существенные трудности при обращении с инспектором ГИБДД,
- новая фара со светодиодными лампами должна иметь автокорректор угла наклона, а также омыватель. Данное требование актуально как при установке осветительного прибора на ближний свет, так и когда это касается дальнего освещения.
Данные требования предусмотрены пунктом 1.3.7. Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств. Если световые приборы установлены с нарушением указанных требований, то ожидать штрафных санкций долго не придется.
Читателям нашего сайта рекомендуем придерживаться Правил дорожного движения. Нарушение влечет за собой штраф или лишение водительского удостоверения. Ни то, ни другое получать не следует. Удачи на дорогах!
Когда использование светодиодных ламп законно?
Существует несколько ситуаций, в которых использование LED-ламп не является противозаконным:
- транспортное средство изначально выпускается производителем со светодиодными фарами — это относится к некоторым иностранным автомобилям последнего поколения (Audi, Lexus, Ford и т. д.);
- данная модель автомобиля и соответствующие ей фары уже не выпускаются — то есть произвести замену оптики не представляется возможным;
- В данной модели ТС производитель предусмотрел возможность заменить установленные фары на светодиодные (при этом компания-изготовитель сама ставит LED-оптику на автомобили этой серии, но выпущенные позже).
Методы проверки фар сотрудниками ГИБДД
В настоящее время у инспекторов ГИБДД нет технической возможности на месте остановки транспортного средства подтвердить, что на автомобиле действительно установлены LED-лампы.
Данный факт он может зафиксировать только визуально, проверив техническую документацию на автомобиль. Чтобы с достоверностью установить параметры лампы, ему потребуется специальный плоский экран, на который нанесено белое матовое покрытие.
Кроме того, экран должен быть оборудован приспособлением, которое фиксирует взаимное расположение экрана и автомобиля при измерении показателей света. На практике это довольно сложно и возможно только в условиях специальных СТО.
Поэтому лишают водителя прав за установленный «ксенон» довольно редко. Так как, составляя протокол, инспектор ГИБДД обязан указать, на основании чего он пришел именно к такому выводу.
Ходатайство о снижении штрафа в налоговую службу.
В противном случае это будет основанием для обжалования административного взыскания через суд. Обычно водители ограничиваются устным предупреждением или штрафом за другое нарушение.
Требования для установки led-ламп
Завод-изготовитель транспортных средств все типы фар, которые он устанавливает на автомобили, маркирует соответствующим образом.
Помните! В настоящее время существуют следующие обозначения:
- R, C или CR – относятся к фарам с лампочками накаливания,
- HR, HC или HCR – обозначают галогенные фары,
- DR, DC или DCR – ксеноны,
- B или F3 – соответствуют противотуманным фарам.
Что касается фар, в которые установлены светодиодные лампы, то их маркировка Техническим регламентом О безопасности колесных транспортных средств не предусмотрена. Поэтому завод-изготовитель использует те же буквенные обозначения, которые относятся и к галогенным фарам.
Данное обстоятельство позволяет производить смену галогеновых фар на светодиодные при условии, что маркировка HR, HC или HCR имеется на корпусе фары.
Обратите внимание! Производя такую операцию, следует придерживаться определенных правил и норм. Они касаются соблюдения безопасности движения при движении по дороге в темное время.
Специалисты-автотехники советуют придерживаться следующих правил:
- правильно настраивать угол наклона фар. Хотя неправильная установка диодных ламп не влечет применение штрафа, однако это может вызвать существенные трудности при обращении с инспектором ГИБДД,
- новая фара со светодиодными лампами должна иметь автокорректор угла наклона, а также омыватель. Данное требование актуально как при установке осветительного прибора на ближний свет, так и когда это касается дальнего освещения.
Данные требования предусмотрены пунктом 1.3.7. Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств. Если световые приборы установлены с нарушением указанных требований, то ожидать штрафных санкций долго не придется.
Читателям нашего сайта рекомендуем придерживаться Правил дорожного движения. Нарушение влечет за собой штраф или лишение водительского удостоверения. Ни то, ни другое получать не следует. Удачи на дорогах!
Правда ли, что раньше за светодиоды лишали прав?
Да, причём эта порочная практика была повсеместной.
До середины 2022 года российские суды считали установку светодиодных лампочек в галогеновые фары нарушением ПДД, за которое следовало лишать водительских прав на срок до 1 года.
Проблема заключалась в том, что большинство мировых и районных судей не замечали разницу между союзами «и» и «или», считая, что для применения части 3 ст. 12.5 КоАП РФ достаточно несоблюдения либо цвета огней, либо режима работы приборов головного света ТС.
Для примера рассмотрим два судебных решения того времени:
- В Брянской области мировой суд лишил водителя прав на 6 месяцев за управление машиной с синими LED-лампами в габаритных огнях, а районный суд поддержал это постановление (Решение № 12-35/2016 от 21 марта 2016 года),
- Самарский водитель установил нештатные светодиоды на автомобиль Лада и попался инспекторам ДПС. Мировой судья привлёк водителя по части 3 ст. 12.5 КоАП, оставив того без прав на полгода (Постановление от 10 июля 2022 г. по делу № 5-335/2017).
Однако в 2022 году такие решения большая редкость. Сейчас суды не лишают водительских прав за нештатные светодиоды в головном свете транспортных средств.