Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как признать гражданина безвестно отсутствующим или умершим?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, признать человека безвестно отсутствующим, или пропавшим, можно, если информация о нем не поступала по месту его жительства или по месту нахождения заинтересованного лица в течение года.
Комментарий к ст. 276 ГПК РФ
1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в рамках особого производства, посвященную особенностям рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением является фактическое отсутствие человека в течение времени, определенного гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст. 42, 45 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.
В зависимости от обстоятельств, при которых человек пропал, гражданское законодательство варьирует сроки, по истечении которых гражданина можно объявить умершим. Так, общим правилом является пятилетний срок отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например наводнение, землетрясения, иные стихийные бедствия и аварии. Особый срок объявления умершим установлен для военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие лица могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
2. Как гражданское законодательство, так и положения комментируемой нормы в качестве лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением, называют заинтересованных лиц, не раскрывая, кто может входить в их круг. Однако в судебной практике нередки случаи, когда суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в связи с тем, что заявитель не является лицом, заинтересованным в признании лица безвестно отсутствующим либо объявлении умершим.
Пример: Ц. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать безвестно отсутствующим А. В заявлении указал, что является собственником квартиры, в которой помимо членов семьи заявителя зарегистрирован А., о месте нахождения которого заявителю ничего не известно. Признание А. безвестно отсутствующим позволит снять указанного гражданина с регистрационного учета по месту жительства, и заявитель будет освобожден от обязанности уплачивать коммунальные платежи за А. Исходя из заявления Ц., суд пришел к выводу о том, что Ц. не является лицом, заинтересованным в признании А. безвестно отсутствующим, поскольку при этом у заявителя не возникают, не изменяются и не прекращаются какие-либо личные или имущественные права. Требования заявителем предъявлены в суд только в связи с необходимостью снять А. с регистрационного учета по месту жительства (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2015 г. по делу N 33-24586/2015).
Анализ судебной практики, а также комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что в качестве заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, могут выступать:
— во-первых, граждане, для которых решение суда по такому заявлению является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав;
— во-вторых, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, при условии, что действующим законодательством ему предоставлено такое право;
— в-третьих, как физические лица, так и юридические лица, поскольку в комментируемой норме законодатель использует словосочетание «место нахождения» заинтересованного лица, употребляемое применительно к юридическим лицам.
В науке гражданского процессуального права отмечается, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает понятие «заявитель», поскольку заявитель в первую очередь и является заинтересованным в деле лицом. При этом в качестве заявителя по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим ученые предлагают рассматривать лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладающее правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса .
———————————
См.: Портянкина С.П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 26.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий. Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Изменения, касающиеся мобилизованных граждан
1. Поправки о приостановке судебных и исполнительных производств с участием мобилизованных.
Эти поправки вступили в силу в конце 2022 года, но актуальны для 2023. В частности, арбитражный суд обязали приостановить производство по делу, если истца или ответчика, например, призвали на военную службу по мобилизации. Суд также вправе приостановить дело, если призыв по мобилизации коснулся участника-единоличного исполнительного органа юрлица. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Кроме того, приставы обязаны теперь полностью или частично приостанавливать исполнительное производство, если оно касается мобилизованного должника.
2. Работодатели и банки приостанавливают взыскания к мобилизованным.
Тоже вступило в силу с конца 2022 года (Федеральный закон от 29.12.2022 № 603-ФЗ).
Сходные правила ввели и для кредитных организаций, которые обслуживают счета должника-гражданина, в том числе ИП. Ранее особые правила о приостановке исполнения требований к ряду военнослужащих и их семьям касались лишь возврата просроченных долгов по кредитам.
Правовые последствия обнаружения места пребывания либо явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим
При явке или обнаружении места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим либо умершим, суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» от 14 апреля 1988 г. N 3 в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждения нового дела не требуется.
В подобном случае с заявлением в суд могут обратиться как сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, так и те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.
Рассмотрев дело, суд отменяет ранее вынесенное решение и направляет копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом. На основании нового решения суда аннулируется актовая запись о смерти лица, объявленного умершим.
Альтернативный комментарий к ст.279 ГПК
Статья 279 ГПК РФ закрепляет правовые последствия вынесения решения суда по данной категории дел. На судебное решение распространяются требования ст. 198 ГПК в той мере, в какой они применимы в особом производстве.
Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков.
Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления этого гражданина умершим.
Срок, установленный для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. В случае невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.
Точный срок, в течение которого гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, и время поступления последних сведений о месте его пребывания указываются судом в мотивировочной части решения.
В резолютивной части решения суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет умершим (либо отказывает в этом). Следует отметить, что суд не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. В решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.
В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления.
Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, согласно комментируемой статье 279 ГПК РФ, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган загса в трехдневный срок. При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, днем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда или установленный решением суда день смерти.
Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Куда подавать иск, и как его составить
Исковое заявление о признании субъекта безвестно пропавшим направляется в суд района или города по месту, где проживало лицо (ГПК РФ, ст. 276).
При оформлении иска нужно учитывать требования, прописанные в ГПК (ст. 131 и 277). Во избежание ошибок желательно иметь перед глазами образец. В роли истцов, как отмечалось выше, могут выступать заинтересованные лица:
- родственники
- органы власти
- представители организаций и т. д.
Отдельное внимание уделяется составлению заявления в суд. В шапке иска указываются следующие данные:
- наименование фемиды (суда)
- ФИО и адрес заявителя
- ФИО и адрес заинтересованной личности
В теле документа нужно указать:
- принадлежность заявителя к пропавшему субъекту.
- адрес безвестно отсутствующего лица.
- обстоятельства ухода из дома и потери информации о человеке.
- розыскные мероприятия, принятые для решения возникшей проблемы.
- цели признания субъекта безвестно отсутствующим.
В заключительной части:
- просьба к фемиде (суду) признать человека, как безвестно отсутствующего с определенного числа.
- перечень бумаг, которые идут с иском.
- день подачи и подпись истца.
Вместе с иском передаются такие бумаги:
- иск (копия)
- чек о выплате пошлины
- бумаги, свидетельствующие об интересе заявителя.
- справка с места проживания исчезнувшего лица.
- документы с ОВД или ФССП, свидетельствующие о принятии мер по розыску человека.
- прочие доказательства, подтверждающие потерю связи с субъектом в течение 12 месяцев и больше.
Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.
В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.
Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.
Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.
Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.
Президент подписал новый закон о должниках по алиментам в 2021 году
Признание субъекта безвестно отсутствующем несет для него ряд правовых последствий, о которых необходимо помнить. Они могут быть двух видов.
В эту категорию входят последствия, касающиеся защиты прав гражданина (трудовых, персональных, конституционных). Сюда включаются и другие личные последствия, которые не относятся к правовым.
Во время судебных разбирательств или до запуска процесса нужно учесть ряд моментов. Приведем наиболее важные особенности:
- Работники ЗАГСа вправе развести супругов при наличии заявления с одной стороны и решения суда о том, что второй муж/жена безвестно отсутствующий. Количество и наличие детей не имеет значения. При объявлении субъекта возможно восстановление брака (если супруг/супруга не успели за это время вступить в новую семью).
- Если пропавший без вести прописан в квартире, принадлежащей другому лицу, собственнику нужно сходить в ФМС и временно выписать пропавшего гражданина. Это позволит сэкономить на коммунальных платежах.
- При наличии иждивенцев последние вправе обратиться в ПФР для оформления пенсии по утере кормильца.
- Судебный орган не признает человека без вести отсутствующим, если доказан факт умышленного сокрытия (от выплаты долга, правосудия и т. д.).
- При подаче иска в суд нужно начать со сбора документации. Подавать заявление раньше, чем через год, нет смысла.
- Для обращения в фемиду достаточно справки из ФССП о том, что место нахождения человека не известно. Остальные сведения суд может собрать самостоятельно.
Если судебный орган по какой-либо причине отказывает в принятии решения, заявитель вправе обжаловать его в вышестоящем судебном органе. В дальнейшем можно еще раз подать заявление и доказать факт отсутствия человека.
[Гражданский кодекс] [ГК РФ ч. 1] [Раздел I] [Подраздел 2] [Глава 3]
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.
Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществляется судом. Рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ).
Анализ судебных актов, вынесенных по результатам разбирательства дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает определение судом следующих обстоятельств:
–установление места жительства должника;
–отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;
–принятие заявителем мер по его розыску;
–невозможность установления места нахождения данного гражданина;
–наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;
–наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.
Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых собственно и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.
Вместе с тем в настоящее время в судебной практике нет единого подхода к вопросу о том, материалы какого именного государственного органа, проводившего разыскные мероприятия, являются достаточными для установления всех обстоятельств по делу.
Так, полномочия по розыску лиц, сведения о месте пребывания которых отсутствуют, сейчас имеются:
–у судебных приставов-исполнителей в отношении должников по исполнительным производствам, в том числе по алиментным обязательствам (ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
–должностных лиц органов внутренних дел (согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на органы полиции возлагаются обязанности также по осуществлению розыска лиц, пропавших без вести).
В связи с этим в одних случаях суды признают достаточным комплекс исполнительно-разыскных мероприятий, проводимых судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 65 Закона № 229-ФЗ, в других случаях судами принимаются решения об отказе в удовлетворении требований именно по причине того, что розыск осуществлялся не должностными лицами органов внутренних дел.
Например, Апелляционным определением Омского областного суда по делу № 33-273/2016 признано законным решение суда нижестоящей инстанции, которым должник по алиментным обязательствам был признан безвестно отсутствующим. При этом суд посчитал, что материалы, собранные в рамках разыскного дела, заведенного судебным приставом-исполнителем, являются достаточными для принятия положительного решения.
Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 16.01.2017 по делу № 2-65/2017 признан безвестно отсутствующим должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств, в отношении которого 23.03.2015 судебным приставом-исполнителем было заведено разыскное дело. При оценке доказательств судом указано на достаточность материалов, собранных в рамках исполнительно-разыскных мероприятий.
В другом случае Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.09.2016 по делу № 33-13353/2016 в удовлетворении требований о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим отказано. При этом суд отметил, что факт нахождения лица в федеральном розыске материалами дела не подтверждается (хотя в силу ч. 2 ст. 65 Закона № 229-ФЗ объявление розыска должника по исполнительному производству является основанием для осуществления такого розыска на всей территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств. То есть исполнительный розыск как раз является федеральным розыском); нахождение должника в розыске по исполнительному производству, отсутствие сведений о его месте нахождения по месту его регистрации бесспорно о его безвестном исчезновении не свидетельствуют.
Отказывая в удовлетворении аналогичных требований, Верховный суд Республики Татарстан (Апелляционное определение от 25.04.2016 по делу № 33-7484/2016) указал на то, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, пропавших без вести. В данном случае розыск должника компетентным органом не производился. Служба судебных приставов не является уполномоченным органом, наделенным правом по розыску безвестно отсутствующих лиц.
С положениями о том, что в рамках розыска, осуществляемого органами МВД России, проводятся более широкие мероприятия, чем в рамках исполнительного розыска, осуществляемого ФССП России, невозможно согласиться.
Если проанализировать положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (определяющей полномочия органов МВД России в сфере розыска лиц), то можно прийти к выводу о том, что перечень мероприятий по данной категории розыска ничем не отличается. Полномочия МВД России в сфере оперативно-разыскной деятельности более расширены только за счет мероприятий, связанных с криминальным розыском, которые не применимы в рамках установления безвестно отсутствующих лиц.
Следовательно, и МВД России, и ФССП России при установлении безвестно отсутствующих лиц используют один и тот же набор разыскных мероприятий.
Срок рассмотрения обращения заинтересованного лица не должен превышать 2 месяцев со дня поступления заявления в канцелярию судебной инстанции (п. 1 ст. 154 ГПК РФ).
Но в связи с задержками ответов на запросы, направляемые судом в учреждения и организации для получения сведений о пропавшем гражданине, заседание может неоднократно откладываться до тех пор, пока не будут истребованы все необходимые доказательства.
При подготовке дела к разбирательству судебной инстанцией будут запрошены сведения:
- с последнего места работы пропавшего;
- из жилищной организации по его месту жительства;
- из органов ОВД, ССП, воинских частей;
- из медицинских учреждений, ПФР, ГИБДД, ФНС, ЗАГСа, Росреестра и т.д.
После принятия заявления о признании физического лица безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом пропавшего.
Рассмотрение дела происходит с участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
Заявителю нужно будет кратко изложить обстоятельства исчезновения гражданина и суть своих требований.
Суд огласит результаты направленных запросов, заслушает участников процесса и привлеченных свидетелей, изучит материалы дела и вынесет решение. Документ вступит в силу через 1 месяц после его оглашения, если участники процесса не будут обжаловать судебный акт путем подачи апелляции.
Постановление суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления (если существует необходимость постоянного администрирования и распоряжения активами пропавшего, например, когда у него был собственный бизнес).
Получив на руки судебное решение, заявитель может предъявить его в соответствующие учреждения для реализации своих гражданских прав.
В случае явки или обнаружения местонахождения пропавшего человека суд новым решением отменяет ранее принятое постановление о признании этого гражданина безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК РФ, ст. 280 ГПК РФ).
При этом процесс разбирательства по такому делу не запускается вновь, а возобновляется по ходатайству объявившегося лица или граждан, ранее заявивших о его пропаже.
Некоторые виды прав объявившегося человека подлежат восстановлению просто по факту явки, то есть не требуют обязательного предъявления судебного акта. Например: возобновление пенсионного обеспечения, регистрации по месту жительства.
Иные права можно восстановить только в законодательном порядке:
- возобновление брака по совместному заявлению супругов (но только при условии, что другой супруг не вступил в новые гражданские правоотношения в период отсутствия второй половины);
- отмена доверительного управления имуществом лица, числившегося пропавшим без вести.
При этом существуют категории правоотношений, которые восстановлению не подлежат.
Например: возобновление трудового договора в результате появления гражданина, ранее объявленного безвестно отсутствующим, законодательством не предусмотрено.
Члены семьи объявившегося гражданина, получавшие пенсию по потере кормильца и иные выплаты и компенсации, с его появлением утрачивают право на материальную помощь от государства.
Инициаторы проведения розыска:
- ФССП;
- взыскатель (получатель) алиментов.
Основание для объявления поиска – постановление судебного пристава, выданное в 3-дневный период с момента подачи обращения. Копии документа предоставляются сторонам производства. Комплекс поисковых мер осуществляется на территории РФ и зарубежных стран, где государственные служащие имеют особую компетенцию.
К причинам начала розыскных мероприятий относятся:
- уклонение алиментообязанного от исполнения родительского обязательства;
- сумма задолженности более 10 тыс. руб.;
- отсутствие связи с должником;
- неплательщик не проживает по адресу прописки;
- расторжение трудового договора с последним работодателем без сообщения о новом месте трудоустройства.
Цель розыскных мероприятий состоит в следующем:
- установление достоверного нахождения алиментообязанного;
- определение имущественной массы с целью наложения ареста;
- информирование должника о применении мер взыскания.
Комплекс мер, используемый ФССП в ходе розыска, предполагает такие действия:
- сбор информации;
- использование персональных данных;
- проверка личных документов;
- посещение и обследование места последнего проживания;
- опросы жителей;
- применение услуг СМИ, онлайн-ресурсов;
- отправка запросов в государственные ведомства и учреждения.
Когда поисковый комплекс мер проведен полноценно и местонахождение плательщика не выявлено в течение календарного года, судебный пристав:
- Закрывает исполнительное производство по делу.
- Возвращает документ взыскателю алиментов.
- Информирует заинтересованных лиц и разъясняет о праве судебного обращения.
Новые законы с января 2021: маткапитал, пенсии, налог на вклады и удаленка
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Прожиточный минимум увеличат на 3,7%, он составит 11 653 рубля. А минимальный размер оплаты труда установится на отметке в 12 792 рубля — рост на 5,5%, и он впервые превысит прожиточный минимум.
Как признать неплательщика алиментов безвестно отсутствующим?
В соответствии со ст. 45 ГК отсутствие в месте постоянного жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет является основанием для объявления его умершим. Порядок судебного производства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 276—280 ГПК).
У заявителя должны быть основания для обращения в суд и решение суда должно иметь для него правовые последствия.
Иск от заинтересованных лиц принимается при условии соблюдения перечисленных ниже нюансов:
- указание целей инициации процедуры признания;
- пропавший не входит в перечень людей, скрывающихся от правосудия;
- оплата госпошлины в сумме 300 рублей.
В соответствии с комментируемой статьей дела данной категории могут быть возбуждены, если в заявлении указана цель обращения к суду. Такой целью может быть расторжение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца, требование уплаты долга и др.
Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим предусмотрена ст.ст.361, 368 –372 ГПК.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя.
Производство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц.
Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных ГК.
В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина.
Суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о публикации за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.
Публикация должна содержать:
1) наименование суда, в который поступило заявление;
2) фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения гражданина, последнее место его жительства и последнее известное место его пребывания;
3) предложение в течение 2 месяцев с момента публикации сообщить о данном гражданине имеющиеся сведения.
На срок, указанный в публикации, производство по делу приостанавливается. Суд выясняет также, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей, запрашивает сведения о нем у юридических лиц по последнему известному месту его жительства и месту работы.
О времени рассмотрения дела суд извещает прокурора, участие которого в этих делах обязательно. Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газетах объявления и приступает к его рассмотрению, если не получит в этот срок достоверных сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом. Решение суда должно содержать фамилию, собственное имя, отчество гражданина, дату и место его рождения, последнее известное место жительства.
При удовлетворении требования суд указывает в решении начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если установлены обстоятельства, угрожающие ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
При наличии обстоятельств, указанных в ч.5 ст.370 ГПК, одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос о назначении опекуна над его имуществом, если этот вопрос не был решен при подготовке дела. Копия решения суда в этом случае в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу направляется в соответствующий орган опеки и попечительства. В этот же срок после вступления решения суда в законную силу в случае объявления гражданина умершим суд извещает орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту нахождения суда, для регистрации смерти гражданина и при наличии имущества у такого лица извещает государственную нотариальную контору, нотариальное бюро по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.
Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.