Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие выплаты получат учителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).
Особенности стимулирования педагогических работников
Система-2022 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236. Несмотря на то что данные ведомственные документы были утверждены достаточно давно, Трехсторонняя комиссия советует ориентироваться на них и в 2022 году (подп. «г» п. 30 Единых рекомендаций по протоколу № 11). Предназначены отмеченные рекомендации для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:
- дошкольного;
- общего;
- начального и среднего профессионального.
В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:
- привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
- общедоступность критериев оценки;
- размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Пример расчета стимулирующих выплат
Учитель математики заработала 30 баллов за разработку методики обучения по особой программе, которая имела успех.
Учитель русского языка набрал 25 баллов за участие в районных олимпиадах со своими учениками, где трое заняли призовые места.
Ещё 2 педагога набрали по 55 баллов, регулярно посещавшие со школьниками культурные мероприятия, проводили открытые уроки и привлекали родителей для организации различных внешкольных мероприятий.
Рассчитаем общее число набранных преподавателями баллов: 55 х 2 + 30 + 25 = 165 баллов.
Произведем расчет по каждому учителю отдельно:
учитель математики получит: 30 х 300.03= 9000 рублей 90 копеек;
учитель русского языка получит: 25 х 300.03 = 7500 рубля 75 копеек;
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Сколько сейчас получают учителя
Согласно промежуточным данным Росстата за 2022 год, средняя зарплата учителя в России составляет 45 787 рублей до вычета налогов — то есть на руки педагоги получают в среднем по 39 тысяч рублей. Однако, по факту цифры у многих меньше. Так, портал «ГородРабот» проанализировал данные о предлагаемой зарплате учителям на основе вакансий и пришел к выводу, что в среднем по России в 2022 году педагогам предлагали зарплату на руки порядка 30 тысяч рублей.
Размер заработной платы во многом зависит от региона — зарплаты педагогов в больших городах и российской глубинке сильно отличаются. Так, учителям литературы или географии в московских школах предлагают работу за 70 000 рублей в месяц, в то время как, устраиваясь на аналогичные должности во Владимирской области, можно будет рассчитывать только на 30 — 40 000 рублей.
Вакансии учителей от частных образовательных учреждений также имеют большой разброс в оплате труда— от 30 до 75 тысяч рублей, в зависимости от профиля педагога.
Портал «Работа. Ру» провел опрос, чтобы выяснить какую зарплату учителей россияне считают достойной. Цифры заметно отличаются от фактической статистики.
Как в России изменится рынок труда этой весной рассказал эксперт
С 1 апреля ожидается изменение на рынке труда в России. Эксперты считают, что весной прибавку к зарплате получат водители, грузчики, курьеры и работники складов.
Сергей Сухоставец отмечает, что спрос на синие воротнички по-прежнему остается высоким, а конкуренция за эти вакансии низкая. Так происходит из-за нехватки рабочего персонаал, рабочей силы, демографического положения в стране, оттока мигрантов, которые работают на территории РФ в разных областях. Поэтому зарплаты на такие профессии ежегодно продолжат расти и станут более конкурентоспособными.
С другой стороны, интерес к IT-сфере временно снижается. Однако крупные игроки рынка продолжают нуждаться в синих воротничках, особенно среди сотрудников производства и специалистов, обеспечивающих клиентский сервис. Кадровики активно охотятся за ними и принимают меры по обновлению системы мотивации для этой категории.
Специалисты предсказывают, что в ближайшее время наибольший спрос будет на профессионалов в области BIM-моделирования. Это направление становится приоритетным для Минстроя, особенно в контексте импортозамещения. Специалисты этой категории, способные изучать и внедрять новое ПО, будут получать от 200 000 рублей в месяц и выше.
Максим Лазовский отмечает, что весной высокую заработную плату также получат плотники, столяры, электрики и специалисты по коммуникациям. Сезон ИЖС на подходе, и подобные работники получают сдельную оплату за выполнение проектов. Однако реально не хватает таких специалистов на рынке.
Известно, что с 1 апреля текущего года социальные пенсии затронет индексация. Таким образом, выплаты будут увеличены на 3,3 процента с учетом уже проведенной ранее индексации в 10 процентов в июне 2022 года. Об этом заявила Елена Бибикова в своем Telegram-канале.
Сенатор отметила, что социальные пенсии предоставляются гражданам, не имеющим возможности работать и не заработавшим страховую пенсию по старости. Общее увеличение социальных пенсий составит 13,6 процента. Индексация проводится на основе роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
Бибикова подчеркнула, что социальные пенсии могут быть назначены:
- гражданам, ставшими инвалидами;
- детям, потерявшим кормильца;
- детям, родители которых неизвестны;
- пожилым гражданам.
Социальная пенсия может быть выплачиваема россиянам, достигшим возраста 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые проживают на территории России не менее 15 лет и достигли указанного возраста. Кроме того, граждане, принадлежащие к малочисленным народам Севера, могут получать социальную пенсию, если они достигли возраста 50 или 55 лет (женщины/мужчины) и постоянно проживают в районах, где эти народы находятся в момент назначения пенсии.
Как начисляется стимулирующая выплата педагогическим работникам
Чтобы справедливо начислять поощрительные надбавки учителям, оценочный лист и расчёты стимулирующих выплат передаются либо профсоюзной организации, либо специально организованной комиссии, возглавляемой директором школы:
- Профсоюз оценивает предложение руководства о начислении доплат в соответствии с качеством работы преподавателя, корректирует оценочный лист либо принимает в первоначальном виде.
- Комиссия во главе с директором учреждения изучает оценочный лист, анализирует объективность распределения стимулирующих выплат среди учителей, подводит итоги и выносит решение о количестве баллов, присуждённых каждому педагогу.
Вынесенное комиссией или профсоюзом решение является окончательным, поэтому директор подписывает Приказ о начислении определённых выплат всем или только некоторым преподавателям.
Как начисляется стимулирующая выплата педагогическим работникам
Чтобы справедливо начислять поощрительные надбавки учителям, оценочный лист и расчёты стимулирующих выплат передаются либо профсоюзной организации, либо специально организованной комиссии, возглавляемой директором школы:
- Профсоюз оценивает предложение руководства о начислении доплат в соответствии с качеством работы преподавателя, корректирует оценочный лист либо принимает в первоначальном виде.
- Комиссия во главе с директором учреждения изучает оценочный лист, анализирует объективность распределения стимулирующих выплат среди учителей, подводит итоги и выносит решение о количестве баллов, присуждённых каждому педагогу.
Вынесенное комиссией или профсоюзом решение является окончательным, поэтому директор подписывает Приказ о начислении определённых выплат всем или только некоторым преподавателям.
Как рассчитывается стимулирующая выплата педагогическим работникам
Стимулирующая выплата педагогическим работникам может выплачиваться по итогам месяца, четверти, семестра или учебного года, на усмотрение директора учреждения.
После того, как комиссия или профсоюзная организаций одобрит оценочный лист, расчёт конкретных сумм стимулирующих выплат проходит по следующей схеме:
- Выявляется общее количество заработанных педагогом баллов.
- Рассчитывается стоимость 1 балла — бюджет учреждения, выделенный специально для начисления поощрительных доплат к зарплате, делится на число всех баллов, набранных всем преподавательским составом.
- Получившуюся стоимость 1 балла умножают на число баллов каждого преподавателя — это и будет размер надбавки.
Понятие эффективного контракта
Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:
- обязанностей работника (трудовая функция);
- условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
- критериев оценки эффективности труда;
- понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.
Эффективный контракт в учреждениях образования
При разработке положений эффективного контракта руководителю государственного (муниципального) учреждения в первую очередь следует ориентироваться на Приказ Минтруда РФ № 167[6], утвердивший соответствующие рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником. Для некоторых сфер деятельности существует еще своя методологическая основа введения эффективного контракта. На федеральном уровне утверждены рекомендации по разработке показателей эффективности для:
- медицинских организаций – Приказ Минздрава РФ № 421[7],
- образовательных организаций – Письмо Минобрнауки РФ № АП-1073/02[8];
- учреждений культуры – Приказ Минкультуры РФ № 920[9];
- организаций социального обслуживания – Приказ Минтруда РФ № 287[10].
Для других сфер деятельности, например, для физкультурно-спортивных организаций, аналогичных рекомендаций пока нет. Впрочем, деятельность физкультурно-спортивных организаций можно рассматривать как оказание социальных услуг согласно п.
1 Приказа Минспорта РФ № 121[11], и при разработке показателей эффективности руководствоваться Приказом Минтруда РФ № 287.
При переходе на систему эффективного контракта этот документ могут использовать и другие учреждения, оказывающие социальные услуги в своей области.
В перспективе все министерства и ведомства в целях реализации в подведомственных бюджетных учреждениях новой кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с работниками, должны:
- разработать и внедрить примерные формы трудовых договоров с работником;
- уточнить и установить отраслевые нормы труда на основе существующих профстандартов;
- подготовить, апробировать и внедрить примерные программы дополнительного профобразования (курсовой подготовки) для руководителей бюджетных учреждений по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.
Нормативные правовые акты и методологическая основа перехода на систему эффективного контракта
Указ Президента РФ № 597 | Повышение средней заработной платы бюджетникам связано с эффективностью и качеством услуг |
Программа совершенствования оплаты труда | Утверждена Примерная форма трудового договора (эффективного контракта) с работником государственного учреждения (приложение 3). |
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д), утвержденный соответствующим распоряжением правительства РФ (например, Распоряжение Правительства РФ № 722-р) | Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту |
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности, разработанный на региональном или муниципальном уровне (например, Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп). | Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту в конкретном регионе или муниципалитете |
Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утверждены Приказом Минтруда РФ № 1б7н) | Даны рекомендации по системе оплаты труда и оформлению трудовых отношениях с работниками, в том числе по видам выплат стимулирующего и компенсационного характера |
Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом соответствующего министерства (например, Приказом Минздрава РФ № 421) | Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности основных категорий работников данной социальной сферы для субъектов РФ и муниципалитетов |
Критерии оценки эффективности деятельности работников определенной социальной сферы, разработанные на региональном уровне* | Пособие по разработке критериев для учреждений субъектов РФ и муниципалитетов |
Методические рекомендации по применению показателей эффективности деятельностируководителей подведомственных бюджетных организаций, разработанные на региональном уровне** | Пособие по разработке критериев для оценки эффективности деятельности руководителей бюджетных организаций субъектов РФ и муниципалитетов |