Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие путевого листа такси в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022-2023 годах были введены новые штрафы за нарушения в заполнении и отсутствие путевых листов. Это связано с усилением контроля со стороны ГИБДД и стремлением урегулировать проблемы, связанные с использованием путевых листов.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Ответственность за неподтверждение ГСМ
В статье 50 КоАП РФ предусмотрены штрафы за нарушения, связанные с заполнением и предъявлением путевых листов. Одним из таких нарушений является неподтверждение расходов на ГСМ.
Ответственность за неподтверждение государственных стандартов расходования топлива может быть применена как к водителю, так и к предприятию. В случае необоснованных расходов на ГСМ, водитель может быть оштрафован или получить другое наказание, предусмотренное законодательством.
Причины отсутствия подтверждения расходов ГСМ могут быть различными. Они включают в себя ошибки в заполнении путевого листа, неправильное оформление документов, неполное или неправильное указание данных о расходах на ГСМ.
Оформление путевых листов представляет собой важный процесс, требующий точности и внимания. Ошибки в заполнении листов или отсутствие необходимых данных могут привести к нарушению правил и получению штрафов.
Проверка предрейсовых путевых листов проводится ГИБДД. В случае выявления нарушений, связанных с неподтверждением ГСМ, водитель может быть оштрафован и ему могут быть предъявлены обязательные расходы на оформление правильных документов.
Для избежания неприятных последствий и штрафов, водителю необходимо тщательно следить за заполнением путевых листов и правильно оформлять документы, подтверждающие расходы на ГСМ. Также может быть полезно подтвердить все расходы на ГСМ с помощью документов, какие-либо расходы можно подтвердить, чтобы избежать штрафов.
В марте 2022 года в России вступили в силу новые штрафы за нарушения, связанные с заполнением путевого листа. Одним из этих штрафов является неподтверждение расходов на ГСМ. Наказание может включать оплату штрафа и обязательные расходы на оформление правильных документов.
Ответственность за нарушение
В РФ с 2022-2023 года введены новые штрафы за нарушения путевого листа. Предрейсовых проверок гибдд стало больше, и каждое нарушение будет рассмотрено пристальнее. Рассмотрим основные виды нарушений и ответственность за них.
- Неправильное заполнение путевого листа. Если путевой лист заполнен не в соответствии с правилами оформления, водитель может получить штраф в виде оплаты необоснованных расходов на избежание проверок. Оплата расходов может составлять до 50% от стоимости ГСМ.
- Неподтверждение осмотров в путевых листах. Если в путевом листе не указано подтверждение осмотров автомобиля, водитель может быть подвергнут проверкам и получить штраф в виде оплаты необоснованных расходов. Оплата расходов может составлять до 50% от стоимости ГСМ.
- Получение скидки на ГСМ при необоснованных расходах. Если водитель получает скидку на ГСМ, но не подтверждает необходимые расходы в путевом листе, он может быть подвергнут проверке и получить штраф за нарушение правил оформления путевого листа.
- Ошибки при заполнении путевого листа. Ошибки при заполнении путевого листа могут привести к штрафам и проверке со стороны гибдд. Поэтому необходимо тщательно заполнять путевые листы и проверять их на ошибки перед отправкой.
- Неоформление путевых листов. В случае неоформления путевых листов или их неправильного оформления водитель может быть подвергнут штрафам и проверке гибдд. В таких случаях необходимо тщательно оформлять путевые листы и соблюдать правила их заполнения.
Причины наказания водителей за нарушения путевого листа связаны с обеспечением контроля за расходами на ГСМ и соблюдением правил оформления документов. В случае нарушений водитель может быть оштрафован, а компания может быть подвергнута проверке со стороны гибдд. Поэтому важно соблюдать правила заполнения и оформления путевых листов, чтобы избежать наказаний и необоснованных расходов.
Ошибки в заполнении путевого листа
Ошибки в заполнении путевого листа могут привести к серьезным нарушениям и получению штрафов. Как избежать таких нарушений и что нужно знать о правилах заполнения путевого листа?
Путевой лист – это документ, который заполняется водителем перед каждой поездкой, чтобы фиксировать все осмотры и расходы, связанные с использованием транспортного средства. Он является одним из обязательных документов для предрейсовых проверок ГИБДД.
Причины получения штрафов за нарушение правил заполнения путевого листа могут быть разными. Ошибки могут касаться не только самого оформления, но и неправильного заполнения данных о предрейсовых осмотрах и расходах.
Согласно КоАП РФ, за неправильное оформление или неподтверждение информации в путевом листе предусмотрена ответственность. В зависимости от вида нарушения и его тяжести, штрафы могут составлять до 50% от стоимости ГСМ или расходов.
I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023
С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.
Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:
Реквизиты путевого листа | Правила, действующие с 01.09.2023 | Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390 |
---|---|---|
Сведения о водителе | Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:
|
п. 6 Состава сведений путевого листа |
Срок действия путевого листа | Уточнено, что допустимо:
|
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа |
Данные о медосмотре | Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым). |
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н |
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист. Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников. |
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 | |
Внесение изменений в данные путевого листа | Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. | п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа |
V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей
Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.
Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица
Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.
Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:
- Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
- Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
- Фиксируются расходы на ГСМ.
- Ведется рабочий график водителей.
- Имеется свой персонал медиков и пр.
Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.
Штраф за неправильный путевой лист
Во время аудита в транспортной компании могут выявить п/л с неправильным оформлением. Когда ошибки касаются расхода топлива или указания маршрута, документ могут признать недействительным. Налог на прибыль увеличится в разы.
При отсутствии записи медика, автомеханика-контролера штрафные санкции возлагаются не только на организацию, но и должностных лиц за ст. 12.31.1. КоАП.
Вид административного правонарушения | Штраф на Граждан | Штраф на Должн. лица | Штраф на Юрлицо (ИП) |
Не соответствие требуемой квалификации ответственных сотрудников (часть 1) | — | 20 тыс. р. | 100 тыс. р. |
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра (часть 2) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Отсутствие отметки контролера о предрейс. техосмотре ТС (часть 3) | 3 тыс. р. | 5 тыс. р. | 30 тыс. р. |
Какие документы проверяют у водителя такси
Деятельность работы в такси подлежит лицензированию. Для получения права
перевозки пассажиров и багажа водитель либо трудоустраивается в одну из организаций-перевозчиков, либо оформляет ИП. Кроме документа, подтверждающего легитимность таксования (соответствующих цветографических элементов таксомотора) при оказании услуг, необходимо иметь:
- Удостоверение водителя, подтверждающего стаж работы не менее 3-х лет.
- Оригинал полиса ОСАГО для такси. Из-за повышенного риска ДТП стоимость страховки значительно превышает обычную, по которой компенсация убытков не производится.
- Путевой лист, оформленный по всем правилам: с отметками о предрейсовом медицинском осмотре водителя и техническом контроле автомобиля.
- Документ (СТС), подтверждающий правомерность управления данным авто.
- Договор аренды, если авто арендовано.
- Карта водителя с указанием адреса автопарка.
- Бланк Строгой Отчетности (БСО) для отчетности и выдачи пассажирам.
- Техпаспорт с отметкой о прохождении техосмотра не реже 1 раза в полугодие.
- Правила оказания услуг по перевозке, напечатанные крупным шрифтом. Предоставляется по требованию пассажирам.
Если водитель такси работает, то список необходимых документов обоснован. Кстати у МАДИ он значительно длиннее. Вопрос возникает у владельцев ТС, которые используют авто для личных нужд: имеют ли они право управлять транспортом в свободное от таксования время.
Где брать путевые листы водителям такси
При заключении договора на аренду автомобиля для работы в такси, обговорите условия оформления путевых листов в соответствие с обязательными требованиями к реквизитам. Арендатор должен предоставить возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра и технического контроля ТС.
В случаях, когда автомобиль является собственностью ИП, путевку выдает руководитель. Он же организовывает медосмотр и техосмотр. Если водитель и ИП – одно лицо, то бланки распечатывают и заполняют самостоятельно. Для прохождения медицинского и технического осмотра заключают договора с соответствующими организациями или крупным АТП.
Вообще, обеспечивать водителей путевыми листами со всеми отметками и осмотрами – обязанность организации, выдавшей лицензию. Но так как, она может находиться далеко от места работы, воплотить это в реальность невозможно. Поэтому приходится выкручиваться, заключая нужные договора самостоятельно.
Примечание: Как уже говорилось, используя личный транспорт, например, для поездки на СТО или в медучреждение предварительно путевку заполняют, но ее необязательно предъявлять представителям ГИБДД, ведь вы не перевозите пассажиров. Пока отсутствуют отметки медика и механика, путевой лист не действителен. К сожалению лучших разъяснений, как выполнить требования не нарушая закон, нет.
Заключение: Несмотря на все сложности работы в такси, водители пытаются работать в рамках закона, лишь бы это было выполнимо. Возникшие препятствия решают, подделывая печати и подписи, считая путевой лист профанацией. Это не так. Требования, если их выполняют, спасают жизни, берегут здоровье.
Например, до введения в 60-х годах предрейсового медосмотра травматизм при ДТП был выше на 58%. Стремясь к европейским стандартам, следует помнить, что низкая, по сравнению с Россией, смертность при авариях вызвана тем, что в этих странах штрафные санкции превышают платежеспособность некоторых граждан. Результат: меньше нарушают ПДД, лишь бы не рисковать своими финансами.
Учетный документ выписывают своим водителям ИП и юридические лица.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, он оформляется на водителя легкового или грузового транспортного средства, автобуса, троллейбуса или трамвая, если он перевозит пассажиров, груз или багаж.
На практике, если при проверке обнаруживается, что транспортное средство зарегистрировано на ИП или юридическое лицо, проверяющий инспектор потребует учетный документ. Формально, если водитель использует служебный транспорт в личных целях, по согласованию с руководством, этот случай не подпадает под перечень тех, когда учетный документ необходим, но доказать личное, а не коммерческое использование не всегда возможно, и водитель получает штраф. Эта коллизия в законе однозначно не разрешена и часто приводит водителей в суд для оспаривания наложенного на них наказания.
Виды штрафов за путевые листы
Отсутствие у водителя путевки при проверке сотрудником ГИБДД является административным правонарушением, ответственность наступает как для самого водителя, так и для хозяина ТС — ИП или юридического лица. То, какой штраф за отсутствие путевого листа грозит, установлено нормами КоАП РФ.
Требовать учетный документ вправе сотрудник ГИБДД, остановивший транспортное средство для проверки, при фиксации нарушения ПДД или при дорожно-транспортном происшествии. Проверку путевок вправе провести:
- трудовая инспекция, которая проверяет соблюдение организацией прав работников;
- налоговая инспекция, проверяя правильность учета затрат организации на бензин, в ходе выездной или камеральной проверки.
Нарушение | Размер штрафа | Основание | Комментарий |
---|---|---|---|
Непредоставление путевки при проверке инспектором. | На водителя — 500 руб. | Статья за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. | КоАП РФ не предполагает, что возможна эвакуация за отсутствие путевого листа — это правонарушение не входит в перечень нарушений, требующих задержания ТС. |
Путевки нет или она неверно оформлена, организации грозит штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе. | На юрлицо или ИП — 30 000 руб. | Ч. 2 ст. 12.31.1. |
Кодексом об административных правонарушениях РФ не установлены штрафы за отсутствие путевого листа для ИП или юридических лиц — они несут ответственность за сопутствующие нарушения, предусмотренные ст. 12.31.1 КоАП РФ. Санкций для ИП отдельно нет, предприниматели несут ту же ответственность, что и организации, — это правило установлено примечанием к ст. 12.31.1 КоАП РФ. Санкция в форме направления на штрафстоянку за отсутствие путевого листа ни за одно из этих правонарушений не предусмотрена. |
В документе нет отметки о прохождении предрейсового ТО либо если его нет вовсе. | На юрлицо или ИП — 30 000 руб. | Ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. | |
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. | На должностное лицо — 5000 руб. | П. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. |
Особенности фиксации нарушения
Как правило, такие нарушения выявляются сотрудниками ГИБДД при остановке авто. Иногда проверка проводится целенаправленно, когда инспекторы проводят целые рейды по проверке путевых листов.
Чтобы получить штраф, водителю достаточно отказаться от предъявления путевого листа. В этом случае сотрудник ГИБДД посчитает, что документ отсутствует, выписав нарушителю соответствующий штраф.
Кроме того, штрафные санкции могут быть наложены при выявлении следующих нарушений:
- отсутствие печати о прохождении медосмотра;
- отсутствие информации о той организации, которая отправила машину в рейс;
- механик и медик не поставили своим подписи на документе;
- обязательные поля путевки не были заполнены.
Ответственность за отсутствие путевого листа
Отсутствие путевого листа для такси фактически означает, что водитель и автомобиль не проходили медицинский и технический осмотр. Соответственно, появляется несколько оснований для привлечения таксопарка к ответственности. Она установлена ст. 12.31.1 КоАП РФ. Итоговая сумма в 2021 году составляет 60 000 руб. и включает:
- 30 000 руб. – за отсутствие отметки медработника;
- 30 000 руб. – за отсутствие отметки о механика.
Организационная форма таксопарка не имеет значения – ИП будет уплачивать такие же суммы штрафов, как и юридическое лицо, что также предусмотрено примечанием к ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Кроме того, для ООО возможен штраф в размере 100 000 руб. если квалификация должностных лиц, ответственных за оформление документа (медработника и механика), не соответствует установленным требованиям.
Автомобиль, для которого выявлено нарушение, может быть отправлен на штрафстоянку на срок два месяца без возможности забрать его ранее, что несет дополнительные потери в виде:
- оплаты эвакуационных услуг и периода пребывания на штрафстоянке;
- отсутствия прибыли;
- затрат времени на оформление решения о возврате авто и его вывоз.
Еще одной ощутимой статьей расходов может стать ремонт в случае повреждения авто при транспортировке на штрафстоянку, поскольку компенсировать их никто не будет.
Как фиксируется нарушение
Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.
Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.
В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.
Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.
Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.
Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:
- нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
- нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
- не заполнены основные реквизиты ПЛ;
- нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.