Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокуратура Дорогобужского района». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Комментарии к ст. 17.14 КОАП РФ
1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.
2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.
Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.
Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.
Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.
5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.
6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.
7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.
8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).
Какие штрафы взыскивают приставы
Штрафы взыскиваются приставами по тем же правилам, что и другие виды долгов. Но есть и ряд важных отличий, которые нужно учитывать сторонам исполнительного производства:
- для административных штрафов действуют специальные сроки на добровольное погашение;
- специальные сроки предусмотрены для предъявления к исполнению судебных и иных актов о наложении штрафа;
- за нарушения закона и ненадлежащее поведение с должника могут взыскать дополнительные штрафные санкции уже после возбуждения исполнительного производства;
- так как штраф взыскивается от имени государства, после удержания его перечислят в бюджет (федеральный, местный или региональный).
Неисполнение судебных решений: основные положения
Судебные решения есть одна из форм судебных постановлений, которое при вступлении в законную силу:
- является обязательным для всех граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений;
- подлежит безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного акта проявляется в определенных формах:
- в невыполнении действий, непосредственно направленных на исполнение решения, например, игнорирование требований выплатить компенсацию пострадавшему;
- выполнение действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного акта, например, запрет руководителя отдела кадров восстановить на работу сотрудника уволенного незаконно.
Решение суда должно быть исполнено:
- сразу, как только судебное решение вступило в законную силу;
- сразу после вынесения решения, если оно касается:
-
- выплаты заработной платы работнику в течение 3 месяцев;
- выплаты алиментов;
- восстановления на работу;
- внесения гражданина РФ в перечень избирателей или участников референдума.
Право на судебную защиту и исполнение судебных решений в разумные сроки
Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод. Согласно статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П указано, что судебная защита не может быть признана действенной, если решение суда, вынесенное в целях восстановления нарушенных прав, своевременно не исполняется.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 право на судебную защиту, включающее в себя право на исполнение решения суда в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных решений. Для обеспечения данных прав действующим законодательством установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Ответственность на нарушение
Ответственность за неисполнение судебного решения предусматривается различными кодексами, законами и отдельными нормативно-правовыми актами. Основные – процессуальные кодексы (ГПК, АПК, УПК, КАС, КоАП), Закон об исполнительном производстве, а также законы, устанавливающие санкции, – УК, КоАП, АПК. Наказание варьируется широко – от предупреждений и штрафов до дисквалификации и лишения свободы. Привлечение к ответственности не освобождает от исполнения судебного решения.
Основные органы, контролирующие исполнение судебных решений, – ФССП (приставы), ФСИН (уголовные дела) и прокуратура (в части решений, вынесенных по заявлениям прокуратуры, по делам и решениям публичного характера и некоторым другим).
Ответственность за невыполнение законных требований судебных приставов
Самое первое, на что обращают внимание, это статья 87 «Закона об исполнительном производстве», в ней четко сказано, что есть мера ответственности, как для граждан, так и для должностных лиц за отказ в выполнении законных требований судебного пристава и за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Какие есть права и полномочия у судебных приставов?
Что делать если приставы ограничили в праве на управление автомобилем?
Что значит невыполнение требований и каких требований?
Ответственность за уклонение от выполнения приговора
Если виновное лицо имело намерения, которые привели к неисполнению судебного решения, то ему назначают уголовное наказание. В статье номер 315 УК Российской Федерации приведён перечень лиц, которые под неё могут попасть:
- Представители государственных структур.
- Граждане, работающие в государственных структурах.
- Граждане, работающие в государственных учреждениях.
- Муниципальные служащие и сотрудники муниципальных учреждений.
- Граждане, работающие в организациях.
Неисполнение приговора судебного учреждения представляет собой небольшую тяжесть. Такое деяние в некоторых случаях позволяет освободить, а не привлекать к ответственности виновника.
Полный перечень санкций здесь следующий:
- Штраф. Максимальная сумма здесь не может достигать 200000 рублей. Здесь также возможно исчисление в размере заработной платы виновника в течение полутора лет.
- Запрет на занимание конкретной должности или занятие определённой деятельностью сроком до пяти лет.
- Обязательные работы. Такой вид наказания применяется в свободное время и не может совмещаться с основной работой. Максимальный срок — до 480 часов.
- Принудительные работы. Такой вариант часто применяли взамен тюремного заключения. На данный момент такие меры не применяются. Максимальный срок — до двух лет.
- Арест. Применяется по решению суда. Максимальный срок — до полугода.
- Лишение свободы. Применяется тогда, когда последствия несут тяжкий характер. Максимальный срок — до двух лет.
Самыми распространёнными мерами здесь являются штраф, тюрьма и обязательные работы.
Получается, что любое правонарушение вне зависимости от того, приравнено оно к Административному или Уголовному кодексу, влечёт за собой конкретные санкционные меры. Выражаться они могут как в денежном эквиваленте, так и в виде тюремного срока. Кроме этого, важно различать такое понятие, как «злостность», которое может привести к уголовному наказанию.
Чем грозит неисполнение требований судебного пристава
На сегодняшний день максимальное наказание в рамках КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом, влечет наложение штрафа до 50 тысяч рублей.
За неисполнение требований в срок, вновь установленный судебным приставом влечет наложение штрафа до семидесяти тысяч рублей.
Следует отметить, что в соответствии со ст.315 УКРФ законодателем предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Совершение такого преступления влечет максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Основная отличительная особенность данной группы исполнительных производств заключается в том, что при исполнении требований неимущественного характера речь идет о необходимости совершения должником определенных действий или необходимости воздержаться от совершения определенных действий. При этом судебный пристав должен по общему правилу обеспечить исполнение исполнительного документа самим должником.
В настоящее время действия судебного пристава при исполнении требований исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия, носят довольно длительный характер.
В соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», при возбуждении исполнительного производства пристав устанавливает срок для добровольного исполнения требований должником, который составляет 5 дней, при неисполнении их в срок выносится постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливается новый срок для исполнения. При нарушении и этого срока пристав составляет протокол об административном правонарушении и вновь устанавливает должнику срок для исполнения указанных требований. И только после этого сотрудник ФССП вправе организовать исполнение без участия должника. Из сказанного можно сделать вывод что неисполнение требования пристава должником может затянутся на длительное время при этом имеется риск наступления последствий катастрофического масштаба.
Судебная практика складывается разная. Чаще всего привлекаются государственные и муниципальные органы, в частности администрация за несвоевременную ликвидацию несанкционированных свалок строительных отходов, за что назначен штраф в размере 50 000 р.
Также часто привлекают юридических лиц за не устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также эксплуатацию жилых и общественных помещений, зданий, сооружений.
В результате чего приостанавливают деятельность организаций на срок до 90 суток по другой статье КоАП.
Исполнительный лист как способ вернуть долг
Результат каждого исполнительного производства оборачивается вынесением решения суда и выдачей исполнительного листа. Что представляет из себя этот знаменательный юридический документ?
Исполнительный лист представляет собой акт особой важности, который содержит обязательные к выполнению требования, согласно решению суда, и оформляется по утвержденной форме (утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579).
В исполнительном листе содержится следующая информация:
- резолютивная часть;
- название и адрес судебного учреждения;
- номер индивидуального дела;
- дата постановления вердикта и время, когда он становится действительным (либо сказано о немедленном исполнении);
- дата выдачи исполнительного листа;
- исходные данные о кредиторе и дебиторе.
Сведения о должнике в исполнительном листе представлены такие: ФИО, место жительства или пребывания, год и место рождения, должность и место работы.
Уголовное наказание предусматривается в том случае, если действия носили тяжкий характер. Чтобы это понять, необходимо установить состав преступления. Состав деяния должен иметь субъективные и объективные признаки. Если хотя бы один из элементов отсутствует, то наказание не может быть применено.
Объективная сторона характеризуется тем, каким образом преступное деяние отображается во внешней среде. А также, какие действия при этом присутствуют для достижения такого результата.
Сюда можно отнести следующее:
- Попытки намеренного уклонения от исполнения приговора.
- Неумышленное уклонение от исполнения обязательств.
Ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного правового акта
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 ГПК РФ, ст.16 АПК РФ, ст.31.2 КоАП РФ и ст.392 УПК РФ вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отступление от указанного требования рассматривается как грубейшее нарушение закона. Обеспечить исполнение судебного решения и защитить интересы взыскателя призвана ст. 315 УК РФ, предусматривающая наказание за злостное неисполнение судебного акта или воспрепятствование в его исполнении.
Судебный акт – правоприменительный акт суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций в форме процессуального документа, вынесенного судьей (судьями) по существу рассматриваемого вопроса и затрагивающие правовое положение гражданина (личности) или юридического лица. Помимо приговоров и решений, выносимых судьями, к иным судебным актам в соответствии с действующим законом следует отнести определения и постановления, приказы.
Общественная опасность анализируемого преступления заключается в том, что в результате неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта подрывается авторитет судебной власти, порядок осуществления правосудия, нарушается принцип общеобязательности судебных актов, а также может быть причинен вред законным интересам граждан, учреждениям и организациям, в пользу которых они вынесены.
Распространенные ошибки судебных приставов-исполнителей Отсутствие события административного правонарушения или неправильная квалификация
Зачастую суды отказывают в удовлетворении заявлений судебных приставов-исполнителей по причине отсутствия вины кредитной организации во вменяемом правонарушении. Отсутствие вины кредитной организации может быть связано с тем, что в действующем законодательстве четко прописано, когда банк вправе не исполнять требования исполнительных документов, а в ряде случаев связано с неправильной квалификацией правонарушения и отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
Во-первых, на основании ст. ст. 94 и 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам. При введении моратория приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Правомерность неисполнения банком требований, содержащихся в исполнительном документе, после введения моратория подтвердил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.08.2009 N Ф04-4834/2009(12607-А03-27).
Во-вторых, на основании ч. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация вправе не исполнить полностью или частично исполнительный документ либо постановление судебного пристава-исполнителя в случае отсутствия на счетах должника денежных средств или в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.
Однако сразу следует оговориться, что при наличии ареста банк вправе не исполнять требования исполнительного документа только в том случае, если сумма арестованных денежных средств равна сумме по исполнительному документу или больше этой суммы. В случае если сумма арестованных денежных средств меньше и при этом денежные средства на счетах имеются, банк обязан исполнить требования исполнительного документа частично.
Подтверждением данной позиции может служить Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2009 N Ф04-1659/2009(2866-А45-27) по делу N А45-12520/2008 (Определением ВАС РФ от 08.05.2009 N ВАС-5416/09 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).
Операции по счетам могут быть приостановлены на основании постановления налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ. В таком случае банк не вправе исполнять требования исполнительного документа до получения решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам или вступившего в законную силу судебного акта, отменяющего действие постановления о приостановлении операций по счетам.
Нарушения в области соблюдения судебных предписаний грозят человеку различными видами ответственности. Ответственность и виды санкций, накладываемых на нарушителей предусмотрены множеством законодательных актов. Среди них:
- процессуальные кодексы (КАС, АПК, ГПК, УПК);
- ФЗ от 02 октября 2007 года № 229;
- кодексы, определяющие наказание (КоАП, УК, АПК).
Наказание за неисполнение решения суда имеет различные варианты. Применяются как штрафы и предупреждения, так и уголовное преследование. При этом, даже в случае наложения наказания на гражданина, он все равно должен выполнить предписания суда.
К органам, ответственным за контроль соблюдения указаний относятся:
- ФСИН (в уголовных делах);
- ФССП (приставы);
- Прокуратура (публичные дела и дела по которым является инициатором).
Что значит обязательность?
Под данным термином следует понимать необходимость для всех субъектов на территории страны согласовывать свои действия с выводами суда по рассмотренному и разрешенному правоотношению. Обязательность предусматривает беспрекословное подчинение им. Пересмотр вступившего в силу решения может осуществляться только вышестоящим судом в рамках надзорного производства либо при наличии оснований, определенных в законодательстве, самой инстанцией, вынесшей определение. Органы местной и государственной власти обязаны в случае обращения граждан или организаций оформлять и регистрировать права, установленные в постановлении, а также способствовать их реализации. Решение суда должно быть исполнено ответчиком добровольно. При уклонении от данной обязанности к нему могут быть применены меры принуждения.
Порядок привлечения к административной ответственности
Строго утвержденного регламента, который бы регулировал добровольное исполнение предписаний, содержащихся в тексте решения суда, не существует. Как правило, юридическая ответственность для лиц за неисполнение судебного решения наступает в период после установления факта невыполнения ими предписаний, содержащихся в исполнительном производстве. Проходит это в следующей очередности:
- судебный пристав-исполнитель после получения исполнительного листа из суда или от взыскателя, на основании которого возбуждается исполнительное производство;
- при невыполнении должником предписания исполнительных документов судебный пристав устанавливает новый срок исполнения предписаний для данного лица и формирует постановление о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебного решения влечет наложение на нарушителя имущественной ответственности;
- при невыполнении должником требований исполнительного документа в новый срок без уважительных причин судебный пристав оформляет протокол об административном правонарушении.
Помимо административной ответственности, нарушение норм исполнительного производства предусматривает уголовную ответственность или иные виды ответственности, регламентированные действующими отраслевыми законодательствами. Например, статья 332 АПК РФ устанавливает наказание для граждан юридических и должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления за неисполненное решение арбитражного суда в виде наложения судебного штрафа.