Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит за перегруз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Наказание за перевозку крупногабаритных грузов
Перевозчики иногда нарушают не только разрешенные показатели нагрузки, но и возят грузы, выходящие за разрешенные габариты. На такие перевозки тоже нужно получать разрешения.
Штрафы начисляются в зависимости от того, на сколько груз выступает за габарит транспортного средства либо за габарит, указанный в специальном разрешении.
Превышение разрешенного габарита, см | Штрафная санкция для физических лиц, тыс. руб. | Штрафная санкция для должностных лиц. тыс. руб. | Штрафная санкция для юридических лиц, тыс. руб. |
---|---|---|---|
до 10 | от 1 до 1,5 | от 10 до 15 | от 100 до 150 |
от 10 до 20 | от 3 до 4 | от 25 до 30 | от 250 до 300 |
от 20 до 50 | от 5 до 10 | от 35 до 40 | от 350 до 400 |
Ответственность грузоотправителя за перегруз
Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.
Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.
К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:
- уплата административного штрафа за перегруз;
- оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
- расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;
Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:
- доказанные факты недостоверных сведений;
- наличие и установленный размер причиненного ущерба;
- прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.
Что такое перегруз автомобиля
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:
-
Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;
-
Разрешенная масса машины;
-
Допустимый размер перегруза;
-
Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.
Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.
Осевая нагрузка — давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.
При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:
-
Допустимая масса;
-
Нагрузка на оси.
Допустимая масса конкретного ТС – это характеристика, которая устанавливается его производителем и указывается в ПТС. Она складывается из массы груза и машины.
Например, в ПТС указана допустимая масса машины, равная 25т. При этом вес автомобиля – 9т. Для того чтобы вычислить допустимый вес груза, необходимо от разрешенной массы отнять вес ТС. Таким образом, в указанный автомобиль можно погрузить не более 16т (25 — 9 = 16).
Предельные значения разрешенной массы некоторых ТС закреплены в Постановлении Правительства РФ №272.
Величина штрафа за перегруз автомобиля
Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.
При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.
Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:
Величина перегруза, % |
Физическое лицо, сумма в рублях |
Величина взыскания для должностного лица, рублей |
Юридическое лицо, штраф в рублях |
2-10 |
1000-1500 |
10000-15000 |
100000-150000 |
10-20 |
3000-4000 |
25000-30000 |
250000-300000 |
20-50 |
5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца |
35000-40000 |
350000-400000 |
|
7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев |
45000-40000 |
450000-500000 |
В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.
Правила перевозки грузов
Каждый автомобиль рассчитан на определенную нагрузку. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше груза она может перевозить. Если превысить нагрузку, рекомендованную производителем, пострадают не только дороги (ремонтируемые на средства из налогов), но и сам автомобиль. Перегруз может вызвать нарушение целостности оси. Чересчур высокая нагруженность также ускоряет ее износ, что в будущем обязательно выльется для владельца автомобиля в дополнительные затраты на закупку деталей и внеплановый ремонт.
Чтобы корректно перевозить груз, нужно не только ограничить загрузку автомобиля обозначенными килограммами и тоннами, но и распределить нагрузку по осям равномерно.
Как правило, допустимая нагрузка указывается на ось, а не на авто целиком. Это позволяет грузчикам и водителям эффективнее распределять товары в прицепе.
Типы транспортных средств
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Как и где проверяется вес грузовиков?
Основной тип контрольно-измерительного пункта – весовой контроль на стационарных постах ГИБДД, расположенных обычно на въездах в крупные города. Однако на вооружении у Госавтоинспекции есть и передвижные посты весового контроля, которые могут стоять на любом участке трассы.
Сами пункты могут быть стандартными, где измерения проводят инспекторы ГИБДД, и автоматическими, где водители проезжают по «весам», а камеры автофиксации выносят штрафы, если масса грузовика больше допустимой по закону. При этом за превышение допустимой массы, указанной в ПТС и СТС, автоматические посты штрафы выписать не могут.
Классифицировать посты весового контроля можно и по методу измерения. Динамические измерительные приборы, которые чаще всего стоят в автоматических постах. Они могут измерять массу, когда автомобиль движется по ним со скоростью до 5 км/ч. Но чаще всего Госавтоинспекция использует статические измерительные приборы, которые показывают результат, когда грузовой автомобиль на них полностью остановился. Второй вариант взвешивания выдается намного более точный результат.
Принципы транспортировки грузов.
В законодательстве РФ содержатся жесткие требования, касающиеся перевозки грузов различными видами автомобильного транспорта.
- В паспорте транспортного средства (далее – ПТС) указаны максимальные показания веса грузового автомобиля и нагрузок на его оси. Величина данных показателей устанавливается в соответствии с приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.
- Массу груза определяет и указывает в транспортных документах грузоотправитель. Загрузка осуществляется в присутствии представителя перевозчика. Иные варианты возможны лишь в том случае, когда это предусмотрено договором.
- Представитель перевозчика осуществляет контроль над правильным размещением груза по прицепу. Важно проверить наличие и надежность крепления, поскольку незакрепленный груз может сместиться во время поездки. Возникнет превышение нагрузки на ось, которого не было изначально.
- Существуют ситуации, в которых необходимо осуществить транспортировку груза, вес которого выше допустимых значений (например тяжелая цельная конструкция). В случае превышения веса на 2% от установленного в ПТС возникает необходимость оформить специальное разрешение, утвердить маршрут проезда в Росавтодоре того региона, где произошла загрузка. Вдобавок ко всему придется возместить вред, причиняемый дорожному полотну.
Законодательные ограничения других стран
Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.
Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.
Страны/автомобиль | двухосный | трехосный | четырехосный | прицеп в 2 оси | прицеп в 3 оси | автопоезд в 4 оси | автопоезд в 5 и 6 осей | автопоезд седельный 3 оси | автопоезд седельный 4 оси |
Польша | 19 | 26 | 30 | 18 | 24 | 37 | 40 | 29 | 38 |
Германия | 17 | 24 | 32 | 18 | 24 | 35 | 40 | 27 | 35 |
Франция | 19 | 26 | 26 | 19 | 24 | 38 | 40 | — | 38 |
Бельгия | 19 | 28 | 32 | 20 | 30 | 38 | 44 | 29 | 39 |
Испания | 20 | 26 | 26 | 20 | 26 | 38 | 38 | — | 38 |
Беларусь | 20 | 25 | 26 | 20 | 26 | 36 | 44 | — | 38 |
Казахстан | 18 | 25 | 32 | 18 | 24 | 32 | 44 | 28 | 38 |
Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2022 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Как на «коленках» рассчитать нагрузку на ось
Поскольку время неумолимо идет к «заветной» дате, 01 апреля, а никаких положительных известий от Минэкономразвития в этом году, в отличие от прошлого года нет, то надо готовиться к сезонному весеннему закрытию дорог 2014 года.
Об этом я уже немного раньше говорил, ведь опубликован проект приказа Росавтодора. В нем указаны дороги, которые закрываются в те или иные сроки, список тоже есть у меня на моем сайте. Но ведь сами дороги никто не закрывает, просто мы так говорим.
Как самому рассчитать нагрузку на осьНа этих дорогах вводятся ограничения по допустимой нагрузке на каждую ось транспортного средства. Вот это введение ограничения по нагрузке на ось грузового автомобиля и есть то, что мы называем «закрытие дороги на просушку«.
Как посчитать разрешенную, или реальную нагрузку на ось транспортного средства? Есть одна простая, народная, но достаточно приближенная методика, позволяющая более-менее прикинуть предельно допустимые нагрузки на оси транспортного средства. Я ее подглядел у создателя и идейного вдохновителя сайта Транспорт-КТГ. На их сайте можно точно рассчитать нагрузки на оси для конкретных моделей автомашин и прицепов, задать иные вопросы и, что самое главное, получить квалифицированные на них ответы.
Ответственность за перегруз: размер штрафов
Размер штрафа в 2022 году определяется для каждой категории ответчиков отдельно в зависимости от превышения веса (в процентах) от допустимых показателей:
- Водителю придется заплатить от 1-1,5 тыс. рублей, если перегруз превышен на 10%, и до 7-10 тыс. рублей при превышении веса на 50%.
- Размер штрафных санкций для должностного лица (грузоотправителя) колеблется от 10 000 – 15 000 до 50 000 рублей.
- Собственнику транспортного средства придется заплатить 150 тыс. рублей, если перевес небольшой, и до 500 тыс. рублей при значительном превышении.
- Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен оплатить штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2023 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |