Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой договор учителя начальных классов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бессрочный ТД – это документ, в котором не прописываются и не устанавливаются сроки действия. Он считается самым популярным и востребованным. Нередко случаются ситуации, когда обе стороны продолжают сотрудничество и в результате договор становится бессрочным.
Варианты трудовых договоров
Срочный договор – это документ, который заключается на определенный срок действия. Он может иметь разный характер в зависимости от специфики работ и в зависимости от принятого соглашения. Можно выделить самые распространенные причины заключения таких договоров:
- устройство в целях практики или стажировки;
- сезонная работа;
- временное замещение отсутствующего работника;
- увеличение объемов производства на определенный промежуток времени.
Понятие эффективного контракта
Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:
- обязанностей работника (трудовая функция);
- условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
- критериев оценки эффективности труда;
- понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.
Как переходить на ЭК?
Сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Сначала необходимо подготовить локальную нормативную базу. А именно, необходимо будет внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, штатное расписание. Кроме того, необходимо будет разработать критерии и показатели для назначения стимулирующих выплат, а также проанализировать трудовые договора с работниками на их соответствие нормам об ЭК. При необходимости нужно будет вносить изменения в трудовые договора.
Данные изменения вносятся путем заключения с работником допсоглашения к трудовому договору. Об этих мероприятиях стоит уведомить работника в письменной форме за 2 месяца до подписания соглашения.
С новыми сотрудниками необходимо заключать трудовой договор, соответствующий нормативным документам об ЭК.
Как составить трудовой договор с педагогом
Трудовой договор с педагогом – учителем, преподавателем и другими педагогическими работниками, составляется и заключается в обычном порядке.
Однако есть ряд особенностей, которые необходимо отразить. В частности, в трудовом договоре с педагогом обязательно следует указать:
- наименование должности в соответствии с профстандартом или ЕКС;
- учебную нагрузку педагога;
- условие о сокращенном рабочем времени – для педагогов оно составляет не более 36 часов в неделю (ст. 333 Трудового кодекса РФ);
- продолжительность ежегодного отпуска –у педагогов отпуск дольше, чем у большинства работников (ст. 334 ТК РФ). Его минимальная продолжительность составляет 42 или 56 дней — в зависимости от конкретной должности и специальности (постановление Правительства РФ от 14.05.2015 №; 466);
- условие о прохождении аттестации.
Как разработать и внедрить эффективный контракт с педагогами
- Выбор способа ведения трудовой книжки: разъяснения ведомств
- Запись в бумажной трудовой книжке при переходе на электронную трудовую книжку
- Комментарий к проекту порядка ведения и хранения трудовых книжек: чего ждать кадровикам?
Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.
Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.
Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:
- Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
- Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.
Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.
Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.
Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.
Вузам запретят заключать с преподавателями краткосрочные контракты
Применение рассматриваемых нормативов вызывает массу споров, т. к. ни в одном правовом акте детально не прописан порядок их применения. Разберем самые распространенные вопросы.
Как определить должности, в отношении которых требования нормативов обязательны?
Ответ. Единого перечня должностей, для которых стандарты обязательны, нет. Чтобы решить, нужно применять стандарт или нет, следует изучить нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации, предусматривают льготы или ограничения по конкретным должностям.
В каких документах работодатель должен учесть требования стандартов?
Ответ. Это трудовые договоры, должностные и производственные инструкции, трудовые книжки, штатное расписание и иные. Все документы, в которых прописаны функции сотрудников и квалификационные требования, должны быть идентичны.
Пример, как оформить соглашение с преподавателем младших классов: Образец трудового договора на учителя начальных классов.
Что делать, если должность или требования к квалификации в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте не совпадают?
Ответ. Работодатель вправе сам решить, какой нормативный правовой акт использовать. Исключение — ситуации, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обычно ориентируются на профессиональный стандарт как на более поздний акт.
Нужно ли применять стандарты при определении должностных обязанностей работников?
Ответ. Правовые основания для применения нормативов при определении работодателем должностных обязанностей работников отсутствуют.
Соглашение с педагогом можно оформить по следующей схеме:
- Преамбула.
Наименование документа, место составления и дата, реквизиты сторон.
- Предмет.
Указывается основная суть: работодатель предоставляет работу в определенной должности за согласованную плату, а работник выполняет возложенную на него функцию. Обозначается место работы, ее характер (основная или по совместительству), испытательный срок и т. п.Как написать предмет, можно посмотреть тут: Трудовой договор учителя — заполненный образец.
- Срок действия соглашения.
Указывается, когда вступает в силу контракт и какой период действует, а также конкретная дата начала трудовой деятельности.
- Оплата труда.
Размер оклада и дополнительных выплат, порядок и сроки их перечисления.
- Режим рабочего времени и отдыха.
Продолжительность трудового процесса (например, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными), перерыв для приема пищи, количество дней отпуска.
- Права и обязанности работника.
Например, обязанности: осуществлять обучение и воспитание обучающихся, выбирать программы и учебные материалы, оценивать результаты учащихся.
- Права и обязанности работодателя.
Например, права: привлекать к дисциплинарной ответственности, поощрять за труд.
- Гарантии и компенсации.
Обычно ссылаются на предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством и локальными актами работодателя.
Пример, как написать об этом: Заполненный образец трудового договора с учителем школы.
- Ответственность.
Например, про компенсацию прямого действительного ущерба работником и морального вреда работодателем.
- Заключительные положения.
Условия прекращения соглашения, порядок разрешения споров и т. п.
Профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
Наиболее популярен, т. к. подходит для многих видов деятельности педагогов. Его требования должны учитываться в трудовом договоре учителя начальных классов, средней и старшей школы, а также воспитателя детского сада. В документе предусмотрены наименования должностей, требования к образованию, опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе (например, отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью).
Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» утвержден приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н.
Данные специалисты занимаются проведением лекций, консультаций, тренингов с детьми, их мамами и папами, школьными учителями.
Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н.
Его положения включаются в трудовой договор педагога дополнительного образования, который занимается организацией досуга школьников. Например, это художественные, спортивные, интеллектуальные кружки.
По распоряжению Правительства во всех государственных и муниципальных учреждениях образования введена особая форма трудового договора — эффективный контракт. В частных образовательных учреждениях он не обязателен.
Что собою представляет эффективный контракт? Вначале составляется основанный на актуальном профстандарте обычный трудовой договор (выше мы рассказали, как его составить). Затем к нему добавляются положения о поощрении педагога за достижения.
Эффективный контракт предельно конкретен в описании достижений. Нельзя прописывать в нем поощрение просто «за добросовестную работу».
Размер денежного поощрения определяется специальной комиссией на основании оценки достижений педагога в баллах. Приведем пример такой таблицы.
Проведенная работа | Критерии оценки | Период времени | Количество баллов |
Подготовка участников олимпиад | 1-е, 2-е, 3-е места учеников | в течение учебного года | 10 |
Результаты итоговой аттестации | Выше среднего уровня района | разовое | 10 |
Какие условия нельзя включать в трудовой договор?
- Положения, которые будут ухудшать положение работника. Например, нельзя включать условие о предоставлении работнику отпуска продолжительностью менее 28 календарных дней или об установлении зарплаты ниже минимального размера оплаты труда.
- Запрещено предусматривать выплату выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме при увольнении работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям или связаны с совершением работниками виновных действий или бездействия.
- Незаконным будет включение в договор условия о запрете сотруднику после увольнения устраиваться на работу в конкурирующую компанию.
Дополнительные соглашения к трудовому договору
При обоюдном согласовании сторонами в договор могут быть включены дополнительные пункты, не ущемляющие права сотрудника, в соответствии с ТК РФ, например:
- соглашение о неразглашении коммерческой тайны;
- возможность прохождения обучения и сроки отработки, в случае оплаты его работодателем
- условия дополнительного страхования
- улучшение бытовых условий сотрудника
- дополнительный социальный пакет.
Эффективный контракт с учителем
По распоряжению Правительства во всех государственных и муниципальных учреждениях образования введена особая форма трудового договора — эффективный контракт. В частных образовательных учреждениях он не обязателен.
Что собою представляет эффективный контракт? Вначале составляется основанный на актуальном профстандарте обычный трудовой договор (выше мы рассказали, как его составить). Затем к нему добавляются положения о поощрении педагога за достижения.
Эффективный контракт предельно конкретен в описании достижений. Нельзя прописывать в нем поощрение просто «за добросовестную работу».
Размер денежного поощрения определяется специальной комиссией на основании оценки достижений педагога в баллах. Приведем пример такой таблицы.
Проведенная работа | Критерии оценки | Период времени | Количество баллов |
Подготовка участников олимпиад | 1-е, 2-е, 3-е места учеников | в течение учебного года | 10 |
Результаты итоговой аттестации | Выше среднего уровня района | разовое | 10 |
Эффективный контракт в образовании: образец заполнения
Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:
- обязанностей работника (трудовая функция);
- условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
- критериев оценки эффективности труда;
- понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2020 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.
Срочный трудовой договор с учителем
Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
- письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).
Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:
- Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
- Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
- Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
- Утвердить показатели эффективности для педагогов.
Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:
Действия педагогов | Показатели эффективности |
Реализация внеурочных проектов с учениками (экскурсии, дистанционные образовательные проекты, кружки и секции) | Количество организованных мероприятий с охватом не менее 5 учеников |
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся | Ведение и контроль за портфолио индивидуальных достижений учеников |
Динамика индивидуальных образовательных результатов учеников (по результатам контрольных и аттестации) |
|
Организация совместных мероприятий с родителями учеников | Число мероприятий, проведенных совместно с родителями |
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др. | Число участников на уровне школы, района, города, области, страны |
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работе | Выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, количество публикаций и т. п. |
Участие в разработке и реализации основной образовательной программы | Участие в разработке раздела, подпрограммы, создание авторского курса |
Реализация укрепляющего здоровье образовательного пространства | Число физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН |
Работа с детьми из неблагополучных семей | Ученики из неблагополучных семей, вовлеченные в общественную жизнь класса, школы, их участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах |
Создание элементов образовательной инфраструктуры | Оборудование учебного кабинета, направленное на повышение качества образования |
Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.
Трудовой договор с учителем старших классов средней общеобразовательной школы
2.1. Работник имеет право на:
— предоставление ему работы, обусловленной настоящим договором;
— выплату заработной платы в размере и в порядке, предусмотренном настоящим Договором;
— отдых;
— бесплатную выдачу сертифицированной специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты;
— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда;
— защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
— возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
— обязательное социальное страхование;
— на участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом образовательного учреждения;
— защиту профессиональной чести и достоинства;
— самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;
— повышение квалификации;
— аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
— сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством РФ;
— длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения;
— дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
2.2. Работник обязан:
— добросовестно исполнять свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— бережно относиться к имуществу Работодателя и других работников;
— систематически повышать свою квалификацию;
— соответствовать требованиям квалификационных характеристик и выполнять устав Общеобразовательного учреждения.
2.3. Работодатель имеет право:
— поощрять Работника за добросовестный эффективный труд;
— требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя и других работников, соблюдения трудовой дисциплины;
— привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
2.4. Работодатель обязан:
— соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудового договора;
— предоставить Работнику работу, обусловленную настоящим Договором;
— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
— обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
— выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные настоящим Договором;
— знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
— создавать условия, необходимые для успешного обучения работника в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
— обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;
— осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами;
— возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством РФ.
2.5. Стороны имеют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные действующим трудовым законодательством.
Как разработать и внедрить эффективный контракт с педагогами
До 2020 года работодатели бюджетной сферы должны заключить с работниками эффективные контракты.
Это новая система оплаты труда, привязанная к результатам работы бюджетной организации, где основной акцент сделан на установку критериев эффективности ее сотрудников.
В статье описан порядок перехода на новые договоры с преподавателями, приведен ообразец эффективного контракта с педагогическими работниками (2017) и даны ответы на самые распространенные вопросы.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2020 года.
В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:
- отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
- исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
- разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).
Трудовой договор с педагогическим работником
3.1.Педагог имеет право:
3.1.1. участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом Школы;
3.1.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
3.1.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
3.1.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением Педагогом норм профессиональной этики;
3.1.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3.1.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
3.1.7. повышать квалификацию;
3.1.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
3.1.9. на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, дополнительные льготы, предоставляемые в регионе и/или муниципалитете педагогическим работникам Школы, а также льготы и материальную поддержку, предоставляемую работникам Школы согласно локальным правовым актам Школы;
3.1.10. на переход, на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю в случаях и порядке, установленных трудовым законодательством;
3.1.11. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы;
3.2.Школа имеет право:
4.1. В соответствии с настоящим договором устанавливаются следующие условия оплаты труда Педагога:
4.1.1. тарифная ставка заработной платы определяется в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС). В случае использования Педагогом своего права на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию и получения ее в результате успешного прохождения аттестации администрация Школы обязана в течение месяца издать приказ о присвоении Педагогу квалификационной категории и установлении Педагогу на срок действия категории уровня оплаты труда по соответствующему разряду ЕТС. Оплата труда Педагога в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения;
4.1.2. ставка заработной платы, установленная в соответствии с п.4.1.1 настоящего договора, повышается:
- за на %;
- за на %;
- за на %;
4.1.3. месячная заработная плата Педагога определяется путем умножения ставки на установленную ему учебную нагрузку в неделю и деления полученного произведения на 18 (недельная учебная нагрузка, соответствующая норме часов за ставку заработной платы);
4.1.4. ежемесячная доплата:
- за в размере ;
- за в размере ;
- за в размере ;
4.1.5. определение размера почасовой оплаты за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, продолжавшегося не свыше двух месяцев, производится путем деления месячной тарифной ставки, установленной за 18 часов педагогической работы в неделю, на 76,2. Если замещение продолжалось свыше двух месяцев, оплата труда Педагога производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в порядке, предусмотренном п. 4.1.3. настоящего договора;
4.1.6. премии Педагогу выплачиваются в соответствии с Положением о премировании работников Школы;
4.2. Педагогу в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.
4.3. Школа в установленном порядке перечисляет в соответствующие фонды страховые взносы по социальному и медицинскому страхованию, а также пенсионные взносы. В случаях и порядке, установленных соответствующими нормативными актами, Школа выплачивает Педагогу пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и иные пособия, на которые Педагог имеет право.
5.1. Школа предоставляет Педагогу . Помещение для занятий и оборудование должны соответствовать правилам и нормам охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарным нормам.
5.2. Школа за свой счет обеспечивает Педагога необходимыми учебниками, учебными пособиями, учебно-методической и методической литературой, техническими средствами обучения, классной документацией, канцелярскими принадлежностями и расходуемыми материалами.
6.1. Рабочее время учитывается в астрономических часах – один час равен 60 минутам: короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями), являются рабочим временем Педагога. Работнику устанавливается -дневная рабочая неделя с выходными днями — . В течение рабочего дня Работнику устанавливается перерыв для отдыха и питания продолжительностью , который в рабочее время не включается. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) Работника устанавливается в размере часов согласно Учебному плану (учебным программам). Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, может устанавливаться только с письменного согласия Работника.
6.2. Рабочее время Педагога определяется учебным расписанием и должностными обязанностями, возлагаемыми на него Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка Школы, настоящим трудовым договором (контрактом) и/или должностной инструкцией. Расписание занятий составляется Школой исходя из педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя. Время внеклассной, внешкольной, организационной и методической работы Педагога, не считая времени подготовки к занятиям и проверки письменных работ обучающихся, не может превышать часов в месяц. Педагогу предоставляется один свободный от занятий день в неделю для методической работы и повышения квалификации, если предоставление такого дня возможно, исходя из объема учебной нагрузки Педагога и количества классов, в которых он преподает, без ущемления законных интересов других педагогов Школы.
6.3. Учебная нагрузка на новый учебный год (объем преподавательской работы с распределением по классам (группам) устанавливается Школой до ухода Педагога в очередной отпуск с соблюдением следующих условий:
6.3.1. объем учебной нагрузки больше или меньше 18 часов в неделю (норма часов за ставку заработной платы) устанавливается только с письменного согласия Педагога, которое является неотъемлемым приложением к настоящему договору;
6.3.2. учебная нагрузка определяется с учетом преемственности классов (групп);
6.3.3. установленный на учебный год объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе Школы, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебному плану и/или программе, сокращения количества классов (групп) и в других прямо предусмотренных законом случаях;
6.3.4. объем учебной нагрузки Педагога не может превышать часов в неделю. Замещение временно отсутствующих учителей осуществляется Педагогом по распоряжению заместителя директора Школы по учебно-воспитательной работе в дополнение к основной учебной нагрузке Педагога в объеме не более часов в неделю.
6.4. Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем Педагога. В эти периоды Педагог привлекается Школой к педагогической, организационной и методической работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки Педагога до начала каникул. График работы Педагога в каникулы утверждается приказом директора Школы.
6.5. Педагогу предоставляется в летний период ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в установленном порядке. Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска допускаются только с согласия работника. Замена отпуска денежной компенсацией допускается только при увольнении Педагога.
6.6. Педагог пользуется правом на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются .
Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:
- обязанностей работника (трудовая функция);
- условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
- критериев оценки эффективности труда;
- понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.
Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
- письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).
Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:
- Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
- Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
- Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
- Утвердить показатели эффективности для педагогов.
Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:
Действия педагогов | Показатели эффективности |
Реализация внеурочных проектов с учениками (экскурсии, дистанционные образовательные проекты, кружки и секции) | Количество организованных мероприятий с охватом не менее 5 учеников |
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся | Ведение и контроль за портфолио индивидуальных достижений учеников |
Динамика индивидуальных образовательных результатов учеников (по результатам контрольных и аттестации) |
|
Организация совместных мероприятий с родителями учеников | Число мероприятий, проведенных совместно с родителями |
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др. | Число участников на уровне школы, района, города, области, страны |
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работе | Выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, количество публикаций и т. п. |
Участие в разработке и реализации основной образовательной программы | Участие в разработке раздела, подпрограммы, создание авторского курса |
Реализация укрепляющего здоровье образовательного пространства | Число физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН |
Работа с детьми из неблагополучных семей | Ученики из неблагополучных семей, вовлеченные в общественную жизнь класса, школы, их участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах |
Создание элементов образовательной инфраструктуры | Оборудование учебного кабинета, направленное на повышение качества образования |
Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.
Порядок заключения эффективного контракта
Как же осуществить переход на эффективный контракт в образовании? Порядок установлен Приказом Минтруда № 167н. Он предусматривает следующие действия.
- Если педагог работает у нанимателя впервые, с ним заключается трудовой договор по форме, установленной в приложении к Постановлению 2190-р.
- В отношении уже работающих в учреждении педагогов порядок действия работодателя следующий:
- создать комиссию по переходу на новую систему;
- проанализировать с помощью комиссии действующие трудовые договоры на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
- разработать (силами комиссии) критерии, позволяющие оценить эффективность работы педагогов;
- провести разъяснительную беседу о переходе на новые условия труда;
- привлечь к работе профсоюз организации, с учетом мнения которого разработать локальные акты, касающиеся системы оплаты;
- внести изменения в положение об оплате, учитывающее разработанные комиссией критерии;
- утвердить положение об эффективном договоре с преподавателями;
- предупредить работников в письменной форме об изменении условий труда не меньше чем за два месяца;
- заключить с работниками дополнительные соглашения, изменяющие установленные ранее условия оплаты;
- внести изменения в должностные инструкции сотрудников.
Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.