Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История пенсионного возраста в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.
Пенсионная реформа соседних стран
В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.
Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.
До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.
В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.
Установление пенсионного возраста и продолжительность жизни в 1932 году
В России в 1932 году законодательно установили возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.
Средняя продолжительность жизни тогда была 43 года (40 лет для мужчин и 46 — для женщин).
Ситуация лучше, чем в Германии времен Бисмарка. Там, как я рассказывала, пенсии полагались дожившим до 70 лет. Чем именно лучше? Разрыв между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию меньше, а шансов дожить до пенсии больше. Но суть та же: платили в пенсионную систему все, а вот выплаты из нее доставались не всем. Такая особенность пенсионной системы была установлена изначально и в большинстве стран (историю пенсионной системы Зимбабве и прочих африканских стран не изучала). И установлена она была впервые как раз в западных странах, на которые сейчас некоторые так любят кивать, как на более продвинутые, цивилизованные и социально-ориентированные.
Однако такая низкая средняя продолжительность жизни совершенно не означает, что пенсии были, а пенсионеров не было, ибо никто не доживал. Это не так. В 1959 году появилась первая информация о численности пенсионеров в СССР. Их на тот год было 11 млн. 406 тыс. человек. То есть, несмотря на статистические данные о средней продолжительности жизни тогда в 43 года, было почти 11,5 млн. людей, доживших до пенсионного возраста.
В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:
- Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
- Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
- Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.
В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.
История возникновения и развития пенсионной системы в России
Историю развития пенсионной системы в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в 1880-е годы Общество содействия развитию российской промышленности и торговли поставило вопрос о создании в России государственного страхования от несчастных случаев трудящихся и государственного пенсионного фонда для трудящихся. Пенсионные фонды страхового типа появились в России в 1888 году на железных дорогах. Позже они начали формироваться в различных отделах. Существовали почетные, пенсионные и страховые фонды. Практически все госслужащие были членами этих фондов. Все крупные промышленные предприятия имели собственные отдельные фонды или создавали совместные фонды. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем основывались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. Таблицы выплат прилагались к кассовым уставам, рассчитанным в соответствии с правилами теории страхования жизни и с учетом условий назначения пенсий, смертности, инвалидности и темпов прироста капитала.
Emmeritaa tions обычно предоставляет своим участникам четыре вида пособий и пенсий:
- Пенсия по старости;
- пенсия по старости; — пенсия по инвалидности; — пенсия для вдовы и сироты;
- пенсии для вдов и сирот;
- Пенсионные и/или выходные пособия до определенного количества лет службы.
Примечателен один факт: в 1908 году Эммеритатный фонд инженеров железнодорожного транспорта производил актуарные расчеты до 2062 года. Как видим, в дореволюционной России пенсионное страхование и страхование жизни были очень серьезными и планировались на долгосрочную перспективу.
Второй этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых декретов Советской России стал декрет от 10 ноября 1917 г. «О повышении пенсий работникам, получившим производственные травмы в результате несчастного случая». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «Страховая ассоциация может заимствовать из Пенсионного фонда средства для повышения пенсий пострадавшим от несчастных случаев, 100%». Первоначально политика в этом вопросе была обусловлена желанием осуществлять свои социально-экономические преобразования на основе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании» указывалось, что трудовое и крестьянское правительство в настоящее время издает декреты о полном социальном страховании на основе следующих лозунгов страхования трудящихся.
Пенсионная система России 2001 — 2014 годов
В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.
Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.
Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.
История развития пенсионного законодательства в СССР
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.
Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.
Пенсионная система России 2001 — 2014 годов
В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.
Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.
Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.
Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.
Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице
Год окончания срока медицинского или педагогического стажа |
Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа |
Год, когда можно выйти на пенсию |
2019 |
0,5 |
2019-2020 |
2020 |
1,5 |
2021-2022 |
2021 |
3 |
2024 |
2022 |
4 |
2026 |
2023 |
5 |
2028 |
Увеличение пенсионного возраста для женщин
В России пенсионный возраст для женщин был увеличен с 1 января 2019 года. Ранее, женщины имели право на пенсию в возрасте 55 лет. Однако, в связи с демографическим кризисом и нехваткой средств в пенсионном фонде, было принято решение о повышении пенсионного возраста для женщин.
Теперь женщины имеют право на пенсию с 60 лет. Однако, у женщин, которые родили троих или более детей, возраст выхода на пенсию остается прежним — 55 лет.
Увеличение пенсионного возраста для женщин вызвало много обсуждений и протестов. Многие считают, что женщины должны иметь право на выход на пенсию в прежнем возрасте, так как они часто берут на себя заботу о детях и пожилых родителях. Однако, противники этой точки зрения утверждают, что повышение пенсионного возраста является необходимым мероприятием для обеспечения устойчивости пенсионной системы.
Повышение пенсионного возраста для женщин также имеет свои последствия для экономики и общества. Во-первых, это позволяет увеличить количество работников, что может положительно сказываться на развитии экономики. Во-вторых, это помогает уравнять возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин и снизить гендерные неравенства в пенсионной системе.
Несмотря на протесты и критику, решение о повышении пенсионного возраста для женщин было принято и вступило в силу. Важно отметить, что эти меры предназначены для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы и должны быть рассмотрены в контексте демографической ситуации и экономической реальности страны.
В последние годы пенсионный возраст в России подвергался ряду изменений, вызывающих много обсуждений и споров:
Год | Дата | Изменения |
---|---|---|
2018 | 1 января | Пенсионный возраст для мужчин увеличен до 65 лет, для женщин до 60 лет |
2020 | 1 января | Был введен понятие «пенсионный стаж» — количество лет работы, необходимое для получения пенсии |
2024 | 1 января | Планируется постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин до 67 лет, для женщин до 63 лет |
Оспариваемость данных изменений вызвана разными причинами. Некоторые эксперты считают, что увеличение пенсионного возраста необходимо в связи с демографическими изменениями и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. Другие же выступают против таких изменений, ссылаясь на высокую трудовую нагрузку и недостаток рабочих мест для старшего поколения.
Каждое новое изменение в пенсионной системе страны вызывает волну обсуждений и протестов. Будущее пенсионного возраста в России остается вопросом, который требует дальнейших исследований и решений.
История пенсионного возраста в России
В России история изменения пенсионного возраста охватывает долгий период времени. Отметим основные этапы изменений пенсионного возраста в последние десятилетия.
Год | Изменение пенсионного возраста | Основные факторы и причины |
---|---|---|
1932 | Создание системы пенсионного обеспечения в РСФСР | Необходимость социальной защиты трудящихся и их семей |
1956 | Установление пенсионного возраста равного 60 годам для мужчин и 55 годам для женщин | Улучшение условий жизни и рост средней продолжительности жизни |
2002 | Постепенное повышение пенсионного возраста | Устойчивый рост средней продолжительности жизни и демографическая ситуация |
2018 | Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин с 60 до 65 лет | Увеличение ожидаемой продолжительности жизни и нехватка финансовых ресурсов в системе пенсионного обеспечения |
Таким образом, государство постепенно адаптирует систему пенсионного обеспечения к изменяющимся демографическим и экономическим условиям. Несмотря на то, что изменения пенсионного возраста вызывают общественное обсуждение и негативную реакцию, они неизбежны для обеспечения устойчивости пенсионной системы и сохранения социального благополучия граждан.
Повышение пенсионного возраста в России: как это началось
Повышение пенсионного возраста в России – это длительный процесс, который начался в далеком 1917 году с принятия Брестского мира и Октябрьской революции. В период с 1917 по 1931 год пенсионный возраст в России колебался от 40 до 55 лет в зависимости от профессии и пола.
Но настоящие изменения начались в 1932 году, когда Совет Народных Комиссаров принял декрет «О назначении пенсий и пособий по временной инвалидности». В этом декрете был установлен единый пенсионный возраст для мужчин и женщин – 60 лет для рабочих и служащих и 55 лет для крестьянок и некоторых других категорий женщин.
Дальнейшие изменения пенсионного возраста происходили под влиянием таких факторов, как демографическая ситуация в стране, состояние экономики и социальные условия. Так, в 1956 году был увеличен пенсионный возраст для женщин до 55 лет, а в 1961 году он был установлен на уровне 60 лет для обоих полов.
Однако наиболее существенные изменения были внесены в 2002 году, когда был принят Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, планомерное повышение пенсионного возраста началось с 2005 года, когда он был установлен на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
С 2015 года начался постепенный переход к новому пенсионному возрасту, который завершится в 2028 году. Согласно новым правилам, пенсионный возраст для мужчин будет постепенно повышаться до 65 лет, а для женщин до 60 лет.
Повышение пенсионного возраста в России вызвало много обсуждений и споров в обществе. Одни считали, что это необходимая мера в связи с демографическим кризисом и нехваткой средств в пенсионной системе, другие видели в этом лишь несправедливость по отношению к трудящимся людям. Независимо от мнений, повышение пенсионного возраста в России оказало существенное влияние на жизнь многих граждан страны и является одной из важных тем для общественного обсуждения.