Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача ос из бюджетного учреждения в казенное в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава района дал указание руководителю бюджетного учреждения подготовить документы для перевода учреждения в казенное. Администрация района является учредителем учреждения. Имеет ли глава района право решать этот вопрос единолично?
Последствия смены типа учреждения с бюджетного на казенное
Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Учредитель намерен изменить тип бюджетного учреждения – превратить его в казенное. Какие последствия возможны для учреждения? Имеются ли весомые аргументы, которые могли бы заставить учредителя отказаться от своего решения? Последствий такого шага для учреждения достаточно много, рассмотрим основные из них. Во-первых, меняется система финансирования учреждения.
Если бюджетное учреждение финансируется путем предоставления ему субсидий, то казенное учреждение финансируется по бюджетной смете (ст. 6, ч. 2 ст. 161 БК РФ).
Расходование казенным учреждением средств в нарушение установленной сметы является нецелевым использованием бюджетных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).
В отличие от финансирования бюджетного учреждения, бюджетное финансирование казенного учреждения не предусматривает нормирования затрат (определения стоимости единицы услуги или работы). Также, если БУ оставляет у себя все внебюджетные средства, которые оно заработало (от платных услуг, продажи или сдачи имущества в аренду и т. д.), то внебюджетные доходы казенного учреждения поступают в бюджет (ч. 3 ст. 161 БК РФ).
Однако у учредителя есть право оставить эти средства учреждению. Во-вторых, учредитель имеет право не устанавливать для казенного учреждения государственное или муниципальное задание, а для БУ наличие такого задания обязательно (абз. 6 ч. 3 ст.
69.2 БК РФ). В-третьих, учредитель казенного учреждения несет полную субсидиарную ответственность по всем обязательствам учреждения, а в случае бюджетного учреждения такая ответственность учредителя возникает только по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам (ч. 4 и 5 ст. 123.22 ГК РФ). В-четвертых, все закупки казенного учреждения должны осуществляться в рамках федерального законодательства о контрактной системе, в отличие от бюджетных учреждений, никаких отдельных возможностей использовать для закупок Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ у них нет.
В-пятых, казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя (собственника имущества), бюджетное же учреждение может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, которое не отнесено к категории особо ценного.
К сведению: казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя.
Наконец, в-шестых: в отличие от бюджетного учреждения, казенное учреждение не вправе получать кредиты и предоставлять займы, создавать иные юридические лица, осуществлять деятельность в рамках ОМС. Что касается аргументации против превращения бюджетного учреждения в казенное, как мы видим, учредителю, наоборот, может быть выгодно такое превращение. Например, ему не нужно будет формировать государственное или муниципальное задание, рассчитывать нормативы финансирования услуг и т. д. Также отметим, что важным стимулом для учредителя превратить бюджетное учреждение в казенное может быть желание наделить учреждение рядом своих функций – например, по организации оказания каких-либо услуг (выполнения работ). Дело в том, что федеральным законодательством о защите конкуренции запрещается наделять хозяйствующие субъекты функциями органов исполнительной власти за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким исключением, установленным в отношении БУ, является только случай, когда учреждение выполняет полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа МСУ по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (например, образовательное учреждение выплачивает стипендию обучающимся) (ч.
5 ст. 9.2 Закона об НКО). А вот в отношении казенных учреждений имеется позиция Минфина, согласно которой они не являются хозяйствующими субъектами в логике федерального законодательства о защите конкуренции, причем даже в случае, когда они оказывают платные услуги.
К сведению: казенные учреждения не являются хозяйствующими субъектами, даже когда оказывают платные услуги.
При этом следует отметить, что по своему правовому статусу казенные учреждения очень близки именно к органам государственной власти (государственным органам) и органам МСУ (муниципальным органам) (ч. 11 ст. 161 БК РФ).
Перемещение НФА между казенными учреждениями с 2022 года, часть 2
При безвозмездной передаче и получении активов и обязательств следует проводить консолидацию расчетов между организациями бюджетной сферы. С 2022 года в периметр консолидации включены бюджетные и автономные учреждения. Для исключения взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств внутри сектора госуправления утверждены новые коды классификации доходов и расходов бюджетной классификации РФ.
Эксперты 1С уже рассказывали о нормативном правовом регулировании и изменениях отражения в учете учреждений операций внутриведомственного перемещения нефинансовых активов (НФА) с 2022 года. В предлагаемой статье рассматривается новый порядок отражения безвозмездных поступлений и передач НФА в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.
Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии
Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:
- 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
- 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
- 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
- 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.
Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.
Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:
- дата, место составления документа;
- список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
- вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
- сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
- сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
- сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).
Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).
Акт списания ОС утверждается:
- только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
- руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.
На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году
Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.
Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2022 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2022 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:
- Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
- Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2022 году для казенных учреждений;
- Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
- Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
- федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
- методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
- в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
- для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
- в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.
Бухгалтерская проводка на доходы от аренды в казенном учреждении в 2022 году
Доходы от финансовой аренды ежемесячно отражаются в составе доходов текущего финансового года (доходов от собственности) на соответствующих счетах рабочего плана счетов с одновременным уменьшением доходов будущих периодов от предоставления права пользования активом.
Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:
Следует отметить, что Приказом Минфина России от 01.12.2022 № 190н внесены изменения в порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи, подстатьи КОСГУ и в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Поступление денежных средств (их эквивалентов) в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета денежных средств (финансовых активов).
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году
В 2022 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.
Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2022 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Безвозмездная передача основных средств в бюджетных учреждениях — как отражать в учете с 2022 года
В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:
- 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
- 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
- 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;
- 198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;
- 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Передача затрат между бюджетными учреждениями
В рассматриваемой ситуации конкретный порядок передачи дебиторской задолженности и затрат (в том числе порядок документального оформления таких операций) между бюджетными учреждениями может быть определен главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 276 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждениями (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предусмотрен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».
Капитальные вложения: новые правила финансирования
Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя. На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897от 31.12.2013 (далее – Совместное письмо)).
- цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
- права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
- ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
- право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
- обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.
На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.
Учет капитальных вложений в нефинансовые активы
личение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг», 030209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», 030218730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам», 020822660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов», 020805660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг», 020809660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг», 020818660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих расходов», 010703440 «Уменьшение стоимости материалов в пути» — в случае приобретения материалов по аккредитиву при переходе права собственности на материальные запасы в момент их отгрузки поставщиком.
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
- Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
- Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
- Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
- Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:
- Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
- Право управления образуется с дня регистрации.
- Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
- Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.
По каким КПС отражать движение основных средств в 2022 году бюджетному учреждению
По счетам 109 00 и 106 00, а также по счетам 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 (по НФА, приобретенным в текущем году) согласно приложению 2 «Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета» к Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2022 № 162н (в редакции приказа Минфина России от 30.11.2022 № 184н), следует применять КПС вида «КРБ» с указанием вида расходов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ.
Таким образом, при безвозмездных передачах основных средств в разрядах 15 — 17 номера соответствующих счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 251 следует указывать код вида расходов, указанный по счету 101 ХХ.
Безвозмездная передача основных средств; проводки
Согласно разъяснениям Минфина России, для отражения в бухучете основных средств, полученных унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, нужно использовать счет 83 «Добавочный капитал». При этом имущество, полученное сверх взносов в уставный фонд, нужно отражать по дебету счетов учета имущества, например, на счетах 08, 10, 15, 41, 43 и т. д. Такая схема бухгалтерских проводок рекомендована письмами Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01 и от 9 июня 2011 г. № 07-02-06/104.
В январе государственное унитарное предприятие «Альфа» получило от собственника автомобиль сверх суммы уставного фонда. В этом же месяце автомобиль принят к учету и введен в эксплуатацию (для управленческих нужд). Согласно акту приема-передачи стоимость автомобиля составляет 100 000 руб.
Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:
В течение срока действия соглашения объект концессионного соглашения учитывается на балансе концессионера обособленно от его имущества. Амортизацию по нему также начисляет концессионер. Это следует из положений части 16 статьи 3 Закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ.
Так как автономные учреждения не имеют распорядителей средств, то безвозмездное поступление ОС возможно либо от учредителей, либо от сторонних организаций. Порядок отражения операций по безвозмездному поступлению и выбытию ОС на счетах таких организаций указан в приказе 183н.
Амортизация в ФГУ «Ульяновская дамба» учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом: объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию; на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества; на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.
Ликвидационная стоимость — это сумма средств или стоимость прочих активов, которую субъект госсектора ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по истечении срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией). Срок полезного использования: как определять
При этом если субъект госсектора определяет другие сроки полезного использования, нежели указаны в вышеупомянутых Методрекомендациях, он должен привести соответствующие обоснования в распорядительном документе об учетной политике (абз. 2 п. 7 р. ІІ Методрекомендаций по учетной политике). Сделать это можно, только когда известно, что срок использования будет меньше в связи с интенсивностью эксплуатации объекта (или группы объектов) ОС. Или, например, если заранее знаем, что транспортное средство (с объемом двигателя 2500 куб. см) будет эксплуатироваться более 7 лет. Поэтому в распорядительном документе об учетной политике нужно сразу прописать, что для таких транспортных средств срок полезного использования составит 10 лет, обосновав это.
Согласно нормам п. 85 Инструкции N 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 56 Инструкции N 157н.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
- Сервисы:
Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета.
Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2023 года. 27 марта 2023 Автор: Евдокимова Наталья Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов.
Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.
Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.