Профессиограмма технолога общественного питания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиограмма технолога общественного питания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Труд принято характеризовать тяжестью. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Существуют 4 группы труда, каждая из которых характеризуется соответствующими энерготратами.

Параметры должностной инструкции

Поскольку Трудовой кодекс не содержит параметров, которым обязана соответствовать должностная инструкция, то она составляется работодателями на основании определенных стандартов документооборота. Стандартные инструкции состоят из следующих частей:

  • Общие параметры.
  • Функции специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

Крупные работодатели, со множеством разнообразных специалистов, стремясь документировать отношения с ними, включают в инструкцию и дополнительные части:

  • Правила должностного взаимодействия.
  • Особенности трудовой деятельности.
  • Критерии для оценки успехов сотрудника.
  • Квалификационные требования.

Внимание! Рекомендуется распечатывать инструкцию на официальном бланке, с включением основных признаков делового документа: даты составления, расшифровки подписей и пр.

Как построить карьеру

Должность технолога трудно отнести к карьерной. Если речь идет о повышении в должности, то можно стать руководителем группы технологов, заведующим производством или даже директором ресторана. Однако для этого потребуется получить дополнительное образование. Можно пойти другим путем и устроиться на государственную службу в один из контролирующих органов (Ветнадзор, Госпотребнадзор, Госторгинпекция, органы сертификации).

Однако, учитывая творческий характер труда, чаще всего речь идет о карьере, связанной с местом работы и, соответственно, более высокой зарплатой. Проявив себя с лучшей стороны в простой общественной или заводской столовой, есть шанс получить приглашение на должность технолога или шеф-повара в хорошее кафе или ресторан. Также всегда можно попытать счастья, открыв собственное дело.

Преимущества поступления в магистратуру

Если студент продолжит учебу и приступит к освоению магистерской программы, он более детально погрузится в сферу, а впоследствии станет ценным и востребованным специалистом. Здесь уже детальнее изучаются вопросы, как построить и организовать работу предприятия, проконтролировать все нюансы, которые влияют на его эффективность.

Весомую роль играет практика, без которой невозможна магистратура. Студенты работают в лабораториях и на существующих предприятиях, отрабатывая конкретные навыки. Поэтому они умеют решать разнообразные задачи, включая нестандартные. Такие выпускники могут претендовать на посты директоров предприятий, заниматься преподавательской деятельностью.

Представить любой населенный пункт без предприятий общественного питания невозможно. И в каждом из них – от небольших кафе и столовых до элитных ресторанов – требуется технолог. Сфера ответственности специалистов весьма широка и разнообразна. Прежде всего они должны знать технологию обработки, переработки и хранения сырья и создание полуфабрикатов из него, уметь контролировать соблюдение санитарных и гигиенических норм на пищевом производстве, оформлять разрешительную документацию и следить за правильностью документооборота, разрабатывать проекты предприятий и проводить реконструкцию действующих, следить за работой организации, выявлять недостатки и своевременно их устранять, формировать потребительский спрос и прогнозировать объемы продаж. Технологу необходимо контролировать качество не только продуктов питания, но и обслуживания посетителей. Также в своей деятельности ему приходится брать на себя управляющие функции и организовывать работу других сотрудников. Кроме этого в их должностные обязанности входят переговоры с поставщиками сырья и своевременное обеспечение производства.

Технолог общественного питания — ответственный за соблюдение норм приготовления пищи, а также за вкусовые качества и безопасность еды в общепите.

Структура должностной инструкции для технолога общественного питания

Общепринятая структура должностной инструкции для технолога общественного питания включает в себя следующие разделы:

Читайте также:  Патентные виды деятельности для ИП 2024 Екатеринбург

Не знаете свои права?

  1. Общие положения. Это первый раздел документа, определяющий изначальные условия работы специалиста на предприятии. К таким условиям относятся:
    • образование;
    • опыт работы;
    • профессиональные навыки.

    Технолог общественного питания может иметь как высшее, так и среднее специальное образование. В зависимости от особенностей деятельности организации, того участка работы, которым придется заниматься конкретному специалисту, и прочих потребностей, в должностной инструкции может упоминаться как один из вариантов, так и оба. Ровно от тех же условий зависят и требования к опыту работы специалиста. При этом должностная инструкция может как устанавливать необходимый опыт работы (как правило, от 1 года до 3-5 лет по специальности), так не предъявлять требований такого плана вообще.

    Кроме перечисленного в этом разделе указываются:

    • перечень документации, с которой должен быть ознакомлен сотрудник до начала работы;
    • порядок приема, увольнения и замещения работника;
    • место должности в организационно-штатном расписании предприятия;
    • непосредственный руководитель работника.
  2. Должностные обязанности и права работника. Эта основная часть документа. Трудовое законодательство, оставляя за работником право не выполнять никаких иных поручений руководства, кроме установленных внутренними документами функций, дает возможность работодателям определить последние как можно более подробно и конкретно в должностной инструкции. Так как раздел инструкции, описывающий обязанности и права работника, как правило, самый объемный в документе, чуть далее рассмотрим его подробнее.
  3. Ответственность работника. Этот раздел призван конкретизировать общие положения законодательства об ответственности работника. Так, технолог общественного питания может нести ответственность:
    • за некачественные блюда и нарушение технологии их приготовления;
    • противоправные действия с документацией и информацией предприятия;
    • нарушения, выявленные в результате проверок контролирующими органами (СЭС, Госторгинспекцией, Госветнадзором и т. п.).

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

На этом курсе можно получить профессию техника-технолога по продукции общественного питания за 3 месяца и 10 000 руб
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания ». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания ». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Подвижные игры создают не ограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо суть и особенностью спортивных игр является мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кротчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, Выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча. Не зря многие рассматривают спортивные игры как модели современной жизни. При выборе спортивных игр необходимо руководствоваться, индивидуальными особенностями и климатическими условиями. Спортивные игры являются хорошим средством в борьбе с гиподинамией, эмоциональным напряжением для технологов.

Читайте также:  На какой прибавят ЕДВ для эвакуированных из зоны отчуждения ЧАЭС в 2024 году?

Далеко не секрет, что шедевры повара напрямую зависят от рук мастера. Рукам ни в коем случае нельзя давать уставать. Перед, после и во время работы необходимо разминать запястья и пальцы рук, тем более, если выполняется шинковка. Существует целый комплекс упражнений:

1. Поиграйте несколько секунд пальцами обеих рук на спинке стула, как на клавиатуре фортепиано.

2. Поднимите руки вверх и потянись. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона. Мышцы в области плеч расслабляются.

3. Согните руки в локтях, ладони прижмите друг к другу. Приподнимите руки вверх кончиками пальцев к туловищу. Затем опустите их вниз, в направлении от туловища. Это очень хорошее упражнение для суставов рук. Теперь, держа руки в таком же положении, широко разведите и снова сомкните пальцы.

Несмотря на то, что свое нынешнее название профессия «технолог общественного питания» получила сравнительно недавно, она существует с древних времен. Историки находили письменные источники, которые свидетельствовали о том, что рецепты новых блюд разрабатывались и фиксировались еще в Древней Греции, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. В Средневековье далеко за пределами своей станы были известны кулинары из Франции.

Также при королевских дворах работали дегустаторы, которые изучали вкусовые качества каждого блюда перед подачей их высокопоставленным лицам. Со второй половины XVIII века начала кулинарная наука начала развиваться и на Руси. Это чаще всего происходило в трактирах и корчмах, где за качество продукции несли ответственность их хозяева, а также в ресторанах, куда нередко приглашались мастера-кулинары из-за границы.

Позже, с изменением социально-экономических условий, возникла необходимость в профессионально подготовленных людях для контроля над качеством пищи, которая готовится для большого количества людей. Начали появляться столовые при крупных промышленных предприятиях, сети кулинарий и кондитерских, заведения быстрого питания, рестораны и бары. Несоблюдение здесь качества сырья и технологий приготовления блюд грозило массовыми отравлениями, поэтому профессия технолога быстро стала очень востребованной.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Технологом можно работать после получения соответствующего диплома высших или средних специальных учебных заведений. Вузы России предлагают профиль бакалавриата по специальности «технология продукции и организация общественного питания». Чтобы поступить в них, нужно предоставить приемной комиссии результаты сдачи ЕГЭ по математике, русскому, языку и химии.

Специальность «технология продукции и организация общественного питания» предусматривает изучение таких профилирующих предметов:

  • товароведение товаров продовольственных;
  • технология продуктов общественного питания;
  • организация производства общепита;
  • биохимия;
  • гигиена питания и санитария;
  • стандартизация, метрология и сертификация;
  • пищевая химия;
  • маркетинг и менеджмент и др.

Возможно также получить после 9 класса в среднем специальном учебном заведении по профилю «технология продукции общественного питания» квалификацию повара-технолога, после чего продолжить обучение в вузе по ускоренной программе.

Высшие и средние специальные учебные заведения этого профиля есть в любом регионе России. Наиболее известные:

  1. Институт торговли, пищевых технологий и бизнеса Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург) предлагает обучаться по программе «Технология продукции и организация ресторанного дела». Для поступления нужно сдавать русский язык, химию и математику.
  2. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия дает возможность учиться по профилю «Технология продукции и организация общественного питания» на агроинженерном факультете.
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова предлагает стандартную специальность «Технолог общественного питания», однако уровень преподавания здесь на очень высоком уровне, поэтому проблем с трудоустройством у прилежного студента не возникнет.
  4. Мытищинский колледж Российского университета кооперации.
  5. Ногинский торгово-экономический техникум.
  6. Московский кооперативный техникум им. Г.Н. Альтшуля МСПО.
  7. Московский областной сельскохозяйственный колледж.

Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.

Технолог:

  • организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования)

  • составляет меню

  • распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу

  • проверяет нормы выхода блюд продукции

  • внедряет прогрессивные технологии в производство продукции

  • отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи

  • разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы

  • изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними

  • предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса

  • контролирует соблюдение санитарных норм

  • составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.)

  • осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.

  • принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.

Читайте также:  Сведения о взносах на травматизм с 2023 года: ЕФС-1 вместо 4-ФСС

Физическая культура в системе методов повышения работоспособности


Своими истоками профессия технолог общественного питания уходит в давние времена. Во время проведения раскопок археологам удалось найти подтверждение тому, что рецепты различных блюд разрабатывали еще на территории Древней Греции, Китая, Вавилона и Египта. При этом детально описывали процесс приготовления еды с указанием необходимых ингредиентов, включая специи.

При дворах монархов была предусмотрена должность дегустатора, в обязанности которого входило изучение вкусовых качеств каждого блюда перед подачей знатным особам и членам их семьи. Услуги таких людей хорошо оплачивались.

Вместе с тем, профессия была связана с риском для жизни. Нередко недоброжелатели подсыпали яд в блюда, которые должен был съесть король или кто-либо из его приближенных. В таком случае весь удар принимал на себя дегустатор.



От того, насколько безукоризненно специалист справляется со своими обязанностями напрямую зависят не только качество и вкусовые особенности еды, но и престиж заведения, сотрудником которого он является.

Профессия технолог общественного питания наделена множеством достоинств, но также не лишена недостатков. Положительными сторонами выступают: востребованность, хороший доход, уважение со стороны коллег, руководства и посетителей заведения.

В перечень минусов стоит включить следующие позиции:

  • работа в условии резкой смены температурного режима,
  • необходимость длительное время проводить на ногах (чревато развитием варикоза, артрита или ревматизма),
  • нередко наблюдается трансформация вкуса или проявление аллергической реакции на определенные продукты.

Профессия связана с излишним эмоциональным напряжением, вызванным частыми проверками со стороны контролирующих органов. Наличие множества нарушений способно поставить крест на дальнейшей карьере специалиста.



Основными обязанностями технолога являются:

  • организация производства (оптимальное расположение оборудования и инструктаж относительно его эксплуатации);
  • разработка меню и технологических карт заявленных в нем блюд;
  • проверка нормы выхода готовых блюд;
  • совершенствование рабочего процесса путем внедрения передовых технологий;
  • несение ответственности за состояние кухонного оборудования;
  • участие в переаттестации производственных кадров;
  • контроль над выполнением поставок требуемого сырья, рабочего инструментария и пр.

Тип и класс профессиональной деятельности

По типу деятельности профессию технолога следует относить к разновидности «Человек — Природа». Это значит, что специалисты должны будут активно взаимодействовать с объектами живой и неживой природы, им нужно обладать хорошей усидчивостью и наблюдательностью. Конечно же, профессия «инженер-технолог пищевой промышленности» вполне может быть отнесена и к типу «Человек — Техника», так как она предполагает хорошее знание особенностей многочисленных механизмов для правильного управления ими. Это требует от людей хороших двигательных навыков, а также любви к ручной и технической деятельности.

Кроме того, относится профессия и к классу «исполнительских», так как во многих случаях особой творческой фантазии проявлять не требуется, но нужно работать, строжайше соблюдая требования стандартных инструкций. Нужны организованность, исполнительность и высокая степень аккуратности.

Особенности профессиональной подготовки

Программа профессиональной подготовки студентов направлена на приобретение теоретических знаний и освоение практических навыков. По окончании обучения молодой специалист умеет:

  1. Планировать и организовывать пищевое производство в соответствии с действующими требованиями.
  2. Составлять меню, винные карты, рассчитывать стоимость блюд.
  3. Обрабатывать продукты и полуфабрикаты разными способами.
  4. Оценивать качество готовой продукции.
  5. Вести материальный учет продуктам, оборудованию, инструментам и расходным материалам.
  6. Выбирать поставщиков сырья, заключать с ними договоры.
  7. Использовать и внедрять малоотходные методы производства.
  8. Выявлять брак в готовой продукции.
  9. Вести документацию, связанную с работой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *