Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда. Порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
СОУТ в упрощенном варианте
В соответствии с Приказом № 699н, для микропредприятий установили механизм самодекларирования. Это означает, что для идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов работодатель самостоятельно оформляет проверочный лист на каждое рабочее место. Форма этого листа содержится в приложении № 1 к приказу. В нем надо зафиксировать ответы на несколько вопросов. К примеру, указать, применяется ли на рабочем месте оборудование, которое является источником тепла (электрические кухонные плиты, открытое пламя печи, шкафы жарочные и др.), применяется ли оборудование, которое создает ионизирующее излучение (рентген аппарат в медицине и др.). Итоги ответов в проверочном листе утверждаются комиссией работодателя.
Когда не обнаружены опасные и вредные факторы, комиссия признает условия труда допустимыми. Затем работодатель формирует декларацию соответствия условий труда (форма в приложении № 2 к приказу).
Декларацию на бумаге можно сдать лично или передать по почте в территориальную инспекцию по труду. Электронный документ можно передать через сайт Роструда, для чего он подписывается УКЭП (п. 3, 4 Порядка, регламентированного Приказом Минтруда от 17.06.2021 г. № 406н).
Когда в проверочном листе указана хотя бы одна отметка «да», потенциально вредный или опасный фактор считается идентифицированным. Тогда касаемо этого рабочего места проводится СОУТ по общему порядку, т.е. с привлечением сторонней компании.
Проблемы, которые решает приказ
Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.
Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»
Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.
Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Непроведение спецоценки условий труда
Результаты специальной оценки условий труда влияют на размер дополнительных взносов в ПФР, которые работодатели начисляют на выплаты сотрудникам, поименованным в Списках № 1 и № 2. В частности, эти допвзносы наниматели рассчитывают на основе присвоенного в результате спецоценки класса условий труда. Всего классов четыре. И чем класс вреднее, тем выше будет тариф взносов. Конкретные ставки установлены в пункте 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Так, для опасного класса установлена ставка — 8%. Для вредного класса тариф отличается в зависимости от подкласса, максимальный — 7%, минимальный — 2%. Если условия признаны оптимальными или допустимыми, то платить дополнительные взносы в ПФР не нужно, так как для такого случая установлен нулевой тариф взносов.
Рекомендуем прочесть: Подача декларации на возврат подоходного налога в 2020 году
То есть оформлять декларацию по спецоценке нужно всем фирмам и предпринимателям, которые провели специальную оценку условий труда и при этом не выявили вредных и (или) опасных факторов. При этом заполнять декларацию следует строго по форме, установленной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Отчетность, поданная на другом бланке, не будет принята.
Штрафы и санкции в специальной оценке условий труда
Штрафы за отсутствие СОУТ 2021 по сравнению с предыдущим годом остались в тех же рамках:
- для сотрудников, ответственных за проверку 5 – 10 тыс. руб., либо предупреждение;
- для ИП 5 – 10 тыс. руб.;
- для юр. лиц 60 – 80 тыс. руб.
Если проверка прошла, но отчетные данные не поданы вовремя в Минтруд, также применяется наказание в диапазоне:
- для сотрудников, ответственных за проверку 20 — 50 тыс. руб. Или лишение полномочий на 1 – 3 года;
- для ИП 30 – 50 тыс. руб.;
- для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб.
Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:
- денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
- до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
- до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).
В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.
Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Основные изменения в СОУТ в 2023 году
С 1 марта 2023 года разрешён упрощённый вариант проведения спецоценки УТ для микропредприятий из 12 сфер деятельности:
- финансовая и страховая;
- административная;
- общественная;
- IT — технологии, создание программных продуктов и консультирование;
- реклама и анализ рынков;
- правовая деятельность;
- бухгалтерский учёт;
- консалтинг в управлении;
- образование;
- культура;
- операции с недвижимостью;
- архитектурное и инженерно-техническое проектирование.
Кто контролирует и наказывает
Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:
- без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
- запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
- изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
- направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
- оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения
Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.
Виновник нарушения | Штраф за первичное нарушение | Санкции за вторичное нарушение |
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года |
Индивидуальный предприниматель | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Юрлицо | 60-80 тысяч руб. | Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это комплекс мероприятий в сфере охраны труда. Заключается он в оценке и выявлении опасных или вредных производственных факторов на рабочих местах. По факту проведения такой оценки эксперт организации, проводившей СОУТ, заполняет специальную форму отчета.
СОУТ — обязательная процедура для всех организаций, кроме:
-
тех, у которых работают исключительно удаленные сотрудники;
-
тех, кто никогда не состоял в трудовых отношениях с наемными сотрудниками. То есть ИП, у которых не было ни одного трудового договора;
-
работодателей-физических лиц без статуса ИП;
-
религиозных организаций.
Иные виды ответственности
Ответственность за уклонение от проведения спецоценки или нарушения, допущенные в ходе выполнения СОУТ, лежит на работодателе.
Законодательством также предусмотрен порядок временного приостановления деятельности хозяйствующего субъекта на 90 суток. Если нарушения в работе предприятия повлекли за собой тяжкий вред здоровью человека, то работодатель привлекается к уголовной ответственности. Результатом рассмотрения дела может стать лишение свободы на срок от 2 и более лет.
Во избежание подобных инцидентов обращайтесь в аттестационный центр «СОУТ». Наши эксперты числятся в реестре по СОУТ Минтруда РФ и проходят курсы повышения квалификации по 72-часовой программе. Это гарантирует проведение спецоценки на высочайшем уровне.
Штрафы за СОУТ после 1 января 2022 года
- предупреждение
- наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
Внимание! С 1 января ГИТ начнет штрафовать за отсутствие спецоценки
Способ № 1. Оформляйте работников как дистанционных. Закон не требует оценивать рабочие места дистанционных работников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Поэтому если работники практически не появляются в офисе, и работают через интернет, можно оформить с ними трудовой договор о дистанционной работе. Например, с ИТ-специалистами. С помощью аутсорсинга вы можете оптимизировать расходы на работу целых отделов. Например, бухгалтерии, службы кадров. В этом случае спецоценка рабочих мест таких сотрудников – задача компании, которая предоставляет аутсорсинговые услуги. Сколько стоит аутсорсинг, узнайте здесь
Способ № 3. Сблизьте условия работы разных сотрудников. Закон позволяет оценить два рабочих места из десяти, если места аналогичные. Но бывает, что сотрудники делают одно и то же, а должности разные. Чтобы не переплачивать за оценку, перепишите должностные инструкции, установите одинаковый режим работы и условия труда, приведите наименования должностей к единому виду. Например, вместо «бухгалтер-кассир» и «бухгалтер по зарплате» укажите «бухгалтер». Признаки аналогичных рабочих мест:
Аттестация рабочих мест в 2022 году
Шаг 9. Ознакомление с результатами. Полученные результаты должны быть доведены до сведения всех сотрудников компании и других заинтересованных лиц. Сотрудники ознакомляются с картой специальной оценки условий труда на их рабочих местах, а все прочие через сайт организации. Руководство должно разместить информацию на сайте спустя 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Благодаря этим сведениям устанавливают скидку или надбавку по взносам «на травматизм», определяют дополнительные тарифы, применяемые к взносам в ПФР. По результатам оценки могут быть приняты решения об улучшении условий труда или введении в компании медосмотров. Отчет комиссии может также инициировать выдачу сотрудникам компании средств индивидуальной и коллективной защиты или молока, чтобы компенсировать получаемый на работе вред.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).