Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата по налогам по корректирующим декларациям с 2023 в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Когда штраф начисляться не должен?
Логика проста: если налогоплательщик подает уточненную декларацию, не нарушая налоговое законодательство, штрафовать за ошибку ФНС не должна. Но бывают ситуации, когда регуляторы пренебрегают этим правилом. Важно знать, когда штрафы неправомерны, чтобы уверенно отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.
Приведу в пример прецедент, по результатам которого Пленумом ВАС РФ вынесено постановление № 57 от 30.07.2013. Налогоплательщик допустил ошибку в первичной декларации. Эта ошибка привела к занижению суммы налога. Налогоплательщик выявил недостоверные сведения, подал уточненку в налоговую, но не заплатил недоимку и пеню. При этом у него по соответствующему налогу была переплата, покрывающая сумму недоимки и пени. ФНС не зачла переплату в счет недоплаченного налога, оштрафовала налогоплательщика. Компания подала в суд и выиграла дело.
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
У организации есть/были обособленные подразделения
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Как заполнить декларацию ЕНВД в онлайн-сервисе
Посмотрим на примере, как правильно заполнить декларацию ЕНВД онлайн. В нашем сервисе вы можете подготовить всю декларацию целиком или без титульного листа.
Второй вариант подходит тем пользователям, которые, по какой-то причине, не хотят вводить в сервис свои данные налогоплательщика. В этом случае вам не надо ставить галочку в поле «Заполнить» рядом с титульным листом. Если вы выберете такой вариант, то скачайте заполненную декларацию в формате excel и самостоятельно внесите свои данные в титульный лист.
Однако необходимости в этом нет. Наш сервис гарантирует защиту введённых данных от несанкционированного доступа и соблюдение политики конфиденциальности персональной информации. И намного удобнее сразу заполнить титульный лист, как мы это сделаем в своем примере.
ЕНВД — это один из спецрежимов налогообложения, который относится к упрощенным. Его главная особенность заключается в том, что размеры налоговых выплат никак не зависят от реально полученной прибыли. Именно поэтому данный формат выбирают бизнесмены, у которых достаточно высокие доходы.
Выбрать режим ЕНВД можно с самого начала работы либо перейти на него впоследствии, подав в налоговую заявку по соответствующей форме. В первом случае заявление подается за 5 дней до начала деятельности, во втором — в течение такого же срока с момента старта работы по новому режиму.
Режим ЕНВД доступен не для всех предпринимателей. Воспользоваться им могут только коммерсанты, занимающиеся:
- оказанием населению бытовых услуг;
- пассажирскими либо грузовыми перевозками;
- ветеринарным лечением;
- авторемонтными работами, мойкой транспортных средств;
- торговлей товарами в розницу;
- размещением наружной рекламы;
- гостиничным бизнесом.
Разрешенными видами деятельности для данного режима являются также услуги общественного питания, сдача автостоянок и торговых точек в аренду. Но региональные власти вправе самостоятельно решать, по каким из видов деятельности разрешить переход на ЕНВД.
Единый налог на вменённый доход требуется уплачивать по реквизитам инспекции налоговой службы той территории, где осуществляется предпринимательская деятельность.
Это важно знать: Можно ли совмещать патент и ЕНВД
Компания, в обязательном порядке, должна быть поставлена на учёт как плательщик ЕНВД именно в этой налоговой инспекции (регламентировано 346.28 статьёй Налогового кодекса).
Как уже упоминалось выше, есть такие разновидности предпринимательской деятельности, адреса которых установить не является возможным. По ним предприятия не становятся на налоговый учёт по месту реализации деятельности, а следственно, и ЕНВД они обязаны перечислять по местонахождению своего центрального офиса.
Уточненная налоговая декларация по ЕНВД представляется туда же, куда вы сдавали первичный отчет — в ФНС по месту ведения деятельности предпринимателя или по месту его нахождения (если нельзя точно определить конкретное место осуществления деятельности — например, для услуг такси).
Заполнение налоговой декларации ИП и организаций осуществлялось по итогам каждого квартала — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
Если уже после сдачи вы заметили, что в поданной декларации есть ошибки, не отражены какие-то данные, есть недостоверные сведения, приведшие к занижению суммы налога, надо скорректировать поданный отчет. Это можно сделать путем подачи уточненной налоговой декларации за тот же период.
Формула для расчета ЕНВД
В программу калькулятора ЕНВД заложена формула расчета налога, выведенная исходя из требований пп. 2, 4, 10 ст. 346.29 и норм ст. 346.31 НК РФ.
Формула для расчета ЕНВД следующая:
ЕНВД = БД х (ФП 1 мес + ФП 2 мес + ФП 3 мес) х К1 х К2 х 15%, где
- БД — базовая доходность (ее размер показан в 3-й графе таблицы, содержащейся в п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
- ФП — физический показатель (о том, какие единицы следует сосчитать, легко узнать из 2-й графы указанной выше таблицы);
- коэффициент К1 (он в калькуляторе уже заложен), который ежегодно изменяется (в 2021 году он равен 1,915, а в 2021 году — 2,005);
- коэффициент К2 (устанавливается субъектами Федерации); чтобы проверить себя, следует проконтролировать, чтобы его значение располагалось в диапазоне от 0,005 до 1.
Подробнее о корректирующем коэффициенте читайте в статье «Что нужно знать о коэффициенте К2».
- ставка налога, которая равна 15%.
Для расчета налога при помощи онлайн-калькулятора все вышеперечисленные значения следует заполнить в соответствующих графах сервиса.
Когда сдавать уточненную декларацию
От момента сдачи уточненной декларации зависят последствия в виде санкций и проверок.
Если вы допустили ошибки, приведшие к занижению суммы налога, то после сдачи уточненной декларации вам придется доплатить недоимку в бюджет и перечислить пени. Но ответственности можно избежать, если соблюдать следующие условия:
- подать уточненку до истечения срока уплаты налога, если вы заметили и исправили ошибку раньше, чем ее нашел налоговый орган;
- уплатить недоимку и пени и подать уточненку до того, как вы узнали, что налоговая нашла ошибки и назначила проверки;
- подать уточненную декларацию после выездной проверки, по результатам которой ошибки и искажения найдены не были.
Если в первичной декларации сумма налога не была занижена, то декларация будет считаться представленной без нарушения срока (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Декларация ЕНВД: Раздел 2
Во втором разделе производится основной расчет ЕНВД-налога и для этого потребуются показатели, которые устанавливает государство. Причем не только на федеральном, но и на местном уровне. А значит, нужно будет покопаться в региональном законодательстве.
Чтобы заполнить второй раздел вместе с видео нужны следующие данные:
- Код вида предпринимательской деятельности. Их можно посмотреть в Приложении 5 к Порядку заполнения декларации.
- ОКТМО по каждому объекту.
- Базовая доходность на каждый вид деятельности (если их несколько). Она устанавливается пунктом 3 ст.346.29 НК. Там же указаны физические показатели, которые нужно учитывать по разным направлениям бизнеса.
- Коэффициент К2. Его как раз нужно искать в местных законодательных актах. Они размещены на сайте налоговой в разделе «Особенности регионального законодательства».
- Ставка налога. Федеральная ставка ЕНВД 15%, но в 2021 году региональные власти могут ее снижать. Поэтому перед заполнением декларации выясните размер тарифа для «вмененки» по своему региону.