Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличительные особенности форм некоммерческих организаций (НКО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Что входит в услугу регистрации Фонда
- консультирование по порядку проведения регистрации НКО в форме Фонда в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
- консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
- подбор видов деятельности (ОКВЭД).
- разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:
— заявление по форме № р11001,
— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.
— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)
— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).
— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.
— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.
- получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
- подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:
— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),
— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),
- изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)
СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
- получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
- резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
- дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.
Отличительные черты НКО от коммерческих
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.
Различия основных форм НКО
В таблице представлены различия основных форм НКО.
Показатель | НП | АНО | Частное учреждение | Фонд | Общественная организация | Ассоциация |
Учредители | Физические и (или) юрлица | Гражданин или юрлицо | Граждане и (или) юрлица | Не менее 3 физлиц | Любые юрлица | |
Членство | Есть | нет | Есть | |||
Предпринимательство | Разрешено | Нет | ||||
Ответственность | Нет | Есть | Нет | Есть | ||
Публикация в СМИ | Нет | Есть | Нет |
Условия регистрации некоммерческих организаций
Основным документом, регламентирующим создание и работу НКО, является Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 (далее — Закон). Учредителями НКО могут быть дееспособные лица или организации. Участниками объединения не могут быть:
- Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, пребывание которых в РФ по закону является нежелательным;
- Лица и организации, причастные к экстремизму или терроризму;
- Религиозные объединения, работа которых временно прекращена в связи с подозрением в экстремизме;
- Лица, не соответствующие выдвигаемым требованиям законодательства к учредителям.
Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)
- Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
- Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
- Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
- Постановка НКО на налоговый учет.
- Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
- Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
- Изготовление печати.
Коммерческие и некоммерческие организации
Законодательство разделило все юридические лица на две большие группы – коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются, например, в форме всем известных ООО и АО. Цель создания таких организаций одна – получение прибыли, или говоря простым языком – заработать.
Некоммерческие организация тоже делятся на формы. Наиболее популярные формы НКО: Фонд, Общественная организация, Ассоциация, Автономная некоммерческая организация (АНО), Частное учреждение, Адвокатское бюро и Коллегия адвокатов.
Некоммерческие организации в отличие от коммерческих организаций создаются с иной целью. Главная их цель не заработать, а осуществить какую-либо социальную цель. НКО призваны помогать в тех сферах, где государство не всегда справляется со своими функциями. Например, оказание помощи социально незащищенным группам населения – инвалидам, детям, пожилым людям, матерям-одиночкам, развитие образования, медицины, спорта, культуры, искусства и т.д.
Поэтому отвечая на вопрос о том, чем АНО (Автономная некоммерческая организация) отличается от НКО (некоммерческой организации) можно сказать, что АНО это форма НКО, так как НКО — это большая группа юридических лиц.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Что выбрать АНО или Фонд?
Однозначного ответа на данные вопросы нет, так как каждая из этих форм НКО создается для решения разных задач.
Если Вы хотели бы зарегистрировать организацию, скажем, развития спорта, творческую мастерскую или научную организацию и в такой организации будут оказываться услуги – то необходимо регистрировать Автономную некоммерческую организацию (АНО). Так как фонд имеет право оказывать услуги.
Если планируется деятельность исключительно по сбору средств и никаких услуг оказывать не планируется – то нужно регистрировать Фонд.
Кроме того, Фонд и Автономная некоммерческая организация (АНО) различаются структурой органов управления. В АНО управление осуществляют учредители и только учредители принимают решение, скажем, о смене руководителя АНО. Учредители в Фонде — это лишь инициативная группа, которая регистрирует Фонд, когда как высший коллегиальный орган управления может быть сформирован из совсем сторонних лиц, которые не являются учредителями.
Также Автономная некоммерческая организация (АНО) более простая по управлению. Ее может создать один учредитель, и он же может являться руководителем этой АНО.
АНО и Фонд отличаются по роли учредителей в данных формах НКО. В АНО учредитель играет важную роль, некоторые вопросы может решать только Учредитель в АНО, такие как прием в состав учредителей Организации, назначение руководителя Организации и прекращение его полномочий.
Роль учредителя в Фонде состоит только в создании Фонда. То есть при создании учредитель должен сформировать все органы управления, а после государственной регистрации Фонда учредитель может не вступать ни в какие органы управления и по сути не иметь контроля над Фондом.
Но объединят АНО и Фонд то, что они относятся к одной большой группе НКО – унитарные некоммерческие организации. Это значит, что органы управления данных некоммерческих организаций могут быть сформированы не из состава учредителей, а из сторонних лиц и в таких организациях не предусмотрено членство и членские взносы.
Отличительные черты НКО от коммерческих
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.
Как осуществляется регистрация НКО
НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.
- регулирования отношений между участниками и учредителями;
- взаимной ответственности;
- собственности имущества НКО;
- возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
- необходимости получения лицензии;
- подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).
Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:
- казачьи общества;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- государственные корпорации и компании;
- ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- нотариальные палаты;
- ТСЖ;
- фонды;
- некоммерческие партнерства;
- государственные, бюджетные и частные учреждения;
- автономные некоммерческие организации.
Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».
Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.
В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.
Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.
Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.
АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.
Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.
Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.
Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.
Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.
Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.
Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?
Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.
Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:
- Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
- Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
- Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
- Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.
При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.
При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Этапы процедуры ликвидации:
- Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
- В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
- Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
- Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.
После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.
Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.
Документы для ликвидации:
- заявление о государственной регистрации АНО;
- выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
- промежуточный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспортные данные учредителей;
- копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
- подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
- документ, подтверждающий факт уничтожения печати;
По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.
Основные виды НКО и их различия
Ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» проводила вебинар на тему “Ответы на вопросы по налогообложению и бухгалтерскому учёту в НКО”.
Вебинар проводится для руководителей, бухгалтеров и активистов социально ориентированных некоммерческих организаций.
Мероприятие проведено в рамках проекта «Информационная и консультационная поддержка некоммерческих организаций по вопросам налогообложения и бухгалтерского учёта» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
1. Татьяна Владимировна О.
2. Ирина Геннадьевна Б.
3. Людмила Александровна З.
4. Анна С.
5. Марина К.
6. Галина Васильевна К.
7. Светлана Владимировна Б.
8. Наталья Викторовна З.
9. Марина К.
10. Ирина Николаевна К.
11. Ольга Геннадьевна Г.
12. Адиля Халимовна Х.
13. Нина Георгиевна П.
14. Марина Львовна В.
15. Римма Викторовна С.
16. Светлана Вадимовна П.
17. Елена Ивановна П.
18. Ирина Аркадьевна К.
19. Ольга Вячеславовна В.
20. Оксана Александровна К.
21. Леонид М.
22. Маргарита Николаевна К.
23. Ольга Геннадьевна Г.
24. Ольга М.
25. Ольга М.
26. Анна И.
27. Наталья Р.
28. Алена
29. Александра Игоревна П.
30. Ирина Б.
31. Ольга М.
Только после подготовительной части процесса можно переходить к сбору и подаче документов, необходимых для регистрации. Важно здесь не только, чтобы были собраны все документы по списку, но и чтобы они были юридически правильно оформлены. Действенную помощь в этом могут оказать профессиональные юристы, ведь все документы должны быть оформлены в соответствии с нормами существующего законодательства.
В России некоторое время назад регистрацией организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, занималась специальная Регистрационная служба, но этими полномочиями был наделен Минюст. Именно в эту организацию вам предстоит подавать документы, и общаться со специалистами Министерства юстиции, соответственно. Получив пакет документов от организаторов НКО, специалисты ведомства анализируют состав и основное предназначение некоммерческой структуры, принимают решение относительно возможности регистрации, передают регистрационные документ по территориальности.
Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.
Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация – особенности». Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).
Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.
- Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
- Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
- Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
- Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
- Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
- Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
- Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
- Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
- Пропаганда спорта.
- Защита окружающей среды и исторических объектов.
Виды (формы) некоммерческих организаций
В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.
В ГК РФ нет общих норм об учредительных документах для НКО. Необходимо руководствоваться ст. 14 закона № 7-ФЗ, которая предусматривает в качестве основного вида для подавляющего большинства НКО устав. Другой состав учредительных документов — у ассоциации или союза: устав и (или) учредительный договор (подробнее — в материале на сайте «НКО в форме ассоциации или союза»).
Собираемся открывать специализированный досуговый центр. Не можем определиться с формой-ООО? (с ним по открытию и работе все понятно) или Общественный фонд? Или некоммерческая организация? В чем отличия от ооо у двух других форм?
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Организации некоммерческого типа имеют несколько иную цель создания, нежели предпринимательские объекты, и заключается она не в максимальном получении прибыли, а в достижении социальных и общественных целей. При этом стоит понимать, что законодательство не запрещает такой организации иметь предпринимательские проявления, а вот прибыль от них она должна тратить на улучшение общественного и социального положения. Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2021 году отличается от регистрации других типов предприятий.
Осуществлением государственной регистрации НКО ранее была уполномочена заниматься Регистрационная служба РФ. Позже полномочия проведения этой процедуры передали Министерству юстиции, в котором регистрация проходит и сейчас. Это означает, что при регистрации НКО отечественного происхождения или иностранного взаимодействовать придется именно с этой государственной структурой. При этом стоит понимать, что в иностранном варианте пройдет регистрацию только организация, не имеющая отношения к правительству.
Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру? В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг школы, детские сады, учебные центры и пр. Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения. Статус АНО определен Федеральным законом от По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия. Так, деятельность АНО не основана на членстве как, например, в случае с ассоциациями союзами и некоммерческими партнерствами.
По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности. Для некоммерческой организации прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.
Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.
Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- решение (протокол) о создании НКО/ для общественных объединений — выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
- учредительные документы (3 экз.);
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации НКО подать заявление о применении УСН
Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.
По окончании регистрации НКО вам выдадут:
Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:
Под фондом принято понимать систему идей и ресурсов, используемую для достижения определенных целей некоммерческого характера. В РФ фондом принято считать некоммерческую организацию, которая учреждена силами граждан и юридических лиц на базе имущественных взносов. Она обычно преследует общественно-полезные, социально-культурные, образовательные, благотворительные цели.
Собираемся открывать специализированный досуговый центр. Не можем определиться с формой-ООО? (с ним по открытию и работе все понятно) или Общественный фонд? Или некоммерческая организация? В чем отличия от ооо у двух других форм?
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Фонд — это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В настоящее время примерная позиция регистрирующего органа в отношении фондов такова: фонд может создаваться только для аккумулирования средств с целью последующего финансирования какие-либо общественно-полезных программ.
Структура органов управления фондом достаточно громоздка: в нее входят высший коллегиальный орган фонда, избирающий единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и имеющий право назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). Также в обязательном порядке в фонде создается Попечительский совет.
Фонд обязан ежегодно проводить аудит в специализированной аудиторской компании и публиковать в СМИ отчеты об использовании своего имущества.
Существенный минус фонда — невозможность его добровольной ликвидации по решению учредителей. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц.
В случае создания благотворительного фонда наряду с общими положениями законодательства фонд также должен руководствоваться законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Разумеется, с выбора организационно-правовой формы будущей организации! Для того, чтобы сделать этот выбор, не углубляясь в юридические тонкости, учредителям ООО в большинстве случаев достаточно ответить на вопрос: хотят они, чтобы в некоммерческой организации было членство, или же возможность вступления в организацию новых членов и выхода старых им не требуется.
НКО, в которых предусмотрено членство, относятся к корпоративным некоммерческим организациям, а те, в которых членство не предусмотрено — к унитарным.
При этом нужно учитывать, что члены организации имеют право участвовать в общих собраниях и обладают правом голоса на них — т.е. участвуют в управлении НКО.
Соблюдение пошаговой инструкции предусматривает в итоге получение свидетельства о государственной регистрации. Документы этого типа не выдаются Министерством юстиции, а получаются в территориальном органе налогового контроля, куда Минюст передает документальный пакет. В 2021 году регистрационные документы – это лист из ЕГРЮЛ, код ИНН, свидетельство о регистрации в налоговом органе. Данные документы потребуются для проведения дальнейшего процесса регистрации.
- НКО должна получить наименование, которое будет создано без использования названий государственных органов, а также в некоторой мере будет отражать специфику деятельности создаваемого учреждения.
- Определение юридического адреса для организации. Им может быть приобретенное или арендованное помещение, наличие которого подтверждается правом собственности, договором аренды и гарантийным письмом от арендодателя.
- Подбор специфики деятельности, кодов ОКВЭД и т.д.
- Подготовка и юридическое оформление решения о создании организации, которое единогласно принимается на собрании учредителей, на нем же утверждается устав, название и основные моменты по регистрации.
Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.
- иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
- лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2021 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).
Этот перечень не является исчерпывающим. Ассоциация, союз могут быть созданы только группой юридических лиц. Потребительский кооператив Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» проводила вебинар на тему “Ответы на вопросы по налогообложению и бухгалтерскому учёту в НКО”.
Вебинар проводится для руководителей, бухгалтеров и активистов социально ориентированных некоммерческих организаций.
Мероприятие проведено в рамках проекта «Информационная и консультационная поддержка некоммерческих организаций по вопросам налогообложения и бухгалтерского учёта» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
— непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
- если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
- в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Почему это важно знать НКО?
Придется внимательнее подходить к проверке доноров и публикации материалов об организациях, выполняющих функции иностранных агентов, а также связанных с ними лицах.
Подробнее
30 декабря 2020 г. принят закон о внесении изменений в отдельные нормативные акты в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Поправки довольно многочисленны, поэтому остановимся на наиболее значимых из них.
Так, расширено определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента — к числу иностранного финансирования также отнесены денежные средства, полученные от граждан и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении денежных средств от иностранных источников.
Посредником признается гражданин или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории Российской Федерации.
Если некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, а также учредитель, члены, участники, руководитель организации или лицо, входящее в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности:
- производит и распространяет материалы;
- направляет материалы в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации,
они должны сопровождаться указанием, что произведены, распространены либо направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо связанным с ней лицом.
Кроме этого, информация, касающаяся политической деятельности такой организации, а также указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться соответствующим указанием.
Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:
- Подготовка требуемого набора документов.
- Уплата государственной пошлины.
- Нотариальное подтверждение заявления.
- Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
- Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
- Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.
Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:
- заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
- учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
- протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
- копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
- сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
- квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.
Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.
По истечении срока происходит внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, а также выдача свидетельства. Это говорит о том, что фонд прошел официальную процедуру регистрации. После этого нужно будет встать на учет во внебюджетные фонды и получить печать, коды статистики.
Регистрация фонда представляет длительный и кропотливый процесс. В связи с этим не каждый учредитель сможет выполнить эту задачу грамотно. Дело в том, что регистрация проводится в Министерстве Юстиции, которое на регулярной основе меняет регламент.
Если в документации допущены ошибки, и она не соответствует нормативу, Минюст может отказать. Немаловажную роль играет завышение требований к юридическому адресу фонда.
Таким образом, фонды представлены в нескольких видах. Регистрация предполагает строгое соблюдение пошагового алгоритма действий, соблюдая который можно избежать ошибок и недочетов.
О регистрации некоммерческой организации в виде фонда – ниже на видео.
В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.
Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.
Пошагово регистрация НКО выглядит так:
- Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
- Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
- С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.
Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.
- Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
- Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
- Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
- Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.
Религиозные организации могут подвергнуть религиовед��еской экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.