Конституционный или Верховный суд, кто главнее?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционный или Верховный суд, кто главнее?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если проиграли Верховный суд — надзорная жалоба — Если вы проиграли Верховный суд в кассации, у вас еще остается возможность подать надзорную жалобу. Что касается надзорной инстанции, то туда попадает совсем незначительное число дел. Надзорную жалобу также вначале рассматривает судья ВС единолично, он передает ее в надзорную инстанцию или отказывает в передаче.

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам (видим ключевое словосочетание надзор за деятельность судов общей юрисдикции- Верховный Суд РФ) 1) Конституционный Суд Российской Федерации
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики (возвращаемся к нашей таблице и видим, что это полномочие Верховного Суда РФ) 2) Верховный Суд Российской Федерации
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции (как мы уже знаем высшим судебным органом по данным делам являются Верховный Суд РФ)
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (споры о компетенциях между федеральными органами власти разрешает Конституционный Суд РФ)
Д) разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ (Именно Конституционный суд занимается проверкой Конституционности нормативных актов)

В своей великой и несомненной мудрости: как исполняются решения КС

Конституционный суд рассматривал дело, в котором должник банкротился. Когда арбитражный суд признает должника банкротом, судебные приставы прекращают исполнительное производство, а взыскание долгов становится возможным только в банкротной процедуре. Приставы должником-банкротом не занимаются.

Но тем не менее,

ничто не запрещает судебным приставам применить механизм, описанный Конституционным судом и изъять за долги единственное жильё.

Но для этого приставам надо будет доказывать, что есть основания для изъятия: заказывать проведение оценки стоимости, доказывать злоупотребления, изучать, как соотносятся даты продажи иного имущества и дата покупки жилья, обосновывать, почему жильё явно превышает необходимое и т.д.

Как правило, приставы недостаточно мотивированы, чтобы проворачивать такой объём работы. Они же не свои деньги с должника взыскивают. Но не исключено, что некоторые кредиторы будут всячески понуждать судебных приставов хотя бы попытаться изъять у должника единственное жильё, опираясь на Постановление №15.

Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.

Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.

Читайте также:  Алименты с договора подряда

У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.

Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

[2]

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судебная система — совокупность всех действующих в РФ в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

— установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным…

Согласно статье 12.1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) замечания; 2) предупреждения; 3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок рассмотрения жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка определен ст.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Судебная власть в РФ

Органы судебной власти РФ

1. Констит. основы суд. власти.

2. Констит. Суд РФ.

3. Прокуратура РФ.

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Какими полномочиями обладают Конституционный, Верховный и Арбитражный суды в РФ?

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

В целях зашиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    • б) конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    Суды общей юрисдикции

    Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это, прежде всего: дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемыми в соответствии с предписаниями Уголовного Кодекса РФ), гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

    В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов – суды гражданские и суды военные.

    Судебная система Российской Федерации

    1. Понятие судебной системы РФ.

    Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

    Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

    2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

    Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

    К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

    — принцип законности. (ссылке на все)

    — принцип единства судебной системы РФ

    — принцип осуществления правосудия только судом.

    [2]

    — принцип равенства всех перед законом и судом.

    — принцип независимости судей.

    — принцип презумпции невиновности.

    — принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

    — принцип состязательности сторон.

    — принцип открытости судопроизводства.

    — принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

    — принцип обязательности судебных решений.

    — принцип государственного или национального языка в судах.

    3. Система судов РФ.

    Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

    Систему судов РФ можно описать следующим образом:

    1. Конституционные суды в РФ:

    — Конституционный суд РФ.

    — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

    2. Суды общей юрисдикции в РФ.

    Естественно данные все время увеличиваются, так как штат судебной системы постепенно увеличивается.

    По данным Верховного суда штатная численность всего судейского корпуса составляет 27 380 человек. При этом, в учет не брались военные и мировые судьи. Из перечисленного количества судей, только 4083 судьи относятся к арбитражным судам, а 23 397 занимаются вопросами общей юрисдикции.

    Таким образом, мы видим, что количество судей в нашей стране весьма значительное. При этом, систематически проскальзывают новости, которые рассказывают о постановлении, повышающим численность мировых судей.

    Позиции высших судов в гражданской и арбитражной практике

    • Конституционный Суд России. Доктрина и практика. Монография , Зорькин Владимир Дмитриевич. Предмет книги — актуальные проблемы доктрины и практики конституционного правосудия на современном этапе исторического развития России. Тема освещается в контексте общих тенденций…
    • Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2016 , Хохрякова Е.А.. Настоящее издание является двадцатым томом собрания решений Конституционного Суда Российской Федерации, в который вошли все постановления и содержащие наиболеезначимые правовые позиции…

    Конституционный Суд РФ, как считают многие эксперты, — это один из ключевых органов власти с точки зрения государственной стабильности и качества политического управления страной. Интересно изучить его структуру, компетенции, а также спектр полномочий. Какие источники права регулируют каждый из этих аспектов? Каковы особенности работы судей КС РФ?

    Как звучит определение Конституционного Суда РФ? Корректными источниками, откуда мы можем взять необходимые формулировки, могут быть действующие правовые акты. Многие юристы предпочитают, к примеру, брать за основу положения соответствующего Согласно формулировкам, в данном источнике рассматриваемый орган власти признается органом конституционного контроля, который самостоятелен и автономен.

    Как мы видим, определение звучит достаточно просто. В некоторых случаях изучаемая инстанция именуется как федеральный Конституционный Суд РФ, но это, строго говоря, не вполне верно. В релевантных источниках права такое определение изучаемого органа власти отсутствует.

    Главный источник права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность Конституционный Суд, — Конституция РФ, основной закон государства. Согласно ей рассматриваемая инстанция относится к высшим федеральным органам власти. В ключевых компетенциях КС РФ — рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов и иного типа правовых актов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование и разрешение релевантных споров. Определение Конституционного Суда РФ также дано в соответствующем федеральном законе.

    С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

    В силу этого конституционного положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц является недопустимым.

    Более того, Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК РФ. Запрет любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах — посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

    Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

    • Предупреждение либо замечание.
    • Преждевременное прекращение полномочий.

    Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

    В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

    Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

    Собеседники «ФедералПресс» и политологи предполагают, что новый судебный орган может возглавить премьер-министр Дмитрий Медведев после президентских выборов.

    Некоторые из экспертов считают, что именно для нынешнего кабмина и создается новое ведомство. Юридическое общество позитивно оценивает перспективы Дмитрия Медведева на посту главы нового органа.

    Хотя эксперты отмечают, что судебной практики у премьера нет.

    «У Медведева есть еще один плюс. Он грамотен в части интернет-технологий, это важно для развития любой системы. По большому счету, то, что он никогда не был судьей и не знает судейской работы снизу, не должно ему помешать.

    Во многих цивилизованных странах, например, ставят гражданских руководителей в Министерства обороны и от этого они хуже не становятся. Руководитель судебной системы – это не совсем судья. Это примерно как главврач больницы. Он не столько врач, сколько менеджер.

    Поэтому минусов абсолютно никаких не вижу» , – считает президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

    Политологи считают, что в случае рокировки Медведева, единственным местом, которое он может возглавить без серьезных последствий для своей карьеры, является объединенный суд. В данном случае есть один серьезный нюанс. Пост главы Верховного или Конституционного суда в нашей стране пожизненный.

    «Он юрист и человек с большим опытом государственной деятельности. Он на этот пост подошел бы. Это единственная должность, которую есть смысл занимать премьеру. Бывший президент у нас вице-премьером не бывает.

    Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных.

    Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

    Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам).

    – при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного РФ.

    Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

    Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

    По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

    «Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

    Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

    Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

    Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции РФ).

    В своей великой и несомненной мудрости: как исполняются решения КС

    Конституционный суд рассматривал дело, в котором должник банкротился. Когда арбитражный суд признает должника банкротом, судебные приставы прекращают исполнительное производство, а взыскание долгов становится возможным только в банкротной процедуре. Приставы должником-банкротом не занимаются.

    Но тем не менее,

    ничто не запрещает судебным приставам применить механизм, описанный Конституционным судом и изъять за долги единственное жильё.

    Но для этого приставам надо будет доказывать, что есть основания для изъятия: заказывать проведение оценки стоимости, доказывать злоупотребления, изучать, как соотносятся даты продажи иного имущества и дата покупки жилья, обосновывать, почему жильё явно превышает необходимое и т.д.

    Как правило, приставы недостаточно мотивированы, чтобы проворачивать такой объём работы. Они же не свои деньги с должника взыскивают. Но не исключено, что некоторые кредиторы будут всячески понуждать судебных приставов хотя бы попытаться изъять у должника единственное жильё, опираясь на Постановление №15.

    Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.

    Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.

    У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.

    Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.

    Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

    Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

    Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2018 год ВС внес в Государственную думу РФ 9 проектов федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 21.06.2018 № 25). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

    Так, на основании постановления Пленума ВС от 15.03.2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03.07.2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13.07.2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.

    Как на функционировании КС скажется рецензирование законопроектов

    Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

    Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

    По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

    «Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

    Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

    Собеседники «ФедералПресс» и политологи предполагают, что новый судебный орган может возглавить премьер-министр Дмитрий Медведев после президентских выборов.

    Некоторые из экспертов считают, что именно для нынешнего кабмина и создается новое ведомство. Юридическое общество позитивно оценивает перспективы Дмитрия Медведева на посту главы нового органа.

    Хотя эксперты отмечают, что судебной практики у премьера нет.

    «У Медведева есть еще один плюс. Он грамотен в части интернет-технологий, это важно для развития любой системы. По большому счету, то, что он никогда не был судьей и не знает судейской работы снизу, не должно ему помешать.

    Во многих цивилизованных странах, например, ставят гражданских руководителей в Министерства обороны и от этого они хуже не становятся. Руководитель судебной системы – это не совсем судья. Это примерно как главврач больницы. Он не столько врач, сколько менеджер.

    Поэтому минусов абсолютно никаких не вижу» , – считает президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

    Политологи считают, что в случае рокировки Медведева, единственным местом, которое он может возглавить без серьезных последствий для своей карьеры, является объединенный суд. В данном случае есть один серьезный нюанс. Пост главы Верховного или Конституционного суда в нашей стране пожизненный.

    «Он юрист и человек с большим опытом государственной деятельности. Он на этот пост подошел бы. Это единственная должность, которую есть смысл занимать премьеру. Бывший президент у нас вице-премьером не бывает.

    Судебная система РФ. Основные термины и принципы

    Судебная система РФ – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов. Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе.

    В России существует четыре вида судов.

    Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел.

    Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

    «Юрисдикция» – это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

    Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

    Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

    Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

    Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ.Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *