Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Как правильно оформить льготы в детский сад
Законодательными требованиями установлены несколько правил, согласно которым взрослые оформляют в сад малышей:
- Обратиться в местный отдел соцзащиты по месту прописки.
- Получить консультацию и список необходимых документов.
- Предоставить документы на рассмотрение и написать заявление по предоставленной сотрудниками форме.
- Ожидать в течение 7-21 рабочего дня.
- Получить справку льготника.
После получения необходимого документа, потребуется обратиться в МФЦ, ОСИП или Госуслуги для постановки в очередь. Чаще родители делают это в течение месяца после рождения ребенка из-за повышенной конкуренции в регионах и городах на место поступления в детскую учебную организацию.
Также взрослые вправе прийти напрямую в администрацию ДОУ, если малыш уже достиг возраста 1,8 лет со следующими документами и их ксерокопиями:
- удостоверение личности родителей/я;
- справки о составе семьи;
- заключение о социальном семейном статусе (многодетные, малоимущие и т.п.);
- свидетельство о рождении малыша;
- заключение о браке или его расторжении;
- заключение о льготном положении;
- номер банковского счета карты “МИР” (правило действует с 2019 года);
- медицинское заключение при наличии группы инвалидности у ребенка или его опекуна;
- справка с места работы родителя (для судей, прокуроров, полицейских и т.п.).
Если администрация сможет напрямую рассмотреть документы, то при наличии вакантного места, ребенка могут зачислить в сад.
Норма часов педагогической работы
Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?
По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.
В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?
Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.
Продолжительность очередного отпуска.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей [3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08‑ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям
удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08‑ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Детская площадка для инвалидов
Не менее важным местом для развития детей с частичной или полной недееспособностью является детская площадка, которую могут посещать ребята старшего дошкольного возраста в свободное время. Это поможет развивать им моторные навыки, а также успешнее социализироваться. Однако детская площадка для инвалидов должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить безопасность детей. В том числе:
- все перила и ограждения должны иметь специальное покрытие против скольжения, чтобы уменьшить травмоопасность конструкции, углы всех сооружений должны быть мягко закруглены;
- качели должны иметь от земли до сиденья от 40-60 см, перекладина должна быть мягкой;
- верхний участок горок должен быть оснащен ограждениями, а нижний не может возвышаться над землей более чем на 3.5 см.
Другие льготы в области образования
Для полноценного развития дети с частичной или полной недееспособностью нуждаются в дополнительной опеке и льготах, чтобы получить полноценное развитие. Государство старается оказывать посильную помощь и предоставляет следующие образовательные льготы:
- родители, воспитывающие иждивенца со статусом инвалида, освобождаются от оплаты дошкольного образовательного учреждения;
- дети-инвалиды обеспечиваются местами в образовательных организациях любого уровня и медицинских учреждениях вне очереди;
- дети дошкольного возраста обеспечиваются необходимыми условиями для передвижения и осуществления любой деятельности.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Порядок оплаты работы с детьми-инвалидами
Порядок оплаты работы с детьми-инвалидами должен быть расписан в Положении об оплате труда вашей организации (самый низший подзаконный акт, учитывающий нормы ТК РФ и т.д.). Если такого пункта ни в трудовом договоре, ни в положении об оплате нет, то с Вами должно быть оформлено дополнительное соглашение.
В Челябинске оплата работы с детьми-инвалидами регламентируется, помимо ТК РФ и указанного выше положения об оплате труда в организации, «Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования города Челябинска (далее — Положение)» (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 24.06.2014 N 52/17).
Согласно п. 38 Положения выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются в соответствии со статьями 149 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации. Ч. 7 п. 38 Положения устанавливает, что повышенная оплата за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных производится за специфику работы в отдельных учреждениях, отделениях, классах, группах и с отдельными учащимися в следующих размерах к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы):
— работу с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами на дому или в медицинских учреждениях (при наличии заключения медицинского учреждения и письменного обращения родителей (законных представителей)) педагогическому персоналу — 20 %.
Какое нормативное количество детей должно быть в общеобразовательной группе ДОУ, если в группе один ребенок-инвалид? Какие льготы предоставляются специалистам, воспитателям и младшим воспитателям работающим, если в группе 1-2 ребенка-инвалида?
Воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ, устанавливается более сокращенная продолжительность рабочего времени и удлиненный оплачиваемый отпуск большей
продолжительностью в сравнении с другими педагогическими работниками.
Младшие воспитатели не являются педагогическими работниками, потому льготы воспитателей детских садов им не предоставляются.
Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается сотрудникам, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.5 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601).
Также, педагогам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, предоставляется удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466).
В остальном педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пользуются теми же льготами воспитателей детских садов, что и иные педагогические работники.
В Номенклатуре должностей отсутствует эта должность. Следовательно, данная должность не является педагогической…»
«…Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») (далее – ЕКС), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, данная должность отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала…»
Так как указанные льготы предоставляются только педагогическим работникам (и руководящим в случае удлиненных отпусков), то младшим воспитателям они не предоставляются.
Полагается ли воспитателям доплата за ребенка-инвалида?
- Вы не указали регион проживания, поэтому ответ дан для Челябинской области.
При возникновении каких-либо вопросов при её составлении необходимо обращаться в орган, осуществляющий управление в сфере образования и обеспечивающий организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.
- При попытке навязать Вам составление такой программы ссылайтесь на отсутствие подобной обязанности в Вашем трудовом договоре и должностной инструкции (если такой обязанности действительно в них нет) (можете также сослаться на отсутствие квалификации – не проходили обучение, но прежде почитайте профессиональный стандарт по Вашей должности: там может быть такая обязанность или компетенция!).
- Порядок оплаты устанавливается руководством организации (на основании ТК РФ и НПА органов местного самоуправления).
Тема: Доплата за категорию Предусмотрены ли воспитателю доплаты и какие, если группу посещает ребенок-инвалид.читать ответы (1) Положена ли доплата воспитатель детсада за ребёнка дауна?читать ответы (1) Есть ли доплата за стаж работы воспитателем? Мой стаж работы 10 лет. начальство наше говорит что доплату убрали, хотя раньше она была.читать ответы (1) Тема: Доплаты к заработной плате Полагается ли доплата младшим воспитателям в комбинированных группах.читать ответы (1) Тема: Коллективный договор Есть ли какие либо доплаты помощникам воспитателя за детей инвалидов в детском саду.читать ответы (1) Тема: Ребенок инвалид в детском саду Помогите уточнить вопрос, работаю воспитателем в детском саду, раньше шла доплата за стаж, сейчас ее нет, на каком основании ее отменили?читать ответы (1) Тема: Доплата за стаж У нас тоже группы в детском саду свели-разновозрастные.
Доплата Воспитателю Доплата Трудовое Право 0 голосов 2 ответа К кому нам обращаться с эти вопросом если положена доплата воспитателю в ясельной группе завредность, как сказать руководителю доу, забайкальский край. Доплата Воспитателю Доплата Трудовое Право 4 голоса 2 ответа Доплата воспитателям детсадов Положена ли доплата воспитатель детсада за ребёнка дауна? Доплата Воспитателю Доплата Трудовое Право 2 голоса 2 ответа Доплата воспитателей логопед групп Положена ли доплата воспитателям и учителю-логопеду ДОУ если группу посещает ребёнок инвалид с синдромом Дауна. Спасибо. Трудовое Право Доплата Воспитателю Доплата 2 голоса 2 ответа В массовой группе детского сада два ребенка инвалида: один глухой, другой с тяжелой формой ДЦП, возможны ли доплаты воспитателю, и кто их должен производить, если положено.
Условия труда, установленные для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (продолжительность рабочего времени и состав учебных групп)
Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания (Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
Кто имеет первоочерёдное право на запись в детский сад
После того, как будут зачислены в детсад дети из семей, имеющих право на зачисление без очереди, подойдёт очередь на запись малышей с первоочередным правом на обучение в ДОУ:
Категория заявителей |
Доказательство наличия прав на льготу |
Дети матерей-одиночек (из неполных семей). В зависимости от региона России, льгота будет предоставлена или только одиноким мамам, либо матерям-одиночкам, вдовам, разведённым женщинам, не получающим алиментов от бывшего супруга и т.д. |
Свидетельство о рождении малыша без сведений об отце или справка из органов ЗАГСа о внесении сведений об отце малыша со слов мамы Справка о составе семьи Справка из Службы занятости о постановке на учёт в качестве безработной |
Дети военных, служащих по контракту или призыву. Сыновья и дочери военных, которые были уволены по возрасту, по причине ухудшения здоровья или из-за мероприятий организационно-штатного характера. |
Справка из военного комиссариата региона регистрации семьи или справка из воинской части |
Дети сотрудников ОВД, не относящихся к полицейским, а также дети полицейских:
|
Справка с места службы с указанием должности |
Дети, чей отец или мать имеет инвалидность. Дети-инвалиды. |
Справка из бюро МСЭ о присвоении инвалидной группы |
Дети из многодетных семей |
Свидетельства о рождении всех детей Удостоверение многодетной семьи |
Другие льготы в области образования
Для полноценного развития дети с частичной или полной недееспособностью нуждаются в дополнительной опеке и льготах, чтобы получить полноценное развитие. Государство старается оказывать посильную помощь и предоставляет следующие образовательные льготы:
- родители, воспитывающие иждивенца со статусом инвалида, освобождаются от оплаты дошкольного образовательного учреждения;
- дети-инвалиды обеспечиваются местами в образовательных организациях любого уровня и медицинских учреждениях вне очереди;
- дети дошкольного возраста обеспечиваются необходимыми условиями для передвижения и осуществления любой деятельности.
Дети-инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан, поэтому государство предоставляет им посильную помощь, в том числе в организации досуговой и образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.