Отпуск педагога психолога в школе в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск педагога психолога в школе в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.

Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Трудовые права педагога-психолога

Чтобы выйти на пенсию досрочно, педагогу нужно набрать минимум 25 лет педагогического стажа. В данном случае речь идет о календарных годах – если педагог отработает эти годы в районах Крайнего Севера, ему все равно будет нужно 25 лет (хотя тогда у него появится другое основание для досрочной пенсии – можно будет выбрать тот вариант, который наступит раньше).

Однако подсчет такого стажа – не самый простой. Дело в том, что в этот стаж включаются не все периоды работы. Так, чтобы в льготный педагогический стаж был зачтен период работы, должны выполняться условия:

  • до 1 сентября 2000 года стаж засчитывается вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени (то есть, педагогической или учебной нагрузки);
  • с 1 сентября 2000 года в стаж засчитывается только работа педагога на полную ставку. Если педагог работал не на полную ставку, в льготный стаж этот период не засчитывается. Исключение – если это педагог начальных классов или учитель в школе в сельской местности, для них в льготный стаж включается работа с любой нагрузкой. А если учитель работал по полставки в разных учреждениях, этот период ему засчитывается в стаж;
  • для директора общеобразовательного учреждения с 1 сентября 2000 года в стаж засчитывается в льготный, если он помимо полной ставки работы директора вел преподавательскую работу минимум 6 часов в неделю (240 часов в год).

Часто возникают проблемы из-за того, что в трудовых книжках указываются не те названия учреждений («детский комбинат» вместо «детского сада»), неправильно указываются должности, и не учитываются особенности определения нормы рабочего времени.

Кроме того, законодательство постоянно меняется – например, работа воспитателем в ясельной группе входит в педагогических стаж полностью, а педагог и педагог-воспитатель ясельной группы – только до 1992 года. А, например, заведующим детскими садами педагогический стаж засчитывали только до 1 ноября 1999 года. По каждой профессии стоит заранее уточнить особенности включения или невключения периодов работы в стаж.

Следующий важный момент – какие еще периоды можно включить в стаж. Так, педагогам в 25 лет могут засчитать:

  • период получения пособия по временной нетрудоспособности (то есть, время на больничном);
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные;
  • период отпуска по уходу за ребенком до 3-летнего возраста – но только до 6 октября 1992 года;
  • период дополнительного обучения и повышения квалификации – если за работником сохранялось рабочее место, зарплата и за него отчислялись страховые взносы.

Сложный вопрос – периоды обучения и их включение в педагогический стаж. Действующее пенсионное законодательство разрешает учитывать положения нормативных актов, которые действовали на момент формирования соответствующего стажа. То есть, если на момент обучения оно входило в педагогический стаж – то оно в него включается. А входило оно в стаж до 1 октября 1993 года при условии, что если учебе предшествовала и за ней следовала педагогическая деятельность.

А вот, что не входит в педагогический стаж для досрочной пенсии:

  • учебные отпуска (после 30 июня 2007 года);
  • отпуск без сохранения зарплаты;
  • участие в семинарах и конференциях;
  • периоды простоя из-за холода или эпидемий ОРВИ;
  • отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (после 6 октября 1992 года);
  • работа на выборах;
  • прогулы, и т.д.

Таким образом, многим педагогам отказывают в назначении пенсии по выслуге лет даже после 25 лет фактической работы – только по формальным причинам, потому что какие-то из периодов с точки зрения закона нельзя включить в педагогический стаж.

С 2019 года пенсионное законодательство стали в очередной раз «оптимизировать» – и коснулось это в том числе и педагогов. С 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается, причем точкой отсчета является момент, когда педагог набрал нужный педагогический стаж:

  • если 25 лет стажа он набрал в 2019 году, на пенсию он смог выйти только в 2020-м – спустя 12 месяцев;
  • если стаж набран в 2020 году – выход на пенсию откладывается на 24 месяца, или на 2022 год;
  • если стаж набран в 2021 году – на пенсию можно выйти спустя 36 месяцев, или в 2024 году;
  • если стаж набран в 2022 году – дата выхода на пенсию откладывается на 48 месяцев на 2026 год;
  • если стаж набран в 2023 году и позже – дата выхода сдвигается на 60 месяцев (набравшие 25 лет в 2023 году выйдут на пенсию только в 2028-м).

В первые два года действовала «скидка» на полгода – то есть, если педагог набрал нужный стаж в первом полугодии 2020 года, его дата выхода на пенсию переносится на второе полугодие 2021 года. А в первом полугодии 2022 года выйдут на пенсию те, кто набрал 25 лет стажа во втором полугодии 2020-го. Дальше «скидок» уже не будет.

В период отсрочки педагог может продолжать работать, перейти на другую работу или вообще не работать – это уже не имеет значения (то есть, важно просто дождаться нужного года).

В случае с педагогическими работниками они получают право на досрочный выход на обычную страховую пенсию по старости. Соответственно, их пенсия будет рассчитываться, как и для всех пенсионеров: к фиксированной выплате (она в 2022 году составляет 6564,31 рубля в месяц) прибавляется стоимость набранных пенсионером баллов (каждый балл стоит 107,36 рублей).

Так как минимальное количество пенсионных баллов для выхода на пенсию в 2022 году составляет 23,4, педагог получит как минимум 9076 рублей пенсии. Правда, если он все это время продолжал работать, сумма его пенсии будет значительно ниже – в зависимости от года начала работы (или по данным на 2016 год – смотря что было раньше).

Более того, продолжая работать, учитель будет получать не более 3 пенсионных баллов в год – правда, с учетом зарплат учителей педагог вряд ли смог бы заработать намного больше.

Специальных доплат для учителей нет, однако звание «Заслуженный учитель РФ» при наличии соответствующего стажа дает право получить звание «Ветеран труда». В большинстве регионов для ветеранов труда предусмотрены льготы – на проезд в транспорте и на оплату услуг ЖКХ, а также ежемесячные денежные выплаты.

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.

При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

  1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
    • начальных классов общеобразовательных учреждений;
    • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
  2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
  3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
    • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
    • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
  4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
    • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
    • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.

Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

Аттестация педагогов в 2022 году

Правительство России решило поменять условия исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Распоряжением Премьер-министра России Михаила Мишустина 9 марта 2021 года расширены списки работ, дающих право уйти на заслуженный отдых раньше наступления пенсионного возраста.

Читайте также:  Порядок предоставления отпуска работающим пенсионерам

В общий трудовой стаж включены периоды профессионального обучения, когда за сотрудниками сохраняются их рабочие места и заработная плата, а работодатель продолжает платить страховые взносы. Изменения коснутся тех работников, которые должны постоянно проходить курсы повышения квалификации.

В правительстве заявили, что новый порядок будет распространяться на все категории работников, имеющих право на досрочную пенсию по старости.

Для педагогов, отработавших 25 лет по профессии, действуют особенные правила начисления пенсионного обеспечения. Они могут досрочно завершить карьеру и написать заявление на ежемесячные выплаты. Но такое право на досрочную пенсию дается не всем.

Чтобы получать пенсию раньше времени, надо:

  1. Иметь больше 25 лет льготного педагогического стажа. Норматив указан в ст. 30 №400-ФЗ. В учет берут только периоды профессиональной деятельности у конкретных специалистов из определенных учреждений. Работа без документов не засчитывается.
  2. Пройти минимальный порог ИПК. Его размер установлен ч.3 ст. 8 №400-ФЗ. Для пенсионеров 2021 года он составляет 21 балл, 2022 года – 23,4 балла, в 2025 году и позднее – 30 баллов.

Пенсия педагогам назначается через фиксированный отрезок времени, регламентированный ФЗ-400.

Как только преподаватель отработает 25 лет, он может подать запрос на льготную пенсию. Порядок оформления и требования к заявителю указаны в ФЗ №350 от 3 октября 2018 года. Согласно документу пенсию по выслуге лет для педагогических работников утверждают с задержкой. Отсрочка зависит от даты выработки:

  • 2021 г. – три года;
  • 2022 г. – четыре года;
  • 2023 г. и позднее – пять лет.

Пример:

Если педагогический работник достигает выслугу в 25 лет в сентябре 2022 года, он сможет оформить выплаты только через 4 года – в 2026 году. Специалист может продолжать работать по специальности, переквалифицироваться или закончить карьеру.

Кроме отработанных часов в педагогический стаж зачтут официально подтвержденные больничные листы, испытательные сроки и время, когда специалист был временно нетрудоспособен. К последним относят:

  1. Время, потраченное на переквалификацию, допобразование, если они нужны для качественного исполнения своих обязанностей.
  2. Отпуск, потраченный на учебу.
  3. Основной и дополнительный отпуск, если он оплачивался.
  4. Оплачиваемые прогулы из-за незаконного увольнения и восстановления в старой должности.
  5. Время, потраченное на проведение государственной итоговой аттестации, в том числе ОГЭ и ЕГЭ.
  6. Испытательный срок.

Декретный отпуск засчитают не всем пенсионерам. Учитываются только периоды до 1992 года.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж.

При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:

  • можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
  • оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).

ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:

  • иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
  • накопить необходимые пенсионные баллы;
  • с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.

Сколько дней отпуска положено педагогу-психологу?

Подскажите, пожалуйста — делится ли отпуск педагогических работников на 28 кд основной, и 28 кд дополнительный. Или все 56 дней основной удлиненный.

Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ.

Он взял с собой деньги на экскурсии, ром и сигары. В доминикане все дорого (район пунта-кана), его денег хватило только на 1 экскурсию, за себя я внесла деньги сама (на наши деньги поездка к водопаду стоила 15 тр).

Читаю:…продолжительность отпуска не изменилась… Как раз после принятия постановления — изменилась. Учителя- логопеды, работающие с детьми с нарушениями речи на логопункте в учреждении общеобразовательного вида лишились 14 дней отпуска. А у нас дети с тяжелыми речевыми патологиями тоже есть, они отказываются переходить в спецгруппы, да и не хватает таких групп.

В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня.

Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.

Как соблюсти право педагогов на полный отпуск?

Мне сказала, что могут вызвать на работу и заместитель директора сказала чтобы я приходила на работу на 1 — 1,5 часа для подготовки. Скажите пожалуйста имеют ли право вызвать меня на работу по этому поводу.

В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.

Одной из особенностей трудовой деятельности педагогических работников является предоставление им удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, который они используют, как правило, во время летних каникул (до начала нового учебного года). Однако коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и, возможно, использовать отпуск в каникулы получится не у всех.

В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.

Если Вы работаете в школе, то Вам положен отпуск 56 дней. В новом постановлении нет категорий работников, которым положен отпуск в количестве 36 дней. Просите обосновать уменьшение количества дней ежегодного отпуска со ссылкой на нормативные документы.

Несмотря на то, что должность «педагог-психолог» включена в Список, утверждённый указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утверждённых этим же постановлением.

Структура профстандарта педагога

Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.

Структура профстандарта педагога включает в себя:

  • точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
  • перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
  • подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
  • информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.

Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:

  1. рекомендации по внедрению профессионального стандарта
  2. требования к «электронной компетенции»
  3. требования для учителей, преподающих отдельные предметы
  4. психологические требования

Правила подсчета количества дней отпуска у педагога

Почему удлинённый? Потому что у обычных профессий он обычно длится двадцать восемь дней по календарю, а сколько дней отпуск у учителей? Они отдыхают от сорока двух до пятидесяти шести календарных дней. Разница длительности отпуска педагогическим работникам зависит от рода деятельности. Согласно определённому правительством перечню, учитель школы отдыхает 56 календарных дней, а педагог дошкольного учреждения — только 42. Это отпуск базовый хотя он и удлинённый, но во многих случаях учитель может рассчитывать на ещё большую его продолжительность. Например, сколько дней отпуск у учителей в зависимости от региона? На Крайнем Севере закон предусматривает и до восьмидесяти, то есть они отдыхают дополнительно двадцать четыре дня. Время отпуска Когда учитель имеет право взять отпуск, решает администрация. Есть мнение, что только летом, но это не так.

[3]

Количество дней отпуска педагогических работников Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам такой же, как и работникам других сфер, и регулируется ст. 122 ТК РФ. Эти отпуска должны предоставляться ежегодно. Право на отпуск работники получают по истечении шести месяцев с начала работы у данного работодателя, но по соглашению сторон он может быть предоставлен и ранее. Отпуска за последующие годы предоставляются в любое время в соответствии с графиком отпусков .

Правила подсчета количества дней отпуска у педагога

Например, сначала в отпуск могут пойти учителя начальных классов, затем другие педагоги вместе с классными руководителями. В отношении преподавателей ВУЗов установлены наибольшие нормы выработки. Например, чтобы получить законное право на уход в отпуск, равный 56 дням, они должны отработать 150 часов за каждый месяц. Рассмотрим соответствующий пример: Петров И.В. занимается образовательной деятельностью и работает преподавателем физики в Московском технологическом университете. Его работа осуществляется официально по ранее заключенному трудовому договору и является основной. На основании действующего расписания, количество рабочих часов Петрова И.В. составляет 125 часов за один месяц. При этом государством установлен стандарт – 150 часов в неделю. Так как Петров И.В.

Таким образом, если отпуск за первый год работы работнику предоставляется, то он должен быть полной продолжительности, т.к. ст.139 ТК РФ не содержит никаких ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставленного до истечения шести месяцев работы. Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем Статья 119 ТК РФ регулирует правила предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем.

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее 3 календарных дней.

Должностная инструкция педагога-психолога в школе

Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:

  • стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент;
  • выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах;
  • должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.
Читайте также:  Изъятие или списание: что грозит дачнику за долги по взносам

Льготная пенсия педагогам-психологам сегодня назначается в соответствии с введённой в 2015г. ФЗ №400 балльной системой. С этих пор основной единицей исчисления величины будущей пенсии является индивидуальный балл, который в 2020г эквивалентен 87,24 руб. Расчет величины пенсионных выплат осуществляется по новой схеме следующим образом:

ИПК х 87,24 руб. + Пс = Пстр, где:

  • ИПК – индивидуальный коэффициент, сумма всех наработанных педагогом пенсионных баллов.
  • 87,24 руб. – стоимость 1 балла в 2020г.
  • Пс – размер социальной пенсии, назначаемой по возрасту.
  • Пстр – искомая величина страховой пенсии для психолога, досрочно выходящего на покой.

Поскольку количество пенсионных баллов напрямую зависит суммы, отчисленной в ПФР работодателем, то чем выше зарплата, тем больше будущая пенсия. Также значительное влияние на размер страховой пенсии оказывает величина рабочего стажа, что даёт возможность накопить больше пенсионных баллов. Данный порядок вычисления размера пенсионных выплат установлен положениями нормативно-правовых актов, и применяется ко всем категориям трудящихся, с зарплаты которых отчисляются взносы в ПФР.

Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.

Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.

Внимание!

Педагог, продолжающий работать в образовательной организации, может не использовать право на получение пенсионных выплат досрочно. Однако право на их применение остается за ним в обязательном порядке.

Таким образом, можно проследить ряд некоторых изменений в пенсионной реформе, применимых для педагогических работников с 2017 года. Эффективность таких изменений пока остается под вопросом…

Здесь

вы сможете найти вопросы ваших коллег с ответами нашего юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 [1]

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руковод ства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педаго гические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразова ния России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консуль тационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культур но-просветительскую и организационно-методическую.

Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо большое за ваш труд, за вашу газету. Несколько лет являюсь вашим читателем и очень много интересного и ценного для своей работы нашла именно у вас. В № 21/2009 прочитала статью Галины Леоновой “Рабочее время педагога-психолога”, и, что называется, задело за живое, очень захотелось откликнуться.

Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе

Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.

«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110).

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(Выдержка из Положения)

VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

Групповое развивающее и коррекционное занятие

7 часов в неделю

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
  1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  5. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

Педагоги-психологи, как и прочие преподаватели, работающие с несовершеннолетними детьми, имеют право на досрочное оформление пенсии. Льготная пенсия педагогам назначается в связи с особой ответственностью и тяжестью их труда.

Рассчитывать на льготы при выходе на пенсию могут психологи, работающие в следующих учреждениях:

  • Для детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В коррекционных заведениях, для детей, отстающих в развитии.
  • В учебных заведениях, имеющих особый статус.
  • В социальных учебных заведениях.

Должностная инструкция педагога-психолога в школе

Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:

  • стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент;
  • выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах;
  • должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.

Льготная пенсия педагогам-психологам сегодня назначается в соответствии с введённой в 2015г. ФЗ №400 балльной системой. С этих пор основной единицей исчисления величины будущей пенсии является индивидуальный балл, который в 2020г эквивалентен 87,24 руб. Расчет величины пенсионных выплат осуществляется по новой схеме следующим образом:

ИПК х 87,24 руб. + Пс = Пстр, где:

  • ИПК – индивидуальный коэффициент, сумма всех наработанных педагогом пенсионных баллов.
  • 87,24 руб. – стоимость 1 балла в 2020г.
  • Пс – размер социальной пенсии, назначаемой по возрасту.
  • Пстр – искомая величина страховой пенсии для психолога, досрочно выходящего на покой.

Поскольку количество пенсионных баллов напрямую зависит суммы, отчисленной в ПФР работодателем, то чем выше зарплата, тем больше будущая пенсия. Также значительное влияние на размер страховой пенсии оказывает величина рабочего стажа, что даёт возможность накопить больше пенсионных баллов. Данный порядок вычисления размера пенсионных выплат установлен положениями нормативно-правовых актов, и применяется ко всем категориям трудящихся, с зарплаты которых отчисляются взносы в ПФР.

Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.

Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Читайте также:  Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить

У преподавателей в школьных учреждениях небольшая зарплата, тем более у начинающих специалистов. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательную сферу, правительство выделяет 50 тысяч рублей выпускникам вузов. Бывший студент может получить средства, если он сразу после университета заключил трудовой договор (не менее трех лет) с образовательным учреждением.

Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.

Среди других льгот для молодежи выделяют:

  • призыв в армию с 1 мая по 31 июня. Это позволяет с 1 сентября спокойно приступить к работе;
  • помощь с жилой площадью. Местные власти во многих субъектах России помогают найти или приобрести жилье. Например, в Пермском крае молодой учитель, преподающий в сельской школе, получает 1 млн рублей на строительство или покупку недвижимости;
  • дотации на покупку учебных принадлежностей. Сумма, выделяемая на канцтовары, зависит от региона.

В 2020 году наше правительство запустило новую программу «Земский учитель». Она создана, чтобы поддержать педагогов, работающих в сельской местности, и замотивировать переехать специалистов из городов.

Для получения субсидии необходимо пройти отбор. Размер льготы составляет 2 млн рублей. Данные средства человек может потратить по желанию.

Требования для участников:

  • иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
  • возраст от 18 до 55 лет;
  • одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
  • обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.

Трудовые права педагога-психолога

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

    «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  • Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65

    «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»

  • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп

    «О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»

  • Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп

    «О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»

Продолжительность отпуска педагога-психолога

Даже после ответа на мое письмо в «Школьном психологе» («Не положено!», № 15, 2002 г.) директор упорно настаивает на том, что 15% надбавки за работу в коррекционных классах мне не положены, и каждый раз выдвигает все новые причины отказа. Сейчас он говорит о том, что вопрос о надбавке должен решать трудовой коллектив. Но я теперь знаю, что это не так.
Почему права психолога должны зависеть от воли и желания директора? Каждый работник школы имеет свои права и обязанности, только у психолога почему-то нет прав, а есть только обязанности! Ведь никому даже в голову не придет лишать учителей доплаты за проверку тетрадей!
Может быть, восстановить справедливость через суд? Хотя этого хочется меньше всего…

Педагог-психолог
средней общеобразовательной школы

Очень сочувствую коллеге, но по закону все проблемы трудовых взаимоотношений необходимо в первую очередь согласовывать с директором. Именно он является основным лицом, решающим вопросы и по штатному расписанию, и по нагрузке, которую выполняют все педагогические работники. Но руководитель должен учитывать, что в соответствии с письмом Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15–20%.
В полномочия директора (или трудового коллектива) входит лишь определение процента надбавки. В упомянутом письме сказано, что «конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20% определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии».
Мне кажется, что в конкретном случае психологу нужно четко расписать и оговорить с директором свою работу в классах компенсирующего обучения. Это нормальная форма правовых отношений между работодателем и работником образовательного учреждения. Тогда никто не имеет права отказать вам в надбавке.

Подробнее обо всем этом — в сборнике «Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования»/ Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. — М.: ТЦ Сфера, 2002. (Рецензию на него можно прочитать в № 43 «Школьного психолога» за 2002 г.). Там вы найдете ответы на многие вопросы и сможете достойно отстаивать свои права.

В Плане мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002–2004 годы, принятом на коллегии, упомянуты два конкурса.
Можно ли в них участвовать психологам?

Валентина СИДОРЕНКО
педагог-психолог ППМС-центра

Конечно. О проведении первого из них будет объявлено в мае — это конкурс на лучшие индивидуально-ориентированные развивающие и профилактические программы, которые используются педагогами-психологами в системе образования.
Второй конкурс (он будет объявлен в октябре) пройдет в рамках совершенствования службы практической психологии и определения приоритетов ее дальнейшего развития. Мы будем рассматривать модели организации региональных служб практической психологии. Их очень много, хотелось бы изучить и взять на вооружение лучшие образцы. Эта работа поможет в определении наиболее эффективных моделей развития службы практической психологии на федеральном уровне.
Другая задача этого конкурса — донести передовой опыт до всех субъектов образования. Если вы помните, на коллегии Министерства образования был поставлен вопрос о создании в федеральных округах научно-методических центров, которые, с одной стороны, станут составной частью вертикальной структуры построения службы, а с другой — будут способствовать совершенствованию методического обеспечения работы педагогов-психологов на местах.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.

Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.

Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Занятия в школах у большинства учеников сегодня длятся «чистых» восемь месяцев – с сентября по май с перерывом на осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Лишь 9-классники в связи со сдачей экзаменов и 10-классники, у которых в июне начинается двухнедельная допризывная и медицинская практика, уходят на летний отдых позже остальных.Как будут проходить каникулы с учетом новшеств? Sputnik обратился за разъяснениями в Минобразования. «Будут ли ученики привлекаться к учебе летом? Однозначно нет! Сроки каникул не меняются. В школах, как и сейчас, будут работать лагеря, учителя будут ходить на работу. Чтобы ликвидировать кое-какие нестыковки формального характера, мы определили учебный год с 1 сентября до 31 августа, а с 1 сентября будет начинаться следующий учебный год. Еще раз: во время летних каникул никаких учебных занятий проводиться не будет!» — пояснила заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина Каржова.

— Лилия Салаватовна, сегодня при одинаковой нагрузке заработная плата педагогов отличается в несколько раз. Расскажите о предлагаемой сенаторами модели оплаты труда. Как планируется устранить эту разницу и сделать зарплату прозрачной?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *