Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частные определения, их содержание и значение.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 200 КАС РФ посвящена частному определению суда. Положения данной статьи закреплены по аналогии с положениями ст. 226 «Частные определения суда» ГПК РФ. В АПК РФ о вынесении арбитражным судом частного определения не говорится. Ряд разъяснений по вопросам вынесения судом частного определения и исполнения такого определения дан в Постановлении Пленума ВС России от 1 сентября 1987 г. N 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» (Постановлением Пленума ВС России от 6 февраля 2007 г. N 7 изложено полностью в новой редакции) .
Комментарий к ст. 200 КАС РФ
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
Положения ч. 1 ст. 200 КАС РФ установлены по аналогии с положениями ч. 1 ст. 226 ГПК РФ, согласно которым при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. В отличие от данных положений в ч. 1 ст. 200 КАС РФ: во-первых, непосредственно установлено, что копии частного определения подлежат направлению в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения; во-вторых, уточнено, что срок исполнения этими органами, организациями и должностными лицами указанной обязанности исчисляется со дня вынесения частного определения; в-третьих, предусмотрено, что в частном определении может быть установлен иной срок для исполнения указанной обязанности.
В ч. 2 ст. 200 КАС РФ предусмотрена возможность обжалования частного определения лицами, интересы которых затрагиваются этим определением. Статья 226 ГПК РФ такого положения не содержит, но соответствующее правило установлено в следующих разъяснениях, данных в п. 5 названного выше Постановления Пленума ВС России от 1 сентября 1987 г. N 5: частное определение (постановление) суда вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование; в случае принесения кассационного представления прокурором и кассационной жалобы такое определение (постановление) суда вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом, если оно не будет им отменено. С учетом изменений процессуального законодательства речь идет об апелляционных жалобе, представлении.
Положение ч. 2 ст. 200 КАС РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса означает, что частное определение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда, а прокурором может быть принесено представление.
Часть 3 ст. 200 КАС РФ, определяющая последствия несообщения в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности, содержит положения, аналогичные следующим установленным в ч. 2 ст. 226 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 85-ФЗ): в случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 1 000 рублей; наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда. В то же время в отличие от данных положений в КАС РФ с учетом положений ч. 1 его ст. 122 речь идет об ответственности не только должностных лиц, причем предусмотрены штрафы в более крупных размерах.
Статьей 17.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи. Согласно указанной статье (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ ) оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.
В ч. 4 ст. 200 КАС РФ вошло положение, аналогичное положению ч. 3 ст. 226 ГПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ) о том, что в случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия. Подобное положение содержится и в ч. 4 ст. 159 ГПК РФ: в случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя.
Различия между рассматриваемыми понятиями присутствуют. Решение, вынесенное в ходе суда, затрагивает все вопросы, которые возникали в ходе рассмотрения дела. Особенности вынесения также нужно учитывать. Решение всегда принимается в совещательной комнате, так как никто не должен оказывать влияния на конечное решение. Если же предусматривается только определение, то его можно выносить незамедлительно, оперируя имеющимися фактами.
Состав суда различается. Для принятия решения требуются все судьи, которые принимают участие в процессе. Определение же может быть вынесено единолично. Решение суда оформляется в виде физического документа (отдельной бумаги) на специальном бланке. Определение же в большинстве случаев просто озвучивается, а затем заносится в протокол.
Статья 200. Частное определение суда
[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 19] [Статья 200]
1. При выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
2. Частное определение может быть обжаловано лицами, интересы которых затрагиваются этим определением.
3. Несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных мер.
4. В случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
Требования, предъявляемые к судебному решению
В соответствии с ч. 1 ст. 136 КАС законодатель закрепляет требования, которые предъявляются к судебному решению как акту правосудия: решение должно быть законным и обоснованным. Установление требований, предъявляемых к судебному решению, объясняется следующими факторами.
Во-первых, наличие таких требований является неотъемлемым атрибутом процессуальной формы, в которой протекает вся деятельность по рассмотрению и разрешению административного дела. Поскольку характерной чертой процессуальной формы является детальная правовая регламентация, процессуальная форма судебных актов, требования, которые к ним предъявляются, должны содержаться в процессуальных кодексах.
Во-вторых, наличие установленных в законе требований, предъявляемых к судебному решению, способствует повышению авторитета судебной власти, свидетельствует о совершенстве процессуальной формы, формирует уважительное отношение к суду, судебной власти, оказывает воспитательное действие на граждан и организации. Эти требования публично отражаются в КАС и являются дисциплинирующим началом для судей при осуществлении правосудия. Отражение итогов рассмотрения и разрешения административного дела в судебном решении, не отвечающих установленным законом требованиям, недопустимо и является основанием для отмены или изменения судебного акта.
Устранение недостатков судебного решения судом, его вынесшим
По общему правилу с момента вынесения судебное решение не может быть изменено судом, его вынесшим. Но на практике встречаются случаи, когда в судебном решении допускаются ошибки, вызванные не вопросами применяемого права и не вопросами факта (при наличии таких ошибок допускаются проверка и пересмотр вынесенного судебного акта вышестоящим судом), а представляющие собой недочеты, недостатки, которые не влияют на сущность вынесенного решения, но вместе с тем могут создать определенные препятствия при его исполнении. Процессуальная наука разработала следующие способы устранения недостатков судебного решения судом, его вынесшим:
а) дополнительное решение; б) исправление описок, явных арифметических ошибок; в) разъяснение судебного решения.
А. Дополнительное решение. Судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела по существу, должно обладать таким качеством, как полнота. Судебный акт отвечает требованиям полноты, когда в нем содержатся мотивированные выводы по всем требованиям, адресованным суду лицами, участвующими в деле, а также отражено решение иных сопутствующих вопросов, которые суд обязан разрешить в силу прямого указания в законе.
В качестве способа исправления неполноты судебного решения КАС предусматривает возможность вынесения дополнительного решения. Дополнительное решение может быть вынесено при соблюдении установленных в законе условий.
Во-первых, дополнительное решение может быть вынесено лишь по инициативе определенной категории субъектов. К ним относятся сам суд и лица, участвующие в деле: стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Представитель обладает полномочием на подачу заявления о вынесении дополнительного решения, данное полномочие является общим и не требует особой оговорки в доверенности (ст. 56 КАС).
Во-вторых, необходимо соблюдение процессуальных сроков. Исходя из буквального толкования абз. 1 ч. 1 ст. 183 КАС дополнительное решение должно быть принято до вступления основного решения в законную силу. При применении упомянутой нормы следует использовать расширительное толкование, и указанный в гипотезе нормы срок установлен для подачи заявления о принятии дополнительного решения, а не для его принятия. В частности, таким образом сформулировано положение ч. 2 ст. 201 ГПК. Действующая редакция, на наш взгляд, нарушает права участников административного судопроизводства на доступ к правосудию, поскольку предусматривает, что в месячный срок не только должно быть подано заявление о вынесении дополнительного решения, но и оно должно быть рассмотрено. Нерассмотрение заявления к сроку вступления решения в законную силу, по смыслу действующей редакции КАС, влечет отказ в вынесении дополнительного решения, что нельзя признать правильным. По некоторым категориям дел установлен сокращенный срок вступления в законную силу, вынесение дополнительного решения в такой срок практически невозможно.
Исходя из правового предназначения института дополнительного решения до вступления основного решения в законную силу может быть подано заявление о вынесении дополнительного решения, а фактически само дополнительное решение может быть вынесено, когда решение уже вступило в законную силу. КАС дополнительное решение называет в качестве самостоятельного объекта апелляционного и кассационного обжалования, оно может быть обжаловано отдельно от основного решения суда. Поэтому последний день подачи заявления о вынесении дополнительного решения совпадает с последним днем обжалования решения в суд апелляционной инстанции. Если заявление о вынесении дополнительного решения подано после вступления решения в законную силу, то в вынесении дополнительного решения должно быть отказано. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления о вынесении дополнительного решения судом может быть восстановлен.
В-третьих, дополнительное решение может быть вынесено только по предусмотренным ч. 1 ст. 188 КАС основаниям, перечень которых носит закрытый характер.
Суд, рассмотревший административное дело, вправе принять дополнительное решение в следующих случаях:
1) если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства и дали объяснение, не было принято решение. В соответствии с требованиями полноты судебное решение должно содержать выводы по всем заявленным требованиям (основному иску, встречному иску). Если в процессе административным истцом было заявлено несколько требований, было объединено несколько дел в одно производство или имелось процессуальное соучастие, то в решении суд обязан дать ответ по каждому из требований и в отношении каждого участника процесса. При наличии ситуации, когда требование лицом, участвующим в деле, заявлялось, по нему исследовались в судебном разбирательстве доказательства, но в судебном решении не дан ответ, тогда имеются основания для устранения этой ошибки путем вынесения дополнительного решения;
2) если суд, разрешив вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, не указал соответствующие действия, которые обязан совершить административный ответчик. Требование полноты судебного решения предполагает, что в судебном акте должно быть максимально конкретизировано, какие действия обязан совершить административный ответчик (ст. 181 КАС). Если этих сведений в решении нет или они приведены неполно, то этот недостаток судебного решения может быть восполнен путем принятия дополнительного решения;
3) если судом не разрешен вопрос о судебных расходах. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. По общему правилу при вынесении судебного решения суд обязан распределить понесенные сторонами судебные расходы по правилам ст. 111 — 113 КАС, о чем указывается в резолютивной части судебного решения. По данному основанию дополнительное решение может быть вынесено, если требование о возмещении судебных расходов сторонами заявлялось, были представлены доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, но суд в резолютивной части не указал на распределение судебных расходов.
Если в судебном заседании стороны не заявляли ходатайства о взыскании судебных расходов, доказательства, подтверждающие затраты по оплате судебных расходов, не представлялись, то суд должен отказать в вынесении дополнительного решения, разъяснив сторонам возможность обращения по данному вопросу с отдельным иском.
По основаниям, не указанным в ст. 183 КАС, дополнительное решение вынесено быть не может.
Подача заявления о вынесении дополнительного решения государственной пошлиной не уплачивается.
Принятие дополнительного решения осуществляется согласно установленной процедуре. Для решения вопроса о вынесении дополнительного решения назначается судебное заседание. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о месте и времени судебного заседания. В судебном заседании суд обязан проверить, надлежащим ли образом осуществлено извещение. Если сведений об извещении лиц, участвующих в деле, нет, то судебное заседание может быть отложено. Вынесение дополнительного решения в таких случаях недопустимо, поскольку вынесение судебного акта при ненадлежащем извещении лиц, участвующих в деле, является безусловным основанием для отмены дополнительного решения.
Если суд располагает сведениями о том, что лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного заседания, то их неявка не препятствует рассмотрению вопроса о принятии дополнительного решения.
Комментарий к статье 226 ГПК РФ
1. Частные определения являются разновидностью определений, выносимых судом общей юрисдикции при отправлении правосудия по гражданским делам. Частное определение — это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
Возможность вынесения частных определений является дополнительной гарантией выполнения задач, стоящих перед судами и связанных с укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, формированием уважительного отношения к закону и суду (см. комментарий к ст. 2 ГПК).
Частное определение выносится отдельным процессуальным документом и должно соответствовать общим требованиям, установленным в гл. 20 ГПК.
Частное определение может быть вынесено в отношении участников гражданского судопроизводства и иных лиц, не участвующих в рассматриваемом судом гражданском деле. Частное определение направляется лицам в соответствии с гл. 10 ГПК.
Руководители организаций или иные должностные лица, получившие частное определение суда, должны устранить указанные в нем нарушения законности и в месячный срок сообщить суду о принятых ими мерах. Месячный срок начинает течь с момента получения соответствующим лицом частного определения.
2. Частное определение должно быть обязательно исполнено соответствующими лицами. В отличие от ранее действовавшего процессуального законодательства (ст. 225 ГПК РСФСР) необходимость реагирования на вынесенное частное определение суда лицами, в нем указанными, подкреплено ответственностью, установленной в ч. 2 комментируемой статьи.
В случае невыполнения соответствующими лицами указанных в ч. 1 комментируемой статьи обязанностей суд, вынесший частное определение, может наложить на виновных лиц штраф в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на этот момент. Порядок наложения штрафа определяется гл. 8 ГПК. Наложение штрафа не освобождает лицо от обязанности устранить указанные в частном определении нарушения законности.
В каких случаях выносится частное определение?
- В случае, когда суд в процессе рассмотрения дела обнаруживает нарушение законодательства, то выносится частное определение, которое передается в соответствующие организации или же должностным лицам. В течение месяца после принятого определения должны сообщить о принятых мерах, которые были приняты в процессе изучения определения;
- Если же никаких мер не было принято и не было отправлено сообщение о принятых мерах, то должностные лица могут быть подвергнуты определенным штрафам, размер которого определяется отдельно. Отметим сразу же то, что наложение штрафов не освобождает от действий, которые непременно должны быть произведены на основании вынесенного частного определения;
- Если же при рассмотрении дела суд обнаруживает определенные признаки должностных преступлений, суд должен в обязательном порядке оповестить об этом органы следствия или же органы дознания.
Ответ на определение суда образец
Кроме того, суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.Важно Из вопроса сложно понять о каком судопроизводстве идет речь? О гражданском или уголовном? Если дело гражданское, то при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Может это повлиять в Вашем деле и на оценку доказательств (экспертиз).
Внимание Суд также может вызвать в суд экспертов для дачи пояснений.
Более подробно: Статья 226 ГПК РФ.
Пример ходатайства о вынесении частного определения
Порядок реагирования стороны по делу и иных лиц на вынесенные в отношении их частные определения суда регламентируют ст. 325 ГПК и ст. 215 ХПК.
Данные лица должны в срок не больше месяца со дня вынесения частного определения сообщить в суд о принятых мерах. Поскольку иной способ коммуникации между судом и сторонами по делу в рамках подобных правоотношений не предусматривается, уведомление направляется в письменном виде.
Чтобы суд вынес частное определение, ходатайство заинтересованное лицо составляет со ссылками на нормативно-правовые акты (можно воспользоваться помощью дежурного юриста сайта).
Такой документ как частное определение суд в большинстве случаев выносит по своей инициативе. Когда в рамках рассмотрения гражданских дел установлены случаи нарушения законности. Но если оставить решение вопроса о вынесении частного определения на усмотрение суда, результат может быть и отрицательным. Полиция и администрация,как мне кажется, не ответят ни фига. Образец ответ на частное определение суда Интересный материал. На телефонные звонки истец отвечает.
Организации в некоторых случаях вправе рассчитывать на компенсацию расходов, связанных со сбором, обезвреживанием, использованием отходов.
Нужно как можно полнее указать решения, иные процессуальные действия, с которыми человек не согласен. В чем заключается нарушение прав, какие действия нужно предпринять для восстановления законности. Не лишним окажется ссылка на правовые нормы.
Мы являемся органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Судом общей юрисдикции вынесено частное постановление, согласно которому руководителю необходимо предпринять меры, направленные предотвращение соответствующих нарушений. Правомерно ли требование суда, является ли оно для нас обязательным?
Основное- Крайсуд. Снести письмецо, получить ответ, от него уже плясять. Нужен образец частного определения суда в адрес руководителя следственного органа о имеющихся нарушениях в ходе суда. Остальные ответы?
Статья 200. КАС РФ. Частное определение суда
1. При выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
2. Частное определение может быть обжаловано лицами, интересы которых затрагиваются этим определением.
3. Несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных мер.
4. В случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
Частная жалоба по административному делу
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.
В законе не указано, что ведение документа запрещено. Если есть такая необходимость, судья может попросить секретаря вести протокол при ознакомлении с административным делом.
Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.
Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:
- правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
- если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
- если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.
Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:
- Состава правонарушения.
- Признания ответчиком вины.
- Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
- Наличия и объема доказательств.
- Наличия и числа ходатайств и других факторов.
Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.
При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.
Как ведется производство об административных правонарушениях
После рассмотрения представления прокуратуры,апелляционной жалобысуд апелляционной инстанции может:
- не изменять определение суда и не удовлетворить обращение, представление;
- разрешить спор по существу, произвести отмену предыдущего определения полностью или частично.
Подать заявление можно в (статья 313 КАС):
- районный суд, в котором было вынесено обжалуемое постановление;
- верховный республиканский суд, областной, краевой – если апелляция на постановление районных судов;
- инстанции для апелляции областных, краевых, верховных судов республик – если обжалуется постановление, вынесенное в этих же судах;
- коллегия по апелляциям ВС России – если Верховный судебный орган РФ был судом первой инстанции, постановление было вынесено им же.
Частные жалобы на судебные определения должны подаваться в ту же судебную инстанцию, в которой решение было вынесено (статья 315, 297 КАС России).
Государственную пошлину за подачу частной жалобы оплачивать не нужно (статья 333.36 пункт 7 часть 1 Налогового кодекса РФ).
Какие определения суда по гражданским делам можно обжаловать
Вообще, все определения суда можно обжаловать в вышестоящие инстанции. Однако, в каждом случае существует своя. определенная процедура такого обжалования.
Частная жалоба подается на определения суда в случаях, если такой порядок обжалования специально предусмотрен ГПК РФ или определение исключает дальнейшее движение дела. (статья 331 ГПК РФ).
В остальных случаях обжаловать определение можно в тексте апелляционной жалобы на решение суда, указав несогласие с действиями суда, оформленными определениями в виде своих возражений.
Полный перечень определений подлежащих обжалованию приведен в отдельной статье.
Обратите внимание! |
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
Он установлен в ст. 333 ГПК. В соответствии с положениями, после получения претензии, уполномоченный орган должен отправить ее копии и приложенные к ней материалы всем лицам, которые участвуют в деле. Вместе с этим, устанавливается разумный период, на протяжении которого стороны могут представить свои возражения на заявление.
Предлагаем ознакомиться: Докоторого часа мгут звонить колекторы коллекторах
Как выше было сказано, в законе установлены случаи, когда рассмотрение заявления осуществляется без уведомления участников. Такие жалобы подаются на определения:
- Об исполнении в порядке принуждения постановлений иностранных судов или отказе в этом.
- О приостановлении производства.
- О признании постановлений иностранного суда или отказе в этом.
- Об оставлении заявлений без рассмотрения.
- О признании и исполнении постановлений третейских зарубежный инстанций (арбитражей) или отказе в этом.
- О прекращении производства.
- Об удовлетворении требований о пересмотре постановлений по открывшимся вновь обстоятельствам или отказе в этом.
- Об отмене актов третейского суда или неудовлетворении данного требования.
- О выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение постановления третейского органа или отказе в этом.
Однако с учетом сложности и характера рассматриваемого процессуального вопроса, доводов, приведенных в частной жалобы либо возражений, касающихся их, судья апелляционной инстанции вправе вызвать участников спора на заседание.
В ст. 327.2 ГПК установлен срок, в который осуществляется разбирательство претензии. Так, районный, областной, краевой суд, ВС республики, города фед. значения, автономного округа (области), флотский (окружной) военный суд должен рассмотреть жалобу в течение не более двух месяцев с момента ее поступления в апелляционную инстанцию. Для ВС РФ установлен период в 3 мес.