Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под этим понятием понимается всесторонний комплексный контроль экономического и финансового здоровья организации. В ходе проверок анализируется достоверность информации, изложенной в финансовой отчетности, оцениваются дальнейшие перспективы развития, прощупываются уязвимые места. В реальности российские бизнесмены интерпретируют это понятие как более узкое – классический обязательный аудит финансовой и бухгалтерской документации.
Кадровое обеспечение ВФК.
В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.
Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.
Что такое внутренний финансовый аудит?
Основная цель проверяющих – сканирование уже подготовленной отчетности в компании. Результатом проделанной работы всегда является аудиторское заключение, свидетельствующее либо о грубых нарушениях в ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, либо о их достоверности и правильности.
Другое дело – бюджетные организации. Для них внутренний финансовый аудит обязателен. Контролирующие лица должны понимать, насколько эффективно и целесообразно расходуются средства, выделенные государством.
Препятствием на пути организации в регионах эффективно функционирующих систем ВФК и ВФА является непонимание значительной частью руководителей органов исполнительной власти и их сотрудниками необходимости ведения данной работы. Поэтому в регионах необходимо разъяснять смысл проводимых преобразований в системе финансового контроля вообще и создания ВФК и ВФА в частности. Также целесообразно определить в каждом регионе координирующий орган, который будет вести вышеуказанную разъяснительную (методическую) работу. В Волгоградской области эти функции возложены на региональный комитет финансов.
Ранее руководитель любого органа госвласти и органа МСУ оценивал работу своих сотрудников на основе различной, чаще всего эпизодической, а значит, бессистемной, информации об их деятельности. При этом, чем меньше по штатной численности был орган, тем больше у руководителя было возможности иметь информацию о качестве исполнения подчиненными своих должностных обязанностей. Руководитель крупного по штатной численности и количеству подведомственных бюджетополучателей органа производил оценку качества исполнения его сотрудниками своих обязанностей исходя из результатов внешних и внутренних контрольных мероприятий и внутренней, в основном устной, информации о состоянии дел в том или ином структурном подразделении. Такой контроль позволял иметь объективную картину деятельности подведомственных бюджетополучателей, но не предоставлял возможности системно оценивать работу каждого сотрудника организации и, что самое главное, предотвращать и устранять финансовые нарушения до их выявления в рамках мероприятий последующего финансового контроля.
Создание системы ВФК в организации позволяет наладить текущую деятельность как простых сотрудников, проводящих те или иные бюджетные процедуры, так и их непосредственных начальников (руководителей структурных подразделений) по текущему финансовому контролю за выполняемой в этих структурных подразделениях работой. При этом одним из инструментов осуществления такой деятельности является организация документирования работы по ВФК в картах и журналах внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый аудит в этом случае призван оценивать надежность действующей системы внутреннего финансового контроля путем осуществления периодических контрольных мероприятий. Сотрудник, осуществляющий ВФА, должен докладывать о результатах контрольных мероприятий непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств и вносить предложения по устранению имеющихся несоответствий и повышению качества осуществления внутреннего финансового контроля.
Управленческий контроль не путать с финансовым
Организация в ГАБС внутреннего финансового контроля не требует создания отдельных структурных подразделений. Даже при наличии большого числа подведомственных бюджетополучателей контроль за их деятельностью, с точки зрения контроля по подведомственности, может осуществляться путем создания контрольных групп из числа сотрудников структурных подразделений, ответственных за организацию и исполнение определенной бюджетной процедуры. Если исходить лишь из бюджетных полномочий, определенных для ГАБС в части внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита статьей
Это действительно так, но сокращение контрольных полномочий коснулось лишь их деятельности в рамках бюджетной сферы. При этом органы государственной власти и органы МСУ наряду с осуществляемыми ими полномочиями ГАБС наделены в отношении подведомственных им государственных и муниципальных учреждений полномочиями учредителей, которые также предусматривают определенный перечень контрольных функций. Однако их осуществление не нужно путать с ВФК и ВФА. Проведение такого контроля необходимо реализовывать по отдельным планам и на основании соответствующей методики, позволяющей разграничить предметы контроля и обязанности должностных лиц, его осуществляющих.
С 16 сентября 2021 года органы внутреннего финансового контроля могут проводить обследования и встречные проверки в камеральном порядке. То есть – по месту своего нахождения.
Им также разрешили проводить плановые обследования на предмет соблюдения условий контрактов, договоров и соглашений – когда источником финансирования были средства бюджета или средства, которые предоставили из него.
Казначейство также получило право проводить плановые проверки на предмет предоставления и использования бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты (их поручил выдавать регионам Президент РФ). Причём оно поставит эти мероприятия и соответствующие гражданско-правовые сделки в проект план контроля в приоритетном порядке как первую очередь.
А с 1 января 2022 года контролеры могут без назначения встречной проверки направлять запросы организациям и должностным лицам, которые не являются объектом контроля. Так они могут запрашивать сведения, документы и материалы в отношении подконтрольных лиц, а также получать доступ к информационным системам.
№ |
Вид проверки |
|
Комплексная проверка |
Проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период. |
|
Выборочная проверка |
Проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. |
|
Тематическая (целевая) проверка |
Проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). |
Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?
Главная особенность планов внутреннего контроля в государственных организациях состоит в том, что структура соответствующих документов определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений. То есть конкретный орган власти или учреждение, в отличие от частной фирмы, как правило, не наделены полномочиями по корректировке структуры плана.
В каких НПА из числа действующих приведены формы планов внутреннего контроля для государственных предприятий?
Если рассматривать нормы, зафиксированные в приказе Минфина РФ от 07.09.2016 №356, то можно обратить внимание на положения п. 23 данного НПА. В соответствии с ним в планах ведомственного финансового контроля должны быть указаны:
- темы контрольных мероприятий;
- объекты контрольных мероприятий;
- виды проверок;
- проверяемые периоды;
- сроки проведения контрольных мероприятий.
Законодательством РФ также предусмотрено использование планов внутреннего контроля, утвержденных конкретными ведомствами. Так, в соответствии с пп. 3 и 4 Правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, план мероприятий по контролю Росфиннадзора утверждается:
- на уровне центрального аппарата — руководителем по согласованию с Минфином;
- на уровне региональных подразделений — руководителями соответствующих органов по согласованию с руководителем Росфиннадзора или его заместителем.
Можно отметить, что указанные нормы постановления № 1092 также распространяются и на формирование планов Росфиннадзора, относящихся к тем направлениям деятельности ведомства, которые связаны с проверкой других госструктур и частных организаций.
Порядок составления плана
Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:
- тему;
- перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
- сроки проведения;
- список ответственных должностных лиц.
Подготавливая карту внутреннего финансового контроля на 2023 год, учитывайте:
- существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
- объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
- возможные риски после проведения контроля;
- сроки проведения проверки;
- возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.
Как документально оформить внутренний контроль?
Собственно, саму процедуру документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы.
Планирование. Планирование мероприятий внутреннего контроля является наиважнейшим этапом проведения такого контроля. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год.
В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Разработанный план следует утвердить у руководителя учреждения.
Проведению контрольного мероприятия (в рамках осуществления последующего контроля) должен предшествовать этап составления программы проверки. В программу могут быть включены следующие вопросы:
- сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности: полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформление приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе;
- проверка правомерности банковских операций;
- правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;
- соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;
- обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов), своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер;
- состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты: правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру ее возникновения, наличие актов сверок;
- достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности: соответствие данных синтетического и аналитического учета, данных бухгалтерской отчетности и данных учета.
Оформление результатов контроля. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. В том случае, если в учреждении не создается отдельный отдел внутреннего контроля, а сам контроль осуществляется силами работников бухгалтерии, в положении о внутреннем контроле следует прописать, с какой периодичностью указанные работники должны представлять сведения о проведенных контрольных мероприятиях.
Зачем нужен внутренний контроль ведения бухучета
Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.
Мы застраховали риск допущения ошибок нашими специалистами. Если, например, они допустят ошибку, 1С-WiseAdvice компенсирует связанные с ней штрафы и доначисления. Размер страховой выплаты, предусмотренной полисом страхования профессиональной ответственности, ежегодно индексируется и на сегодняшний день составляет 70 млн рублей. Важное преимущество: полис включает в себя расширенный перечень страховых случаев, от которых не страхуют другие консалтинговые компании.
Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.
Из чего состоит внутренний контроль
Минфин предлагает примерный перечень ревизионных мероприятий, которые помогут контролировать рациональность и правомерность как хозяйственных операций, так и оформление соответствующей бухгалтерской отчетности. В их число входят:
- документальное оформление, в том числе регистров бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;
- проверка соответствия между самими документами и того, насколько они отвечают установленным требованиям. Сюда относятся и оценка взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни – например, соотнесение оплаты какого-либо имущества или услуги с получением и оприходованием этих ценностей;
- согласование (утверждение) сделок и операций сотрудниками, занимающими должность выше тех, которые совершают эти действия;
- сверка данных (например, сравнение остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);
- разграничение полномочий и ротация обязанностей, чтобы снизить риски ошибок и злоупотребления персоналом своим служебным положением;
- проверка фактического наличия объекта и его состояния. К этим процедурам относится инвентаризация, ограничение доступа и т.п.;
- обработка информации соответствующими электронными системами.
Однако сами авторы документа предупреждают, что это не исчерпывающий список возможных мероприятий, ведь многое зависит от специфики бизнеса.
В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.
[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.
[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Мероприятия и действия по ВФК
Форма мероприятия |
Контрольное действие |
Камеральная проверка |
Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных |
Выездная проверка |
Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных |
Рейд |
Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности) |
Мониторинг |
Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности) |
Контрольная закупка |
Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности) |
Постоянный ВФК |
Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных |
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.