Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков процент безопасной доли оплаты налога на прибыль от доходов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Как будет с 1 января 2023 года
Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:
- Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?
- НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
- НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.
НДС: необходимые изменения
Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.
Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.
Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.
Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.
Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Расчет совокупной нагрузки
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли.
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, за исключением НДС и акциз.
Расчет нагрузки по налогу на прибыль
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если он будет ниже 1% для торговых предприятий и менее 3% для всех остальных организаций.
ННп = Нп / (Др + Двн) *100%, где:
ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ¬– налог на прибыль из годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – другие доходы организации.
Расчет налоговой нагрузка по НДС
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если за четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
НН по НДС = ННДС / НБрф, где
НН по НДС – налоговая нагрузка по НДС;
ННДС – сумма уплаченного НДС;
НБрф – показатель налоговой базы, ориентирующейся на состояние рынка РФ.
- Налоговая нагрузка демонстрирует, какая доля выручки уходит на погашение налоговых обязательств предприятия.
- ИФНС устанавливает коэффициенты нагрузки для разных направлений бизнеса. Если показатели предприятия значительно ниже безопасного значения, инспекторы могут устроить выездную проверку. Владельцу бизнеса придется доказать, что заниженная нагрузка обоснована, и представить убедительные аргументы.
- Банки не стремятся сотрудничать с предприятиями, чья нагрузка значительно ниже установленной нормы. Они могут заподозрить такую компанию в «отмывании» денег и недобросовестности. Финансовые учреждения вправе блокировать расчетные счета и проводить тщательные проверки движения средств. Если предприятие не докажет, что такой уровень нагрузки обоснован, ей откажут в обслуживании.
- Налоговая нагрузка помогает бизнесу самостоятельно контролировать выполнение обязательств. Кроме того, она позволяет анализировать эффективность компании, планировать расходы, выбрать оптимальный налоговый режим. Подобный аудит выявляет «слабые» места бизнеса, помогает снижать риски и прогнозировать результаты выбранной финансовой стратегии.
- Если налоговая нагрузка предприятия слишком большая, это вряд ли заинтересует налоговиков, но ударит по бюджету бизнеса. Чтобы оптимизировать расходы, стоит снизить нагрузку или сменить налоговый режим.
- Регулярный самоконтроль позволяет предприятию избегать претензий от ФНС и повышает лояльность инспекторов, если они все же нагрянут с проверкой.
Пояснения для обоснования низкой налоговой нагрузки
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
-
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
-
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
-
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
-
повышение эффективности деятельности институтов развития;
-
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
При расчете показателя учитываются все налоги, исчисленные компанией как налогоплательщиком, так и агентом по налогам:
- на прибыль;
- на имущество, землю, транспорт;
- НДС;
- НДФЛ.
Не нужно учитывать таможенные пошлины и ввозной НДС.
Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2017 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2017 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.
Если организация имеет неудовлетворительные значения показателя, то, как было сказано выше, она попадет под более пристальное внимание контролирующих органов. Вначале ИФНС запросит у компании пояснения, на которые следует ответить. Ведь снижение уплачиваемых налогов может быть вызвано объективными причинами, например:
- падение спроса на реализуемые товары и услуги;
- рост цен на закупаемые материалы и комплектующие;
- рост иных расходов (например, в связи с модернизацией производства).
Сам по себе результат не может служить доказательством неуплаты налогов организацией. Доначисление налогов и штрафов ФНС может осуществить только при выявлении нарушений НК РФ при проведении выездной или камеральной проверки.
Несоответствие показателя критериям оценки по среднеотраслевому уровню не является единственным критерием для вынесения решения о проведении выездной проверки. Все критерии оценки будут анализироваться в комплексе. Кроме открытых данных о рискованности деятельности компаний, существуют еще те, которые ФНС не раскрывает широкой общественности. Но если вы хотите избежать повышенного внимания контролирующих органов, следует следить за соответствием нагрузки по налогам среднеотраслевым показателям. Иногда бывает необходимо направить письмо в ФНС с разъяснением причин возникших неудовлетворительных показателей.
Налог на прибыль: нововведения 2021 года
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.
Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.
Подробнее о том, какие установлены значения на 2021 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.
Что такое налоговая нагрузка (как определить налоговую нагрузку)
Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:
- относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
- абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).
Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта.
Проще говоря, налоговая нагрузка — соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.
Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):
- планируемая прибыль или ожидаемый доход;
- вновь созданная стоимость;
- источник уплаты налога (расходы или прибыль);
- доходы;
- выручка (с НДС и без него).
Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета
В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):
Показатель налоговой нагрузки | Формула расчета | Пояснения |
Для ОСНО (общей системы налогообложения) | ННосно = (Нндс + Нп) : В | ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;
Нндс — НДС к уплате, согласно декларации; Нп — налог на прибыль к уплате; В — выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках. |
Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) | ННесхн = Несхн : Десхн | ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;
Несен — ЕСХН-налог к уплате; Десен — доход по ЕСХН-декларации. |
Для УСН (упрощенной системе налогообложения) | ННусн = Нусн : Дусн | ННусн — налогвая нагрузка по УСН;
Нусн — УСН-налог к уплате; Дусн — доход под декларации. |
Для индивидуального предпринимателя | ННндфл = Нндфл : Дндфл | ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;
Нндфл — НДФЛ по декларации; Дндфл — доход по 3-НДФЛ. |
По НДС (вариант 1) | ННндс = Нндс : НБобщ | ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС к уплате; НБобщ — налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС). |
По НДС (вариант 2) | ННндс = Нндс : НБрф | ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС к уплате; НБрф — налоговая база по разделу 3 декларации по НДС. |
По налогу на прибыль | ННп = Нп : (Др + Двн) | ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп — налог на прибыль к уплате; Др — доход от реализации по декларации; Двн — внереализационный доход по декларации. |
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль в 2021 году
Инспекторы стали чаще требовать пояснения о низкой нагрузке по налогу на прибыль. Об этом нам рассказали читатели. Налоговую нагрузку инспекторы считают по следующей формуле.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога из строки 180 листа 02 декларации : Сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации х 100%
Раньше инспекторы на проверках ориентировались на безопасный уровень нагрузки по налогу на прибыль: 1 процент для торговых компаний и 3 процента — для производства (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). ФНС отменила эти рекомендации (письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490). Теперь инспекторы на местах сравнивают нагрузку компании по налогу на прибыль со средним значением в своем регионе для конкретного вида деятельности. Конкретное значение они указывают в запросе о причинах низкой нагрузки.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
- ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
- Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
- Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
- Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Как понять, что налоговая нагрузка низкая
Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.
Для этого нужно в приложении выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год
Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству — 12,7%.
Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.
Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.
Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.
Какой налоговый режим выбрать в 2023 году
Показатель деятельности предприятия | Сумма, тыс. тенге |
Доход | 3 305 638 |
Численность рабочих | 280 |
НДС | 405 108 |
Расходы по реализованных услугам | 2 063 148 |
Расходы по начисленным доходам работников | 187 543 |
Вычеты по фиксированным активам | 185 440 |
Вычеты по инвестированным налоговым преференциям | 479 045 |
Прочие вычеты | 439 544 |
КПН | 21 288 |
ИПН исчисленный | 8 428 |
ОПВ исчисленный | 18 038 |
Социальный налог | 10 550 |
Социальные отчисления | 5 755 |
ОППВ | 5 795 |
ОСМС | 2 714 |
Земельный налог | 49 |
Налог на имущество | 911 |
Налог на транспорт | 1 938 |
Налог за эмиссии в окружающую среду | 2 649 |
Плата за пользование земельными участками | 105 |
Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.