Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой резидент и нерезидент: понятия и основные отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Каков порядок определения времени пребывания в РФ?
Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:
1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;
Обратите внимание :
Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.
2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:
-
дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);
-
время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
-
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
-
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме. |
(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов
Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.
-
Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;
-
Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;
-
Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;
-
Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;
-
Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;
-
Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ. Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно. |
Можно не говорить о релокации работодателю? Если я никому не скажу, что уехал, налоговая инспекция не узнает?
В России работодатель платит налог за сотрудника. Он же несет ответственность за его правильное исчисление, а также за определение статуса (резидента или нерезидента) своих работников.
Поэтому если человек не сообщит, что уехал и стал нерезидентом, то при уплате налога будут допущены ошибки. Это приведет к штрафу от налоговой инспекции.
Сейчас между налоговой службой и таможенными органами нет соглашения об обмене информацией о въездах и выездах россиян. Поэтому автоматически налоговая инспекция о смене места жительства не узнает. Но такую информацию могут по запросу предоставить другие органы, например ФСБ России.
В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.
Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.
Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.
Какие документы подтверждают статус налогоплательщика?
Конкретный перечень таких документов отсутствует. Согласно Письму Минфина РФ от 21.04.2020 № 03-04-05/31921 в качестве подтверждения можно использовать копию паспорта с отметками пограничной службы, квитанции из гостиницы и т.п. документы.
Что еще можно использовать:
Обратите внимание! Вид на жительство в качестве подтверждающего документа не подойдет. Он удостоверяет только право лица (иностранца или лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также его личность.
Под ним подразумевают ту страну, где у человека сосредоточено большее количество личных и экономических интересов. Например — наличие проживающих в стране близких родственников, бизнеса, работы и др. (Письмо ФНС от 25 июня 2020 г. № БС-3-11/4763@). Налог на доходы в этом случае уплачивается в той стране, где у физлица находится такой центр.
Как определить количество дней
Статус получателя дохода определяют по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый резидент – это человек, который находился в России 183 дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев.
Тот, кто был в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, обладает статусом «налоговый нерезидент».
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК.
Исключение предусмотрено только для российских военных, которые служат за границей, и тех сотрудников органов госвласти и местного самоуправления, кто командирован на работу за пределы России. Таких граждан признают резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 НК.
Соглашения об устранении двойного налогообложения России с другими государствами могут устанавливать другой порядок, как установить резидентство.
Важно: резидента иностранного государства могут не признать резидентом РФ в целях НДФЛ независимо от срока нахождения в России. Это случаи, когда иностранные государства приняли ограничительные меры в отношении этих физлиц. Перечень мер определит Правительство РФ. Чтобы такого человека не признали налоговым резидентом, ему нужно подать в ФНС заявление по форме из приказа ФНС от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318. К заявлению нужно приложить документ, который подтверждает резидентство иностранного государства (п. 4 ст. 207 НК).
Загранкомандировки и отпуска за рубежом
Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России. При определении налогового статуса учитывайте только дни фактического пребывания человека в России. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом. Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 НК.
В период пребывания в России включайте как день прибытия в страну, так и день отъезда. Такой порядок расчета подтверждает Минфин в письмах от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, от 04.07.2008 № 03-04-06-01/187 и от 03.07.2008 № 03-04-05-01/228.
Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК. Подтверждает данный вывод и Минфин в письме от 26.07.2007 № 03-04-06-01/268.
Пример.
определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ.
В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе.
Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2019 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).
Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).
В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:
за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.
Кондратьев признается налоговым нерезидентом.
По закону, наличные денежные средства могут зачисляться на расчётный счёт организации только со стороны другой организации. Это означает, что лицо, которое вносит деньги через кассу, должно быть руководителем компании. В таком случае, у него будет достаточно прав на осуществление операции. Если нерезидент уполномоченный представитель организации, то у него так же есть право на перечисление средств через кассу банковского учреждения на расчётный счёт организации.
Говоря о расчётных операциях с третьими лицами, юридические лица могут осуществлять их в соответствии с законом РФ в безналичной или наличной форме. Но, в 14 статье Федерального Закона №173 сказано, что расчёты между юридическими лицами, нерезидентами и резидентами могут осуществляться только в безналичной форме.
Если органами было принято положительное решение о предоставлении документа для подтверждения статуса налогового резидента, бумаги могут быть направлены:
Документ, которой гражданин получает для подтверждения статуса резидента РФ часто выдают с целью избежать двойное налогообложение, а также для других целей, требующих наличие данных бумаг. Этот документ может быть выдан за один календарный год в соответствии с годом, указанным в поданном заявлении. Но, если понадобятся, бумаги могут быть оформлены с учетом одного из прошедших лет.
Если гражданин хочет получить несколько экземпляров, у него есть право на то, чтобы вместе с заявлением отправить сопроводительное письмо, где будет указано необходимое число экземпляров. Согласно закону, если в результате рассмотрения прошения статус налогового резидента решено не признавать, плательщику отправят письмо, где укажут причины отказа. Если были выявлены какие-либо нарушения, их необходимо исправить, составить заявление заново и отправить одним из предложенных способов в ФНС.
Резидент и нерезидент – в чем отличия?
К сожалению, многие путаются в этих понятиях. Причем речь идет не об обычных людях, которые в силу разных обстоятельств столкнулись с этим(как правило, их основная ошибка заключается в том, что резидентом РФ многие признают гражданина РФ), а о профессионалах – банковских работниках, бухгалтерах, юристах и т.п. И очень смешно наблюдать за дискуссией двух людей, каждый из которых отстаивает свою позицию…
Так в чем же принципиальная разница между этими понятиями и какие последствия это может повлечь для каждого из них?
Всё дело в том, что понятия«резидент» и«нерезидент» согласно налоговому и валютному законодательствам РФ отличаются друг от друга. Причина: налоговое и валютное законодательства РФ – это две разные отрасли законодательства(статьи 71 и 72 Конституции РФ).
Резиденты и нерезиденты страны — кто это, Финансовый гений
Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.
Начать хочу с того, что, скажем так, “средний обыватель”, далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты – это граждане страны, а нерезиденты – это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент – это не обязательно гражданин страны, а нерезидент – это не обязательно иностранец. Далее – подробнее.
Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран.
Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле – другие.
Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.