Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда в организации создают службу охраны труда?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.
Требования к квалификации специалиста по охране труда
В ст. 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку (т.е. соответствующее образование) или опыт работы в этой области.
С 01.09.2021 до 01.09.2027 г. действует новый профстандарт специалиста по охране труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
В данном профессиональном стандарте четко указаны требования к образованию специалиста по охране труда. Специалистом по охране труда может быть работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», либо имеющий любое другое высшее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда, или имеющий среднее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда.
Комментарий к Ст. 217 ТК РФ
1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).
3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.
Кому подчиняется служба ОТ в организации
Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия либо назначенному им заму (п. 2 Рекомендаций). Функциональные обязанности каждого из работников службы четко регламентируются (они отражены в должностных инструкциях). За каждым специалистом по ОТ закрепляется определенное направление работы.
Кому подчиняется служба охраны труда в подведомственных организациях, кроме руководителя? Службе ОТ вышестоящей организации, которая осуществляет контролирующие функции (п. 18 Рекомендаций). Ответственность за работу службы при этом всецело возлагается на руководителя компании, специалисты же отвечают лишь в пределах своих должностных полномочий (пп. 19, 20 Рекомендаций).
Основные задачи службы ОТ:
- Участие в разработке условий осуществления рабочего процесса на предприятии с целью обеспечения выполнения всеми сотрудниками требований безопасности труда.
- Контроль за соблюдением сотрудниками нормативно-правовых и локальных актов по ОТ.
- Консультирование сотрудников по вопросам ОТ.
- Способствование внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий труда.
От чего зависит организационная структура службы охраны труда
Структура службы охраны труда и численность входящих в нее сотрудников определяется работодателем самостоятельно с учетом рекомендаций Минтруда (ч. 4 ст. 217 Кодекса). Численность специалистов по ОТ, задействованных для создания этой службы, зависит от множества факторов, в частности:
- условий труда;
- частоты травматизма в отрасли;
- данных статистической и оперативной отчетности о среднесписочной численности штата;
- процента пропусков работы сотрудниками (таблицы 1–8 Межотраслевых нормативов).
Служба ОТ может быть представлена как одним специалистом по охране труда (в соответствии с нормативами при штате до 700 сотрудников), так и целым подразделением. Структура последнего формирования аналогична любому другому: несколько специалистов, работающих под руководством назначенного директором предприятия начальника. Структура и численность службы ОТ зависит, как уже указывалось, от специфики деятельности компании и общей численности персонала (п. 14 Рекомендаций).
В штат службы охраны труда могут войти специалисты, прошедшие предварительное специальное обучение по ОТ:
- с квалификацией специалистов по ОТ;
- получившие высшее техническое (профессиональное) образование без требований к наличию опыта работы;
- завершившие обучение в ПТУ с 3-летним стажем работы техником 1-й категории либо 5-летним опытом работы на других должностях.
Другой комментарий к статье 217 ТК РФ
1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч.9 ст.209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.
В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.
Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).
С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).
Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).
На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст.8).
Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.
На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.
Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, установил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст.217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).
3. Согласно ч.3 ст.217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Согласно ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.
Должностные обязанности специалиста по охране труда: ознакомление с инструкцией
Перед тем как приступить к работе, специалист изучает свою должностную инструкцию и по выбору работодателя расписывается:
1) в листе ознакомления (крепится к экземпляру инструкции, который хранится у работодателя);
2) в Журнале ознакомления с должностными инструкциями или Журнале ознакомления с внутренними актами организации;
3) в экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя.
Эта подпись – подтверждение того, что новичок действительно ознакомился с обязанностями специалиста по охране труда в организации. Если специалист отказывается от подписи либо не хочет ознакомиться с инструкцией, нужно составить по этому поводу акт. Это защищает работодателя от возможных обвинений в том, что обязанности специалиста по охране труда не были доведены до его сведения в момент трудоустройства.
Как правило, один экземпляр инструкции выдается работнику на руки. О его получении он расписывается в Журнале выдачи инструкций. На этом экземпляре можно написать фамилию, имя и отчество специалиста, которому он выдан.
В этой статье Вы ознакомились с должностными обязанностями специалиста по охране труда, собрана информация о том, что должен знать инженер по охране труда, какую может нести ответственность, что входит в его должностную инструкцию, кем она составляется, как утверждается и в каком порядке выдается работнику на руки. Описана разработка инструкций по охране труда и нормативный документ, который следует применять при разработке.
А напоследок…
посмотрите занимательное видео о том, как пытались привлечь специалиста по охране труда за те нарушения, которые не прописаны у него в должностных обязанностях.
Приказ о создании службы охраны труда
В приказе о создании службы по ОТ фигурируют следующие понятия:
- в правом углу прописывается наименование организации, дата утверждения распорядительного документа и дата подписания;
- в преамбуле прописывается в связи с чем или с какой целью издается приказ, а именно: «На основании требований трудового законодательства и исполнения иных нормативных актов Минтруда»;
- отступив, по центру, пишется слово: «Приказываю»;
- далее пишется текст непосредственного документа: «1. Создать службу по охране труда в количестве 5 человек. 2. Структура службы определена в Приложении»;
- контроль за созданием возложить на главного инженера Матанцева Е.Н.
После согласования документа со всеми заинтересованными лицами, необходимо ознакомить сотрудников, указанных в приказе и иных работников предприятия с созданием службы.
Функции и задачи службы охраны труда в организации
Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения данных и иных поставленных задач отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях .
Статья 217. Служба охраны труда в организации
услуг, для оказания которых необходима аккредитация, аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел X. ОХРАНА ТРУДА » Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА » Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
- Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
- Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
В каждой ли компании должен быть штатный специалист по охране труда? Можно ли соответствующие обязанности поручить другому сотруднику на условиях совместительства? В каком случае возможно поручение обязанностей специалиста по охране труда иным работникам на условиях совмещения? Каким требованиям должны соответствовать сотрудники, которым поручается дополнительная работа?
13.11.2017
Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?
Характеристика ст. 217 ТК
В её начале прописаны параметры, которым должен удовлетворять наниматель для создания службы охраны труда или введения позиции профильного специалиста. Эти параметры:
- занятие производством;
- число занятых сотрудников более 50.
Упомянуто, что специалист по охране труда должен обладать соответствующей квалификацией.
Если численность персонала конкретного нанимателя насчитывает менее 50 человек, то он сам решает вопрос, с учётом отраслевой специфики, о необходимости включения в штат данной службы или специалиста.
В ситуации отсутствия вышеупомянутых служб или специалистов их обязанности выполняет наниматель или уполномоченное им лицо. В статье приведены примеры лиц, могущих осуществлять подобную замену:
- ИП (лично);
- глава предприятия;
- уполномоченный сотрудник;
- посторонний профильный специалист, действующий по договору.
Отмечено, что профильные организации, предоставляющие услуги по охране труда, в обязательном порядке проходят аккредитацию. Отдельный порядок действует для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для них нормативы аккредитации прописываются соответствующим законодательством.
Указано, что госструктура, отвечающая за госполитику по охране труда, устанавливает следующие параметры аккредитации:
- список услуг, для оказания которых требуется её прохождение;
- нормативы аккредитации;
- параметры соответствующих организаций;
- нормы надзора за их функционированием;
- правила приостановки и отзыва документов об аккредитации.
В заключении указано, что устройство службы охраны труда и количество её сотрудников определяются нанимателем с учётом соответствующих рекомендаций госструктуры, отвечающей за проведение госполитики по охране труда.
Рассмотренная статья, как видно из её положений, достаточно подробно разбирает нюансы, связанные с охраной труда на уровне отдельного экономического субъекта. Важнейшая её часть – разделение всех организаций на две категории по численности штата. На основании этого различия и определяется обязательность образования самостоятельного профильного подразделения.
Комментарий к статье 217 ТК РФ:
1. Согласно ст 217 ТК РФ, система управления охраной труда в организациях — это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Одним из основных звеньев этой системы является служба охраны труда.
Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 4). В соответствии с названным актом в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда, в организациях с большей численностью работников — бюро охраны труда со штатом 3 — 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел со штатом от 6 единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше число работников службы охраны труда рассчитывается для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Изменения, внесенные в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, повышают требования к работодателям, осуществляющим производственную деятельность, в части организации службы охраны труда. В частности, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст 217 ТК РФ должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда уже при превышении числа работающих 50 человек. До изменения текста статьи численность работающих должна была превышать 100 человек.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек (вместо численности работников 100 или менее человек, предусматриваемой прежней редакцией), создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Создание и функционирование системы управления охраной труда
Для выполнения данной обязанности работодателю необходимо совершить ряд действий:
1) обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Оно и понятно — пока не создана такая нормативно-правовая база организации, соблюдать требования охраны труда проблематично не только работодателю, но и работникам. В данную базу должны войти как федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса)), так и локальные нормативные акты (различные положения, положения, программы производственного контроля, журналы регистрации инструктажей, программы обучения безопасным приемам труда, инструкции по охране труда и пр.);
2) разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда для работников. За основу при разработке инструкций можно взять типовые инструкции по охране труда и руководствоваться разд. IV Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80.
В инструкцию по охране труда рекомендуется включать следующие разделы:
— «Общие требования охраны труда»;
— «Требования охраны труда перед началом работы»;
— «Требования охраны труда во время работы»;
— «Требования охраны труда в аварийных ситуациях»;
— «Требования охраны труда по окончании работы».
Все они должны быть разработаны с учетом специфики учреждения и выполняемых сотрудниками работ.
К сведению. Срок действия инструкции по охране труда составляет пять лет. По истечении этого срока инструкции должны пересматриваться.
Важным моментом является то, что инструкции по охране труда утверждаются с учетом мнения профсоюзного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ;
3) создать службу охраны труда. В соответствии с требованиями ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если же численность работников менее указанной, работодатель принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей деятельности. При отсутствии таковых их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации утверждены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14. Эти же Рекомендации помогут понять задачи и функции такой службы, а также определить ее структуру и численность;
4) оборудовать кабинет или уголок по охране труда. Одним из немаловажных условий осуществления нормального функционирования службы охраны труда является организация работодателем кабинета или уголка охраны труда. Согласно Постановлению Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда.
Под кабинет охраны труда рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда. Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.
Обучение по охране труда
Следующая немаловажная обязанность работодателя — обеспечение знания правил охраны труда всеми сотрудниками. Для этого согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, установленном Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Обучение работников правилам охраны труда производится путем проведения инструктажей, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж по охране труда бывает:
— вводный (проводится руководителем или специалистом по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, командированными в организацию работниками, проходящими в организации практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации);
— первичный на рабочем месте (проводится до начала самостоятельной работы руководителями структурных подразделений);
— повторный (проходят те же работники, которые проходили первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев. На производствах с вредными и опасными условиями труда повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в три месяца);
— внеплановый (проводится в определенных случаях, например при введении в действие новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; изменении процессов производства, технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента; перерывах в работе более двух месяцев и пр.);
— целевой (проводится для выполнения разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы).
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
В любом случае проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с проставлением подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
К сведению. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Такое обучение проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Кроме проведения инструктажей, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу в течение месяца после приема на работу. Обучение лиц, принимаемых на работы с вредными условиями труда, должно заканчиваться стажировкой и сдачей экзаменов.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Отметим, что теоретические знания требований охраны труда и практические навыки безопасной работы должны проверяться непосредственными руководителями работ. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
Для проведения такой проверки приказом создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
К сведению. В состав комиссии по проверке знаний о требованиях охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.), представители выборного профсоюзного органа.
Результаты проверки знаний о требованиях охраны труда работников организации оформляются протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку, выдается удостоверение. Если же работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
Помните, что согласно ст. 212 ТК РФ, если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, работодатель обязан не допускать его до работы.
В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств следующих обязательных медицинских осмотров:
— предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников;
— психиатрических освидетельствований (в том числе по просьбам работников в соответствии с медицинскими рекомендациями).
Обязательные медицинские осмотры и освидетельствования проводятся за счет работодателя (ст. ст. 213, 266, 328 ТК РФ):
— для несовершеннолетних работников;
— для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда;
— для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений;
— для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности;
— для работников, чей труд связан с движением транспортных средств.
Кроме этого, медицинские осмотры должны проходить государственные и муниципальные служащие, педагоги, лица, привлекаемые к работам вахтовым методом, а также прибывшие для поступления на работу в районы Крайнего Севера.