Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое квалификационные характеристики педагог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Подача заявления на аттестацию
Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.
В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
- преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
- обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
- сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
- обеспечения мероприятий по профориентации.
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
- формирование программ;
- составление пособий для учебы.
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Ступень обучения |
Требование |
---|---|
СПО, ВО |
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине. |
ДПО |
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения. Отсутствие — ДПО в сфере профобразования. |
Как раньше жили без профстандартов?
ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.
Новая система взамен прежней
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.
Как получить первую категорию учителю?
Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.
Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.
Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:
- подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
- оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
- вынесение решения аттестационной комиссией.
Обязательно ли прохождение аттестации?
Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.
Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.
Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.
Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Распространенные ошибки по теме “Как выйти на досрочную пенсию педагогам в 2022 году”
Ошибка: Учитель общеобразовательной школы полагает, что в связи с проведением пенсионной реформы ему придется ждать возможности выйти на досрочную пенсию на протяжении 5 лет, хотя право на льготное пенсионное обеспечение возникло у него в 2022 году.
Для педагогов предусмотрен переходный период, предполагающий возможность выхода на досрочную пенсию всего на полгода позднее в случае, если право на нее у льготника возникло в 2022 году. В 2022 году речь будет идти уже о 1,5 лет ожидания. К 2024 году период ожидания достигнет 5 лет.
Ошибка: Педагог рассчитывает продолжать работать в сфере преподавательской деятельности после выхода на досрочную пенсию.
Выход на пенсию “по выслуге лет” предполагает отказ от дальнейшей работы преподавателем. Трудоустройство по другим специальностям допускается.
Должности, входящие в педагогический стаж
В соответствии с Законодательством, работа преподавателя приравнивается к профессиям с тяжелыми условиями. Именно поэтому за работниками данного рода деятельности закреплено право на получение льготной пенсии. Однако же, это правило касается далеко не всех.
Как уже говорилось, существует список, содержащий наименование должностей, а также образовательных учреждений, на которых распространяется льгота. Данная информация отображена в Постановлении Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также в Федеральном Законе № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
В перечень педагогических специальностей включаются:
- Директора детских садов, общеобразовательных школ, технических училищ, а также иных учреждений, приравненных к образовательным, такие как лицеи, гимназии и так далее.
- Завучи школ.
- Педагоги, выполняющие функцию классного руководителя.
- Преподаватели, обучающие базовым дисциплинам.
- Учителя, занимающиеся преподаванием физической культуры, а также обучающие по трудовой дисциплине.
- Учителя музыкальных классов.
- Дефектологи, психологи, логопеды, являющиеся штатными работниками детских садов и школ.
- Воспитатели в дошкольных учреждениях.
Условия выхода на пенсию по выслуге лет для педагогов:
Рассмотрим подробнее кому может быть оформлена пенсия по выслуге лет учителям в 2022 году.
Список должностей для педагогического стажа
Нормы законодательства устанавливают список должностей педагогических работников для получения льготной пенсии. При этом требуется строгое соответствие должности названию, закрепленному в данном постановлении.
К ним относятся:
- Директор, заведующая (детский сад), начальник образовательного учреждения.
- Заместитель директора, заведующей (в детском садике), начальника образовательного учреждения.
- Заведующий учебной частью.
- Старший преподаватель, преподаватель.
- Старший воспитатель, воспитатель.
- Учитель, педагог.
- Учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог.
- Музыкальный руководитель.
- Военный руководитель.
- Социальный педагог, психолог.
- И другие должности, определенный в законе.
Кому положена досрочная пенсия
Правом досрочного выхода на пенсию наделены не все педагоги, а только перечисленные в списке должностей.
Таблица На каких должностях необходимо работать для педагогического стажа
Преподаватели труда, физкультуры, ОБЖ
Логопеды и учителя-логопеды
Административный персонал (директор, завуч)
Организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми
Дежурные по режиму
Мастера производственного обучения
Инструктора слухового кабинета
Музыкальные и балетные школы
Учреждения дополнительного образования (юннаты, юные техники, детские дома творчества и пр.)
- полный список вПостановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781
Указанный стаж будет учтен только при работе на условиях полного рабочего дня по специальности. Не допускается совмещение должностей в один период времени.
С 2015 года педаработник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму, соответствующей одной полной заработной ставке:
- 36 часов в неделю – для учителей труда, физкультуры, методистов;
- 30 часов — старших воспитателей в детском саду;
- 24 часа — преподавателей музыки;
- 20 часов – логопедов и дефектологов в ДОУ;
- 18 часов — учителей в школах.
Нормы по рабочему времени педагогических работников содержит Приказ Минобрнауки №1601 от 2014 года.
Кто наделен правом оформления льготной пенсии
Правом выхода на пенсию в досрочном порядке обладают не все сотрудники сферы образования. На привилегии в этом плане могут рассчитывать специалисты следующих категорий:
- руководитель учреждения из сферы образования и педагогики (директор);
- заместитель начальства, непосредственно принимающий участие в образовательном процессе;
- заведующий учебной частью;
- классный руководитель;
- воспитатель дошкольного учреждения;
- узкие специалисты – дефектолог, логопед, психолог;
- методисты, преподаватели, совмещающие деятельность с трудом воспитателя;
- преподаватель труда;
- мастер производственного процесса в техучилище;
- педагог физической культуры.
Важно пояснить, что направление образовательной деятельности заведения в этом случае также имеет значение. Претендовать на пенсию по выслуге лет могут сотрудники таких учебных и воспитательных учреждений:
- школа;
- гимназия;
- детский сад и ясли;
- кадетский корпус;
- лицей;
- учебное учреждение для детей с какими-либо особенностями, включая патологии развития;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних закрытого либо открытого типа;
- узконаправленные школы, например, музыкальная школа, балетный класс;
- училище, колледж, техникум;
- детский дом;
- санаторная школа;
- интернат для воспитанников младше 18 лет;
- прочие учреждения, предоставляющие возможность дополнительного и специального образования, обладающие при этом соответствующими условиями для проведения занятий.
Полный перечень должностей и образовательных заведений изложен в тексте Постановления Правительства № 781. Список считается исчерпывающим и никаких исключений здесь не предусмотрено.
Документы для оформления
Процедура оформления педагогической пенсии осуществляется по стандартному алгоритму. Специалисту потребуется подготовить документацию и передать ее в руки регистратора ПФР. Не возбраняется привлечь посредника, который будет заниматься всеми вопросами, но только на основании составленной на него доверенности.
Заявителю потребуются следующие бумаги:
- личный паспорт;
- трудовая книга;
- справка НДФЛ за последние 12 месяцев;
- свидетельства о рождении детей, если таковые не достигли совершеннолетия;
- военный билет для граждан мужской принадлежности;
- реквизиты, на которые будут поступать пенсионные начисления;
- СНИЛС.
На месте также потребуется заполнить форму заявления и передать ее вместе с пакетом документов сотруднику ПФР. Причем перечисленные бумаги представляют собой стандартный перечень для всех субъектов РФ, но не исключено, что в конкретной ситуации сотрудники фонда затребуют какие-либо дополнительные справки. Например, документы, указывающие на смену персональных данных, если заявитель женщина, сменившая фамилию по факту регистрации брака.
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.