Персональные данные: новое с 2021 года, проверки Роскомнадзора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Персональные данные: новое с 2021 года, проверки Роскомнадзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роскомнадзор проводит проверку на основании административного регламента государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (далее — Административный регламент Роскомнадзора) и имеет право запросить абсолютно любые сведения, касающиеся предмета проверки.

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Что изменилось для работодателей

О начале обработки персональных данных сообщают все операторы — государственные или муниципальные органы, юридический или физические лица, которые собирают и обрабатывают персданные. Все они числятся в специальном открытом реестре операторов на сайте Роскомнадзора.

С 1 сентября 2022 из закона «О персональных данных» исключили шесть случаев, когда компании могли не уведомлять Роскомнадзор о скорой обработке данных (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ), и норма стала строже. Теперь большему числу работодателей нужно отчитаться перед ведомством. Это касается компаний, которые обрабатывают персданные сотрудников, подрядчиков на договорах ГПХ, клиентов компании, посетителей и других лиц, которые сообщают свои фамилию, имя и отчество.

От подачи уведомления компания освобождается только в таких ситуациях:

  • если персональные данные включены в государственные защищенные информсистемы;

  • если оператор собирает персональные данные строго без средств автоматизации: например, записывает в тетрадь от руки (бухгалтерская программа или таблицы Excel на компьютере — это уже средства автоматизации);

  • если данные обрабатывают в целях устойчивой и безопасной работы транспорта, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспорта согласно законам РФ.

Проверки Роскомнадзора: что нужно знать

В первую очередь нужно изучить, какими документами регламентируются проверки. Список таких документов представлен ниже.

  • Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228. Здесь указана структура Роскомнадзора и его законные полномочия.
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1046. Описывает порядок и правила поведения инспекционных проверок Роскомнадзором. Здесь же расписаны права и обязанности инспекторов контролирующего органа, а также операторов персональных данных. Указаны типы проверок, группы риска.
  • Приказ Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312. Это документ пригодится, если появилось желание оспорить результаты состоявшейся проверки Роскомнадзора.

Другие меры реагирования

Роскомнадзор выступает гарантом соблюдения оператором требований законодательства об обработке персональных данных. Если гражданин узнал о нарушении своих прав, он может обратиться в ведомство.

Оно обязано своевременно отреагировать на следующие обращения:

  • обработка персональных данных без согласия;
  • незаконный запрос сведений о судимости, что разрешено только государственным и муниципальным органам;
  • несоответствие целей использования ПД ранее заявленным;
  • передача данных третьим лицам для обработки или в других целях без получения согласия гражданина;
  • разглашение данных, например, в СМИ;
  • неуничтожение персональных данных в случаях, предусмотренных законом. Так, банк обязан уничтожить все сведения о лицах, которым было отказано в кредите, в течение трех дней после отказа;
  • отказ блокировать, уточнить или уничтожить ПД;
  • отказ оператора ПД сообщить, какие документы и сведения о гражданине находятся в его распоряжении.
Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Штрафы за неуведомление Роскомнадзора

Если работодатель или любая другая компания, планирующая заключать договоры (соглашения) с физлицами, в том числе через свой официальный сайт, не представит уведомление в Роскомнадзор о планируемой обработке персональных сведений, ее оштрафуют по ст. 19.7 КоАП РФ. Данная норма устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор).

Величина штрафа для должностных лиц организации составит от 300 до 500 рублей. Такой же штраф уплатят и ИП, осуществившие обработку персональных данных без предварительного уведомления Роскомнадзора. При этом штраф для организаций устанавливается уже в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Административным регламентом №312 определена последовательность действий (административных процедур) Роскомнадзора и его территориальных органов.

В частности, предметом государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных являются (п. 5 Административного регламента №312):

  • документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (напр., личные дела работников)
  • информационные системы персональных данных (напр., правила ведения электронного документооборота в программе 1С)
  • деятельность по обработке персональных данных (напр., локальный нормативный акт о защите ПДР, согласие на обработку персональных данных и др.)

Общий перечень документов, подлежащих проверке, законодательно не определен.

Приведем примерный список документов:

  • Учредительные документы фирмы (свидетельство о государственной регистрации, ИНН, ЕГРЮЛ, устав и др.)
  • Список ПД, обрабатываемых работодателем
  • Список работников, имеющих доступ к ПД, приказ об их допуске
  • Инструкции работников, которые в ходе своей трудовой деятельности обрабатывают ПД и обеспечивают информационную защиту
  • Положение об ответственности работников за разглашение ПД и нарушение запрета доступа к ним
  • Локальный нормативный акт о защите ПД
  • Документы, характеризующие систему защиты персональных данных (план мероприятий, акт определения уровня защищенности)
  • Положения, касающиеся информационной безопасности (об антивирусах, паролях, инструктажи работников по требованиям информационной безопасности)
  • Соглашения о неразглашении ПД с подписями работников
  • Бланки согласия работников на обработку их ПД
  • Журналы инструктажей работников по вопросам информационной безопасности и других внутренних контрольных мероприятий режима защиты
  • Журналы учета всех носителей информации, а также средств защиты информационных систем

Зависимость частоты и подробности проверок от категории риска

Как и в случае с иными типами проверок по Закону № 248-ФЗ, предусмотрены высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риски. В Приложении к Положению приведены критерии отнесения предприятий к той или иной категории риска. В числе ключевых критериев — соответствие вида деятельности фирмы одной из групп тяжести потенциального нарушения требований — А, Б, В или Г, а также группе вероятности нарушения требований — 1, 2, 3 или 4.

Как следует из Приложения, самые строгие проверки будут проводиться в отношении фирм с группой тяжестью А и вероятностью 1, наименее строгие — к фирмам с тяжестью Г и вероятностью 4. Профилактическое мероприятие в виде обязательного профилактического визита проводится с учетом положений ст. 52 Закона № 248-ФЗ в отношении объектов контроля с высоким и значительным риском (п. 30 Положения).

Частота плановых контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от категории риска определена положениями п. 12 Положения по постановлению № 1046. Например, по высокому риску частота инспекционного визита или выездной проверки — 1 раз в 2 года. По умеренному возможны документарная или выездная проверка с частотой 1 раз в 6 лет. При низком риске плановые мероприятия не проводятся. Чуть позже мы рассмотрим подробнее сроки проведения каждого типа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

Плановые мероприятия, предусматривающие взаимодействие Роскомнадзора и проверяемого лица, согласуются с Прокуратурой (п. 38 Положения). Есть также мероприятия без взаимодействия — если они плановые, то с Прокуратурой их согласовывать не нужно. О них также чуть позже.

Читайте также:  Таблица перехода на новый пенсионный возраст по годам и нюансы реформы

В отношении, в свою очередь, внеплановых проверок предусмотрены специальные индикаторы риска, установленные приказом Минцифры России от 15.11.2021 № 1187. Они используются при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 9, 10 ст. 23 Закона № 248-ФЗ). Соответствующих индикаторов два:

  • установление Роскомнадзором в течение года 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставленных фирмой по запросу в ведомство;
  • установление Роскомнадзором в течение года 10 и более актов предоставления неограниченному кругу лиц доступа к базам ПД или распространения таких баз данных через интернет.

Положение о порядке обработки персональных данных необходимо

Трудовая инспекция выдала обществу предписание устранить нарушения трудовых прав работников.

Среди них – принять локальный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных сотрудников предприятия.

Общество оспорило предписание, сославшись на то, что вывод о нарушении трудовых прав работников является надуманным. В организации числится лишь один работник, и он же является директором ООО. Выходит, что трудовая инспекция одновременно и защищает права работника, и привлекает его же к ответственности, что недопустимо.

Суд не внял этому аргументу и решил, что в соответствии со ст. 86‒88 ТК РФ у каждого работодателя должен иметься локальный нормативный акт о порядке обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Поэтому у государственного инспектора труда имелись основания для выдачи предписания.

Данные клиентов из Интернета можно использовать без уведомления Роскомнадзора

Роскомнадзор провел проверку в компании, выявил несколько нарушений при работе с персданными и выдал предписание об устранении нарушений.
Компания оспорила это предписание и выиграла суд по всем пунктам.
Почему – читайте в таблице.

ТАБЛИЦА: «Пять законных способов работы с персданными»

Действия компании по работе с персональными данными Позиция Роскомнадзора Позиция компании и судов

При оформлении заказа на сайте интернет-магазина клиенты указывают свои персданные, необходимые для доставки заказа.

Данные сведения компания обрабатывает в информационной системе «1С:Предприятия (Магазины)»

Компания обязана уведомлять Роскомнадзор об обработке

персональных данных такими способами, поскольку она проводится с использованием информационных систем. Поэтому не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 2

ст. 22 закона о персональных данных

Частью 2 ст. 22 закона о персданных № 152-ФЗ прямо предусмотрен перечень из 9 случаев, когда фирма освобождается от обязанности представлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персданных.

Одним из таких случаев (п. 2) является обработка личных данных, полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект этих данных, если они не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта и используются только оператором.

Способ, которым обрабатываются персданные, – без использования средств автоматизации или с использованием информационных систем – не имеет правового значения.

Поэтому в силу п. 1 ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ о персданных уведомлять Роскомнадзор в данном случае не требуется

Используется система «1С:Зарплата и управление персоналом 8»

Указанные системы используются компанией в рамках трудовых договоров, заключенных с работниками.

При этом абз. 17 ст. 22 ТК РФ закреплена обязанность работодателя выплачивать работникам зарплату в полном размере и в установленные сроки.

Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, отработанного каждым сотрудником.

Таким образом, использование указанных систем подпадает под исключение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 22 закона о персональных данных, то есть обработка таких данных осуществляется в соответствии с трудовым законодательством

Используется система БСУВ «Биометрическая система учета времени»

В ходе подбора персонала компания размещает вакансии на сайтах в сети Интернет, а полученные резюме в электронном виде хранит на рабочих компьютерах в отделе подбора персонала

Компания обязана уведомлять Роскомнадзор об обработке

персданных таким способом, так как работа по подбору персонала не регулируется трудовым законодательством.

В связи с этим обработка личных данных не подпадает под исключения ч. 2 ст. 22 закона о персданных

Трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только кодексом, но и другими нормативными актами (ст. 5 ТК РФ).

Правоотношения между кандидатом и будущим работником регулируются законом о занятости населения.

Из него следует, что работодатели должны содействовать проведению госполитики занятости населения, оказывая помощь в трудоустройстве. При этом они вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных основаниях с теми, кто имеет направление органов службы занятости (ч. 1, ч. 3.1 ст. 25, ч. 1 ст. 26).

Таким образом, работодатель вправе обрабатывать персданные кандидатов на вакансии и сохранять их резюме, как в бумажном, так и в электронном виде, формируя базу соискателей при наличии письменного согласия кандидатов

Читайте также:  5 причин очень хорошо подумать, прежде чем открывать кофейню

Что такое персональные данные

Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» относит к ним любую личную информацию о физическом лице. Но конкретных указаний, какие сведения нужно считать личными, он не дает.

Роскомнадзор в Методических рекомендациях, утвержденных приказом от 30.05.2017 №94 разъясняет, что к персональным данным относятся в частности:

  • паспортные данные: ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации;

  • социальное и семейное положение;

  • имущество и размер дохода;

  • образование и профессия;

  • национальность, религия, политические взгляды;

  • биометрические данные, которые позволяют установить личность.

Но список не ограничен информацией в приказе №94. К личным данным относят и другие сведения, позволяющие идентифицировать человека. Например, номер телефона, если он принадлежит конкретному физическому лицу, заключившему договор с оператором связи.

Адрес электронной почты можно отнести к персональным данным, только если он включает в себя личную информацию, например: ФИО или дату рождения — например, адрес вида [email protected].

Все юридические и физические лица, которые собирают и обрабатывают личную информацию, называются операторами персональных данных. Их деятельность в этой области контролирует Роскомнадзор.

Особенности подготовки к проверке

Для успешного прохождения проверки рекомендуется нанять сотрудника, который будет отвечать за верность оформления всех документов, связанных с информационным направлением. Необходимость эта связана с тем, что для подготовки нужно проверять правильность огромного объема документации. Проще озаботиться этим вопросом заранее. Однако вариант с наймом сотрудника актуален только для больших предприятий.

Маленьким компаниям можно воспользоваться услугами стороннего эксперта. Рассмотрим план по подготовке к проверке:

  1. Установление наличия уведомления о работе с ПД, направленного в Роскомнадзор. Отправлять это уведомление нужно перед началом работы с данными.
  2. Проверка соответствия деятельности информации, прописанной в едином реестре.
  3. Назначение лица, ответственного за работу с ПД.
  4. Составление Политики фирмы в отношении обработки ПД.
  5. Подготовка сотрудников к контрольному мероприятию. В ходе нее работники знакомятся с бумагами, касающимися обработки данных, устанавливаются правила поведения.
  6. Проверка правильности хранения документов, ограниченности доступа к ним.
  7. Проверка системы безопасности: наличие замков и сейфов.

Для подготовки бумаг можно использовать специальные онлайн-сервисы.

В отдельных случаях Роскомнадзор проводит незапланированное инспектирование на основании приказа, подписанного уполномоченным должностным лицом. Правила, утвержденные ПП N 146 содержат полный перечень оснований для инициирования внеплановой проверки Роскомнадзора:

  • выявления неисполненного или исполненного не полностью предписания, выданного по итогам планового инспектирования;
  • нарушения прав граждан, перечисленных ст. 14-17 152-ФЗ, выявленные в результате анализа заявлений пострадавших, поступивших в орган по контролю и надзору;
  • поручение органов власти, Президента;
  • требование прокурора;
  • резолюция руководства Роскомнадзора на основании изучения выводов о наличии нарушений после проведенных проверок без взаимодействия с оператором.
Важно!

Уведомление Роскомнадзора о начале внеплановой проверки обработки персональных данных вручается оператору не позднее, чем за 24 часа до ее начала. В качестве уведомления направляется копия приказа любым доступным способом. В приказе указываются должностные лица, которые уполномочены проводить инспектирование. Внеплановые проверки только выездные.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *