Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговый алгоритм для заказчиков и поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.
Случаи, в которых Государственный заказчик, имеет законное право провести закупку с помощью электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 59 44 ФЗ, Заказчик обязан проводить закупку в виде открытого электронного аукциона, в случаях, если он осуществляет закупку товаров, работ, услуг включенных в перечень установленный Правительством Российской Федерации, своим распоряжением от 21 марта 2016г., за №471-р в редакции от 12 февраля 2018г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион или аукцион в электронной форме)». Данный перечень осуществлен в виде таблицы, в которой установлены коды по ОКПД2, наименования товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан закупать через процедуру электронного аукциона. В распоряжении указаны случаи исключений из вышеозначенного списка.
Статья 59. Аукцион в электронной форме ( электронный аукцион )
- Под открытым аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
- Заказчик обязан проводить открытый электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) ( Открытый электронный аукцион )
(см. текст в предыдущей редакции)
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
- Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
- Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.
Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как участвовать в аукционе
Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.
Если аукцион уже опубликован, то у вас есть 7 или 15 календарных дней, чтобы подать заявку:
7 дней | НМЦ ⩽ 300 млн рублей |
НМЦ ⩽ 2 млрд рублей в строительных закупках | |
15 дней | НМЦ > 300 млн рублей |
НМЦ > 2 млрд рублей в строительных закупках |
Когда проводится электронный аукцион
Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Важно: закон оставляет за заказчиками право закупать ТРУ, не включенные в названные перечни (ч. 3 ст. 59 44-ФЗ).
Где осуществляются закупки
В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.
Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.
Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели
Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.
Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.
Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.
Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.
Закупочная документация по 44-ФЗ
Все, что размещается в планах и планах-графиках, связано с описанием объекта закупки. Проект контракта полностью зависит от того, какой объект закупки необходим заказчику, как будут реализовываться в дальнейшем отношения с поставщиками, к какому результату заказчику необходимо прийти.
В состав документации входит извещение о проведении закупки (конкурса, запроса котировок или аукциона), а также другая закупочная документация, раскрывающая все детали закупки. Контракт всегда входит в закупочную документацию и сопровождается дополнительными документами.
Завершается закупочная деятельность заказчика отчетностью.
Согласно ч. 1 ст. 51 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
В течение 2 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
В течение 5 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Как проходит электронный аукцион на ЭТП?
Процедура проходит на электронной площадке в назначенный день (который указан в извещении). Днем проведения процедуры считается рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. При этом, если в закупочную документацию включена проектная документация согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то ЭА проводится через 4 часа после того, как истек срок подачи заявок.
Важно: начало процедуры устанавливает оператор ЭП, руководствуясь часовым поясом заказчика.
Аукцион идет на снижение цены. Снижаемый шаг аукциона — от 0,5% до 5% НМЦК. Участники должны снижать цену в пределах указанного шага.
На каких площадках проводятся ЭА?
Что такое электронная площадка? Это интернет-ресурс, специально созданный для проведения электронных торгов.
На сегодняшний день работают 8 «федеральных» ЭТП + 1 специализированная площадка. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018 г. На спецплощадке под номером 9 проходят закрытые торги в электронной форме, посвященные гособоронзаказу (ГОЗ).
Вот названия этих ЭТП:
- АО «Сбербанк-АСТ»;
- ООО «РТС-тендер»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- Национальная электронная площадка;
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК – Торг»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
На базе этих 9-ти ЭТП проводятся не только электронные аукционы, но и остальные электронные закупки.
В каких случаях Заказчик обязан и имеет право проводить закупки путем проведения аукциона в электронной форме
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг:
- Включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р).
- Либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Новости для специалиста по закупкам — Департамент профессионального образования Томской области
04-02-2020
Напоминание о размещении отчётности в Единой информационной системе в рамках Закона 223-ФЗ
Согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчики не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, обязаны разместить в Единой информационной системе в сфере закупок сведения о заключенных договорах, предусмотренные частью 19 статьи 4 данного закона.
Указанные сведения необходимо размещать и в том случае, когда в отчётном месяце данные договоры (закупки) отсутствуют. В такой ситуации размещаются отчёты с цифровым значением «0» (ноль) в соответствующих полях.
Нарушениями законодательства, влекущим административную ответственность, являются, в частности, размещение одного или двух отчётов вместо трех предусмотренных, размещение отчётов позже установленного срока либо полное неразмещение отчётов.
Штрафные санкции за допущение указанных нарушений установлены частями 4, 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере: на должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — до трехсот тысяч рублей.
Напоминаем, что в прошедшем периоде за несвоевременное размещение вышеуказанных отчётов было привлечено к административной ответственности одно из областных государственных учреждений. При этом каждый месяц, в котором не были размещены отчёты, рассматривался как самостоятельное нарушение.
По результатам рассмотрения материалов о допущенных нарушениях Томским УФАС России были вынесены постановления в отношении указанного областного государственного бюджетного учреждения о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на общую сумму 90 тысяч рублей.
31-01-2020
Верховный Суд обращает внимание Заказчиков: поставщик устранил недостатки в пределах срока исполнения госконтракта — штрафа нет
По итогам электронного аукциона был заключен контракт. При его исполнении выяснилось, что часть товара не соответствует установленным требованиям.
Поставщик его заменил до истечения срока поставки. Замечаний к товару не было, акт приема-передачи подписан.
Однако заказчик потребовал уплатить штраф и удержал необходимую сумму из обеспечения исполнения контракта.
Суды не нашли оснований для штрафа: недостатки устранены своевременно, обязательства по контракту исполнены в полном объеме. С заказчика взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами и сумму удержанного штрафа.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Необходимо учитывать данную информацию при взаимодействии с поставщиками.
Документ: | Определение ВС РФ от 15.01.2020 № 306-ЭС19-25786 |
Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.
В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).
Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.