Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать в очередь на улучшение жилищных условий?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
Кто может оформить нуждаемость
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
- военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
- иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.
Комментарии к ст. 51 ЖК РФ
1. Как отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней) на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.
В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).
2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто «снимает квартиру» (или «угол»), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.
3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК).
При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.
4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).
5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.
Важны лишь следующие обстоятельства:
а) в квартире проживают несколько семей;
б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 . В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.
Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:
- возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
- частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
- получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.
Список претендентов на получение жилья
Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).
Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики.
Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:
- Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
- Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
- Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
- Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.
Почему могут отказать в предоставлении льготы?
Отказать могут по следующим причинам:
- Пакет документов собран не в полном объеме;
- Сведения даны неправильно или неправдиво;
- Семья ранее уже участвовала в других программах;
- Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
- Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
- Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.
Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.
Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.
Кто может рассчитывать на предоставление льгот?
В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.
Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.
Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:
- Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
- Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
- Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.
Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.
Особенности представления жилья в регионах
Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.
Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:
- Получения средств для строительства личного дома;
- Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
- Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
- Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
- Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.
Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.
Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.
Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.
Плюсы и минусы оформления статуса
Признание семьи нуждающейся в улучшении условий жизни, обладает как плюсами, так и некоторыми недостатками.
Преимущества |
Минусы |
При наличии доказательств плохих условий проживания действительно выдается новое жилье |
Требуется подготовить много документации |
Площадь новой квартиры будет полностью соответствовать необходимым нормам |
Нередко граждане получают отказ, поэтому приходится обращаться в суд |
Выдается жилье, являющееся пригодным для жизни, а также комфортным, поэтому к нему подведены все нужные коммуникации |
Стоять в очереди семья может на протяжении долгих лет, а при этом не допускается самостоятельно улучшить условия жизни |
Для многих людей, обладающих невысокими доходами, именно возможность признания нуждающимися в жилье является единственной возможностью для улучшения условий жизни.
Нуждающиеся в жилье: «точка отсчета» полагающихся по закону нормативных квадратных метров каждому гражданину РФ
После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.
Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.
Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.
Комментарии к статье 51 ЖК РФ, судебная практика применения
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие ЖК РФ
В статье 13 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано следующее.
«граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Обзор судебной практики ВС РФ об основаниях снятия с учета нуждающихся
Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся см. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года).
Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма — отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении
В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:
Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В частности, судами было установлено, что Б. вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа. При этом, учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
* См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.
Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при общей площади жилья членов семьи более учетной нормы
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)» содержится следующий вывод:
Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Суд указал, что поскольку суммарная общая площадь двух жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
** См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.
Кто является нуждающимися?
Нуждающимися лицами считаются:
Лица, проживающие в квартирах либо домах | которые не отвечают действующим требованиям безопасности, санитарным нормативам; |
Граждане, проживающие в квартире | совокупная площадь которой считается недостаточной для нормального проживания всех лиц, зарегистрированных в ней. |
О чем говорит закон о признании нуждающихся?
Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:
- Лица, полностью лишенные места проживания. К ним относят граждан, которые не являются нанимателями жилья, не имеют в собственности жилой недвижимости и не являются членами семей нанимателей или собственников квартиры;
- Ко второй категории, ранее самой распространенной и в порядке очередности обеспечивавшейся бесплатным жильем, является категории граждан-нанимателей жилья на условиях социального найма, обеспеченность которых жилой площадью не отвечает установленным нормам. Разумеется, речь идет не об избытке, а о недостатке положенных по закону квадратных метров на каждого жильца. Действующая до сих пор норма обеспеченности (учетная норма) не изменялась долгие годы. Она, по прежнему, составляет 12 м2 . В эту площадь включаются все подсобные и хозяйственные помещения: кухни, санузлы, кладовки, балконы/лоджии. Иными словами, если площадь жилого помещения на каждого члена семьи хотя бы на полметра превышает эту норму, рассчитывать ему на улучшение жилищных условий не следует;
- К третьей категории относятся граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилью: аварийное, ветхое жилье, или помещения, предназначенные для проживания, но не снабженные минимальным набором коммунальных услуг. Не имеющие таких характерных признаков жилого помещения, как: изолированность от помещения общественного использования, расположенные ниже уровня земли и прочие;
- Четвертая группа – лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний проживание с которыми других людей представляет опасность или создает невыносимые неудобства. Так же к этой группе отнесены граждане, члены семьи или совместно проживающих нескольких семей, в которых имеется такой больной.
Предварительно семьям-претендентам потребуется приобрести статус малоимущих. Для этого им необходимо обратиться в орган соцзащиты. Туда передается заявление вместе с документацией, подтверждающей родственные связи между членами семейства. Также направляется бумага о доходах участников семьи.
Малоимущими соцзащита признает только те семейства, в которых на одного члена приходится доход меньше, чем зафиксированный в регионе прожиточный минимум.
Если орган соцзащиты удовлетворяет просьбу семьи, то она признается малоимущей. Присвоение такого статуса оформляется письменным решением. После его получения члены семейства могут обращаться в муниципалитет для приобретения статуса нуждающихся в улучшении жилья.
Программы по улучшению жилищных условий
На сегодняшний день государство реализует ряд программ, направленных на помощь в получении или улучшении жилплощади нуждающимся гражданам:
В рамках программы молодая семья может взять ипотеку на выгодных условиях, получить государственную субсидию на покупку жилья и другие льготы.
Подразумевает перечисление государственных субсидий на безвозмездной основе на личные счета военнослужащих.
Обеспечение собственным жильем людей, проживающих и работающих в селах и деревнях. Программа действует до 2023 года. Размер субсидии, на которую нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане могут рассчитывать, — 70% от стоимости объекта недвижимости.
- Жилищная субсидия для молодых учителей
Субсидия предоставляется на приобретение жилья в ипотеку или на строительство частного дома. Размер субсидии — 20% от общей стоимости жилья. Ее можно внести в виде первоначального взноса.
- Поддержка многодетных семей
Программа подразумевает выдачу ипотечного кредита на срок до 30 лет. Государство помогает оплачивать 75% ежемесячных платежей.
Помимо этого, граждане с ограниченными возможностями, вставшие на очередь по улучшению жилищных условий до 1 января 2023 года, могут воспользоваться льготной ипотекой. Это наилучший вариант для инвалидов, поскольку они получат заем по сниженной процентной ставке, а часть суммы оплатит государство.