Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 Требования к оформлению титульного листа и листа утверждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уже говорилось выше, первый делом в приказ нужно внести полное наименование организации, которая выпустила данный документ (в соответствии с регистрационными документами). Затем пишется номер приказа по внутреннему документообороту, а также дата его создания (число, месяц, год).
Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
Обозначение: | ГОСТ 2.503-2013 |
---|---|
Статус: | действующий |
Тип: | ГОСТ |
Название русское: | Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений |
Дата актуализации текста: | 01.06.2022 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2023 |
Дата регистрации: | 28.08.2013 |
Дата издания: | 28.08.2020 |
Дата введения в действие: | 01.06.2014 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт устанавливает правила внесения изменений в конструкторские и технологические документы |
Взамен: | ГОСТ 2.503-90 |
Список изменений: | №0 от (рег. ) «Дата введения перенесена» |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация → Технические чертежи → Технические чертежи в целомКлассификатор государственных стандартов → Общетехнические и организационно-методические стандарты → Система документации → Система проектно-конструкторской документацииТематические сборники → Единая система конструкторской документации. |
Приложение №0: | Поправка к ГОСТ 2.503-2013 |
Приложение №1: | Поправка к ГОСТ 2.503-2013 |
Приложение №2: | Поправка к ГОСТ 2.503-2013 |
Поясним это на примерах.
2. Можно ли применять национальный стандарт до «вступления его в действие»?
Новый стандарт, как правило, основывается на современном уровне развития технологий, требований к качеству продукции и требований безопасности. Применение его может дать предприятиям конкурентное преимущество на рынке. Поэтому предприятие само решает, когда его применять.
3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?
Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например, от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.
4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?
Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете, и которая вам больше нравится.
5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?
а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?
В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по «отмененным» ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.
б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.
В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.
Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.
Отменены национальные стандарты ГОСТ Р 58439.1-2019 и ГОСТ Р 58439.2-2019
Глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление о переводе почти трети действующих строительных требований в разряд рекомендаций. О подписании документа сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительную отрасль. «Могу сказать, что на сегодняшний день постановление правительства подписано председателем правительства, в ближайшие дни будет опубликовано.
А контроль будут осуществлять сами люди: например, если градусник неправильно показывает температуру, то можно перестать покупать этот градусник или привлечь к суду производителей. Однако, как показала практика, такой контроль осуществить сложно.
В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.
Внесение изменений или дополнений в нормативные акты центрального таможенного ведомства или иных органов бывшего Союза ССР не допускается.
Настоящий стандарт ГОСТ 125-79 соответствует требованиям стандарта СЭВ 826-77 в части, указанной в справочном приложении.
Были лазейки в виде отраслевых стандартов (ОСТ) и технических условий (ТУ). Да и сами ГОСТы не всегда гарантировали лучшее качество.
Перевозчик, согласно постановлению, не может вводить ограничения, связанные с маршрутом или датой перелета, в отношении ваучеров при наличии билетов в продаже, выбранных пассажиром.
Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.
Если правовой акт не вступил в силу и необходимость в нем отпала, он может быть отменен, при этом в отменяющем акте вместо термина «признать утратившим силу» употребляется термин «отменить».
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ), Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский центр CALS-технологий «Прикладная логистика» (АНО НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 августа 2013 г. N 58-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1628-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 2.503-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
6 ИЗДАНИЕ (июль 2020 г.) с Поправкой (ИУС 9-2015)*
* См. ярлык «Примечания».
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 23.08.2021
Поправки внесены изготовителем базы данных
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 дополнительное извещение об изменении: Документ, содержащий сведения, необходимые для изменения производственно-технических указаний в выпущенном извещении об изменении документов*.
Здесь и далее знаком «*» отмечены пункты, к которым даны комментарии в приложении А.
3.1.2 дополнительное предварительное извещение об изменении: Документ, содержащий сведения, необходимые для изменения производственно-технических указаний в выпущенном предварительном извещении об изменении.
3.1.3 извещение об изменении: Документ, содержащий сведения, необходимые для внесения изменений в подлинники конструкторских (технологических) документов, их замены или аннулирования, в том числе причину и срок внесения изменений, а также указания об использовании задела изменяемого изделия*.
изделие: Предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению в организации.
копия контрольная: Копия конструкторского (технологического) документа, служащая для восстановления подлинника, изготовления дубликатов, рабочих копий, справок или сверки документации.
3.1.6 предварительное извещение об изменении: Временный документ, содержащий сведения, необходимые для внесения изменений в копии конструкторских (технологических) документов, находящихся в производстве, и действующих до погашения их извещением об изменении или до переоформления в извещение об изменении, окончания срока действия или аннулирования.
3.1.7 предложение об изменении: Документ, содержащий предлагаемые сведения, необходимые для внесения изменений в конструкторские (технологические) документы, их замены или аннулирования*.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДИ — дополнительное извещение об изменении;
ДПИ — дополнительное предварительное извещение об изменении;
ИИ — извещение об изменении;
ЛР — лист регистрации изменений;
ПИ — предварительное извещение об изменении;
ПР — предложение об изменении;
СТД — служба технической документации;
ТУ — технические условия.
6.3.1 Материал, дополняющий текст документа, допускается оформлять в виде приложений. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
Элемент «Приложение» оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
6.3.2 Приложения могут быть обязательными и информационными.
Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.
6.3.3 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Статус приложений при ссылках не указывают. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
6.3.4 Каждый элемент «Приложение» следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения указывают статус «обязательное», а для информационного — «рекомендуемое» или «справочное».
Элемент «Приложение» должен иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
6.3.5 Элемент «Приложение» обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
Допускается обозначение буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
6.13.1 Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.
6.13.2 Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
6.13.3 Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.
6.13.4 Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.
Пример — «… печатающее устройство2)…»
6.13.5 Для каждой страницы используют отдельную систему нумерации сносок.
Допускается вместо цифр выполнять сноски символом «звездочка» (*).
Применять более трех звездочек не рекомендуется.
Определено, что слова о «большом объеме» документации относятся к документации на бумажном носителе. Исходя именно из этого объема раздел (или подраздел) делят на части и книги.
Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.
N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.
Допускается по согласованию с организацией—держателем подлинников изготовление дубликатов организацией-дублером или заказчиком (представительством заказчика) с копий, принятых на учет.
Разъяснение Росаккредитации о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих
В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) (далее – нормативные документы), Росаккредитация информирует о следующем.
1. В случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.
Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.
2. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ранее действующими версиями нормативных документов, включенных в утвержденную область аккредитации. При этом основания, случаи и процедуры использования ранее действующих версий таких нормативных документов должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.
3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.
4. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ), Автономной некоммерческой организацией Научно-исследовательский центр CALS-технологий «Прикладная логистика» (АНО НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 августа 2013 г. N 58-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
AZ |
Азстандарт |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Туркмения |
ТМ |
Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Поясним это на примерах.
2. Можно ли применять национальный стандарт до «вступления его в действие»?
Новый стандарт, как правило, основывается на современном уровне развития технологий, требований к качеству продукции и требований безопасности. Применение его может дать предприятиям конкурентное преимущество на рынке. Поэтому предприятие само решает, когда его применять.
3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?
Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например, от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.
4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?
Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете, и которая вам больше нравится.
5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?
а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?
В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по «отмененным» ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.
б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.
В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.
Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.004-88 Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ
ГОСТ 2.051-2013 Единая система конструкторской документации. Электронный документ. Общие положения
ГОСТ 2.053-2013 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения
ГОСТ 2.102-2013 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.113-75 Единая система конструкторской документации. Групповые и базовые конструкторские документы
ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 2.501-2013 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
ГОСТ 2.603-68 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию
ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 3.1102-2011 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения
ГОСТ 3.1103-2011 Единая система технологической документации. Основные надписи
ГОСТ 3.1105-2011 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов общего назначения
ГОСТ 3.1201-85 Единая система технологической документации. Система обозначения технологической документации
ГОСТ 13.1.002-2003 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие положения и нормы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Остерегайтесь мошенников, незаконно выдающих сертификаты соответствия!
- выполнения установленных процедур подготовки и обсуждения проекта стандарта, комплектации сопроводительной документации;
- соответствия требований стандарта положениям технических регламентов, действующему законодательству.
Наконец проводится издательское редактирование текста стандарта.
В случае положительного заключения проект стандарта утверждается приказом Росстандарта. В приказе Росстандарта, утверждающем данный национальный стандарт, также содержится указание, с какого момента он вводится в действие (в ПР 50.1.074-2004 рекомендовано не менее чем через 9 мес.) и взамен какого стандарта он принят. А предыдущий стандарт в свою очередь отменяется.
Итак, что означает утверждение национального стандарта приказом Росстандарта? Это значит, что стандарт прошел экспертизу авторитетных экспертов, обсуждение с профессиональным сообществом, проверку на соответствие техническим регламентам и действующему законодательству, отредактирован и рекомендован для применения предприятиями соответствующей отрасли.
Почему рекомендован? Потому что он добровольного применения. А что тогда означает дата его введения в действие? По существу, это ничего не значит. Это, с нашей точки зрения, анахронизм советских времен, когда ГОСТ вводился как обязательный документ. Тогда это имело значение, поскольку давало время предприятиям подготовиться к применению принятого стандарта.
Таким образом, вступление в действие национального стандарта, а также его отмена имеют совершенно другое значение по сравнению с вступлением в силу или отменой нормативных правовых актов.
2. Можно ли применять национальный стандарт до «вступления его в действие»?
Новый стандарт, как правило, основывается на современном уровне развития технологий, требований к качеству продукции и требований безопасности. Применение его может дать предприятиям конкурентное преимущество на рынке. Поэтому предприятие само решает, когда его применять.
3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?
Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например, от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.
4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?
Нигде в нормативных правовых актах не содержится требования обязательного наличия на предприятии официальных изданий ГОСТов. Более того, в соответствии с п.6 Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга России от 27.05.2016 N 1730, установлен свободный доступ к документам национальной системы стандартизации, размещенным на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, официальные издания могут быть «на столе» в любой момент у любого пользователя сети Интернет. Электронные справочные системы дают возможность работать с текстами ГОСТов (в системе «Техэксперт» благодаря 3-кратной сверке они достоверны, а для пущей уверенности пользователя в системы «Техэксперт» включены и скан-копии официальных изданий ГОСТов), но главное — они дают возможность воспользоваться следующими сервисами:
- актуализированные, проверенные редакции документов;
- ссылки;
- комментарии, консультации;
- единое поисковое пространство;
- аналитические сервисы: сравнение ГОСТов, история стандартов и т.д.
Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете, и которая вам больше нравится.
5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?
В определенных случаях — да. Здесь несколько ситуаций.
а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?
В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по «отмененным» ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.
Ссылка контракта на документы по стандартизации — это тот случай, когда документы добровольного применения становятся обязательными для производителя, но, естественно, в рамках данного контракта.
б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.
В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.
6. Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?
Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.
Документы по стандартизации включены в доказательную базу технического регламента для применения на обязательной основе. В течение какого-то времени взамен них приняты новые. Какими, новыми или предыдущими, пользоваться?
Ответ: пользоваться теми документами, которые непосредственно включены в перечень документов доказательной базы технического регламента применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований этого технического регламента. Примером может являться Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ФЗ N 384-ФЗ от 30.12.2009).
Во исполнение Технического регламента принято Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утверждающее «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, ссылки из нормативных правовых актов на документы добровольного применения делают применение данных документов обязательным в тех пределах, которые указаны в нормативном правовом акте.
Как быть с применением документов по стандартизации, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза? Напомним, что Перечень документов, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза и применяемых на добровольной основе, утверждается решением Евразийской экономической комиссии.
В перечнях, утверждаемых Евразийской экономической комиссией, встречаются ГОСТы (напомним, что ГОСТ — это межгосударственный стандарт стран СНГ), применение которых прекращено на территории РФ, в связи с утверждением и введением в действие национального стандарта (ГОСТ Р). Вопрос: в данном случае приоритет у какого документа: «отмененного» ГОСТ или «действующего» ГОСТ Р?
По нашему мнению, юридическая сила решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией, несомненно выше решений Росстандарта, поэтому приоритет использования в качестве доказательной базы — за ГОСТом, несмотря на то, что его действие в России прекращено.
Как быть, если в перечне, утвержденном Евразийской экономической комиссией, оказался «отмененный» ГОСТ, замененный на новый документ?
Наше мнение — как и в ситуации 2, использовать «отмененный» ГОСТ можно.
Еще ситуация, которая может поставить в тупик: ГОСТ включен в перечень документов к ТР ТС, а в России действует аналогичный ГОСТ Р, более передовой, чем ГОСТ. Уже после утверждения перечня к ТР ТС передовой ГОСТ Р был принят в качестве межгосударственного стандарта. Этот межгосударственный стандарт принимается взамен ГОСТ, включенного в перечень к ТР ТС, а также вводится в действие на территории РФ с отменой ГОСТ Р.
Чем пользоваться в этой ситуации — недействующим ГОСТ, включенным в перечень к ТР ТС, или новым ГОСТ, введенным в действие в России? Можно ли применять недействующий ГОСТ Р?
Наше мнение — нужно применять ГОСТ из перечня, если мы хотим выполнить требования технического регламента, но не хотим брать на себя бремя доказывания соответствия этим требованиям. Если мы хотим использовать передовые методы и технологии, мы можем применять новый ГОСТ в той части, требования которой не ниже, чем в старом ГОСТ.
Но при этом мы должны доказать, что требования нового ГОСТ действительно не ниже, чем в старом. Если мы не хотим заниматься подобными доказательствами, мы можем использовать новый ГОСТ, но проверять продукцию на соответствие требованиям старого.
Техническими условиями называется документ по стандартизации, который оформляется по инициативе топ-менеджмента предприятия, по требованию его контрагентов или государственных инстанций. В него включаются:
- требования к качеству и потребительским характеристикам готовых изделий;
- требования к используемому сырью, материалам, комплектующим;
- правила организации производственного процесса и контроля качества выпускаемой продукции;
- правила маркировки, организации хранения и доставки товаров;
- срок их годности (период службы) и т.д.
Тех. условия оформляются, если по отношению к продукции не принят профильный ГОСТ, если предприятие изменило отдельные положения государственного стандарта (например, рецептуру, срок годности изделий и т.д.).
Составление ТУ необходимо компаниям для повышения качества выпускаемой продукции, стандартизации бизнес-процессов, для прохождения обязательных или добровольных оценочных процедур: сертификации, декларирования, госрегистрации и т.д.
Тех. условия составляются с учетом требований российского и международного законодательства, в том числе техрегламентов и ГОСТов. В документ должно быть включено достаточное количество информации, чтобы покупатель мог принять решение о приобретении товара, а затем безопасно его использовать.
Порядок совершения корректировки ТУ устанавливается двумя законодательными актами:
- ГОСТ 51740-2016 – действует по отношению к продовольственным товарам;
- ГОСТ 2.503-2013 – распространяется на непродовольственную продукцию.
Внести коррективы можно следующими методами:
- зачистка или закрашивание отдельных элементов текста;
- зачеркивание фраз и предложений, которые потеряли актуальность;
- замена листов на новые.
Первые два способа применяются для техусловий, которые составлены в бумажном формате. Если документ принят в электронном виде, то допускается только замена листов на новые.
Чтобы скорректировать схемы, чертежи, иллюстрации, предприниматели зачеркивают устаревший элемент и добавляют новый с обязательным размещением комментария «Взамен перечеркнутого». Изображения должны быть достаточно четкими, чтобы имелась возможность их перевода в электронную форму, например, методом сканирования.
Изменения в техусловия могут вноситься на основании новых результатов исследований, измерений и тестов, писем от заказчиков продукции, итогов внутренних проверок, которые продемонстрировали неточности в предыдущей версии документации, а также по иным причинам.
Регистрация измененного документа требуется только в том случае, если сведения о первоначальной версии ТУ предоставлялись в Росстандарт. Если она не регистрировалась, то для вступления в силу исправлений достаточно распоряжения руководителя предприятия.
Оценку соответствия на изделия в России можно пройти в обязательном порядке или добровольно. Обязательная оценка соответствия ГОСТ Р осуществляется в отношении товаров, включенных в Постановление Правительства РФ № 982. До конца 2019 года эту процедуру можно было пройти в добровольном порядке, причем на любые виды продукции. Приказ № 3358 был издан 26.12 2019 года, поэтому оформление добровольных сертификатов ГОСТ прекращено с именно с этого периода 26 декабря 2019 года.
С изданием Приказа № 3358 сохранил силу перечень по Постановлению № 982. Поэтому сертификация ГОСТ Р является обязательным требованием для продукции, включенной в этот перечень. Также в странах ЕАЭС, в том числе и в России, оценку соответствия нужно проходить по техническим регламентам. Порядок их применения никак не изменился после отмены добровольной сертификации ГОСТ Р. По мере принятия новых регламентов ЕАЭС, соответствующие товарные позиции будут исключаться из Постановления № 982.
Система сертификации товаров и услуг, которая будет действовать еще несколько дней, была введена в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р». Она устанавливала порядок осуществления процедур по сертификации, требования к сертифицируемой продукции и иные компоненты системы. При этом ее основной задачей было регулирование комплекса мер по обязательной оценке продукции, однако в тексте документа также упоминалось, что приведенные в нем принципы и правила могут быть применены также в контексте добровольных процедур, в которых производители вольны принимать участие по собственному желанию.
Указанный документ распространял свое действие на большую часть товаров и услуг, производимых в Российской Федерации и за ее пределами — иначе говоря, он определял порядок сертификации как отечественных, так и импортных товаров, который характеризовался необходимостью прохождения одних и тех же процедур. В частности, документ касался следующих категорий продукции:
- товары, используемые населением для удовлетворения собственных повседневных бытовых потребностей;
- товары, предназначенные для удовлетворения потребностей производства, включая машины, оборудование, инструменты и прочие категории;
- строительные материалы и инструменты, применяемые для осуществления строительных работ;
- все виды услуг, подлежащих обязательной сертификации, включая как услуги, используемые на производстве, так и услуги, оказываемые гражданам;
- все виды систем менеджмента качества, действующие на территории Российской Федерации;
- все виды производств, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат прохождению процедуры сертификации.
Получить сертификат системы ГОСТ Р в добровольном порядке мог любой производитель, однако для ряда товаров и услуг действующее законодательство предусматривало обязательность такой процедуры. Так, перечень указанных видов продукции и работ определялся Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». При этом примечательно, что список сертифицируемых товаров действовал все это время и оставался достаточно обширным, однако в рассматриваемом документе полностью отсутствовал раздел, посвященный аналогичному списку работ и услуг.
Приказ № 3358, которое признает более не применимыми положения системы ГОСТ Р, был издан Министерством промышленности и торговли РФ 22 сентября 2016 года. 11 ноября текущего года он был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, и через 14 дней с этого момента вступит в полную силу. Таким образом, нормативно-правовые акты, подлежащие отмене в связи с принятием этого документа, перестанут быть актуальными 25 ноября текущего года.
На сегодняшний день ни одно из уполномоченных ведомств пока не выступило с инициативой о предложении документа, который будет регулировать данную отрасль взамен отменяемых нормативно-правовых актов. Таким образом, на данный момент основным законом, который упорядочивает взаимоотношения контрагентов в этой области, является Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Отмена сертификатов ГОСТ Р. Новые правила сертификации
Основные рекомендации специалистов – чаще мыть руки, надевать маски в общественных местах, в случае недомогания незамедлительно вызывать врача. Психологи советуют не поддаваться панике, не впадать в депрессию. Напротив, необходимо поддерживать благоприятный эмоциональный фон, попытаться найти позитивные стороны, новые возможности для саморазвития. А также стараться соблюдать привычный режим в условиях самоизоляции: настроить работу в удаленном формате, заниматься спортом дома, не переедать.
Росстандарт пообещал отменить 10 тысяч ГОСТов — государственных стандартов советского времени. Каковы будут последствия этого решения.
Какие же ГОСты собираются вычеркивать? Росстандарт уверяет, что речь не идет о том, чтобы облегчить жизнь разным ловкачам. Просто время изменилось, и многие стандарты уже неактуальны. Например, о требованиях к пишущим машинкам, к проводным пультам дистанционного управления, к ЭВМ на перфокартах — многие сейчас даже не знают, что это такое.
Неактуальны и регламенты по выделке шкур полярных медведей: мишек стрелять больше нельзя, они занесены в Красную книгу.
«Если же стандарт, вне зависимости от его возраста, по-прежнему применяется на предприятиях страны, содержит актуальные требования к качественным и иным характеристикам продукции на рынке, он меняться не будет», — заверяет Росстандарт.
На проведение ревизии документов, принятых еще до 1991 года, потребуется примерно два года. А после этого список отменяемых стандартов будет размещен на сайте ведомства для публичного обсуждения.
Однако многим идея с отменой ГОСТов в России не понравилась. Люди привыкли, что, если сделано по ГОСТу, особенно советскому, то это значит — качественно. Колбаса — без крахмала. Шоколад — без пальмового масла.
А если ГОСТы, как те несчастные понедельники из песенки, взять да отменить, полный раздрай начнется: кто как хочет, тот так и делать будет. Хотя некоторые считают, что это вовсе не раздрай, а развитие.
Впрочем, по большому счету ГОСТы, хоть и не отменены, но с 2003 года уже не являются обязательными. Хочешь — соблюдай, хочешь — нет. Исключения — стандарты для оборонной продукции, атомной энергетики, для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию «не для всех», а также ряд ГОСТов, которые обеспечивают безопасность дорожного движения (существует специальный перечень, принятый правительством РФ).
На смену ГОСТам пришли технические регламенты. Они содержат минимальные требования — это, как считают эксперты, устраняет необоснованные административные ограничения в предпринимательской деятельности.
Сами ГОСТы тоже остались. Но после развала СССР маркировка чуть изменилась. Теперь пишут «ГОСТ Р», где буква Р указывает на использование в России. С 1991 года в РФ принято более 12 тысяч современных стандартов, а также обновлено почти 15 тысяч, принятых ранее.
В ТЕМУ
К началу нулевых, по данным СМИ, действовало около 170 тысяч советских ГОСТов. Стандартизировалось любое действие, любое изделие — от автомобиля в целом до каждой шайбочки и гаечки, даже размеры и форма технических табличек типа «Не влезай — убьет!» должны были строго соответствовать ГОСТу. Не говоря уже о стежках, швах и строчках на наших трусах, костюмах и платьях.
Однако неукоснительное соблюдение ГОСТов в СССР — это все-таки миф. Были лазейки в виде отраслевых стандартов (ОСТ) и технических условий (ТУ). Да и сами ГОСТы не всегда гарантировали лучшее качество. Так, в ГОСТе 23670-79 (от 1979 года), касающегося колбасы, говорится: «Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».
ГОСТ отменен в части что это значит?
Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты(в ред.
Соответственно существуют нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства города Москвы (это необходимо обратиться в районный суд, который принимает стороне протокола общего собрания участкового о снятии с учета Ваших прав на земельный участок.
Регистрация производится в натуре в размере, установленном Гражданским кодексом РФ.
в равных долях, производство по делу приостановлено.Не согласившись с данным определением, в частной жалобе Крешихина К.И. просит его отменить в части распределения судебных расходов и приостановления производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заслушав истицу, судебная коллегия считает, что определение суда подлежит отмене в части распределения судебных расходов, как постановленное в данной части с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч.
79 ГПК РФ.Судебная коллегия принимает
Те же деяния, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц — пяти тысяч рублей,на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.Помощь в разрешении семейных, жилищных, авторских, земельных и других споров.
Москвы, Управление Росреестра по Москве, Управление Росреестра по Владимирской области, Н.В.
были извещены, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушениями требований закона. В соответствии со ст. 333 п.
1 ГПК РФ подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом производятся в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями, предусмотренными частью второй настоящей статьи. Как следует из положений п.
1, пп.
2 п. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение норм процессуального права.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Из материалов дела усматривается, что Ш.Ю.
На новое рассмотрение направляются процессуальные вопросы, которые вызваны тем, что спор по существу в первой инстанции не рассматривался в случае необоснованного возврата искового заявления, возврата заявления о признании должника банкротом, отказа в принятии заявления о признании должника банкротом, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу, приостановления производства по делу, передачи дела на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня.
Почему ГОСТ лучше ТУ?
Различия ГОСТа и ТУ (технических условий) Выпуск любой продукции на территории Российской Федерации осуществляется на основе регламентов прописанных в ГОСТах или ТУ. Оба стандарта предназначены для создания определенных рамок, в пределах которых находятся характеристики выпускаемого товара.
Но при этом инструменты достижения этих рамок стандартами устанавливаются различные. В чем же основные отличия между ГОСТ и ТУ? Гост — это нормативно-правовой документ, в соответствии требованиями которого производится стандартизация производственных процессов и оказания услуг. Система ГОСТ была создана во времена Советского Союза, и представляет собой набор стандартов, устанавливающих нормы производства продукции.
Предусматривалось, что каждый товар в стране будет соответствовать требованиям отдельного ГОСТ, регламентирующего именно его выпуск. Соблюдение требований, прописанных в ГОСТ, было обязательным для всех производителей. Позднее, с 1996-го года, ГОСТ стал обязательным только после прохождения регистрации в Минюсте. ТУ (Технические условия) — это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа. В 90-е годы в условиях динамичного развития новых технологий и расширения производимого товарного ряда, проявилась неспособность оперативного обновления и создания новых ГОСТ.
Именно тогда появились ТУ, предназначенные для регламентации выпуска товаров, для которых в стране не существует ГОСТ. При этом разрабатываются ТУ не государственными органами стандартизации, а самими производителями. Именно в авторстве разработки кроется одно из главных различий, так как ТУ можно рассматривать в качестве собственности их разработки.
Наша компания занимается разработкой и регистрацией технических условий. Подробнее Вы можете ознакомиться в соответствующем, Однако, если у Вас сложная техническая продукция не имеющая аналогов настоятельно рекомендуем ознакомиться с ГОСТами и самостоятельно разработать ТУ.
Прерогатива разработки ГОСТ принадлежит исключительно государству, при этом каждый из подобных стандартов обязателен к регистрации в Минюсте. ТУ разрабатываются самим производителем или нанятой им специализированной коммерческой организацией. Никакой обязательной регистрации для технических условий не предусмотрено, но при желании ее можно провести добровольно в Госстандарте.
При этом регистрация не более чем подтверждает собственность заявителя над ТУ.
Законодательная поддержка
ГОСТ можно признать полноценным законодательным актом сфере нормативного регулирования. К ТУ подобного определения применить нельзя. Владельцем ГОСТ выступает только государство, в то время как владеют ТУ коммерческие структуры, обладающие возможностью передавать права другим компаниям и производителям, в том числе продавать.
Гарантии соблюдения регламента
Если говорить о главных отличиях между ГОСТ и ТУ, то оно кроется в жесткости устанавливаемых нормативов. Понятно, что созданный государством ГОСТ будет намного строже, чем ТУ, разработанные самим производителем. В ГОСТ приоритетом выступает качество продукции и ее безопасность.
Регулирование и детализация регламента
В большинстве случаев ГОСТ создается под каждый конкретный товар, устанавливая требования не только по его производству, но и хранению, маркировке продукции, когда весь путь от сырья до реализации потребителю предельно детализирован. В ТУ вопросам маркировки и реализации уделяется значительно меньше внимания.
Кроме того, производители могут закладывать в ТУ «хитрости» из области маркетинга, ориентированные на рост продаж. Можно сказать, что указанные выше отличия являются единственными. При этом не обязательно ГОСТ обеспечивает выпуск более качественной продукции. Во многих отраслях производства имеется серьезная конкуренция, заставляющая разработчиков закладывать в ТУ очень высокие характеристики.