Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «е-Осаго 2023, что же изменилось…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ОСАГО — это обязательный по законодательству России вид страхования, поэтому тарифы на него регулируются государством и к нему не могут применяться такие понятия, как скидки и праздничные акции. Если вам предлагают неожиданные скидки, не связанные с вашим безаварийным вождением (КБМ), остерегайтесь: скорее всего, это мошенничество!
Когда нельзя оформить Е-ОСАГО
Вы не получите электронный полис в следующих случаях:
- Если приобрели новый автомобиль, сведений о котором нет в базе РСА. Вы вправе получить Е-ОСАГО только через год после оформления полиса в общем порядке.
- Владелец ТС — начинающий водитель и приобретает электронный полис впервые.
- Марка автомобиля отсутствует в перечне базы РСА.
- После покупки вы ещё не поставили на учет подержанный автомобиль, поэтому информации о том, что являетесь новым владельцем ТС, в базе РСА нет.
- Машина не прошла техосмотр, нет диагностической карты, сведения о которой вносятся в базу данных ЕАИСТО.
- Водитель сменил паспорт, водительское удостоверение, регистрационные знаки, свидетельство о регистрации ТС, прописку, а новые сведения не внесены в базу РСА.
Стоимость ОСАГО онлайн
Стоимость обычного и электронного вариантов ОСАГО в рамках одной страховой компании абсолютно одинаковая, поэтому вопреки распространенному мнению сэкономить на покупке онлайн не удастся. Вы можете встретить дешевые полисы в Интернете, но купить их без приобретения дополнительных услуг просто не получится.
Стоимость полиса ОСАГО зависит от:
- мощности транспортного средства;
- возраста и стажа автовладельца;
- количества водителей, включенных в документ;
- показателя коэффициента КБМ у конкретного водителя (безаварийное вождение);
- региона регистрации;
- длительности действия полиса.
Особенности электронной автостраховки ОСАГО
Водители всегда должны держать под рукой (в бумажнике, в бардачке, в кармане) два документа — водительское удостоверение и полис обязательного автогражданского страхования ОСАГО. И хотя опытные водители и владельцы авто с небольшим стажем и так прекрасно об этом знают, мы еще раз повторим — выезжать на дорогу без автостраховки на машину запрещено (40-ФЗ от 25.04.2002).
Оформленный полис ОСАГО — государственная гарантия не только для вас, но и для других водителей. В случае аварии и виновник, и пострадавший могут рассчитывать на эту страховку и пользоваться ей в рамках установленного лимита. Водитель, спровоцировавший ДТП, сэкономит до 400 000 рублей, а пострадавший может быть уверен, что ущерб ему точно компенсируют.
Сама страховка — это не деньги в размере вышеуказанной суммы, а полис, который дает возможность водителю обратиться за компенсацией в страховую компанию и пользоваться ее благами в разумных пределах. Ранее страховые документы делали исключительно на бумаге. С 2015 года у владельцев транспортных средств появился выбор формы полиса ОСАГО — теперь есть электронная и бумажная страховка автомобиля (Постановление Правительства № 529 от 02.06.2015).
Чем они отличаются? Фактически ничем, только форматом. Обычный полис ОСАГО оформляется на специальном бланке с государственными знаками, электронный — в интернете. Для получения бумажных документов нужно прийти в ближайшее отделение страховщика, написать заявление, заключить договор, предоставить все необходимые документы, оплатить страховую премию и забрать готовую страховку. Учтите, использовать такой полис по назначению можно только на следующий день.
Порядок оформления электронного ОСАГО аналогичен, с той лишь разницей, что владелец авто будет самостоятельно заполнять все данные для страховой компании — в режиме удаленного доступа. Для получения электронной страховки (Е-ОСАГО) нужно уметь уверенно пользоваться компьютером — это главное требование для водителя. В интернете немало мошенников, делающих зеркальные сайты страховых компаний и предлагающих получить электронный полис за существенно меньшие деньги. Таких случаев уже зафиксировано немало, поэтому если вы не уверены в своих пользовательских способностях, лучше привлечь специалиста для получения онлайн-услуг по автострахованию.
В остальном, пользоваться электронными системами оформления полиса автострахования достаточно просто. На правильном официальном сайте страховой компании вводятся данные о самом автомобиле (мощность, государственный и VIN номер), о водителе (стаж, количество аварий), обо всех лицах, кто будет вписан в автостраховку. Все сопроводительные документы (паспорт, водительские права, диагностическая карта) прикладываются к электронному заявлению в отсканированном виде. Затем система автоматически рассчитывает стоимость полиса, владелец перечисляет деньги в платежной системе и получает готовую электронную автостраховку, пользоваться которой можно только через 3 дня.
Какие проблемы могут возникнуть при оформлении Е-ОСАГО?
Решив застраховаться через инет, будьте готовы к сложностям, которыми может сопровождаться данный процесс.
К самым распространенным проблемам в оформлении электронной версии ОСАГО относятся:
- Отсутствие подтверждающей информации от системы АИС. Почему получается эта проблема и как ее устранить? Возможно, все дело в том, что нужная информация не была внесена вообще, была введена с ошибкой или же в программе возник сбой. А без этого подтверждения вы просто не сумеете заполнить заявление и воспользоваться услугой автострахования;
-
Тщательная проверка. Чтобы купить страховку ОСАГО через интернет, вам не нужно предоставлять в офис никаких документов. Однако это не значит, что страховая фирма не выполнит всестороннюю проверку данных клиента через собственную базу.
Обязательной проверке подлежат данные об авто (дата получения документов, год выпуска, водительские права, прохождение техосмотра и т. д.) и сведения о водителе (водительский и безаварийный стаж).
Иногда проверка может прекратиться (причем на любой из стадий) по причине отсутствия какой-либо информации. При этом сам владелец машины даже не догадывается о том, что его вовремя пройденный техосмотр не отобразился в программе и стал главным препятствием для выдачи электронного ОСАГО;
- Технические ошибки. Решив страховать машину в сети, будьте очень внимательны – все неточности, допущенные во время заполнения заявления, станут поводом для отказа в получении страховки (как электронной, так и бумажной). В ответ на запрос компании система АИС выдаст справку о том, что водителя с такими данными просто не существует;
- Невозможность оформления Е-ОСАГО по доверенности. Сегодня онлайн оформлением страхового полиса может заниматься только хозяин машины;
- Страхование нового автомобиля. Информация в систему АИС поступает только после того, как транспортное средство пройдет регистрацию в ГИБДД. Во всех остальных случаях она просто отсутствует. Это значит, что покупку полиса для новой машины можно совершить только при личном встрече со страховым агентом;
- Высокая вероятность попасть в цепкие руки посредников. Если вы планируете купить ОСАГО дешево, то помощь других людей в заполнении документов вам будет совершенно ни к чему. Но это еще не все! В обязанности посредника войдет и оплата услуг страхования от вашего имени. При этом сам автомобилист не получает никакой гарантии того, что его персональными и банковскими данными не завладеют мошенники;
- Региональная привязка. Согласно действующему законодательству, вы не сможете заказать электронный полис в той или иной компании, если в регионе вашего проживания нет ее официального представительства. Проверить доступность подобных услуг можно еще на начальной стадии оформления документации (при заполнении бланка);
- Технические проблемы на интернет-сайтах СК. Пользователи довольно часто сталкиваются не только с банальным зависанием портала, но и с длительной проверкой данных в РСА, полной остановки работы ресурса и другими неприятными моментами.
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 1,8 | 1,16 |
Московская область | 1,56 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Уфа | 1,64 | 1 |
Якутск | 1,16 | 0,76 |
Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
Пермь | 1,8 | 1,16 |
Владимир | 1,48 | 1 |
Необходимые документы для онлайн покупки ОСАГО для физических лиц
Для того чтобы оформить полис ОСАГО физическому лицу в электронном виде, потребуется следующий пакет документации:
- Паспорт владельца транспортного средства, а также документ удостоверяющий личность человека, кто страхует автомобиль.
- Технический паспорт автомобиля или свидетельство на право собственности.
- Удостоверение права вождения для лиц, которые будут вписаны в электронное свидетельство.
- Карта диагностики, которая подтверждает актуальный техосмотр. Для заполнения электронного заявления необходимо указать номер, а также дату начала и окончания срока действия. Обратите внимание: если срок эксплуатации автомобиля менее 3 лет, карта прохождения технического осмотра не потребуется.
Что нужно знать человеку, который хочет оформить электронный полис ОСАГО? Ему не потребуются оригиналы бумаг. Всё что нужно — это лишь достоверная информация о них. Поэтому, будет достаточно копий документации или сканов изображений.
Вся информация, которая указывается в заявлении, будет автоматически сверяться по электронным реестрам.
Что такое электронный ОСАГО
Иные факторы в расчете стоимости
Далее сотрудник действует по установленной инструкции. На этом основании законом было принято решение выпустить документ нового образца, оснащенного завышенными мерами защиты, а также его электронный аналог, подделать который невозможно по причине внесения данный в интернет-базу РСА. ВАЖНО! Двухслойные бланки хотят запретить, так как такой формат документа проще подделать.
Другое дело вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения.
Обязательная процедура страхования водителями своей ответственности появилась в России около 20 лет назад. Она была введена Федеральным Законом №40-ФЗ от 2002 года. С того времени в правилах оформления полиса ОСАГО постоянно происходили изменения. Одни шли на пользу водителям, другие страховщикам. И это естественно – любая система изменяется и совершенствуется.
Что предъявляется инспекторам ДПС?
Чем отличается от каско
Помимо узора на бланке имеется еще и водяной символ с эмблемой РСА. Собственником и человеком осуществляющим страхование страхователем может быть как одно и то же лицо, так и различные лица подробнее о том, кто такой страхователь и собственник в полисе, мы рассказывали здесь. ВАЖНО! В базе РСА ведется учет всех выданных бланков и их серийных номеров.
Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис.
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
Приобретение ОСАГО онлайн
Более подробно процедура приобретения электронного полиса выглядит следующим образом. Весь процесс не требует длительного ожидания и производится за несколько шагов:
- Выбрать компанию по страхованию автотранспорта, предоставляющую услуги для приобретения электронного ОСАГО.
- На официальном сайте страховщика заполнить поля, связанные с данными на автомобиль, его владельца, других водителей, имеющих право вождения авто.
- Функционал интернет ресурса определяет стоимость документа. Необходимо проверить правильность расчета на калькуляторе.
- Заплатить запрошенную сумму банковской картой, электронными деньгами или другими методами.
- На указанный ящик электронной почты приходит полис ОСАГО, который желательно распечатать и возить с собой в машине.
Комплект документов, требующихся для оформления полиса посредством мировой сети, тот же самый, что и для обычного оформления страховки. Нет необходимости сканировать документы, система самостоятельно проверит достоверность предоставленной информации.
Перечень документов:
- паспорт владельца автомобиля;
- паспорт страхователя в случае если автомобиль не личный;
- удостоверение на право вождения собственника при оформлении неограниченного полиса, а также других допущенных водителей;
- паспорт автомобиля или свидетельство о его регистрации;
- диагностическая карта.
Важные нюансы оформления ОСАГО:
Постарайтесь сделать покупку полиса «автогражданки» максимально выгодным. Чтобы этого добиться, обратите внимание на ряд аспектов:
- Страховая фирма. Сегодня на рынке действует огромное число как самих страховых организаций, так и компаний-брокеров, заключающих договоры от лица нескольких страховщиков. Кроме того, есть еще страховые агенты. Посредники часто заманивают людей выгодными предложениями, предлагая скидки и бонусы. Но практика показывает, что в большинстве случаев или подобные скидки являются несущественными, или компания занимается мошенничеством. Помните, что в большинстве ситуаций, когда фиксировались случаи мошенничества, страховой договор подписывался именно с агентами и брокерами.
Не забывайте и о выплатах. Чем престижнее, надежнее и известнее компания, тем выше шансы получить полную сумму выплат за установленный законодательством срок.
Если же сумма выплаты Вас не устраивает, Вы всегда можете сделать независимую экспертизу и обратиться в суд для возмещения ущерба после ДТП;
В связи с развитием технологий сегодня не обязательно посещать офис страховой компании лично. Достаточно выбрать подходящую организацию, зайти на сайт и переслать необходимые документы для оформления электронного полиса ОСАГО через виртуальный личный кабинет. При этом скан-копии прикреплять не обязательно.
Главное – корректно заполнить форму, указав актуальные данные. Особое внимание следует уделить номеру, серии, сроку действия. Даже незначительные опечатки или ошибки могут стать причиной отказа в выдаче «автогражданки».
Для заключения договора необходимо предъявить оригиналы или электронные копии:
- Заявления на выдачу полиса
- Паспорта собственника транспортного средства
- Регистрационного свидетельства или ПТС на авто (если полис оформляется повторно)
- Права собственности на транспорт (если авто не зарегистрировано) или договора с собственником машины (если ТС взято в аренду)
- Диагностической карты прохождения ТО. Технический осмотр должны проходить все ТС старше трех лет
- Водительского удостоверения собственника или лица, допущенного к управлению транспортом
- Текущей страховки (при наличии)
Заполненный полис можно распечатать, заказать его адресную доставку или получить в офисе компании-страховщика.
Нюансы использования электронного ОСАГО при ДТП
Если при остановках на дороге подтвердить наличие страховки достаточно просто, то при оформлении ДТП наверняка возникнут сложности:
- водителям предстоит заполнить извещение о ДТП по программе Европротокола или с участием сотрудника ГИБДД, т.е. потребуется печатный бланк;
- водители могут использовать форму извещения от любого полиса, поэтому достаточно будет взять письменный бланк у второго участника ДТП;
- если у обоих водителей электронное ОСАГО, им придется искать возможность и распечатывать бланк извещения в текстовом формате;
- при участии в оформлении инспектора ГИБДД он обязан указать свои реквизиты в письменном или электронном бланке.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
МИФЫ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОСАГО
Число проданных электронных полисов растет, но вместе с ним растет и количество «мифов», связанных с этим форматом оформления ОСАГО. Разобраться с ними можно, понимая порядок получения, условия оформления, а также, как работает система изнутри – с точки зрения страховых компаний, агентов, брокеров и прочих участников страхового сообщества.
Миф 1: традиционный бумажный бланк надежнее электронного
На самом деле это не совсем так. Более того, появление возможности застраховать авто онлайн ОСАГО было вызвано в том числе проблемами с оформлением традиционных полисов. До введения E-ОСАГО основными источниками «сбыта» бланков ОСАГО выступали страховые агенты. Начиная с 2007–2008 года бланки выдавались не штучно, а пачками, причем их учет и контроль в страховых компаниях осуществлялся довольно поверхностно (бланки выдавались «под честное слово»).
В итоге большая часть реализованных бланков к страховщикам попадала с ошибками. Оплата по ним замораживалась до устранения недочетов. А далее начиналось самое интересное: либо «пропадал» агент, либо клиент (со слов агента) резко переставал выходить на связь.
Эта ситуация давно требовала от страховщиков введения жестких форм контроля за оформлением бланков строгой отчетности (к которым относится полис ОСАГО). Кроме того, масла в огонь в данной ситуации добавляли мошенники, готовые продавать вместо реальных полисов бумажки, не обеспеченные никакими правами.
Миф 2: электронный полис позволил решить проблему контроля рынка ОСАГО
Здесь тоже не стоит судить категорично. С одной стороны, электронное страхование ОСАГО действительно решило проблему контроля за полисами. С другой стороны, к моменту введения системы многие страховые компании успели внедрить собственные сервисы, позволяющие им вести тщательный учет бланков.
Работают такие системы следующим образом: агент авторизуется и оформляет бланк в электронной системе страховщика. Далее еще до передачи бланка клиенту договор ОСАГО попадает в базу страховщика, причем под каждый оформленный договор формируется электронная квитанция или выставляется счет. Если бы подобный механизм реализации бланков ОСАГО внедрили все страховые компании, то и потребности в введении Е-ОСАГО не возникло бы.
Миф 3: отсутствие агента серьезно изменит ситуацию к лучшему
На первый взгляд так и есть: если проблемы с бланками строгой отчетности возникали по вине агента, значит, убрав его на этапе заключения договора ОСАГО в электронном виде, можно добиться значительного улучшения ситуации. В реальности дело обстоит иначе: безусловно, ситуации с «не дошедшими» до страховой бланками и «переставшими выходить на связь» клиентами удалось купировать. Однако радикально решить все проблемы, связанные с оформлением ОСАГО, просто убрав из уравнения агентов, оказалось невозможно.
Например, мошеннические схемы, «работавшие» с бумажными бланками, не изжили себя, а переместились в сеть (отсюда и большое количество «клонов» официальных сайтов СК). Недобросовестных агентов ситуация с E-ОСАГО также не обескуражила – через год после покупки электронного полиса они точно так же продолжат обзванивать клиентов страховых, автосалонов и банков по купленным базам.
А вот у добросовестных страховщиков в условиях, когда полис оформляется без первичного контакта с агентом (либо страховым представителем или сотрудником СК), меньше возможностей способствовать повышению страховой грамотности клиента. Это не только чревато ошибками при внесении данных в полис, но и не позволяет помочь клиенту разобраться в тонкостях страховой науки, рассчитанной на получение разумной компенсации (в конце концов, показать варианты экономии на страховании – один из важных навыков профессионального агента).
Некоторые типы процедур в данном случае вообще сложно переложить на плечи страхователя. из-за чего ему просто не удастся сэкономить, когда он имеет на то полное право. К примеру, клиент поменял водительское удостоверение и не сообщил своевременно страховщику об изменении – нередко в такой ситуации процедура переноса скидки за безаварийность (КБМ) оформляется по особым правилам. И клиент просто не будет обладать достаточной экспертизой, чтобы применить в этом случае нужный алгоритм действий.
Поэтому, с одной стороны, E-ОСАГО помогает избавить рынок от неконтролируемого обращения с бланками строгой отчетности, а с другой – накладывает дополнительную ответственность (а иногда и дополнительные расходы) на самого страхователя.