Приемная семья, ее особенности для пожилого человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приемная семья, ее особенности для пожилого человека». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная целевая установка программы – предоставить одиноким пожилым гражданам и людям с инвалидностью возможность ощутить себя полноценной частью семейства. Встретить старость в любви, уважении и внимании. Обрести в новой семье нужную им заботу и ласку, которой они не обладали ранее. А также принимать помощь в бытовых вещах, на которую самостоятельно они уже не способны, вроде покупки продуктов, уборки, готовки обедов.

Оформление опекунства

Для того чтобы взять на попечение старика или инвалида, необходимо знать, как оформить приемную семью для пожилого человека.

Для организации приемной семьи, попечителю следует обратиться с письменным заявлением о таком желании. В заявлении следует указать отсутствие обстоятельств, которые препятствуют организации такой семьи.

С заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт или документ, удостоверяющий личность;
  • справка о составе семьи;
  • справки о состоянии своего здоровья и здоровья всех членов семьи, проживающих с ним совместно о том, что они не страдают алкоголизмом, наркоманией, не имеют психических расстройств, инфекционных и венерических заболеваний;
  • копии документов, подтверждающих пользование жилым помещением для проживания.

Если заявитель изъявил желание взять старика в приемную семью, то он должен предоставить письменное согласие членов семьи.

Приемная семья для пожилых людей

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем.

По прогнозным данным, удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения края ежегодно будет увеличиваться и составит на начало 2014 года 17,9% и на начало 2018 года – 18,5%. Создать приемную семью могут совершеннолетние дееспособные граждане, не являющиеся близкими родственниками.

С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Забайкальского края «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Забайкальском крае», разработанный Министерством социальной защиты населения Забайкальского края на основе своих наработок и с учетом опыта других регионов.

В их обязанности входит не только непосредственное оказание необходимой социальной помощи, но также выявление престарелых людей, которые остро нуждаются в ней и вправе ее получить. Степень насущной необходимости оказания того или иного вида соцпомощи оценивается территориальными центрами при непосредственном обращении стариков (или тех, кто их представляет).

Приемные семьи: что это такое для пожилых людей, как стать приемными родителями

Цель проекта – дать людям преклонного возраста и инвалидам почувствовать себя полноценной частью семьи и провести свои последние годы в любви, уважении и внимании.

Получить необходимую им заботу и ласку от семьи, которой они не имели ранее. А также принять помощь в бытовых делах, на которые сами не способны, вроде закупки пропитания, уборки и приготовления обедов.

Задача: восполнить потребности обеих сторон: семьи, которая нуждается в том, чтобы помочь кому-то и изменить жизнь другого человека к лучшему. А особы с ограниченными способностями – встретить достойно старость с добрыми и приятными людьми, в комфортных условиях, среди домашнего очага.

Создатели проекта руководствовались отзывами обеих сторон, стараясь сделать жизнь каждого из них лучше.

Приемная семья для пожилых граждан и инвалидов, готовая взять на себя ответственность за пенсионера или человека с ограниченными способностями, выявляется с помощью:

  • опроса населения;
  • их взаимодействия с органами власти;
  • а также рассмотрения обращений граждан о попадании в проект.

Что касается наличия постоянной работы – в законе об этом не сказано, а значит, особа, не являющаяся кормильцем в семье, может стать опекуном для пенсионера или инвалида.

Органы соцзащиты всегда стараются помочь тем, кто готов совершить благое дело не с корыстной целью.

Могу ли я оформить себя в качестве соцработника для дяди, если я ухаживаю за ним и постоянно нахожусь рядом?

Да, т.к. оформление договора запрещается только с родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии. Дядя к таковым не относится.

Имеет ли приемная семья право на наследство после смерти подопечного?

Да, если составлено завещание. При отсутствии данного документа наследниками первой очереди являются дети (ст. 1142 ГК РФ). Если детей нет, имущество наследуют правопреемники последующих очередей.

Среди главных проблем, о которых чаще всего говорят пожилые люди, жалобы на одиночество занимают первое место и только на втором — вопросы здоровья. Однако переезд поближе к родственникам, если они есть, иногда даже не рассматривается.

Причин немало — сложные отношения, нежелание выслушивать капризы, отсутствие свободного времени… И тогда на помощь приходят давние знакомые или соседи, которые с течением времени становятся самыми близкими людьми.

Почему для немощного пенсионера приемная семья — лучшая альтернатива казенному дому, кто и зачем заключает соглашения об опекунстве над пожилыми соседями, разбирались «Известия».

Среди одиноких стариков на селе, по данным статистики, 88% — женщины. Зачастую они оказываются в одиночестве, больные, в аварийных домах, непригодных для проживания. И в этом случае далеко не каждая из них, чувствуя свою немощь, согласится жить в доме престарелых, они не всегда готовы покидать свое жилье даже ради переезда поближе к родным. Зачастую их там и не ждут.

Валентина Петрова из Комсомольского района и ее муж Иван давно находятся под опекой соседской семьи. Добрые люди ухаживают за ними на протяжении пяти лет. Они не подписывали никакого соглашения, не видят в этом смысла, и не ждут какой-то благодарности. Говорят, что старики заменили им родителей, которых давно уже нет на свете.

— Мы не могли видеть, как живут ветераны, которые вложили душу и все средства в воспитание детей и внуков, а они оказались неблагодарными — приезжают не чаще раза в год, да и то, чтобы взять денег, — рассказывают опекуны. — А то, что родители экономят на всем, чтобы накопить для них эти деньги, что ходят почти в лохмотьях и плохо питаются, их не волнует. Да и навести порядок в доме, помочь на огороде — это им и в голову не приходит…

Елена Гаранина взяла под опеку семью Колчиных, которая живет неподалеку в селе Красногорском Кинешемского района. Говорит, что с тех пор, как между ними было заключено соглашение, в общем-то ничего не изменилось, разве что общения стало больше.

— У нас не такая большая разница в возрасте — мы любим поговорить на интересующие нас темы. Они обращаются ко мне за советом, — рассказывает Елена. — Нас, наверное, еще рано называть семьей, но то, что отношения теперь стали гораздо более близкими, — точно.

Небольшая разница в возрасте между помощниками и их подопечными встречается довольно часто. Интересы у них одинаковые, вместе не скучно, но кто-то сохраняет здоровье и силы до глубокой старости, так что хватает и на себя, и на соседей.

Руфина Варкова, жительница деревни Осиново Верхнеландеховского района, стала официальным помощником Риммы Осиной из соседнего Бараново по ее собственной рекомендации: ветеран рассказала сотрудникам центра о том, что ей очень помогает давняя знакомая из соседней деревни.

— Римма Михайловна пока сама всё делает, ей и дети помогают, которые регулярно ее навещают, у нас скорее дружеские отношения, почти родственные, — говорит Руфина. — Мне всегда нравилась эта семья, и Римма Михайловна, и ее покойный муж, и замечательные дети. А когда друг друга давно знаешь, да еще и испытываешь симпатию, то и заботиться об этом человеке хочется.

По ее словам, это еще вопрос, кто кому помогает.

— Вот она напечет пирогов и звонит мне, говорит: прибегай, пока они горячие, — улыбается Руфина. — А я звоню, когда, например, в Ландех собираюсь, спрашиваю, что купить, или из аптеки лекарства везу.

Она для меня как член семьи, а соглашение мы подписали, раз нужно, на отношения наши оно не повлияло. Разве только приятно знать, что если будет нужно, в центр всегда можно будет обратиться за помощью.

Уверена, там не откажут.

Римма Осина, бывшая учительница, сама всю жизнь помогала людям и теперь уверена, что это добро вернулось к ней.

— Я очень люблю Руфу, нам хорошо вместе. И даже когда плохо на душе, посидим, поговорим, посмеемся, и легче становится. Какое счастье, что она у меня есть!

В некоторых регионах официальные приемные семьи для пожилых и инвалидов существуют уже несколько лет. Например, в Самарской области, вступившей в проект одной из первых, — с 2008 года. В Ивановской области первые такие семьи образовались в семи районах — Пучежском, Верхнеландеховском, Лухском, Пестяковском, Кинешемском, Лежневском и Фурмановском.

Как рассказали «Известиям» в Центре социальной защиты населения по Верхнеландеховскому и Пестяковскому районам, в отдаленных населенных пунктах нет социальных работников и регулярную помощь пожилым людям получать неоткуда.

Специалисты мобильных бригад, приезжая туда, рассказывали о появившейся возможности — официально обратиться за помощью или оказать ее тем, кому это необходимо. И такие люди — и нуждающиеся, и опекуны — обязательно находились.

В скором времени, по словам начальника департамента соцзащиты Татьяны Рожковой, программу «Приемная семья для пожилых» внедрят во всех районах.

Первое соглашение об оказании помощи было заключено в январе 2017 года в Верхнеландеховском районе, он стал рекордсменом по количеству таких приемных семей.

Но если совсем недавно их здесь было 12, то сейчас осталось только восемь — старики уходят из жизни, и тогда соглашение считается расторгнутым. Кстати, все печальные хлопоты, связанные с похоронами, тоже ложатся на плечи помощников.

И ни одна семья, добровольно взявшая на себя обязательства по заботе над стариками, не отказалась от них.

Впрочем, директор Наволокского центра социального обслуживания Юлия Гусева отмечает, что отказов и не может быть — соглашения подписывают только ответственные люди, которые понимают всю серьезность взятых на себя обязательств. Кроме того, некоторые опасаются контроля со стороны центра, а он хоть и формальный, но есть.

— Мы звоним пожилым людям или встречаемся с ними и узнаем, всё ли у них хорошо, — рассказывает Юлия Гусева. — Приятно, что никогда еще никаких жалоб не поступало, а только одни благодарности. В целом я считаю, это очень хорошо, что есть возможность заключать подобное соглашение.

Ведь эти люди в любом случае заботятся о пожилых. Все они, как правило, живут по соседству с опекаемыми стариками и хорошо друг друга знают.

Мы со своей стороны стараемся помочь чем можем — решаем какие-то бюрократические моменты, отвечаем на вопросы, можем оказать услугу предоставления социального такси…

Как уже ранее говорилось, одной из инновационных форм социального обслуживания пожилых граждан является приемная семья. Идея использования такой формы работы возникла в поиске путей снижения очередности в дома-интернаты для престарелых и выработке альтернативной модели жизнеустройства граждан данной категории.

Следует отметить, что приемная семья в привычном понимании, прежде всего, является формой жизнеустройства детей, оказавшихся вне биологической семьи. В Пермском крае, как и в ряде других регионов Российской Федерации, имеется опыт работы по размещению и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных группах.

Но в 2005 году проживание в приемной семье законодательством Пермской области (ныне — Пермский край) было закреплено как особая форма социального обслуживания граждан независимо от возраста.

На основах действующих законов в РФ сформирована система управлений и сеть учреждений, предоставляемых социальные услуги населению. В настоящее время около 14 млн. человек в России (пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов) нуждаются в социальном обслуживании. По данным, опубликованным на сайте Минтруда и соцзащиты РФ на 2015 г., насчитывается 4192 государственных учреждения, предоставляющих социальное обслуживание пожилым гражданам и инвалидам:

— 1406 стационаров для граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 30 геронтологических центров,

— 840 домов интернатов общего типа,

— 505 психоневрологических домов интернатов.

— 132 стационара для детей инвалидов

— 42 социально-оздоровительных центра

— 2201 центр социального обслуживания, где функционируют 11231 отделение социального обслуживания на дому,

— 1436 отделений социально-медицинского обслуживания на дому,

— 1976 отделений срочного социального обслуживания на дому,

— 825 отделений социально-реабилитационных служб.

— 233 специальных дома для одиноких престарелых

— 28 иных специализированных домов [18].

По данным отделений социального обслуживания приоритет отдается оказанию услуг на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная форма является более экономичной, по сравнению со стационарными учреждениями, но в то же время нацелена на сохранение привычной среды обитания граждан.

В 2015 г. надомные услуги предоставлены 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам, в то время как в 2014 г. их получили всего 362 тыс. граждан. Медицинское обслуживание на дому предоставлено 103,3 тыс. гражданам, а в 2014 г. — 150,5 тыс. гражданам. Срочное социальное обслуживание предоставлено 11,9 млн. граждан, в 2014 г. получили на 500 тыс. граждан меньше.

Предоставление социального обслуживания на дому заметно расширилась в 2015 г. за счет увеличения количества центров, по сравнению с 2014 г. Сейчас в очереди на обслуживание 12,4 тыс. человек, в 2014 г. было свыше 131 тыс. человек [18].

Растущие темпы прироста отделений социального обслуживания на дому и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому выражают преобладающую тенденцию: дать пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, проживать в домашних условиях, пользуясь для этого необходимыми социальными услугами. С этой целью учреждениями системы социальной защиты увеличивается спектр оказываемых услуг на дому, активно ведётся поиск инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг данной категории граждан.

Читайте также:  Календарь бухгалтера на II квартал 2023 года по сдаче отчетности

Технология надомного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Амурском районе определяется как одна из приоритетных, обеспечивая одну из главных задач социальных служб — максимальное приближение социальных услуг к месту проживания клиента, реализацию принципа адресности и доступности услуг для маломобильных граждан округа.

С целью информирования населения о надомном социальном обслуживании сформированы информационные папки, которые размещены в администрациях муниципальных образований района. Информация в папках регулярно обновляется.

Все социальные работники работают по индивидуальному графику. При его составлении учитывается необходимая частота посещений обслуживаемых ими граждан, характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания. При необходимости графики пересматриваются.

При составлении перечней услуг на весенне-летний и осенне-зимний периоды заведующими отделениями проводилась корректировка структуры рабочего дня социальных работников в зависимости от количества оказываемых услуг.

Ведется активное сотрудничество с председателями советов ветеранов, медицинскими учреждениями, главами и специалистами муниципальных образований района по выявлению граждан, нуждающихся в надомных социальных услугах.

Специалистами отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы Краевого Государственного Бюджетного Учреждения «Амурский Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения» выявлены наиболее эффективные формы организации социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. К ним относятся: служба социальных помощников; стационар на дому; санаторий на дому; домашнее визитирование; программа по обучению граждан пожилого возраста и инвалидов на дому правильному и здоровому питанию «Здоровое питание»; библиотерапия; гимнастика на дому; бригадный метод обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

Анализ организации обслуживания граждан в надомных условиях в Амурском районе выявил востребованные инновационные технологии социального обслуживания, одной из которых, наиболее приемлемой в наших условиях, является бригадный метод социального обслуживания.

С февраля 2012 г. в учреждениях социального обслуживания Амурского района внедрена надомная форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад для предоставления социальных услуг, требующих коллективного выполнения.

Основная идея состояла в объединении социальных и медицинских работников (в рамках отделений) в профильные бригады в отличие от сложившейся схемы обслуживания, когда один социальный работник оказывает клиенту весь спектр социальных услуг.

В своей деятельности Комплексный Центр социального обслуживания населения Амурского района большое внимание уделяет внедрению инновационных технологий работы с одинокими гражданами.

Для выявления потребностей граждан пожилого возраста в тех или иных видах услуг, а также в целях определения видов деятельности отделом постоянно проводится мониторинг граждан пожилого возраста.

По результатам мониторингов, учитывая, что большая часть пожилых граждан, нуждающихся в предоставлении услуг социального обслуживания, проживает в частном секторе, возникла необходимость внедрения альтернативных форм и методов работы с пожилыми людьми.

В связи с этим в 2010 г. была внедрена новая форма социального обслуживания «Хоспис на дому», предусматривающий паллиативную помощь больным онкологическими заболеваниями и иными трудноизлечимыми неинфекционными заболеваниями, а также гражданам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи.

Целью социального обслуживания «хоспис на дому» является улучшение качества жизни граждан путем удовлетворения их физических, социальных и духовных потребностей, т.е. оказание комплекса социальной помощи на дому.

В период с 2012 – 2015 гг. обслуживанием «Хоспис на дому» воспользовалось 10 граждан, на сегодняшний момент обслуживается 4 гражданина.

Рассматривая опыт зарубежных стран необходимо отметить, что обслуживание «хоспис на дому» оказывают квалифицированные специалисты (медицинские работники, психологи), что нельзя сказать о наших социальных работниках.

Сегодня остро стоит проблема одиночества среди людей пожилого возраста и инвалидов. Многие из них находят приют в специализированных домах – интернатах, но большинство остаются наедине с собой, со своими проблемами и болезнями.

Около половины клиентов, получающих надомное обслуживание, отмечают, что хотят больше проводить времени с социальным работником: беседовать, читать книги, газеты, журналы, обсуждать интересующие их темы.

С 2010 г. на территории Амурского района внедрен новый вид социального обслуживания – «Приемная семья» для граждан с ограниченными возможностями и граждан пожилого возраста, который является альтернативой устройства в дома — интернаты.

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – форма социального обслуживания, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства. В приемную семью принимаются одинокие граждане, одинокие семейные пары пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Приемная семья для каждого гражданина подбирается индивидуально. Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется, как правило, по месту жительства приемной семьи. Гражданин имеет право предложить приемной семье совместное проживание с его письменного согласия в жилом помещении, находящемся в его владении и пользовании.

С момента начало работы было создано 5 приемных семей, на данный момент в районе действует 1 приемная семья.

По итогам мониторинга, опроса, данные показывают, что многие люди преклонного возраста, оставшиеся в одиночестве, не хотят оставить свой родной дом, что является особенностью менталитета людей. Так, 95 % респондентов не желают покинуть родной угол, при этом только у 4-5% респондентов оформлены дома в собственность. И этот факт значимо влияет на создание приемных семей.

С марта 2012 г. в Амурском районе была создана Мобильная служба «Социальный экспресс», которая является мобильным формированием, предназначенным для оказания социальных, реабилитационных, медицинских, бытовых и др. услуг гражданам, в связи с экстренной необходимостью, маломобильным группам населения малых и отдаленных населенных пунктов района.

При необходимости к работе привлекаются медицинские работники, юристы, сотрудники Министерства внутренних дел, работники сферы бытовых услуг (парикмахеры, ремонт одежды и т.д.).

Мобильная служба предоставляет услуги, входящие в перечень гарантированных и дополнительных социальных услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами Хабаровского края.

Выезд мобильной службы осуществляется:

— по заявкам граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах в экстренном порядке;

— по заявкам общественных организаций, должностных лиц, организаций и учреждений, выявивших граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах в экстренном порядке;

В «Дни социального обслуживания» проводится информирование граждан: раздается информационный материал, листовки, буклеты. У граждан малых и отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют медицинские учреждения, появляется возможность консультаций медицинского работника. Показатели работы мобильной службы «Социальный экспресс» за 2014-2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика показателей работы мобильной службы «Социальный экспресс»

На основании исследования можно предложить следующие рекомендации для повышения организации надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краевым государственным бюджетным учреждением «Амурский комплексный центр социального обслуживания населения».

  1. Подготовить рекомендации работникам по получению высшего социального образования, прохождению курсов переподготовки и повышения в сфере социального менеджмента в связи с изменением в законодательстве РФ с 2015 г., социальной психологии и пр., проведение встреч по обмену опытом.
  2. В рамках курсов повышения квалификации раз в год проводить для соц. работников курсы обучения навыкам оказания первой медицинской помощи с выдачей сертификатов об их окончании. Целью курса является повышение квалификации специалистов и работников поставщиков социальных услуг для получения знаний и практических умений по оказанию первой помощи пострадавшим. Необходимо проработать возможность выездного обучения, по поселениям района.
  3. Регулярно проводить обучающие семинары: «Совершенствование профессиональной деятельности работников сферы социального обслуживания»; «Особенности организации социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому»; «Повышение эффективности социального обслуживания пожилых людей»; целью семинаров является повышение квалификации работников Центра и в конечном итоге улучшение качества социального обслуживания местного населения.
  4. Регулярно проводить профилактическую работу с персоналом в целях избежания последствий профессионального эмоционального выгорания.
  5. Изучить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в доврачебном санитарном обслуживании на дому, формах и условиях предоставления данных услуг.
  6. Необходимо решить проблему досуга пожилых граждан и отсутствия общения, организовав различные мероприятия средствами Центра. Например, организация развлечений (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); общения с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий). А для тех территориальных отделений, в которых эти мероприятия проводятся применять различные формы привлечения граждан пожилого возраста для их организации и проведения.
  7. Необходимо организовать обучение основам компьютерной грамотности, навыкам пользования сетью Интернет, играм на компьютере, как это практикуется в Западных странах, навыкам оплаты коммунальных услуг через Интернет.
  8. В качестве альтернативы имеющимся формам обслуживания, можно предложить внедрение инновационной формы надомного обслуживания «Бюро социальных услуг», которое предназначено для оперативного реагирования на поступающие запросы граждан, которым необходимы только разовые или однотипные социальные услуги, а также дополнительные платные услуги.

«Бюро социальных услуг» позволяет предоставлять социальные услуги на постоянной, временной основе, а также разового характера для тех получателей социальных услуг, которыми не востребован комплекс социально-бытовых услуг. Бюро социальных услуг включает в себя:

Услуги по доставке товаров — продуктов питания, промышленных товаров и медикаментов первой необходимости. Закупка осуществляется централизовано в крупных сетевых супермаркетах, аптеках, рынках города только тех товаров, на которые представляются подтверждающие документы (чек, кассовый чек, товарный чек).

Выполнение разовых поручений — оплата коммунальных услуг, оформление документов, субсидий, сопровождение в социально-значимые учреждения города и района; помощь в оформлении документов; выписка лекарственных препаратов.

Наряду с выполнением государственного задания в Бюро могут быть созданы условия для развития дополнительных социальных услуг, таких как:

— выездная ремонтная бригада,

— бригада по комплексной уборке,

— выездная столовая,

— служба социальных сиделок,

— социальное такси.

Услуги выездной ремонтной бригады — мелкий ремонт, устранение неполадок, выполнение срочных ремонтных работ первостепенной важности.

Услуги выездной столовой — приготовление и доставка горячих обедов на дом гражданам, утративших способность к самостоятельному приготовлению пищи по состоянию здоровья.

Услуги социального такси – создание оптимальных условий для передвижения граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и оперативная доставка граждан к социально значимым объектам без ожидания в черте города.

Служба социальных сиделок — уход за получателями социальных услуг, существенно утратившими способность удовлетворять свои жизненные потребности и нуждающимися в постоянном постороннем уходе, по обращению родственников, не имеющих возможности ухода за тяжелобольными близкими.

Бригада по комплексной уборке — оказание оперативной помощи в поддержании санитарно-гигиенических условий проживания граждан, проведение комплексных генеральных уборок помещений. Услуги оказываются с использованием материалов и инвентаря учреждения.

Услуги в Бюро предоставляются мобильными бригадами из числа социальных работников, обслуживающих граждан, проживающих в отдаленных разбросанных сельских населенных пунктах.

Заявки на выполнение разовых или дополнительных социальных услуг принимает диспетчер по телефону либо лично от гражданина при посещении учреждения, регистрирует в журнале заявок, формирует маршрут следования. Исполнение заявок производится в порядке их поступления, приоритетность отдается исполнению заявок для решения жизненно важных проблем. С гражданином заключается договор на оказание услуг. Оплата услуг производится непосредственно в день оказания услуги на основании акта выполненных работ.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и др. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, клиентам социальной службы могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих различными расстройствами, тяжелыми заболеваниями, за исключением требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг и другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В данной работе были рассмотрены принципы социального обслуживания граждан в отечественной социальной работе, выявлены особенности предоставления надомных социально-медицинских услуг пожилым гражданам и инвалидам в РФ.

С целью изучения нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения, проанализированы новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации.

Используя опыт надомного обслуживания Краевого государственного бюджетного учреждения «Амурский комплексный центр социального обслуживания населения», мы проанализировали инновационные технологии в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

На основе исследования, были предложены рекомендации по организации практики надомного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в современной социальной работе.

В заключение отметим, что отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначены для улучшения качества жизни престарелых и нетрудоспособных граждан и создания условий для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем.

Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
  2. Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
  • заявление;
  • паспорт РФ;
  • пенсионное удостоверение (при наличии);
  • заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
  • справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
  • справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
  • справка о величине доходов.
  1. Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
  • наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
  • открытая форма туберкулеза;
  • наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
  • прием заявителем психотропных препаратов;
  • наркотическая или алкогольная зависимость.
  1. Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
  2. Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.

Социальная реабилитация пожилых людей

Качество жизни пожилых людей как социальная проблема Скачать 13234 0 0

… человек проживает непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Однако в особенно тяжком положении находятся пожилые люди в современной России, пережившие целый ряд глобальных социальных катаклизмов. Самое страшное для человека (после утраты иллюзий юности) — пережить крах всех своих внутренних ценностей, потерять все то, на что …

Проблемы досуга пожилых людей Скачать 117968 3 0

… . В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все …

Старость как объект Скачать 42024 0 0

… юридически оформленного пенсионного статуса, степень фактической трудоспособности и источник средств существования, необходимо учитывать при выделении типологических групп пенсионеров. Говорить о пенсионерах по старости, как об однородной в целом возрастной группе, не совсем верно, среди пенсионеров имеются едва вступившие в пенсионный возраст, престарелые и долгожители. Период, …

Социальная работа с пожилыми людьми Скачать 48782 0 0

… обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это — мудрость жизни, знаний, ценностей. 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2.1 Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения Для увеличения пенсий применяются механизмы увеличения (индексации) пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, …


ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 ноября 2008 года N 121-ГД


Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области

(с изменениями на 12 марта 2018 года)

(в ред. Законов Самарской области от 05.10.2009 N 100-ГД, от 03.12.2009 N 129-ГД, от 04.05.2011 N 34-ГД, от 09.06.2011 N 48-ГД, от 06.12.2011 N 132-ГД, от 03.07.2012 N 63-ГД, от 13.10.2014 N 99-ГД, от 10.03.2015 N 16-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД, от 12.03.2018 N 16-ГД)




Принят
Самарской Губернской Думой
28 октября 2008 года



Настоящий Закон направлен на повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, укрепление традиций взаимопомощи, профилактику социального одиночества и определяет порядок организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области.


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов (далее — приемная семья) — дополнительная мера социальной поддержки и форма жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов, представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в постороннем уходе, и лица, осуществляющего за ним уход;


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


лица, нуждающиеся в постороннем уходе, — одинокие или одиноко проживающие пожилые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе инвалиды с детства), нуждающиеся вследствие возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи;


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


бюджет приемной семьи — форма образования и расходования денежных средств всех членов приемной семьи, предназначенная для общих нужд приемной семьи;


абзац утратил силу. — Закон Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД;


паспорт приемной семьи — документ, содержащий основную информацию о членах приемной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, взявшего на себя обязательства по уходу, и лица, нуждающегося в постороннем уходе, социально-бытовых условиях проживания семьи, проблемах семьи, сроках и методах их решения, способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека и инвалида.


Организация деятельности по оказанию услуг по уходу в рамках приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов является частью социальной защиты населения Самарской области и основывается на следующих принципах:


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


соблюдение законных прав граждан пожилого возраста и инвалидов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации и Самарской области;


предоставление государственных гарантий в сфере социальной защиты;


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


ориентация социальной защиты на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


абзац утратил силу. — Закон Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД;


добровольное согласие граждан, выразивших желание организовать приемную семью.

В Якутии приемные семьи планируют организовать для инвалидов 1 и 2 групп


1. Организовать приемную семью могут совершеннолетние дееспособные граждане обоего пола, не являющиеся близкими родственниками и не состоящие в отношениях усыновителя и усыновленного в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации, при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.


(часть 1 в ред. Закона Самарской области от 09.06.2011 N 48-ГД)


2. Выбор места проживания приемной семьи должен определяться сторонами договора, указанными в части 5 настоящей статьи, с учетом наличия размера общей площади жилого помещения (независимо от формы собственности) не менее учетной нормы жилого помещения на одного человека, установленной соответствующими органами местного самоуправления.


3. Лицо, желающее взять на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, обращается в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, либо комплексный центр социального обслуживания по месту своего проживания или проживания лица, нуждающегося в постороннем уходе, с соответствующим письменным заявлением и приложением следующих документов:


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий проживание на территории Самарской области (копия с предъявлением оригинала);


домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки (если документы не были представлены заявителем самостоятельно, то необходимая информация запрашивается в рамках межведомственного взаимодействия);


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


справки медицинских организаций о состоянии здоровья и отсутствии у лица, изъявившего желание организовать приемную семью, и всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наркомании, токсикомании, хронического алкоголизма;


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 10.03.2015 N 16-ГД)


согласие лица, желающего взять на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, и членов его семьи на обработку персональных данных по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.


(абзац введен Законом Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД; в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


В случае выбора места проживания приемной семьи у лица, взявшего на себя обязательства по уходу, последнее должно представить дополнительно письменное согласие всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи и наймодателя, если жилое помещение предоставлено по договору социального найма.


1. Лицо, взявшее на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, обязано обеспечивать:


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


благоприятный психологический климат;


содействие органу исполнительной власти Самарской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения, либо комплексному центру социального обслуживания, осуществляющему контроль за выполнением условий договора, заключенного в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Закона.


(в ред. Законов Самарской области от 06.12.2011 N 132-ГД, от 03.07.2012 N 63-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


2. Лицо, нуждающееся в постороннем уходе, обязано:


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


способствовать сохранению благоприятного психологического климата в приемной семье;


с уважением относиться к лицу, взявшему на себя обязательства по уходу, и членам его семьи.


(в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


(в ред. Закона Самарской области от 06.12.2011 N 132-ГД)


1. Лицу, взявшему на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, согласно договору, заключенному в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Закона, устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 2850 рублей за одного обслуживаемого.


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


2. Денежные средства на выплату ежемесячного денежного вознаграждения лицу, взявшему на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


3. Расчеты с лицом, взявшим на себя обязательства по уходу за лицом, нуждающимся в постороннем уходе, в рамках приемной семьи, осуществляются органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, либо комплексным центром социального обслуживания на основании договора, заключенного в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Закона, посредством перечисления денежных средств на счет этого лица, открытый в кредитной организации, в течение всего периода действия указанного договора ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на основании акта об оказанных услугах по уходу, подписанного сторонами соответствующего договора.


(часть 3 в ред. Закона Самарской области от 08.11.2017 N 111-ГД)


4. Размер ежемесячного денежного вознаграждения лица, взявшего на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


5. Размер ежемесячного денежного вознаграждения лица, взявшего на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи в течение неполного календарного месяца, рассчитывается пропорционально количеству дней фактического оказания услуг по уходу.


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


6. Расходы, связанные с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения лицу, взявшему на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, включают в себя расходы непосредственно на оплату труда, начисления на оплату труда и расходы на обеспечение ее предоставления.


(в ред. Законов Самарской области от 13.10.2014 N 99-ГД, от 08.11.2017 N 111-ГД)


7. Информация об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области, а также о назначении (осуществлении) ежемесячного денежного вознаграждения в приемной семье размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи».


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2017 года N 204-пп

Об утверждении региональной программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Белгородской области на 2017 — 2025 годы»

(с изменениями на 23 июля 2018 года)

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.07.2018 N 277-пп)




Во исполнение Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р, а также в целях осуществления мер по улучшению качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Белгородской области на 2017 — 2025 годы» (далее — Программа).


2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов Белгородской области обеспечить реализацию Программы, а также принять аналогичные муниципальные программы, направленные на повышение качества жизни старшего поколения.

На Дону в приемных семьях для пожилых проживают 57 человек

В Ростовской области в настоящее время создано 56 семей, в которых под опекой находятся 57 граждан пожилого возраста. Лидер в данном направлении — Тацинский район, там организовано 20 приемных семей.

— Люди пожилого возраста и инвалиды относятся к наиболее уязвимым слоям общества и нуждаются в особой заботе государства. Создание условий для комфортной жизни пожилых людей позволит существенно увеличить среднюю продолжительность жизни населения нашего региона. В рамках нацпроекта «Демография» к 2024 году мы должны достичь показателя в 78 лет, — сказал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев.

Всего на Дону с 2010 года было создано 167 таких семей. А чтобы популяризировать данную меру поддержки, в Ростовской области ежегодно проводится конкурс на лучшую приемную семью для граждан серебряного возраста. Итоги конкурса подводятся к декаде пожилого человека.

Отметим, организация приемных семей – это форма государственной поддержки наряду с существующими учреждениями социального обслуживания. Пожилым людям и инвалидам, которые по состоянию здоровья с трудом обслуживают себя, предлагается жить не в доме-интернате, а в приемной семье.

Справочно. Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение хозяйства человека, нуждающегося в социальных услугах и человека, оказывающего социальные услуги, не являющегося его близким родственником. Для одинокого пожилого человека такая семья – это возможность продления жизни в домашней обстановке, систематическое получение различных видов помощи, решение жилищных проблем. В приемной семье пожилой человек может быть обеспечен всем необходимым: питанием, уходом, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса. Более того – приемная семья организует для пожилого человека общий быт, досуг, создавая благоприятный психологический климат. И самое главное – пожилой человек имеет возможность общения, что очень важно для него.

Организовать приемную семью с пожилыми и инвалидами может совершеннолетний дееспособный гражданин, зарегистрированный на территории Ростовской области и оформивший патронаж над пожилым или инвалидом. Принять в семью можно до четырех человек, нуждающихся в заботе.

Для организации приемной семьи необходимо обращаться в органы социальной защиты населения муниципальных образований.

Контроль за деятельностью приемной семьи осуществляет орган социальной защиты населения путем ее посещения не реже одного раза в месяц. Результаты посещения оформляются в виде акта обследования приемной семьи, на основании которого помощнику выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1117 рублей. Доплата за организацию приемной семьи в сельской местности составляет 243 рубля и по 486 рублей – за второго и последующего подопечного, принятого в семью.

Приемная семья для пожилого человека

Именно среди альтернативных форм работы особое место занимает приемная семья для пожилого человека. На Западе такая форма работы давно зарекомендовала себя с положительной стороны. Разница с российской формой работы заключается лишь в том, что там она носит другое название – фостерная или замещающая семья для граждан пожилого возраста.
В свою очередь, группы взаимопомощи пожилых людей воздействуют на деятельность официальных структур, стимулируя или тормозя их развитие. При определенных условиях не социальные службы обеспечивают своевременную адресную поддержку нуждающимся, а группы взаимопомощи в силу того, что именно они обладают более гибкой структурой, сами по себе оказываются проще и доступнее. Эти группы объединяют тех, кто помогает, и тех, кому помогают. В них могут зародиться более совершенные технологии помощи, воздействия на социальное окружение пожилых людей. Иногда в процессе своего развития группа взаимопомощи официально оформляет программу своей деятельности, принимает устав, регистрируется в виде общественной организации. Так было с «Седыми пантерами» в США, так было с «Ветеранами СНГ».

Читайте также:  Какая отчетность КФХ на УСН в 2023 (таблица и сроки сдачи)

На сегодняшний день в российском федеральном законодательстве пока не существует отдельного закона о приемных семьях. В тех субъектах РФ, где реализована практика приемных семей (а это больше 30 регионов), данная инициатива регулируется региональными нормативными актами.Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при создании приемных семей для граждан пожилого возраста, а также при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность подобных семей.

Социальная Семья Для Граждан Пожилого Возраста И Инвалидов

Задача — предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам гарантий жизнеобеспечения, сохранение привычного образа жизни, преодоление чувства одиночества, получение необходимого ухода и поддержки, приемные семьи дают возможность пожилым людям, инвалидам не изменять своим привычкам, и иметь дополнительную социальную защищенность;

Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, желающего организовать приемную семью и взять на себя заботу и оказание социальных услуг пожилому человеку, который не является его родственником. Реализация проекта направлена на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепление традиций взаимопомощи, профилактику социального одиночества. Приемная семья даст возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни и быть социально защищенными.

В конце августа минтруд разослал по стране 15-страничный документ, в который были со всех регионов собраны десятки практик улучшения условий жизни пожилых. Там было, например, описано, как в Ростовской области старикам помогает передвигаться «социальное такси», в Хабаровске они обучаются в «Университете третьего возраста», а в Чувашии — в Школах здоровья.
В списке минтруда была и рекомендация организовывать приемные семьи — по методике «Приемная семья для пожилого гражданина» и приводился «портрет» человека, которого можно брать в семью — «дееспособный гражданин (женщина старше 55, мужчина старше 60), по состоянию здоровья не способный самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности». Там же расписывалась схема взаимодействия пожилого человека и новой семьи: приемным бабушке или дедушке органом опеки назначается помощник, который будет ухаживать за ним, проживать они должны вместе, а где — решается по взаимному согласию.

Как образец приводился опыт Ханты-Мансийского автономного округа, где проект был создан и работает уже 7 лет.

Как оформить договор о приемной семье для пожилого: пошаговая инструкция

Для заключения договора обе стороны обращаются в Соцзащиту с заявлениями. Желающим взять под опеку другого человека предоставляются данные, после выбора проводится встреча.

Поэтапно процедура выглядит так:

  1. Гражданин, изъявивший желание создать приемную семью, подает заявление и документы в Соцзащиту по месту регистрации. После этого проходит медкомиссию и курсы замещающей семьи, получает необходимые документы и подает в госорган.
  2. Сотрудники госоргана рассматривают обращение в течение 10 дней, после чего проводится обследование условий проживания заявителя. По результатам составляется акт.
  3. Стороны знакомятся друг с другом.
  4. Через 10 дней после оформления акта обследования жилищных условий принимается решение о заключении договора о приемной семье.

На Дону в приемных семьях для пожилых проживают 57 человек

26 июн. 2019 17:26

В Ростовской области в настоящее время создано 56 семей, в которых под опекой находятся 57 граждан пожилого возраста. Лидер в данном направлении — Тацинский район, там организовано 20 приемных семей.

— Люди пожилого возраста и инвалиды относятся к наиболее уязвимым слоям общества и нуждаются в особой заботе государства.

Создание условий для комфортной жизни пожилых людей позволит существенно увеличить среднюю продолжительность жизни населения нашего региона.

В рамках нацпроекта «Демография» к 2024 году мы должны достичь показателя в 78 лет, — сказал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Бондарев.

Всего на Дону с 2010 года было создано 167 таких семей. А чтобы популяризировать данную меру поддержки, в Ростовской области ежегодно проводится конкурс на лучшую приемную семью для граждан серебряного возраста. Итоги конкурса подводятся к декаде пожилого человека.

Отметим, организация приемных семей – это форма государственной поддержки наряду с существующими учреждениями социального обслуживания. Пожилым людям и инвалидам, которые по состоянию здоровья с трудом обслуживают себя, предлагается жить не в доме-интернате, а в приемной семье.

Справочно. Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение хозяйства человека, нуждающегося в социальных услугах и человека, оказывающего социальные услуги, не являющегося его близким родственником.

Для одинокого пожилого человека такая семья – это возможность продления жизни в домашней обстановке, систематическое получение различных видов помощи, решение жилищных проблем. В приемной семье пожилой человек может быть обеспечен всем необходимым: питанием, уходом, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса.

Более того – приемная семья организует для пожилого человека общий быт, досуг, создавая благоприятный психологический климат. И самое главное – пожилой человек имеет возможность общения, что очень важно для него.

Организовать приемную семью с пожилыми и инвалидами может совершеннолетний дееспособный гражданин, зарегистрированный на территории Ростовской области и оформивший патронаж над пожилым или инвалидом. Принять в семью можно до четырех человек, нуждающихся в заботе.

Для организации приемной семьи необходимо обращаться в органы социальной защиты населения муниципальных образований.

Контроль за деятельностью приемной семьи осуществляет орган социальной защиты населения путем ее посещения не реже одного раза в месяц.

Результаты посещения оформляются в виде акта обследования приемной семьи, на основании которого помощнику выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1117 рублей.

Доплата за организацию приемной семьи в сельской местности составляет 243 рубля и по 486 рублей – за второго и последующего подопечного, принятого в семью.

Приемная семья подбирается для каждого гражданина индивидуально путем прохождения предварительного собеседования, обследования и оценки условий проживания обеих сторон. Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется, как правило, по месту жительства приемной семьи, либо, с согласия гражданина, в его в жилом помещении.

  • Организация приемной семьи не допускается:
  • 1) между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  • 2) между усыновителями и усыновленными;
  • 3) в случае если организация приемной семьи приведет к тому, что общая площадь жилого помещения, являющегося совместным местом жительства лица, нуждающегося в социальной поддержке, и лица, изъявившего желание создать приемную семью, в расчете на каждого человека, проживающего в данном жилом помещении, окажется меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов

Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Зуева Вера Владимировна, специалист по социальной работе организационно методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края « Лабинский комплексный центр социального обслуживания населения», г. Лабинск, Краснодарского края, РФ.

Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что положительное отношение общества к проблемам пожилых людей свидетельствует о его зрелости, поскольку обсуждаемый властями и обществом аспект социальной защиты важен как старшему поколению, так и подрастающему и пообещал включить вопросы по долговременному социальному и медицинскому обслуживанию пожилых людей в план Стратегии действий в интересах граждан старшего возраста до 2020 года.

Инновационная технология семейного ухода на дому за пожилыми людьми и инвалидами «Приёмная семья» внедрена в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края «Лабинский комплексный центр социального обслуживания населения» в 2012 году. Устранение проблемы социального одиночества граждан пожилого возраста и инвалидов, повышение качества жизни и максимальное продление нахождения их в привычной социальной среде, а также укрепление традиций взаимопомощи между людьми позволило внедрить данную технологию в Центре.

Юрист, под руководством заместителя директора ГБУ СО КК « Лабинский КЦСОН», занимается организацией деятельности приёмной семьи на трёхсторонних договорных условиях между лицом, желающим оказывать социальные услуги на дому в рамках приёмной семьи, и лицом, нуждающимся в социальных услугах и Центром.

Руководство Центра ежемесячно проводит контроль за выполнением условий договора. Осуществляется комиссионный выезд с целью проверки качества предоставляемых в рамках «приёмной семьи» социальных услуг.

Специалисты учреждения на встречах с квартальными рассказывают о предоставляемой в Центре инновационной технологии социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, распространяют в поликлинике памятки о «приёмной семье». Мы ведём базу семей, желающих создать « приёмную семью», но заявлений в данный момент нет. Также нет заявлений от граждан пожилого возраста и инвалидов, желающих жить в приёмной семье.

При поступлении заявления руководство Центра рассматривает возможность создания приёмной семьи. Комиссия в составе заместителя директора, специалиста управления социальной защиты населения в Лабинском районе, юрисконсульта и председателя Совета ветеранов выезжают на дом к заявителю, желающему создать приёмную семью, составляют акт материально-бытового обследования лиц, желающих оказывать социальные услуги в рамках приёмной семьи и в течение 15 дней при наличии всех документов заключают трёхсторонний договор об организации приёмной семьи для гражданина пожилого возраста или инвалида.

Создать приёмную семью может совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, проживающий в Краснодарском крае, не старше 60 лет, не являющийся близким родственником гражданину, нуждающемуся в социальных услугах.

Договор на оказание социальных услуг в рамках приёмной семьи вступает в силу с момента подписания всеми сторонами и действует в течение 3 лет со дня его подписания. Если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не потребует его прекращения в письменной форме, договор признаётся пролонгированным на прежних условиях и на тот же срок. Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе одной из сторон, при условии уведомления других сторон договора не менее, чем за 2 недели до его расторжения.

Основная целевая установка программы – предоставить одиноким пожилым гражданам и людям с инвалидностью ощутить себя полноценной частью семейства и проводить собственные последние годы в любви, уважении и внимании.

Обрести нужную им заботу и ласку от семейства, которой они не обладали раньше. А также принимать помощь в бытовых вещах, на которые сами не могут, вроде покупки пищи, уборки, готовки обедов.

ВАЖНО! Главная задача – пополнить потребности с двух сторон: семейства, нуждающиеся в том, чтобы помогать кому-либо поменять жизнь иного гражданина к лучшему. А люди с ограниченными возможностями – встречать достойным образом старость с добрыми и учтивыми гражданами, в комфортабельных условиях проживания, среди семейного очага.

Создатели программы руководствуются отзывами с двух сторон, пытаясь сделать жизнедеятельность любого лучше.

Недостатки приемных семей для стариков

К сожалению, подобная форма опеки до сих пор не закреплена законодательно на Федеральном уровне, а только на местах. Пока просто непонятно, каким образом осуществляется помещение пожилого человека в приемную семью, что получают его опекуны, как поступить, если старик не может отвечать за собственные действия в силу различных заболеваний.

Недостатки подобной системы связаны и с тем, что отсутствует контроль над тем, как приемная семья распоряжается жилплощадью старика, полагается ли им улучшение жилищных условий и другие льготы. Вероятно, с принятием федерального законопроекта эти вопросы разрешатся сами собой, и практика помещения пожилых людей в приемную семью будет носить официальный характер.

На местах эти проблемы решаются по-разному. Как правило, перед помещением пожилого человека в приемную семью составляется договор, в котором участвуют три стороны: опекающая семья, пожилой человек и служба социального обеспечения. В договоре тщательно прописываются условия, на которых пожилой человек будет жить в новой семье.

Если законодательно будут проработаны все нюансы, подобная практика, возможно, станет замечательным вариантом заботы о пожилых людях, альтернативой помещения их в государственные или частные дома престарелых.

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов в 2019 году

Сегодня, 27 июня, в Уфе на заседании Президиума Правительства Республики Башкортостан был утвержден порядок создания приемной семьи для пожилых. Данный документ был разработан в целях реализации Закона Республики Башкортостан от 2 декабря 2016 года № 432-з «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан», сообщает Минтруд РБ.

Кто может создать приемную семью?

Приемную семью может создать гражданин, изъявивший желание осуществлять уход за пожилым (инвалидом), нуждающимся в постоянном постороннем уходе. При этом порядком определен ряд ограничений и запретов для создания семьи.

Так, нельзя взять в приемную семью близкого родственника; запрещено совместное проживание кандидатов в члены приемной семьи до направления на стационарное социальное обслуживание; нельзя создать приемную семью в случае получения компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными членами семьи через органы ПФР.

  • Разумеется, у человека, который желает взять в приемную семью пожилого человека, не должно быть судимости, а также психических заболеваний, алкоголизма, наркомании.
  • Кто будет контролировать?
  • Вести банк данных о гражданах, желающих создать семью, осуществлять подбор кандидатов в члены семьи, проводить психологическую подготовку кандидатов, подписывать соответствующий договор и осуществлять контроль будут Республиканский центр социального обслуживания и центры социальной помощи семье и детям.

Предусмотрена плановая проверка со стороны уполномоченных организаций не реже 2-х раз в год, и внеплановая – по заявлению сторон, обращению общественных организаций. Стоит также отметить, что создание приемной семьи возможно лишь по согласованию органов опеки и попечительства.

Как решится вопрос оплаты?

Бюджет приемной семьи формируется из средств ее членов, при этом часть передаваемых средств пожилым гражданином или инвалидом не может превышать 75% среднедушевого дохода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *