Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росреестр рассказал об условиях выкупа земельного участка без торгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу отраженному в пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки предоставляются (продаются) без торгов собственникам зданий или сооружений расположенных на таких арендуемых земельных участках. Для того чтобы в полной мере отвечать данной норме права, необходимо иметь завершенный объект строительства, то есть жилой дом введенный в эксплуатацию на основании акта органа исполнительной власти. Если вашим договором не предусмотрены специальные условия по предоставлению арендуемого участка в собственность, а также региональное законодательство не содержит каких-либо иных требований, к примеру к площади застройки участка, то когда вы зарегистрируете здание — вы будете вправе выкупить данный участок по ставке установленной субъектом федерации.
Как происходит выкуп земельного участка из муниципальной собственности
Такая процедура необходима, если площадь ещё не учтена в ГКН и отсутствует кадастровая документация на неё. Выяснить это можно заказав справку в Росреестре либо проверив информацию на портале службы.
Вместо очередного продления срока пользования арендованным объектом, гражданин может заявить о желании провести выкуп земли в свое хозяйство.
Опираясь на вышеуказанные нормы, новый владелец обоснованно полагает, что к нему перешли права на земельный участок (далее «участок») в том же объеме, а также ему предоставлена исключительная возможность выкупа участка площадью, которая была установлена на момент продажи объектов.
Перевод по льготе из аренды бесплатно в собственность земельного участка возможен для объектов, которые были в использовании до 30.10.2001 года для ведения индивидуального подсобного или дачного хозяйства, гаражного или индивидуального жилищного строительства, огородничества и садоводства.
Как перевести в собственность землю под объектом незавершенного строительства (ОНС или недострой)
Точного определения в законодательстве «Недострой» или Объекта незавершенного строительства не содержится, однако, если взять системную взаимосвязь положений статей Гражданского или Градостроительного кодексов можно получить ориентировочное понятие:
- ч.1 ст. 130 ГК РФ — К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. ч.1 ст. 131 ГК РФ — Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами;
- п. 10 ст. 1 ГрК РФ — Объект капитального строительства это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Анализируя приведенные выше нормы, постараемся выделить понятие объекта незавершенного строительства (объекта незавершенного капитального строительства, «сокращенно» ОНС) — ОНС признается такое недвижимое имущество (здание, строение, сооружение), строительство которого продолжается или не завершено.
Дополнительно выделим признаки, которым ОНС должен соответствовать:
- Прочная связь с землей и отсутствие возможности его перемещения без несоразмерного ущерба;
- Приостановление строительства, консервация, либо окончательная остановка строительства;
- Индивидуальная определенность.
По поводу того, является ли фундамент не достроенным объектом, лучше обсудить с кадастровым инженером. В разных регионах политика администрации отличается согласно региональному законодательству.
Из перечисленного выше мы делаем вывод, что ОНС — это недвижимое имущество, а недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и кадастровому учету. Для этого необходимо:
- Собрать полный пакет документов на земельный участок;
- Вызвать кадастрового инженера для подготовки документации и для кадастрового учета дома (ОНС);
- Получить уведомление из администрации в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ;
- Сама регистрация проходит в общем порядке при обращении в местный МФЦ.
Кроме того определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016. Позиция ВС РФ — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым судебная коллегия ВС РФ подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. Прочитайте, коллегия судей достаточно внятно все там разъясняет.
Земля под зданием, чья она?
На самом деле на написание статьи с подобной тематикой натолкнул звонок человека, обратившегося за консультацией, который полагал, что ему необходимо (далее терминология соблюдена) отмежевать земельные участки, привязать строения к данным наделам и будет ему счастье в виде права собственности на все это богатство.
После небольшого опроса обращающегося всплыли некие детали: если в двух словах без подробностей, то оказалось, что участки давно уже «отмежеваны», но находятся в собственности муниципалитета, а права на строения зарегистрированы, но сами здания на учете не стоят. В конце разговора консультируемый искренне, вопрошал: «но ведь по закону под здания положена земля, значит после привязки зданий к участкам, земля будет наша?». От такого неожиданного вывода (как оказалось только для меня), я порядком опешила, но потом вспомнила, что несмотря на то, что закон один, даже сотрудники органов государственной власти трактуют, казалось бы, очевидные вещи «кто во что горазд», молчу уже про Росреестр (кто знает, тот поймет).
Отвечая на поставленный вопрос, скажу: «Нет, не будет!». Действительно, по закону, здания, строения, сооружения не могут «висеть в воздухе», земля под ними должна быть оформлена, однако право собственности на объекты капитального строительства (далее – «ОКС») не дает права собственности на землю под ними, это не прямая зависимость. Разберемся со всем по порядку.
Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?
Причина проста – дыра в законодательстве.
Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.
В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка, но при этом ни слова о том, что эта информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.
Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа), но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который вы указали в заявлении.
Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона, но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.
Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.
Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.
Для сведения.
Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.
Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.
Без торгов земельный участок можно получить:
- в собственность бесплатно — 9 оснований;
- обственность за плату — 10 оснований;
- в аренду — 16 оснований;
- в безвозмездное пользование — 14 оснований;
- в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания.
Порядок оформления согласования
Выделяется определенная процедура оформления земельного надела.
Важно соблюдать несколько основных пунктов:
- Сначала необходимо подготовить межевую схему и образовать границы надела.
- Далее подается заявление в органы местного самоуправления о согласовании передачи объекта.
- Муниципалитет выносит решение, о чем уведомляется заявитель.
- Проводятся обязательные кадастровые работы, после чего формируется отдельный участок.
- Земля регистрируется в государственном кадастре с присвоением индивидуального номера.
- Заявитель обращается за получением участка.
- Если имеются некоторые основания, может быть вынесен отказ в выдаче без конкурса. При положительном решении оформляются соответствующие бумаги.
Пошаговая инструкция оформления аренды земли без торгов
Для оформления необходимо обращаться в муниципалитет. Процедура включает семь этапов. Рассмотрим каждый.
Этап 1. Поиск участка. Необходимо найти свободную землю, которая не стоит на кадастровом учете. Для поиска рекомендуется воспользоваться публичной картой Росреестра. Искать придется вручную. Еще один вариант – спросить о свободных наделах в муниципалитете или территориальном отделении Росреестра.
Этап 2. Составление схемы. Потребуется создать схематическое изображение, которое будет отображать расположение земельного участка на кадастровом плане. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру. Составление схемы – платная услуга. Она стоит примерно 1000-2000 рублей.
Этап 3. Подача заявления на согласование. Когда схема будет уже на руках, необходимо выяснить, к какому муниципалитету относится интересующий земельный надел. На имя главы муниципалитета нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления участка. В заявлении прописывается:
- кадастровый квартал;
- цель, для которой потребовался земельный участок;
- суть запроса – просьбу предоставить надел без проведения аукциона;
- дата и подпись.
К составленному заявлению прикладывается схема, полученная у кадастрового инженера, и копия общегражданского паспорта (разворот с фото и пропиской). Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней.
За это время муниципальный орган опубликует информацию о предоставлении земли на официальном сайте. Если никто из граждан или организаций не изъявит желания принять участия в торгах, а иных причин для отказа нет, то глава муниципалитета издаст соответствующее постановление.
В тексте постановления будет написано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона предварительно согласовано, а кадастровая схема утверждена.
Этап 4. Постановка на учет. Для этого потребуется схема от кадастрового инженера и постановление от главы муниципалитета. Эти документы необходимы для предоставления в Росреестр. В отношении участка будет выполнен межевой план и технический паспорт. Эти документы требуются для постановки на учет. Процедура займет около двух недель и обойдется вам в 6-10 тысяч рублей.
Основания предоставления земельного участка в аренду без торгов
- Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
- Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
- Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
- Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
- Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:
Существующие ограничения для аренды земельного участка
Для аренды физическим и юридическим лицам недоступны земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте. К таким землям, например, относятся:
- Земли особо охраняемых природных территорий, например заповедники, национальные парки. На них запрещена любая деятельность, которая не связана с сохранением и изучением природных объектов.
- Земли лесного фонда.
- Земельные участки, на территории которых находятся водные объекты федеральной или муниципальной собственности.
- Земли, предназначенные для обеспечения обороны и безопасности.
- Земли, загрязненные опасными отходами и радиоактивными веществами. Такие земли переводятся в земли запаса. Выращивание сельскохозяйственной продукции на них запрещено.
- Земли, отнесенные к первому и второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
- Иные земли.
Возможно ли предоставление земельного участка без торгов
То есть «без торгов» это лишь условно? Основание предоставления зу без торгов — ИЖС. При аренде без торгов цена аренды определяется законом субъекта (участок неразграничен), а в случае аукциона — цена рыночная. Наверняка, подаются левые заявки, и большинство участков идут на аукцион? Или я неправильно понимаю?
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2021 N 221-ФЗ)
2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3 излагается в новой редакции.
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ подпункт 5 пункта 2 статьи 39.3 признается утратившим силу.
5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2021 N 336-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ в подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 вносятся изменения.
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 11 введен Федеральным законом от 01.05.2021 N 119-ФЗ)
3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Законодательное регулирование
Основное законодательное регулирование большинства сделок, объектом которых выступает земельный участок, осуществляется специальным нормативно-правовым актом — Земельным кодексом РФ. Что касается предоставления в пользование земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, то этому вопросу посвящена отдельная Глава V.1 данного документа.
В этой главе приводятся все основания, на которых участок может быть передан третьим лицам, а также условия для этого и стандартная процедура.
Например, это может быть продажа, аренда, безвозмездное пользование или право пожизненного наследуемого владения. Для каждого из этих прав своя процедура и предъявляемые требования.
Что касается аренды, то, по общим правилам, она возможна только по результатам аукциона, который проводится в соответствии с установленной законодательством процедурой. На нем определяется стоимость аренды участка, срок, на который он предоставляется, а также арендатор (тот участник, который предложит наибольшую арендную плату). Это обозначено, в частности, в ст. 39.6 ЗК РФ.
Однако в этой статье содержатся не только правила предоставления земли на торгах, но также и основания для аренды без участия в данной процедуре. То есть, можно сделать вывод, что законодательно это вполне допустимо, поэтому подробные основания для этого будут рассмотрены далее.
Пошаговая инструкция получения земельного объекта
Для того чтобы понять, как получить участок без торгов в аренду, рекомендуем ознакомиться с общепринятым пошаговым алгоритмом действий.
- находим интересующий объект при помощи публичной кадастровой карты или путем прямого запроса в муниципалитет, либо иным доступным способом;
- если объект относится к неорганизованным, то потенциальному арендатору придется за свой счет составить схему надела;
- подаем заявку о предварительном согласовании аренды;
- получаем решение от потенциального арендодателя;
- проводим межевальные работы;
- ставим объект на кадастровый учет;
- подаем заявление о предоставление земельного участка во временное пользование;
- заключаем договор;
- осуществляем регистрационные действия.
Как манипулируют земельными аукционами в ущерб нашим правам?
Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.
Каждый из нас имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.
Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.
Прописка тоже значения не имеет.
Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе (кроме городов федерального значения).
Если участок, который вы решили попробовать получить без торгов, не сформирован, то вам достаточно составить Схему участка и подать заявление о предварительном согласовании.
Обратите внимание.
Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.
В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.
Иными словами, вы сами определяете, на каком праве вы хотели бы получить земельный участок: в аренду или в собственность.
Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают процессы, которые следует понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность муниципальных служащих из местной администрации.
Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий:
- администрация публикует извещение о возможности проведения аукциона,
- если ни кто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны утвердить вашу Схему участка и вынести постановление о предварительном согласовании предоставления участка.Это означает, что вы имеет право получить данный участок без торгов в аренду или собственность (в зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право вы можете реализовать в течение 2 лет.
- если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны отказать в утверждении Схемы и перейти в режим аукциона.
Правительство считает, что основными целями закона являются
- Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
- оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
- Развитие местной агроэкономики
- Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
- Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.
Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».
- С 1 марта 2023 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
- Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.
Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.
- Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
- Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
- Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
- Статья 9 дополнена пунктом 9
- Статья 10 дополнена пунктом 8
- Появляется статья 10(1).
Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов
- на изменение целевого использования участка:.
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
- На передачу:.
- Передача участков третьим лицам (включая аренду)
- Право сдачи участков в аренду
- Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
- Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
- Совместные производственные кооперативы.
Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.
Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?
Понятие и интеграция земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье, земли сельскохозяйственного назначения находятся вне населенного пункта и предоставляются для нужд сельского хозяйства.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся.
- Земли сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокос, пастбища, сады, виноградники и т.д.)
- территории, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от проселочных дорог, коммуникаций и негативных внешних воздействий; и
- Водные объекты, в том числе озера, образованные водопадами и используемые для аквакультуры озер
- здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Данные виды земель могут находиться в обороте и должны использоваться непосредственно по целевому назначению.
Узнайте больше о процессе расторжения и урегулирования договоров аренды участков.
Похожие записи: