Особенности международной перевозки опасных грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности международной перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Допуск из ГИБДД нужен только тогда, когда ТС по классификации ДОПОГ принадлежит к специальным типам. В остальных случаях необходимо получить диагностическую карту, которая станет доказательством прохождения техосмотра (делать это надо 1 раз в 6 месяцев).

Типы классов опасности грузов

В международной и национальной практике разделение классов опасности осуществляется согласно положениям правил перевозки опасных грузов (dangerous goods regulations), разработанными в соответствии с резолюциями 618, 619 Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта (ИАТА) совместно с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284) (ТИ ИКАО). Различают следующие типы опасных грузов:

  • Взрывчатые вещества с опасностью взрыва по массе, охватывающего весь объем, могут характеризоваться разбрызгиванием, возгораться.
  • Газы, способные воспламеняться при взаимодействии с воздухом. Находящиеся при низких температурах невоспламеняющиеся газы.
  • В класс легковоспламеняющихся жидкостей входят суспензии, лаки, растворы или пары с повышенным уровнем воспламенения. В эту категорию входят такие популярные товары, как керосин, бензин и даже лаки для ногтей.
  • Твердые вещества, которые отличает склонность к легкому воспламенению, в том числе при контакте с водой.
  • Окисляющиеся перекиси и органические вещества, способные к воспламенению при контакте с другими веществами. В этот перечень входят, например, некоторые компоненты белой краски.
  • Инфекционные и токсические вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, никотин, цианид и другие составляющие.
  • Радиоактивные материалы.
  • Вещества, имеющие коррозийные свойства, поражающие ткани, кожные покровы.
  • Прочие опасные предметы и вещества, которые не входят в указанный перечень (например: литий-ионные, литий-полимерные батареи, магниты, конденсаторы, потребительские товары, двигатели внутреннего сгорания, транспортные средства).

Международные соглашения

Сейчас действуют несколько документов международного уровня, которые регулируют процесс транспортировки опасных грузов:

  • Оранжевая книга ООН;

  • Базельская конвенция;

  • Правила транспортировки радиоактивных веществ, разработанные Международным агентством атомной энергетики;

  • Конвенция гражданской ответственности за нанесённый ущерб в ситуациях, связанных с перевозкой опасного груза;

  • Соглашение о межгосударственных перевозках разрядного и опасного груза, используемого странами СНГ.

Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:

  • Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
  • Класс 2 Газы
  • Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
  • Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
  • Класс 4.2 Самовозгорающиеся вещества
  • Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
  • Класс 5.1 Окисляющие вещества
  • Класс 5.2 Органические пероксиды
  • Класс 6.1 Ядовитые (токсичные) вещества
  • Класс 6.2 Инфекционные вещества
  • Класс 7 Радиоактивные материалы
  • Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества
  • Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам.

Выдвигаемые условия к авто

Однако, если перевозимое имеет класс повышенной опасности, потребуется оформление специального разрешения. Причем это требование действует как для движения по стране, так и за ее пределами. Список таких грузов представлен в гл. 1.10.3.1.2 ADR.

Выдачей документа занимается Роспотребнадзор, если транспорт будет двигаться по трассам федерального значения или по территории 2-х и более регионов. Для поездок по региональным или межмуниципальным дорогам необходимо обращаться к исполнительной власти. Для передвижения по магистралям местного значения — в самоуправление. По частной автостраде — к ее собственнику.

Читайте также:  Договор залога имущества, которое залогодатель приобретет в будущем

При одобрении транспортировки выдается соответствующее разрешение. Срок его действия — 1 год. При несоблюдении всех требований в его выдаче будет отказано.

Упаковка опасных грузов

Все грузы, относящиеся к категории опасных, согласно европейской классификации ДОПОГ, должны снабжаться специальной маркировкой, описанной для каждого класса в предыдущих разделах. Кроме того, предъявляются определённые требования и к их упаковке. Обязательным является нанесение на упаковку специального цифрового кода ООН, по которому можно определить примерное содержимое перевозимого груза. Перед цифровым обозначением может присутствовать надпись UN, свидетельствующая, что упаковка перевозимого груза была произведена в строгом соответствии с рекомендациями ООН. Для грузов/товаров, относящихся к первому классу опасности, на упаковке должно присутствовать и отгрузочное наименование.

В случае транспортировки нескольких различных грузов/товаров, упакованных вместе, необходимо снабжать такую упаковку соответствующим числом идентификационных пометок с кодом ООН. Все надписи должны бить легко читаемыми, а способ и материал нанесения надписи не должны быть причиной ухудшения читабельности при воздействии таких внешних факторов, как дождь, снег, туман. В случае перевозки груза, который не требует наличия упаковки, идентификационные надписи, включая буквенно-цифровой код, следует наносить непосредственно на перевозимый товар.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости

Легковоспламеняющиеся жидкости – это жидкости или смеси жидкостей либо жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (лаки, краски, политуры), которые воспламеняются при температурах, равных или больших их температуры вспышки.

Класс 9. Прочие опасные вещества

Прочие опасные вещества и изделия – это вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не свойственную другим классам.

Генетически изменёнными микроорганизмами ГИМО и генетически изменёнными организмами ГИО – являются микроорганизмы и организмы, генетический материал которых был преднамеренно изменён в результате генетической инженерии с помощью процессов, которые не происходят в природе.

Класс включает среди прочего:

  • Вещества и изделия, не относящиеся к другим классам, но которые, как показывает или может показать опыт имеют такой опасный характер, что к ним должны применяться положения А главы VII СОЛАС, с поправками;
  • Вещества на которые не распространяются положения части А главы VII вышеупомянутой конвенции, но к которым применяются положения приложения МАРПОЛ, с поправками. Свойства или характеристики каждого вещества приведены в перечне опасных грузов;
  • Вещества, которые перевозятся или предъявляются к перевозке при температурах равных или превышающих 100°С в жидком состоянии или твёрдые вещества, которые перевозятся или представляются к перевозке при температурах равных или превышающих 240°С;
  • ГИМО и ГИО, которые не отвечают определению инфекционных веществ, но способны изменять животных, растения или микробиологические вещества с помощью процессов, которые не являются обычно результатом естественного размножения. Таким организмам должен присваиваться № ООН(UN) 3245. Положения не распространяются на ГИМО или ГИО, если их использование разрешено компетентными органами стран происхождения, транзита и назначения.

Примеры:

  • Сухой лед, № ООН(UN) 1845;
  • Бензоальдегид, № ООН(UN) 1990;
  • Мука рыбная, № ООН(UN) 2216;
  • Удобрение аммиачно-нитратное, № OOH(UN) 2071.

Для веществ, обладающих несколькими опасностями (например аммиак), существует таблица «приоритет опасных свойств», где указано какая из опасностей должна рассматриваться как первостепенная, а какая – второстепенная. Изначальный приоритет над другими грузами классов: 1, 2, 4.1, 4.2, 5.2, 6 и 7.

Опасный груз — что это?

В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам. Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.

​В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке. В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.

Читайте также:  Доверенность в банк на представление интересов юрлица

​Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.

Перед транспортировкой на упаковки или контейнеры наносится соответствующая маркировка, причем это является непосредственной обязанностью отправителя. Маркировка должна выполняться в полном соответствии со стандартами, и при этом быть разборчивой и долговечной, чтобы при необходимости по ней можно было определить, какие опасные грузы перевозятся этим транспортным средством. Отдельное внимание следует уделить тому, что маркировка грузов 1, 2 и 7 классов опасности предусматривает обязательное указание отгрузочного наименования.

На данный момент предусмотрена целая система того, каким образом осуществляется информирование об опасности тех или иных грузов, которая включает в себя:

  • аварийную карточку, которую изготовитель груза должен заполнять в соответствии с унифицированным образцом, включающая в себя перечисление всех нужных мероприятий, направленных на ликвидацию возможных последствий в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия;

  • специальные информационные таблички, закрепляющиеся в задней и передней части передвижного состава;

  • информационную карту, в которой присутствует расшифровка различных кодов мер, указанных в информационной табличке (карта должна находиться в тех органах, которые отвечают за ликвидацию аварийных последствий).

В зависимости от типа опасности, а также различных биологических, химических и физических свойств опасный груз может принадлежать к одному из девяти классов, в которые входят:

  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • газы;
  • вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы в случае прямого контакта с водой;
  • взрывчатые изделия и вещества;
  • вещества, имеющие способность к самовозгоранию;
  • вещества с повышенной токсичностью;
  • десенсибилизированные вещества, имеющие повышенную взрывоопасность;
  • органические пероксиды;
  • инфекционные вещества;
  • окисляющие вещества;
  • коррозионные;
  • радиоактивные материалы;
  • другие опасные изделия и вещества.

Каждый опасный груз из вышеназванных относится к определенному классу или подклассу, при этом стоит отметить, что порядковый номер класса не имеет никакого отношения к степени опасности. Классы опасности устанавливаются действующим законодательством и обязательно должны указываться в сопроводительной документации.

Если же определенный опасный груз относится более чем к одному типу, в ссылках самый значительный отмечается как «основная опасность», в то время как все остальные указываются с пометкой «дополнительная опасность».

Таблица. Подклассы опасных грузов

Таблица, представленная ниже, дает возможность систематизировать сведения для резюме статьи.

Номер

Наименование

Класса

Подкласса

1 1.1 Опасные грузы, для которых характерен взрыв массой
1.2 Вещества, не взрывающиеся массой
1.3 Пожароопасные, не взрывающиеся массой
1.4 Малоопасные взрывчатые
1.5 Нечувствительные взрывчатые
1.6 Низко чувствительные вещества
2 2.1 Неядовитые не способные воспламеняться газы
2.2 Ядовитые газы
2.3 Горючие
2.4 Ядовитые, способные воспламеняться
3 3.1 Жидкости с температурой вспышки менее – 18 °C (в закрытом тигле)
3.2 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки –18…+23°C (в закрытом тигле)
3.3 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки 23–61 °C (в закрытом тигле)
4 4.1 Твердые легковоспламеняющиеся
4.2 Самовозгорающиеся
4.3 Выделяющие самовоспламеняющиеся газы при контакте с водой
5 5.1 Окисляющие
5.2 Органические пероксиды
6 6.1 Ядовитые
6.2 Инфекционные
7 Радиоактивные
8 8.1 Едкие, коррозионные, кислотные
8.2 Едкие, коррозионные, щелочные
8.3 Другие едкие или коррозионные
9 9.1 Другие грузы, не вошедшие в классы 1–8
9.2 Грузы, становящиеся опасными только при перевозке навалом в морском транспорте

Процесс перевозки опасных грузов

В зависимости от материала или изделия и его класса опасности для каждого рейса для каждого автомобиля всегда должен составляться паспорт безопасности (стандартный пакет включает в себя 4 копии). На его основании происходит как погрузка опасного груза, так и его выгрузка.

В процессе транспортировки опасного груза водителю запрещено брать с собой других лиц. Также запрещено брать какие-либо попутные другие грузы для перевозки. В случае возникновения проблем с автомобилем и вынужденной остановки, водитель обязан уведомить об этом свою компанию и ближайший отдел ГИБДД. После чего он должен вызвать специальный транспорт, который сможет обеспечить безопасность груза. После остановки ему необходимо обозначить место стоянки красными мигающими огнями или соответствующими знаками аварийной остановки.

Непосредственно в процессе транспортировки опасного груза ЗАПРЕЩЕНО:

  • заправлять топливом на обычных АЗС, если перевозится груз классов опасности 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 7; в таких случаях заправлять транспорт разрешено на расстоянии не менее 25 метров от АЗС;
  • обгонять и опережать другие ТС, скорость которых больше 30км/ч;
  • при езде с горы выключать двигатель и выжимать сцепление;
  • курить в кабине или рядом с автомобилем (допустимое расстояние – более 50 м);
  • резко дергать автомобиль с места при старте или резко тормозить;
  • изменить согласованный маршрут движения;
  • буксировать автомобиль;
  • оставлять транспортное средство без внимания.
Читайте также:  Единое пособие на детей с 2023 года: кому положено и в каком размере

Положения, касающиеся упаковки и цистерн

Глава 4.1 Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) И КРУПНОГАБАРИТНУЮ ТАРУ Глава 4.2 Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 4.3 Использование встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 4.4 Использование цистерн, встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 4.5 Использование вакуумных цистерн для отходов Глава 4.6ЗарезервированаГлава 4.7 Использование смесительно-зарядных машин (MEMU)

Правила перевозок опасных грузов

Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:

  1. Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
  2. ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
  3. Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
  4. Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
    • Напряжение в пределах 24 Вт;
    • Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
    • Требуется наличие исправных предохранителей;
    • Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
    • Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
    • Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
    • Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
    • ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
    • Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
    • При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
    • ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
    • Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.

Необходимые документы для перевозки опасных грузов

Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:

  • Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
  • Лицензия ТС для перевозки ОГ;
  • Аварийная карточка;
  • Транспортно-товарная накладная на груз;
  • Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
  • Информация для связи с компанией;
  • Адрес получателя.

При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны. Перевозчики, которые выполняют перевозки ОГ постоянно могут получать разрешения длительностью на полгода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *