Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если земля сельскохозяйственного назначения не используется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается.

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства[1]>.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

Плательщики земельного налога и арендной платы. Виды земель, подлежащих налогообложению

Плательщики земельного налога и арендной платы. По общему правилу уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности индивидуальных предпринимателей, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые используют землю на титулах права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорий лиц, указанных в ст. 12 Закона «О плате за землю».

Освобождены от уплаты земельного налога организации, использующие земли, деятельность которых связана с обеспечением общегосударственных нужд: пользователи земель, занятых полосой слежения вдоль Государственной границы РФ; государственные предприятия связи, государственные предприятия Министерства транспорта РФ, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта и ряд других; предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ; учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; земли, используемые пожарной охраной; государственные унитарные предприятия, осуществляющие эксплуатацию и строительство государственных мелиоративных систем; лесхозы; заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и др.

Не являются плательщиками земельного налога за пользование землями органы государственной власти и управления, Министерство обороны РФ, внутренние, железнодорожные и пограничные войска войска гражданской обороны.

Читайте также:  Доверенность на расторжение договора

К этой же категории лиц относятся различные научно-исследовательские и учебные организации: научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; высшие учебные заведения научно-исследовательские учреждения и др.

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» N 1738-1 налогоплательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Статьей 15 Закона определено, что основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если другое не предусмотрено иным законодательством.

Статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания и сооружения.

Таким образом, плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие правами собственности, землевладения и землепользования в соответствии с правоустанавливающими документами, то есть плательщиками налога на землю являются:

— организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособность, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

— физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства);

— индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы).

При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

— организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

— плательщики единого налога на вмененный доход, признанные организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории субъекта РФ, в которой введен единый налог, следующие виды деятельности:

— оказание бытовых услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий их меха, ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники, услуг прачечных, химчисток и фотоателье, услуг по чистке обуви, оказание парикмахерских услуг, другие виды бытовых услуг;

— оказание ветеринарных услуг;

— оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

— розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

— оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 кв. м;

— оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

Одновременно плательщиками земельного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Правда, арбитражная практика иногда складывается иным образом. Как следует из Постановления Президиума N 7486/01, переход права пользования земельным участком возможен по основаниям, предусмотренным ГК РФ (при продаже здания или сооружения). В подобных случаях у лица, приобретающего право собственности на недвижимость, возникает не только право пользования земельным участком, но и обязанность по уплате налога за пользование землей. Отсутствие документа на право пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю.

Иное толкование ст. 15 Закона позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.

С точки зрения суда, неуплата земельного налога землепользователем по причине отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок, находящийся под зданием (сооружением), приобретенным в собственность, является необоснованной.

Распространяется земельный налог на все земли Российской Федерации, но ставки применяются разный для каждого субъекта РФ.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам, взимается на конкретной территории (город, село и т.д.). При установлении местного налога представительным органом местного самоуправления, нормативно-правовым актом определяются элементы налогообложения:

— ставка налога,

— порядок и сроки уплаты,

— отчетность.

В зависимости от целевого назначения земельного участка определяется порядок расчета земельного налога (особенно на земли сельхоз назначения).

На установление земельного налога влияют:

— природно-климатические условия по каждому объекту,

— качество земли,

— местоположение земельного участка.

Законом «О плате за землю» устанавливаются средние ставки налога по землям поселений, размеры которых зависят от: экономической зоны; социально-культурного статуса поселения; численности населения. И предусмотрены повышающие коэффициенты по курортным зонам. Размеры налога с учетом местоположения могут быть увеличены, но не более чем в два раза, органом местного самоуправления.

Согласно Закону РФ «О плате за землю» размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год. В таблице 1 приложения N 2 к Закону установлены средние ставки земельного налога. На их основе органы местного самоуправления устанавливают те ставки, по которым налогоплательщики должны исчислять земельный налог. Кроме того, поскольку эти ставки установлены в рублях за единицу площади, они должны индексироваться с учетом инфляции. Для этого каждый год устанавливаются специальные коэффициенты.

В течение 1990-х годов такие коэффициенты устанавливались сначала постановлениями Правительства РФ. Потом федеральными законами о федеральном бюджете или отдельными законами о ставках земельного налога.

Уплата земельного налога юридическими лицами производится ежегодно не позднее 1 июля. Они представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году.

По новым земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента отведения. Платежи исчисляются отдельно по каждому участку, принадлежащему юридическому лицу, а за земли, занятые их жилищным фондом, — по каждому домовладению.

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):

1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;

2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;

3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:

  • пенсионерам;
  • инвалидам I и II группы;

  • несовершеннолетним детям;

  • лицам, признанным недееспособными;

  • военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);

  • участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;

4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:

  • пенсионеру;

  • инвалиду I или II группы;

  • несовершеннолетнему ребенку;

  • лицу, признанному недееспособным;

  • военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);

  • участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2023 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Статья 269. Порядок предоставления налогового расчета

1. Налогоплательщики, за исключением физических лиц, ежегодно не позднее 1 марта текущего года представляют налоговым органам по месту расположения земельного участка расчет причитающегося с них за текущий год земельного налога. Форма и порядок вышеуказанного расчета устанавливаются уполномоченным государственным органом.

2. Расчет земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка. Форма и порядок вышеуказанного расчета устанавливаются уполномоченным государственным органом.

Физическое лицо подлежит уведомлению соответствующими налоговыми органами о налоговых обязательствах по земельному налогу в срок не позднее 1 июня текущего года. Форма уведомления о налоговых обязательствах по земельному налогу устанавливается уполномоченным налоговым органом.

3. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение 30 календарных дней с момента их отвода.

4. Налоговые органы ведут учет плательщиков земельного налога и осуществляют контроль за правильностью и своевременностью его исчисления и уплаты.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2003 г.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие статьи 8 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части взимания платы за землю с земельных участков, непосредственно занятых законсервированными и (или) неиспользуемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, а также испытательными полигонами и складами для хранения всех видов мобилизационных запасов

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие статьи 8 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов)

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие статьи 8 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов)

Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 116-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Действие изменения распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства с 1 января 2005 г.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящей статьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

6) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

7) инвалиды I и II групп;

8) земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации;

9) земли общего пользования населенных пунктов.

10) учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

11) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования; Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

12) государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности;

13) предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;

14) земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации;

15) санитарно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.

16) федеральная служба безопасности, внутренние войска и войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;

17) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

18) исключен;

19) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;

20) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;

21) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

22) земли, используемые пожарной охраной;

23) государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Налог на землю для физических лиц

Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. За последние годы были проведены масштабные работы, которые привели к ее существенному увеличению. Поэтому собственникам земельных участков необходимо выяснить размер кадастровой собственности. Если он превышает рыночную стоимость, важно провести независимую экспертизу и с ее результатами обратиться в суд. Иначе неизбежна оплата более высокого налога.

В статье 395 НК РФ перечисляются все категории, которые освобождаются от оплаты налога. Среди физических лиц таким правом могут воспользоваться только малочисленные коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, остальным собственникам приходится оплачивать налог на сельскохозяйственную землю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *