Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кипр согласился поднять налоги на капитал из России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если сравнивать со странами Евросоюза, то жизнь на Кипре в 2023 году может показаться гораздо дороже, чем в ряде государств Шенгенской зоны. Но если брать за образец ту же Москву, то разница в ценах не сильно заметна, хотя она есть.
Подоходный налог с физических лиц
Первые 19 500 евро годового дохода физлица на Кипре налогом не облагаются. Далее применяется прогрессивная шкала:
Доход, евро | Ставка, % |
---|---|
19 501–28 000 | 20 |
28 001–36 300 | 25 |
36 301–60 000 | 30 |
Более 60 000 | 35 |
Налог на прирост капитала
Этот налог взимается по ставке 20 % со следующих видов прироста капитала:
- от продажи недвижимости, находящейся на Кипре;
- от продажи акций компаний-собственников кипрской недвижимости, ценные бумаги которых не котируются на бирже;
- акции компаний, которые косвенным образом владеют кипрской недвижимостью и получают не менее 50 % от рыночной стоимости объектов.
При расчете налога на прирост капитала из прибыли вычитают:
- себестоимость или рыночную цену недвижимости по состоянию на 1 января 1980 года с учетом инфляции;
- расходы, связанные с получением прибыли, например сборы за перерегистрацию права собственности, юридические расходы и прочее.
Налог на прирост капитала не платят:
- при передаче акций или недвижимости по наследству;
- при дарении между родственниками (до третьей степени родства);
- при передаче дара компании, акционеры которой являются членами семьи дарителя и продолжают оставаться членами семьи в течение пяти лет с момента дарения;
- при дарении акций или недвижимости акционерам семейной компании, если подаренное имущество также было получено компанией в результате дарения. Имущество должно находиться в собственности получателя на протяжении не менее 3 лет с момента дарения;
- с пожертвований в пользу благотворительной организации, муниципалитета или политической партии;
- при обмене или продаже сельскохозяйственных земель;
- при обмене недвижимого имущества, если стоимость объектов равнозначна;
- с прибыли от продажи акций, котирующихся на бирже;
- с прибыли от отчуждения имущества или акций в процессе реорганизации;
- при передаче недвижимого имущества без вести пропавшего лица, если в отношении такого имущества действует режим управления наследственным имуществом;
- при передаче недвижимости между супругами в случае расторжения брака по решению суда.
Физические лицо имеет право на пожизненные вычеты из прибыли:
- от продажи квартиры или дома (основного места проживания) – 85 430 евро;
- от продажи сельскохозяйственных земель – 25 629 евро;
- от продажи прочего имущества (автомобиль, украшения, бытовая техника и т. д.) – 17 086 евро.
Новые Соглашения и Протоколы Кипра в рамках СОИДН и плана BEPS
Кроме налоговой реформы, на Кипре были принятые новые Соглашения об избежании двойного налогообложения и Протоколы в рамках ранее установленных договоренностей:
-
Кипр и Иордания подписали Соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН») от 17 декабря 2021 года, основные положения которого основаны на Типовой конвенции ОЭСР, а также включает в себя все минимальные стандарты проекта «Эрозия базы и перемещение прибыли» («BEPS»), выпущенные ОЭСР/G20. Основные моменты, которые вступят в силу после ратификации, но также имеют исключения:
- 5% налог на дивиденды для компаний с долей владения не менее 10% капитала и 10% налог в остальных случаях;
- 7% налог на роялти;
- 5% налог с валовой суммы выплаченных процентов. Для бенефициаров в лице правительственных структур, органов власти или Национального банка Договаривающегося государства, ставка составляет 0%.
- С 1 января 2022 года применяются нормы Протокола к Соглашению с Германией, по которым также даются разъяснения о невозможности применения налоговых льгот при обстоятельствах и фактах, подтверждающих, что сделки совершены исключительно для налоговой выгоды.
- Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Швейцарией. Поправки по первым двум пунктам вступают в силу с 1 января 2022 и предусматривают:
- включение специальной формулировки в преамбулу ДИДН;
- введение теста основной цели («PPT») в статье «Право на льготы» DTT.
- Следующие страны на очереди для заключения СИДН с Кипром – Оман, Гонконг, Вьетнам, Шри-Ланка, Пакистан, Польша и Франция.
Corporate income tax deadlines in 2023
[01 Aug] By 1 August 2023 the company will have to complete the form TD.6 (Computation of temporary tax by legal persons), whereby it will make a declaration of its 2023 expected (i.e. forecasted) chargeable income and will calculate the tax liability thereof. Together with the TD.6 return, the company will pay 50% of the tax. If profits are not expected for the tax year, the company does not need to compete TD.6 and of course, will not make any payments.[31 Dec] Second and final instalment of temporary tax is due by 31 December 2023.
It is also important to note that a revision of the tax amount without incurring the 10% surcharge can be made only up to 31 December of the same tax year.
Что делать остальным?
Первым и естественным решением может показаться смена юрисдикции — регистрация новой компании в другой стране, либо редомициляция существующей в другую юрисдикцию, либо встраивание в холдинговую структуру промежуточной компании.
Однако эти процедуры достаточно затратны, занимают много времени, и могут потребовать создания реального офиса в новой стране. Добавьте сюда сложности с открытием счетов и длительные –— до двух лет — сроки закрытия кипрских компаний, без чего окончательная редомициляция невозможна, а также недавнее решение кипрских властей о введении для компаний налога на выход из юрисдикции (Exit tax). Эти факторы сделают решение не таким простым. Кроме того, смена юрисдикции без видимой деловой цели может быть расценена налоговыми органами как уход от налогов.
В любом случае при выборе новой страны необходимо тщательно проработать следующие особенности:
- Размер ставок по дивидендам и процентам из России
- Экономический (инвестиции в Россию) и политический вес юрисдикции, вероятность изменения соглашения с ней
- Наличие холдинговых льгот в юрисдикции (Foreign tax credit, Participation exemption)
- Ставки налогов на входящие дивиденды и проценты по внутреннему законодательству
- Квалифицирующие признаки для применения этих ставок
- Ставки налогов у источника при выплате дивидендов конечным акционерам
- Налоги на прирост капитала (Capital gain) и Exit tax
Помимо смены юрисдикции, результаты переговоров подсказывают еще один, тоже дорогостоящий, вариант: сделать кипрскую компанию публичной, то есть зарегистрировать ее на бирже. Правда, надо быть острожным с выбором биржи и ориентироваться на страны ОЭСР, в число которых Кипр не входит.
Есть и универсальное для всех стран решение, но только для тех, кто готов платить налоги. Это сквозной подход, относительная новелла в налоговом законодательстве России. Ст. 312 НК позволяет применять льготную ставку 0% налога на дивиденды, перечисляемые за рубеж, при условии, что конечным получателем дохода является российская компания, либо 13%, если конечный получатель — физическое лицо — налоговый резидент РФ. Таким образом, те немногочисленные пока добросовестные налогоплательщики, для которых ранее суммарная налоговая нагрузка составляла 18% (5% льготные дивиденды на Кипр плюс 13% НДФЛ), могут воспользоваться сквозным подходом и удерживать только 13% на уровне российской компании без последующего НДФЛ.
Для таких лиц, в том числе для владельцев задекларированных кипрских КИК, изменение ставок по дивидендам на налоги не повлияет, особенно с учетом предстоящего повышения НДФЛ до 15% для сумм доходов свыше 5 млн рублей в год. Сквозной подход для компаний будут действовать только до 2024 года.
Подводя итоги, следует признать, что изменение соглашения России с Кипром не имеет такого уж принципиального значения, особенно с учетом развития практики применения концепции ФПД и общей растущей прозрачности в финансовой и налоговой сфере. Оно может оказать существенное влияние на бизнес лишь в краткосрочной перспективе. Более того, Кипр как юрисдикция для бизнеса, имеет массу других преимуществ:
- развитая инфраструктура и благожелательное отношение властей к бизнесу нерезидентов
- возможность открыть счет в той же юрисдикции, что и компания
- «реальность» компании, возможность работы с минимальным экономическим присутствием
- низкая базовая ставка налога на прибыль компаний — 12,5%
- отсутствие налога на входящие и исходящие (WHT) дивиденды
- льготные условия налогообложения для IT-компаний (режим IP Box)
- вычет условных процентов из дохода от привлечения капитала (Notional Interests Deduction, NID)
- возможность получения ВНЖ, налогового резидентства и гражданства
- отсутствие налогов на большинство доходов вне Кипра для новых переселенцев — налоговый режим «нон-домициль».
На Кипре в 2017-м был принят законопроект, регламентирующий процедуру обретения физ. лицом статуса налогового резидента. Для этого человеку необходимо:
— находиться на территории Кипра не меньше, чем 60 дн./год;
— не находиться в пределах другой страны более 183 дн./год и не быть налоговым резидентом иного государства;
— заниматься предпринимательством на острове или быть сотрудником какой-либо фирмы острова (официальное трудоустройство);
— обладать постоянным местом жительства на острове – своим жильем или взятым в аренду.
Раньше этот срок был в три раза дольше (183 дня). Благодаря принятию этого законопроекта процедура обретения статуса налогового резидента стала намного проще. Сегодня формат 183 дней тоже действует, и, следуя ему, иностранец освобождается от остальных условий, применимых к шестидесятидневному сроку. То есть будущий резидент может выбрать из двух вариантов: «формат 183 дней» – без доп. моментов или «формат 60 дней» – с рядом доп. моментов.
Другие налоговые начисления на Кипре
Жители Кипра облагаются еще некоторыми налогами:
— при покупке вторичной недвижимости — переход титула TRANSFER FEE – 1.5 -4 % от рыночной стоимости недвижимого объекта;
— на недвижимые объекты для граждан третьих стран и резидентов – 0-0,8 % от рыночной цены на объект (необходимо выплачивать каждый год);
— на дивиденды. Этот налог только для физ. лиц, которые являются домицилями Кипра. Он составляет 17%. Несмотря на то что дивиденды для нон-домицилей не облагаются налогами, необходимо оплачивать взнос в GESI (фонд социального страхования) в размере 2,65%.
— на роялти для нерезидентов – 10%;
— дорожный налог ROAD TAX – €10-521/год (зависит от параметров двигателя машины);
— на продажу имущества — 20%. При этом доход продавца величиной €17 086 не попадает под этот налог, а остальная сумма – да.
Налоговые правила для нерезидентов
Чтобы получить статус резидента Кипра, не обязательно постоянно находиться в стране 183 и более дней. Россиянину стать резидентом на острове можно при условии, что в текущем отчетном году он:
- не был признан резидентом в другой стране;
- нигде не задержался на срок, превышающий 183 дня за год;
- прожил в республике не менее 60 дней;
- имеет свой бизнес на острове или за него уплачивается налог для работников РФ на Кипре.
Признание юридического лица полноправным участником фискальной системы Кипра возможно только в случае регистрации на территории страны и размещения головного руководства фирмы в ее пределах.
Тем не менее, если статус резидента физлицом или организацией не получен, налогоплательщики имеют ряд преимуществ:
- под обложение попадут только те доходы, которые получены на таможенной территории республики;
- дивиденды из зарубежных источников не попадают в поле зрения налоговых инспекторов;
- плательщик освобождается от некоторых обязательных для резидентов платежей (сбора на оборону, например).
Важно, что при этом налогообложение нерезидентов на Кипре не предполагает повышенных ставок в сравнении с правилами, предусмотренными для постоянных плательщиков.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Налоговые правила для нерезидентов
Чтобы получить статус резидента Кипра, не обязательно постоянно находиться в стране 183 и более дней. Россиянину стать резидентом на острове можно при условии, что в текущем отчетном году он:
- не был признан резидентом в другой стране;
- нигде не задержался на срок, превышающий 183 дня за год;
- прожил в республике не менее 60 дней;
- имеет свой бизнес на острове или за него уплачивается налог для работников РФ на Кипре.
Признание юридического лица полноправным участником фискальной системы Кипра возможно только в случае регистрации на территории страны и размещения головного руководства фирмы в ее пределах.
Тем не менее, если статус резидента физлицом или организацией не получен, налогоплательщики имеют ряд преимуществ:
- под обложение попадут только те доходы, которые получены на таможенной территории республики;
- дивиденды из зарубежных источников не попадают в поле зрения налоговых инспекторов;
- плательщик освобождается от некоторых обязательных для резидентов платежей (сбора на оборону, например).
Важно, что при этом налогообложение нерезидентов на Кипре не предполагает повышенных ставок в сравнении с правилами, предусмотренными для постоянных плательщиков.
Данный вид пошлины распространяется на все товары и услуги, оказываемые или реализуемые в республике. Налогом на добавочную стоимость облагается и ввозимая продукция. Для разных видов товаров и услуг действуют разные ставки – от 5 до 19%. Предприниматель должен вставать на учет в государственных органах только в том случае, если его годовой товарооборот превышает сумму 15000 евро. Подробности уточняйте у специалистов нашего ресурса.
Со всех покупок, сделанных в государстве, возможен возврат НДС. Процедуру можно произвести самостоятельно при наличии товарного чека или обратиться за помощью юристов, которые выполнят за вас задачу в разы быстрее и эффективнее.
Налог на недвижимость (Immovable Property Tax)
Налог на недвижимость уплачивается на основе рыночной стоимости недвижимости, расположенной на территории Кипра, по оценке на 1 января каждого календарного года и должен быть уплачен налогоплательщиком (владельцем недвижимости) не позднее 30 сентября каждого года.
В настоящий момент действуют следующие ставки налога для уплаты физическими и юридическими лицами:
- при оценочной стоимости имущества до 85 430 Евро – 3%;
- от 85 430 до 170 860 Евро — 5%;
- при оценочной стоимости свыше 170 860 Евро— 8%;
Характеристика налоговой системы Кипра
Уникальность налоговой системы страны состоит не только в беспрецедентной лояльности к отечественному и иностранному бизнесу. Можно с уверенностью сказать, что благоприятное отношение к налогоплательщикам из-за границы и щадящие налоговые ставки играют решающую роль в экономическом развитии острова.
Этот факт настолько важен для киприотов, что они прибегают к использованию права вето каждый раз, когда в ЕС начинают обсуждать возможность введения единых фискальных правил для всех стран-членов. Если эта программа будет одобрена, Кипр должен будет отказаться от основных налоговых «козырей»:
- забыть о низкой ставке налога на прибыль в 12,5 %;
- вернуть налог на недвижимость на Кипре, отмененный в 2017 году (его хотят вернуть уже в 2019 году);
- повысить ставки НДФЛ (сейчас максимальный показатель 35 %) и снизить порог необлагаемых сумм;
- ввести сплошной налог на дивиденды;
- ужесточить лояльные правила получения «инвестиционного» гражданства.
Привлекательность налоговой системы Кипра для иностранных компаний сохраняется даже после официальной отмены статуса офшора и ужесточения контроля со стороны государства.
Причина – низкие налоговые ставки (например, корпоративный налог на Кипре составляет всего 12,5 %) и простота получения фискального резидентства на острове.
Более того, правительство страны активно отстаивает и сохраняет существующее положение.