Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 5. Виды трудовых пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная форма — меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственное пенсионное обеспечение возможно только будущий получатель пенсии самостоятельно заключает договор с НПФ и регулярно производит пенсионные взносы.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- устанавливаемые по иным основаниям, прописанным в законе или пенсионном договоре.
При определенных льготных обстоятельствах граждане получают право на следующие выплаты из ПФР:
- Социальная доплата. Это добавка к пенсионным суммам нетрудоспособных, доход которых ниже прожиточного в регионе.
- Ежемесячные выплаты. На них имеют право заслуженные граждане, к примеру, герои СССР или РФ, несовершеннолетние узники концлагерей в прошлом и другие.
- Набор соцуслуг предоставляется пенсионерам в беззаявительном порядке. Он включает в себя компенсацию затрат на транспорт, санаторно-курортное лечение, приобретение лекарств.
- Дополнительная ежемесячная выплата в размере одной тысячи рублей начисляется инвалидам и участникам боевых действий времен ВОВ, узникам концлагерей; в 500 р. другим категориям лиц, принимавших участие в событиях ВОВ.
- Бывшие летчики и труженики угольной промышленности получают отдельную доплату к пенсионным начислениям.
- Небольшие деньги (1200 р.) платятся трудоспособным людям, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы и детьми-инвалидами. Кроме того, такая надбавка устанавливается тем, кто присматривает за пенсионерами, перешагнувшими 80-летний порог.
- Пособие на погребение. Назначается по заявлению для компенсации расходов на похороны пенсионера, получавшего социальное пособие из ПФР.
- Материнский капитал назначается после появления на свет второго и последующих детей, если дата их рождения попала в период с 01.01.2007 по 31.12.2018.
Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.
Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признаются лица, которые имели гражданство РФ на день вступления Федерального закона «О гражданстве РФ» в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., и которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Приобретается гражданство РФ в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» по трем основаниям:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство;
3) в результате восстановления в гражданстве.
По иным основаниям гражданство РФ может быть приобретено только в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» либо в соответствии с международными договорами. Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство РФ:
1) если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ;
2) если один из родителей имеет гражданство РФ, а второй является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим;
3) если один из родителей является гражданином РФ, а второй – иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ или если в ином случае ребенок останется без гражданства;
4) если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;
5) если ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны и в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявятся.
Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О гражданстве в РФ» в общем и упрощенном порядке. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение трудовой пенсии наравне с гражданами РФ. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим Законом признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ.
Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ:
1) лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) лица, работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено международным договором РФ;
5) лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».
В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждивении.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:
1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;
7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;
8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;
10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;
12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;
13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;
14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;
17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;
19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;
2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;
3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
4) инвалидам вследствие военной травмы;
5) инвалидам по зрению;
6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;
7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по инвалидности;
3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы. По истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы государственная пенсия может быть назначена этим военнослужащим только в том случае, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения ими военной службы.
Основаниями для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, являются:
1) нетрудоспособность члена семьи – государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается только нетрудоспособным членам их семей;
2) гибель или смерть военнослужащего. Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих только при наличии обоих оснований.
Пенсия назначается:
1) в случае гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы;
2) в случае гибели военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы;
3) в случае смерти военнослужащего по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
По установленному законом правилу лицо теряет право на пенсию по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения им преступления. То же правило распространяется на лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Если смерть или инвалидность кормильца наступили вследствие совершенного им преступления, то нетрудоспособным членам его семьи вместо пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца назначается социальная пенсия.
Установленная пенсия за выслугу лет, назначается и выплачивается военнослужащим в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». В соответствии с законом право на пенсионное обеспечение приобретает основная часть всех категорий военнослужащих.
Статья 1 вышеназванного Закона устанавливает перечень лиц и их семей, имеющих право на пенсионное обеспечение. К ним относятся: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службупо контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в:
1) Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
3) Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации;
4) внутренних и железнодорожных войсках;
5) федеральных органах правительственной связи и информации;
6) войсках гражданской обороны;
7) органах федеральной службы безопасности;
8) органах внешней разведки,
9) иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в:
а) Вооруженных Силах СССР;
б) органах комитета государственной безопасности СССР;
в) внутренних и железнодорожных войсках СССР;
г) других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством СССР.
Если указанные лица проживают на территории государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, то право на пенсионное обеспечение по российскому законодательству они приобретают только в том случае, если в этих государствах не предусмотрено пенсионное обеспечение на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу. На равных основаниях с военнослужащими право на пенсионное обеспечение, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» имеют:
1) лица, которые в период Великой Отечественной Войны занимали командные должности, соответствующие офицерским в советских партизанских отрядах и соединениях и их семьи;
2) бывшие военнослужащие, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи;
3) лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе;
4) женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – этой категории лиц пенсии назначаются на тех же основаниях, что и лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц» предоставляется военнослужащим:
1) имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более;
2) по достижении предельного возраста, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, не менее 12 лет и шести месяцев из которых составляет военная служба.
Пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается военнослужащим всех категорий, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Пенсия по инвалидности назначается на тех же основаниях, что и по Закону «О государственном пенсионном обеспечении»:
1) если инвалидность наступила в период прохождения военной службы;
2) если инвалидность наступила в течение трех месяцев после окончания военной службы;
3) если инвалидность наступила по истечении трех месяцев со дня окончания военной службы, но вследствие контузии, увечья, ранения или заболевания, полученных во время прохождения военной службы.
Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходившим военную службу по контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в том же порядке, в каком она назначается по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Понятие пенсии по старости
Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.
Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.
Повышенная индексация пенсий
С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла — до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).
Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль. Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей.
Если пенсионеру назначена социальная доплата к пенсии, обеспечивающая доходы на уровне прожиточного минимума пенсионера, размер выплат после индексации может остаться прежним либо повыситься меньше, чем по уровню индексации.
Пример Пенсионеру назначена пенсия в размере 12 347 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в регионе выше назначенной пенсии и составляет 12 674 рубля. Поэтому дополнительно к пенсии назначена социальная доплата. В результате индексации с 1 января пенсия увеличена на 7,05%, или 870 рублей, и составила 13 217 рублей. Учитывая, что до индексации пенсионер получал 12 674 рубля (пенсия плюс соцдоплата), после индексации выплаты увеличились не на 870 рублей, а на 543 рубля (разница между проиндексированной пенсией, которая увеличилась до 13 217 рублей, и прежними выплатами в размере 12 674 рублей).
Переходный период по повышению пенсионного возраста
Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964-1965 года рождения и мужчины 1959-1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.
Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.
По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.
173-ФЗ регулирует порядок назначения пенсии гражданам Российской Федерации, а также определяет права на её получение. В соответствии с государственным пенсионным обеспечением, выплата пенсий из федерального бюджета дополнительно регламентируется Федеральными законами № 166-ФЗ и № 4468-1.
ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по причине потери кормильца.
Расчетный пенсионный капитал
-----------------------------¬
¦Расчетный пенсионный капитал¦
L--------------TT-------------
------------------L--------------¬
¦/ ¦/
-----------------+----------------¬---------------+---------------¬
¦ Начальный пенсионный капитал, ¦¦Общая сумма страховых взносов,¦
¦приобретенный до 1 января 2002 г.¦¦ уплаченных с 1 января 2002 г.¦
¦ ¦¦ до выхода на пенсию ¦
L----------------------------------L-------------------------------
Рис. 3
Расчет начального пенсионного капитала производится по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.
Расчетный пенсионный капитал до дня назначения пенсии подлежит регулярной индексации и зависит:
- от роста цен за определенный период:
- ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября — при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6%;
- раз в полгода с 1 августа, 1 февраля — при меньшем уровне роста цен, но не менее 6% за каждое полугодие;
- раз в год с 1 февраля — в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6%;
- от годового индекса роста среднемесячной заработной платы и индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий в расчете на одного пенсионера с 1 апреля: в случае если индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит общий коэффициент произведенной индексации страховой части в течение года (не должно превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера).
Нетрудно заметить, что чем больше сумма расчетного пенсионного капитала и меньше количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, тем выше страховая часть пенсии по старости, и наоборот.
Пример. Расчетный пенсионный капитал составляет 150 тыс. руб., а ожидаемый срок выплаты пенсии 144 мес. (такой срок предусмотрен для граждан, которым пенсия по старости установлена до 1 января 2002 г., а также тех граждан, которым она была назначена впервые в 2002 г.). Страховая часть пенсии (СЧ) в этом случае составит 1041 руб. 67 коп. (150 000 / 144). Если пенсия будет устанавливаться в 2005 г., когда ожидаемый период выплаты пенсии увеличится до 162 мес., то при том же расчетном пенсионном капитале страховая часть трудовой пенсии по старости составит 926 руб. (150 000 / 162).
Согласно ст. 20 Закона о пенсионном страховании расчетный пенсионный капитал с 1 января 2002 г. до выхода на пенсию формируется из общей суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина России.
Отсюда следует, что после 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал застрахованного лица формируется из страховых взносов, уплаченных за него. Следовательно, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника. Соответственно, неуплата и (или) частичная уплата страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении трудовой пенсии приведет к занижению размера ее страховой части.
Необходимо обратить внимание на то, что пенсионные накопления формируются не у всех застрахованных лиц.
В начале пенсионной реформы пенсионные накопления формировались только у тех, кому на момент начала реформы оставалось до пенсии 10 лет и более: у мужчин 1953 г. рождения и моложе, у женщин 1957 г. рождения и моложе. Этой категории застрахованных лиц взносы на накопительную часть отчислялись в течение 2002 — 2003 гг. С 2004 г. им отчислялись все 14% на страховую часть, а накопительная часть осталась только у лиц 1967 г. рождения и моложе.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости также подлежит индексации:
с 1 февраля 2002 г. в размере 1,065;
с 1 августа 2002 г. в размере 1,09;
с 1 апреля 2003 г. в размере 1,126;
с 1 августа 2003 г. в размере 1,08;
с 1 апреля 2004 г. в размере 1,09;
с 1 августа 2004 г. в размере 1,0628;
с 1 августа 2005 г. в размере 1,06, дополнительно — 1,048;
с 1 апреля 2006 г. в размере 1,063;
с 1 августа 2006 г. в размере 1,062.
В 2007 г. предусматривается дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 9,2% с 1 апреля.
Накопительная часть может устанавливаться не ранее назначения пенсии по старости. Получателям пенсий по инвалидности — по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста, даже если они не захотят переходить на пенсию по старости.
При установлении пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не назначается.
Если кормилец умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии, пенсионные накопления умершего выплачиваются единовременно его родственникам. В первую очередь детям, супругу (супруге) и родителям поровну. В их отсутствие — братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам, внукам (также поровну).
Застрахованное лицо вправе подать заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате суммы пенсионных накоплений в случае его смерти, определив, кому и в каких долях должна выплачиваться эта сумма. В заявлении можно указать любых лиц, в том числе и конкретных родственников.
Правила расчета размера накопительной части (НЧ) трудовой пенсии аналогичны определению размера страховой части трудовой пенсии по старости. Для этого нужно разделить сумму пенсионных накоплений (ПН), отраженных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, на ожидаемый период выплаты пенсии (Т):
НЧ = ПН / Т.
По законодательству ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии будет определяться несколько иначе, чем для расчета страховой части, и может от него отличаться. Он устанавливается для каждой возрастной группы застрахованных лиц, которым накопительная часть трудовой пенсии будет назначаться или пересчитываться. Предусматривается и его последующая периодическая корректировка с учетом изменения средней ожидаемой продолжительности жизни граждан в различных возрастах. Этот порядок будет определен в отдельном законе.
Для оценки будущего размера накопительной части пенсии вполне можно использовать имеющийся в Законе нормативный ожидаемый период выплаты пенсии по старости — 228 мес. (19 лет).
Пенсионные накопления формируются из сумм взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и сумм инвестиционного дохода, полученного от их размещения на рынке ценных бумаг. Для участников накопительной системы 1967 г. рождения и моложе ставка таких взносов составляет 4% заработка. Величину инвестиционного дохода, начисленного на индивидуальный лицевой счет, Пенсионный фонд сообщает каждому застрахованному лицу до 1 сентября ежегодно, начиная с 2004 г.
Пенсионный капитал формируется из сумм взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для старшего поколения застрахованных лиц ставка таких взносов составляет 14% заработка. Для более «молодых» ставка уменьшается на тариф отчислений в накопительную систему. Для тех, кто родился в 1967 г. и позднее, — 14% — 4% = 10% заработка.
Чтобы сумма пенсионного капитала не обесценилась, она индексируется в том же порядке, что и страховая часть трудовой пенсии.
Но для граждан, которые работали до введения персонифицированного учета, пенсионные накопления будут минимальны, и, соответственно, размер пенсии будет увеличен несущественно. Поэтому пенсионерам 1967 г. рождения и старше денежные средства, которые учитываются у остальных пенсионеров на счете пенсионных накоплений, будут учитываться в пенсионном капитале.
Накопительная часть трудовой пенсии определяется величиной пенсионных накоплений, которые формируются не только из части сумм страховых взносов, уплаченных работодателем. Их итоговый объем в немалой степени зависит и от выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, размещающих пенсионные средства граждан на рынке ценных бумаг.
После назначения пенсии размер ее накопительной части подлежит ежегодной индексации или перерасчету для работающих пенсионеров с учетом доходов, полученных от инвестирования средств пенсионных накоплений, и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Часть страховых взносов, направляемых на формирование пенсионных накоплений, — 4% и зависит от возраста застрахованного.
С 2004 г. накопительная часть отчисляется гражданам 1967 г. рождения и моложе. Средства пенсионных накоплений не могут расходоваться на выплату текущих пенсий. Размеры страховой и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависят от величин пенсионного капитала и пенсионных накоплений, сформированных ко дню назначения пенсии.
Что касается лиц 1967 г. рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005 — 2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4% от базы для начисления взносов. Начиная с 2008 г. в страховую часть пенсии работодатели будут перечислять 8%, а в накопительную — 6%.
Рассмотрим порядок расчета на примере.
Пример. Женщина родилась в 1970 г. Допустим, что размер отчислений в накопительную часть составит 6%, а расчет начнем с 2005 г. (без учета сумм, уплаченных в 2002 — 2004 гг.). Суммы облагаемых доходов женщины в месяц составляют 15 тыс. руб.
За 20-летний период работы в накопительной части пенсии окажется 6% за счет работодателя, или 216 тыс. руб. (900 руб. в мес. x 20 лет x 12 мес.).
Исходя из средней продолжительности жизни женщины — 74 года — срок дожития составляет 19 лет. Следовательно, пенсия за счет накопительной части составит:
216 000 руб. : 19 лет : 12 мес. = 947 руб.
При этом допустим, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счет инвестиционных доходов, например в размере 10%. С учетом этих обстоятельств накопительная часть пенсии составит 1042 руб.
Предположим, что базовая часть пенсии к моменту выхода женщины на пенсию (к 2025 г.) составит 1000 руб.
Допустим, что за счет страховой части будет получена такая же часть пенсии, как за счет накопительной части (на это будет влиять еще и общий стаж работы).
Общий размер пенсии в месяц составит:
1042 руб. + 1042 руб. + 1000 руб. = 3084 руб.
Индексация накопительной части трудовой пенсии производится ежегодно с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии с учетом:
- доходов от инвестирования за прошлый год,
- изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
В данной публикации были разъяснены общие принципы определения размера трудовой пенсии в новой пенсионной системе. Однако особое внимание стоит уделить определению «стартового» пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, а также вопросам подтверждения и реализации права на выбор наиболее выгодного варианта его определения.
Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:
Год |
Мужчины |
Женщины |
2019 |
60,5 лет (+6 мес.) |
55,5 (+6 мес.) |
2020 |
61,5 лет (+1,5 года) |
56,5 лет (+1,5 года) |
2021 |
63 года (+3 года) |
58 лет (+3 года) |
2022 |
64 года (+4 года) |
59 лет (+4 года) |
2023 |
65 лет (+5 лет) |
60 лет (+5 лет) |
Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.