Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку водитель велосипеда подчиняется Правилам дорожного движения и является полноправным участником дорожного движения, столкновение с пешеходом должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Для этого необходимо позвонить по номеру 02 или 102 с мобильного. Если пешеход получил травму, лучше сразу позвонить в 112, и тогда на место выедут не только сотрудники ГИБДД, но и скорая помощь. Даже если велосипедист имел право ехать по тротуару, то он должен двигаться так, чтобы не мешать пешеходам и не создавать опасных ситуаций. Если велосипедом управлял ребенок, то его можно привлечь к административной ответственности только с 16 лет, поэтому если пешеходу причинит вред малолетний велосипедист, то за нарушение ПДД его не накажут, а вот вред здоровью или имуществу родителям придется возместить.
Что делать, если велосипедист сбил на тротуаре?
Велосипедист виноват в ДТП
Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.
Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.
Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.
Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.
Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.
Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.
Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.
Особенность наказания
Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.
К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:
- Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
- Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
- Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Запомните! Существует регламентированный механизм действий:
- осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
- в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
- в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
- позвонить в ГИБДД;
- нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
- постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
- снять на фотоаппарат место происшествия;
- зафиксировать полученные травмы;
- встретить сотрудников ГИБДД;
- поспособствовать процессу правильного составления протокола;
- направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
- в случае необходимости подать иск в судебный орган.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Поскольку при ДТП с велосипедистом последний, как правило, получает вред здоровью, то по существующим законам этот вред необходимо возместить.
Ответственность каждого автомобилиста должна быть застрахована по ОСАГО. Именно страховая компания, в случае признания вины в случившемся дорожном происшествии водителя, обязана возместить потерпевшему причиненный вред.
Для получения выплаты необходимо:
- водителю автомобиля в кратчайшие сроки известить о происшествии свою страховую компанию;
- потерпевшему обратиться за выплатой, предоставив документы о ДТП, оформленные сотрудниками автоинспекции.
Если размера страховой выплаты хватает для покрытия нанесенного ущерба, то никаких дополнительных разногласий между виновником аварии и потерпевшим быть не может.
Свидетель. «Видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно»
После инцидента к Егору подъехал другой велосипедист, который в момент столкновения двигался во встречном направлении. Он оставил парню свой контактный номер «на случай, если будут разбирательства». Пока этот человек остается единственным известным молодому человеку свидетелем происшествия.
Нам удалось с ним поговорить, мужчину зовут Олег.
— Я двигался навстречу и самого момента удара не видел: все произошло у меня за спиной. Но подъезжая к этому месту — и я рассказал об этом следователю, — я видел группу товарищей, которые вели себя неадекватно. Их было четверо: мужчина, женщина и две девочки-подростка.
Они шли со стороны Marriott, наверное из кинотеатра, потому что у них были такие большие стаканы, в которых продают попкорн. Шли к воде, может прогуливались, я не знаю. Одна девочка перебежала дорогу передо мной, а скорость у меня была приличная.
Помню, про себя отметил, что такое поведение не вполне нормальное на велодорожке. А трое остальных уже находились на встречной для меня полосе: они занимали ее не полностью, а, наверное, на треть, но, что меня поразило, смотрели в мою сторону и даже не предпринимали каких-либо действий, чтобы оценить ситуацию, — рассказал мужчина.
После того как Олег проехал этих людей, он услышал звук удара.
— Я видел велосипедиста, который ехал навстречу, скорость у него была гораздо выше моей. Но понятно, что это велодорожка и приоритет на ней должен быть отдан велосипедистам, — считает свидетель.
Проехав еще немного по инерции, он развернулся и приехал на место происшествия уже тогда, когда пешеходу оказывали помощь.
Два звонка. Второй страшнее
Егор был еще на месте происшествия, приходил в себя, когда ему позвонили из милиции. Быстро, конечно. Впрочем, удивляться нечему: парень оставил свой номер телефона работникам скорой.
— Меня попросили рассказать, что случилось. Я рассказал. Потом уточнил, нужно ли мне оставаться на месте: может быть, кто-то приедет зафиксировать всю картину, следы торможения — не знаю, как это делается. Но мне ответили, мол, нет, я могу быть свободен, — отметил парень.
А ночью, примерно в 01:30, раздался звонок из Следственного комитета.
— Звонил дежурный следователь. Он сказал, что с мужчиной все плохо, он в больнице, а мне утром нужно явиться в СК. Я, конечно, перепугался, той ночью больше не уснул, — добавил собеседник.
Утром в Следственном комитете Егор еще раз рассказал о том, что случилось, схематично изобразил место происшествия.
— С группой экспертов я выезжал на место, они фотографировали асфальтовое полотно, замеряли его ширину. На этом все, дальше — тишина на несколько месяцев, — говорит он.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Что делать, если пешеход предлагает “договориться на месте”
“Плати мне 10 тысяч и забудем, что произошло”, — сказал пешеход после того, как его сбил Николай. Водитель торопился и не хотел ждать ГИБДД, скорую. Тем более наезд был незначительным (Николай вовремя начал тормозить и немного задел мужчину) — пострадавший твердо стоит на ногах и выглядит вполне здоровым.
С одной стороны, водителю проще урегулировать конфликт самостоятельно. Но кто даст гарантию, что пешеход на следующий день не отправится в больницу в связи с ухудшением состояния и не потребует дополнительную компенсацию? Если дело дойдет до суда, что водителю будет сложно доказать, что он не скрылся с места ДТП.
Смотрите по ситуации. Если повреждения действительно не вызывают опасений и пострадавший сам требует урегулировать проблему сразу, то возьмите расписку о том, что он не имеет к вам претензий.
Сбил велосипедиста на пешеходном переходе: ответственность
Одним из более распространенных типов ДТП в данный момент является аварийная ситуация на пешеходном переходе с участием велосипедиста и водителя. Многие наши соотечественники моментально поспешат во всем обвинить автомобилиста, хотя по сути виновным может оказаться и велосипедист.
Изучая правила движения в пешеходной зоне, стоит напомнить, что, передвигаясь вне велосипедной дорожки велосипедист приравнивается к водителю транспортного средства. Из этого следует, что, находясь за рулем своего ТС, он обязан соблюдать одинаковые правила с автомобилистами.
Стоит заметить, что велосипедист является универсальной категорией из всех остальных участников движения на дорогах. Находясь за рулем, он приравнивается к полноценному автомобилисту, а идя пешком и катя перед собой «двухколесного друга», он становится пешеходом. И столкновение на пешеходном переходе может иметь самые разные последствия.
Если велосипедист на момент столкновения шел пешком и катил рядом велосипед, то никаких претензий к нему возникнуть не может (разве что он совершал переход, не обращая внимания на запрещающий сигнал светофора или в неположенном месте). В случае столкновения с автомобилистом, именно на последнего будет возложена вся ответственность. И результатом такой аварийной ситуации станет лишение прав и значительный денежный штраф вкупе с компенсацией и оплатой лечения.
А вот если велосипедист на момент аварии находился за рулем, то тут ситуация будет более сложной и запутанной. И чтобы определить истинного виновника, придется привлекать к судебному разбирательству свидетелей и значительную документальную базу.
Говоря о велосипедистах, стоит заметить, что они передвигаются со средней скоростью порядка 20-30 км/ч. Пытаясь проскочить на такой скорости на последних секундах зеленого сигнала светофора, они ставят под угрозу не только себя, но и окружающих, поскольку ни один автомобиль не в состоянии экстренно затормозить, чтобы избежать подобного столкновения.