Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское право и административное, в чём разница? Извините-ликбез….». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Особенности административного права
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
Специфика административного и гражданского права
Каждая отрасль права регулирует определенную область общественных отношений, имеет свои базовые принципы, ее нормы регулируются определенными законодательными актами.
Гражданское право:
- Контролирует общественные отношения возникающие в процессе заключения сделок с недвижимым и движимым имуществом, а также личные неимущественные отношения, связанные с правом интеллектуальной собственности;
- Базируется на принципах: равенства сторон, невмешательства государства в частные правоотношения, неприкосновенности собственности и свободы подписания соглашений;
- Нормы гражданского права фиксируются преимущественно в законодательных актах федерального значения;
- Использует диспозитивны метод, дающий сторонам право самостоятельно установить правила поведения. Если стороны не смогли договориться, правила будут исходить из действующих норм права.
Административное право:
- Регулирует общественные отношения, связанные с осуществление полномочий теми или иными государственными и муниципальными органами власти (сбор налогов, распределение бюджета и прочие);
- Принципы административного права: демократия, законность, взаимная ответственность государства и личности, федерализм, гуманизм, справедливость, равенство равенства граждан перед законом и правоприменителем;
- Нормы административного права содержатся в федеральных законах, а также законах субъектов РФ, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях/приказах/ инструкциях федеральных органов власти;
- Придерживается императивного метода, согласно которому нормы спускаются сверху уполномоченными органами и обязательны к исполнению.
Административное и трудовое право
Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.
Разница между административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью
Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первом имеют равный статус и взаимодействуют в диспозитивном регулировании. Участники административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни участники подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в рамках императивного регулирования.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.
Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.
Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе в качестве частных компаний до подписания контрактов в том или ином статусе.
Эта регистрация происходит в рамках административного права.
Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право. | Административное право. |
Что общего у этих двух вещей? | |
Часто условием участия субъекта в гражданском правоотношении является его предшествующее участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правовые отношения, в основном с участием органов государственной власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не несут ответственности перед другими участниками отношений | Регулирует правовые отношения, участники которых часто имеют неравный статус, несут ответственность перед другими сторонами отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами устанавливают условия договоров | Для него характерен императивный метод регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют в соответствии с установленными нормами |
Административное право относится к серии правовых норм, которые регулируют государственное управление в обществе, порядок взаимодействия граждан со всеми государственными органами, правила поведения граждан в той или иной ситуации, нарушения правил официальной власти и все, что касается жизни самого общества.
только административное право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами — таким образом, оно регулирует законное функционирование любой исполнительной власти государства.
Административное право в России является одной из отраслей права.
Гражданское и административное право
В системе российского права все отрасли функционально взаимосвязаны. Их разграничение вызывается характером тех отношений, которые они регулируют, а также необходимостью избрания для их регламентации особых начал, способов и приемов.
Наиболее четко гражданское право, основанное на равенстве субъектов, отличается от отраслей, регулирующих отношения, построенные по типу «власть-подчинение». Таковыми являются государственное, административное, экологическое право и т.п. В них используется метод, центральным началом которого является требование субординации. Даже поведение властных субъектов, вступивших в административный договор, координируется с учетом и по поводу распределения их правомочий в той или иной сфере. В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.
В чем специфика гражданского права?
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
В чем специфика гражданского права?
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.
КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ
Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.
Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).
Отличие гражданской ответственности от административной — Законники
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. 6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную 7.
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Отличие административной ответственности от других видов ответственности.
Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений. Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Отличие административной ответственности от гражданско-правовой Важно Так, ФЗ от 24.11.1995г.
Чем отличается гражданское право от административного
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.
Сравнительная таблица:
Вид правовой отрасли | Административное право | Гражданское право |
Что регулирует? | Регулирует управленческие отношения. | Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения. |
Кто участвует? | Юридические и физические лица, государственные учреждения. | Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство. |
Метод регулирования | Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. | Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов. |
Вмешательство государства | Административное право регулируется государством. | Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные). |
Нормативный акт | Административный кодекс РФ. | Гражданский кодекс РФ. |
Могут ли лишить свободы на нарушение прав | Нет. | Нет. |
Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.
При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.
Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.
Понятия административного и гражданского права и их особенности
Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования.
Конституционное закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования.
Оно регулирует управленческие отношения, т.е.
отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии.
Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.
Существует несколько правовых отраслей, среди которых сложно разобраться, так как все они имеют свои особенности, признаки, методы и меры наказаний. В статье кратко описаны и сравнены 2 правовые отрасли — административная и гражданская.
Административное право относится к системе правовых норм и регулирует общественные отношения с органами исполнительной власти, а также внутриорганизационные отношения внутри предприятий, фирм, организаций и т.д.
Административное право имеет следующие признаки:
- Является одной из основ публичного права.
- Представляет собой совокупность юридических норм.
- В качестве предмета регулирования выступают управленческие отношения.
- Имеет собственные методы правового регулирования.
- Состоит из согласованных элементов.
- Закреплено в источниках.
К методам данной правовой отрасли относятся: предписание (следование или совершение каких-либо действий), запрет (ограничение совершения каких-либо действий) и дозволение (предоставление самостоятельного выбора одного из вариантов поведения).
Главным методом административного права является императивный метод. Он заключается в издании особых норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, вышестоящий орган власти издаёт распоряжения или предписания для граждан или нижестоящего органа. Неисполнение указаний несёт за собой административную ответственность, которая может быть выражена в виде предупреждения, штрафа, ареста, выдворения из страны, лишения орудия совершения правонарушения и пр.
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.
Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.
Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Под Административным Правом понимают ряд правовых норм, регулирующих государственное управление обществом, порядок взаимодействия граждан с любыми государственными органами, нормы поведения граждан в той или иной ситуации, нарушение правил должностных полномочий и все, что касается жизни самого общества.
Только Административное Право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами – таким образом, оно регулирует законное функционирование любых подразделений исполнительной власти страны.
Административное право России является одной из отраслей права.
Чем отличается административное право от гражданского?
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт регулирует их вид.
Институт права — это совокупность правовых норм, которая образует обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.
Институт — это составная часть, звено отрасли. Их много и у каждого есть относительная самостоятельность.
Примеры правовых институтов:
- в уголовном праве — институт крайней необходимости, невменяемости;
- в гражданском праве — институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
- в государственном праве — институт гражданства;
- в административном — институт должностного лица;
- в семейном праве — институт брака.
Все институты реализуют свою деятельность в тесном взаимодействии друг с другом как внутри отрасли, так и вне ее.
Система права каждого государства состоит из ряда отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами разработки положений других отраслей права.
Конституционное право — ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые лежат в основе стабильности общества. В отличие от других отраслей права конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и т. д.
Гражданское право — одна из отраслей частного права.
Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).
В современных условиях многоукладной экономики и равенства всех форм собственности роль гражданского права возрастает, т. к. расширяется сфера его действия, усиливается потребность в правовом регулировании общественных отношений с учетом равноправия самостоятельных участников.
Под предметом гражданско-правового регулирования понимают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. К ним относятся две группы отношений:
а) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому;
б) связанные с ними неимущественные отношения, к которым можно применить нормы гражданского права.
Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Отношения, основанные на власти и подчинении (в том числе и имущественные), регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и т. д.).
Участниками отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть граждане, различные организации (юридические лица), государственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации и государства, осуществляющие деятельность на территории России. Под имущественными отношениями понимаются отношения не только по поводу вещей, но и по поводу права требовать (например, право гражданина требовать свой вклад в банке, по сути, право требовать передачи денег).
Поэтому различаются две группы имущественных отношений: отношения вещевого характера и отношения обязательственного характера. Предметом личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются нематериальные блага: честь, имя, достоинство, личная жизнь, авторство произведений и т. д.
Источники гражданского права многообразны. К ним относятся, прежде всего:
- Конституция Российской Федерации, определяющая равноправие всех форм собственности;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- гражданско-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания;
- нормативные указы Президента России;
- нормативные постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты его министерств и ведомств;
- конституции (уставы) субъектов федерации, их законодательства, президентские, губернаторские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств субъектов федерации;
- нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления — на местном уровне;
- Постановления Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации(разъяснения по вопросам толкования права).
Основные принципы гражданского права:
- многообразие форм собственности и соответственно правовая охрана всех форм собственности и других вещных прав;
- юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений;
- принцип свободы договора в пределах, установленных законом;
- принцип всемерной охраны прав и интересов граждан;
- принцип недопустимости злоупотребления со стороны граждан и их коллективов.
Отношения между людьми в обществе могут быть различными: моральными, политическими, национальными, религиозными, правовыми и т. д. Только часть из них охватывается правовым регулированием. Например, в семейной жизни юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права. Правоотношение, как известно, — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношения есть та мера внешней свободы, которую предоставляют участникам нормы права.
Это отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяния, а также основания уголовной ответственности и освобождения от нее.
Предметом уголовного права выступают общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления. Субъекты уголовного права — это лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоприменительных органов.
Физическое лицо, характеристики, ответственность и отличие от юрлиц
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве сторон, неприкосновенности собственности и недопустимости вмешательства в частную жизнь.
Административное право руководит действиями субъектов в социальной, общественной, экономической и других областях жизни. Нормы административного права регулируют общественные отношения в сфере государственного управления.
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.