Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).
Безвозмездное пользование земельными участками
Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:
а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;
б) в виде служебного надела гражданам;
в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.
Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.
По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.
Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).
Безвозмездное пользование земельным участком в собственности государства
Со случаями, когда владелец участка – физическое лицо, все более или менее понятно. Несколько сложнее выглядят ситуации, когда компании предоставляют сотрудникам служебные наделы. Речь идет о компаниях, которые, в свою очередь, получили участки в бессрочное (постоянное) пользование.
Земельные участки, закрепленные за государством, как правило, предоставляются исключительно в аренду, реже – с правом последующего выкупа. Впрочем, такой участок земли есть возможность получить, в том числе, и в безвозмездное пользование.
В соответствии с п.2 ст. 39.10 ЗК РФ, такой вариант возможен, но в исключительных случаях. В общей сложности в законе их 23 – речь идет об основаниях, дающих право на предоставление участка, который находится во владении государства, в безвозмездное пользование. В их числе:
- предоставление участка для ЛПХ, ИЖС, КФХ;
- в формате служебного надела на период трудовых отношений;
- для занятия пчеловодством и сельскохозяйственной деятельностью.
Что подразумевается под безвозмездным пользованием
Термин обозначает один из вариантов права использования надела, в рамках которого человек получает участок от собственника, обязуясь вернуть его в оговорённые сроки. Земельным кодексом определены две стороны сделки: ссудодатель, коим обычно выступает государство или местная власть и ссудополучатель. Последний обязуется не только эксплуатировать территорию строго согласно её назначению, но и обязан обеспечивать сохранность полученного имущества.
В заключённом сторонами соглашении прописано, что именно разрешено делать на участке.
Ключевые особенности подобного права всего две: участники обязуются придерживаться условий договора, а за передачу земли пользователю владелец не получает никаких вознаграждений.
Это отличает безвозмездное пользование от аренды, в рамках которой арендатор периодически вносит сумму арендной платы.
В рамках безвозмездного пользования землёй её другому человеку могут передать физические и юридические лица, также получить землю можно от государства. Также часто наблюдается ситуация, когда право эксплуатации земли получают сотрудники от организаций, где они работают.
Что предпринять, чтобы получить возможность безвозмездно пользоваться участком
Чтобы законно начать пользоваться участком на основании договора безвозмездного пользования, необходимо соблюсти ряд условий. Чаще всего земли выдают субъектам, которые либо отвечают заданным критериям, либо осуществляют поощряемый властями вид деятельности.
Частное лицо может свободно передать участок, находящийся в его собственности, другому лицу для безвозмездного использования. Чтобы сделка состоялась, достаточно добровольного согласия обеих сторон, после чего осталось надлежащим образом оформить документы.
Если же участок получает сотрудник в рамках трудового договора, его работодатель сперва сообщает, какие льготы положены такому работнику и надел с какими техническими характеристиками может быть ему предоставлен. В роли заинтересованного лица выступает сотрудник, поэтому он и должен обращаться к администрации посредством заявления с просьбой уточнить, есть ли возможность получить надел на правах безвозмездного пользования.
Несколько иной порядок действий при получении надела от местной администрации. Если желанный участок относится к публичной собственности, обращаться с заявлением нужно в муниципалитет или в ту государственную структуру, которая отвечает за выдачу участков. Чаще всего это региональные комитеты, на имя руководителя/председателя которого нужно написать заявление.
Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование
Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:
- находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
-
находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Срочное право безвозмездного пользования земельным участком: прекращение и основания для этого
ВНИМАНИЕ! Если в соглашении не указан чёткий срок прекращения, то каждая из сторон, может, в любой момент его разорвать если того захочет.
Бывший владелец участка может разорвать договор если:
- за предоставленной землёй плохо ухаживают, и она постепенно становится непригодной;
- участок используется не по назначению, а в иных целях, не регламентированных договором;
- земля была самовольно отдана третьей стороне без получения специального разрешения первоначального хозяина на данную процедуру.
Человек, взявший в использование землю, также может разорвать соглашение если:
- имели место форс – мажорные обстоятельства, на которые он не смог повлиять;
- при использовании обнаружились скрытые недостатки участка, которые делают дальнейшую работу с ним невозможной;
- первоначальный собственник по какой-то причине не стал исполнять свои обязательства по передаче земли или не выполнил иные обязанности, прописанные в соглашении;
- неожиданно появились права каких-либо третьих лиц, о которых изначально в договоре не говорилось ни слова.
Природа права безвозмездного пользования землей
Единого мнения по этому поводу не сложилось. Под вопросом остается вещный характер рассматриваемого права. Причина: гл.17 Гражданского кодекса, посвященная правам на землю, о нем не упоминает. Это притом, что предписания гл.17 регламентирует не только сервитут, постоянное бессрочное пользование, но также изжившее себя пожизненное наследуемое владение.
Выделяют следующие признаки вещного права:
- его объектом может быть исключительно предмет материального мира;
- правообладатель удовлетворяет свои нужды за счет вещи, не прибегая к помощи собственника;
- абсолютный характер, – правообладателю гарантируется защита его прав от неограниченного круга лиц;
- бессрочность (спорный признак).
Другой комментарий к Ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья определяет условия предоставления земельных участков на титуле безвозмездного срочного пользования. На данном титуле могут быть, во-первых, предоставлены земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, во-вторых, земельные участки, находящиеся в частной собственности, и, в-третьих, земельные участки, которые используются организациями.
В первом случае основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Срок пользования земельным участком не может превышать один год.
Во втором случае таким основанием служит гражданско-правовой договор, в котором указывается срок, на который предоставляется земельный участок.
В третьем случае земельный участок может быть предоставлен только гражданам — работникам определенных организаций в виде служебного земельного надела на период действия трудовых отношений. Понятие «трудовые отношения» закреплено в ст. 15 ТК РФ. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В-четвертых, на данном титуле могут использовать земельные участки религиозные организации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях (ст. 16 Закона).
В соответствии со ст. 21 названного Закона в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.
Согласно ст. 22 названного Закона религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством РФ. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, осуществляется безвозмездно.
В-пятых, на данном титуле может быть предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет бюджетных средств, на срок строительства этого объекта.
В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в ст. 3 определены понятия «государственные нужды» и «муниципальные нужды».
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со ст. 4 названного Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, либо иных гражданско-правовых договоров.
В соответствии со ст. 9 названного Закона государственным или муниципальным контрактом считается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такого рода контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или иных договоров.
Наконец, в-шестых, на данном титуле предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ (ст. 71).
2. Если земельный участок находится в частной собственности, то он может быть передан в безвозмездное срочное пользование на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По этому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а ссудополучатель в свою очередь обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в котором он эту вещь получил, с учетом нормального износа либо в ином состоянии, обусловленном договором. Такое определение договора безвозмездного пользования содержится в ст. 689 ГК РФ.
Фактическое пользование земельным участком
Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».
О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.
Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).
Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет.
На каких основаниях заключается соглашение
Право безвозмездного пользования земельным участком возникает по следующим основаниям:
- Пользоваться участком можно только в рамках принадлежности к определённой категории.
- Если будут вестись некие работы, они не должны противоречить разрешённым действиям в соответствии с назначением земель.
- Договор срочный, в течение установленного отрезка времени можно выполнять работы на участке.
- Соблюдение норма противопожарной безопасности – обязательное условие.
- Нельзя нарушать целостность знаков, обозначающих границы участка, а также сдвигать их с места или менять местами.
- Если возникла необходимость возведения зданий и сооружений, то все работы должны проводиться с соблюдением законодательных норм.
Срочное использование земель: правовой режим
Срочное пользование земельным участком — это использование участков запаса в своих целях, их выделение, а также оценка производится в соответствии с принятыми нормами, имеющими федеральный уровень. Ещё во внимание принимается Земельный Кодекс РФ.
Внимание! Когда речь идёт о праве безвозмездного срочного пользования наделом, это значит, что оно допускается только в исключительных ситуациях.
Добро на такую процедуру может дать только законодательство федерального или регионального типа. Если верить ему, то в список исключений входят:
- Ситуация, в которой возникает необходимость произвести консервацию земель.
- Случаи, когда нужно создать территории, которые будут особенно тщательно охраняться. При таких обстоятельствах участки должны быть переведены в природоохранную или историко – культурную категорию.
- Случай когда нужно установить или изменить границы населённых пунктов, существующие ранее.
- Ситуация когда возникает нужда расположить на подобных землях промышленные объекты при условии, что их стоимость относящаяся к кадастровому типу не превышает средний уровень, установленный в России.
- Случаи когда в силу непригодности сельскохозяйственных земель к дальнейшему использованию их нужно перевести в другую категорию. К примеру, в состав фонда лесного типа.
- Ситуации когда возникает необходимость произвести строительство автомобильных дорог, линий различных коммуникаций, которые необходимы для привычного течения жизни в близлежащих населенных пунктах.
- Случаи когда возникает необходимость обеспечить определённые государственные нужды, которые играют роль в восстановлении или поддержании обороноспособности Российского государства.
В вышеперечисленных ситуациях происходит прекращение права безвозмездного пользования.
Условия прекращения права
В ст. 45 ЗК объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок. Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию. Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления.
Основания для принудительного прекращения:
- на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ;
- был принесён вред используемой территории;
- были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
- были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;
- земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
- территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.