Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «нефинансовые организации что к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Институционные единицы на макроуровне группируются в сектора экономики. Деление на сектора необходимо для того, чтобы узнать в какой мере они участвуют в процессе экономического развития страны. Например, сектор «домашние хозяйства» какую извлекает пользу из экономической политики или как на него влияют меры правительственной политики.
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
- код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
- код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
- код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2021 — 2021 годах (нюансы)».
Фиксирование всех манипуляций с нефинансовыми активами является прямой обязанностью бухгалтеров, специализирующихся на оформлении первичной документации. Каждая операция идентифицируется специальными кодами из бухгалтерской нормативной документации. Она фиксируется с 1 по 26 разряд единого плана.
Аналитические коды, определяющие операции поступления и выбытия объектов, в том числе и их получение и создание, указываются в строках 1–17. В строке 18 унифицируется разновидность финансового обеспечения. При необходимости фиксирования данных на синтетических счетах, их следует вносить в строки 19–23. Объекты первичного учета отображаются в строках 24–26, в которых вносятся сведения с учетом ориентации на кодовые параметры из классификатора.
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
- 10 — если учитывается объект основных средств;
- 20 — если учитываются нематериальные активы;
- 30 — если учитываются непроизведенные активы;
- 40 — если учитываются материальные запасы.
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Понятие нефинансового актива относится к категории бухгалтерской терминологии. Оно не используется в других сферах функционирования компании и в других областях. Простыми словами, нефинансовый актив интерпретируется как материальный или нематериальный ресурс, который находится в распоряжении субъекта хозяйствования более одного года и может стать источником получения в текущем времени или в будущем периоде финансовой выгоды. Основными его признаками являются:
- нахождение в собственности субъекта предпринимательства;
- использование объекта;
- получение прибыли, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.
К категории таких объектов не относятся ресурсы, которые при соответствующих описанию параметрах не могут принести прибыль. Пока собственность не станет ее источником, она не может быть отнесена к категории активов. Доход может быть получен субъектом в результате владения объектами, распоряжения ими или пользованием.
Отличие нефинансовых от финансовых активов заключается в невозможности свободного обращения первых между несколькими предпринимательскими субъектами. На момент получения прибыли объекты должны находиться в собственности предприятия. При их продаже они вносятся покупателем в свой список аналогичных объектов и удаляются из списка продавца. Активы, имеющие нефинансовый характер, классифицируются по источнику возникновения. Они могут быть производственными или непроизводственными.
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Зачем ИТ-гиганты выходят на рынок банковских услуг
Рассмотрим это понятие. Материальные непроизводственные нефинансовые активы — это экономические (естественного происхождения) средства. Они могут быть: возобновляемые или нет естественным путем (земля; водоемы на ее поверхности с распространяющимся на них правом собственности). Что еще входит в данную группу? Это подземные ресурсы (водные), полезные ископаемые (богатства недр), природные биологические запасы (некультивируемые) — животный и растительный мир.
Нефинансовые активы – это объекты, находящиеся в пользовании хозяйствующих субъектов и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения. В зависимости от способа создания такие активы подразделяются на две группы: произведенные и непроизведенные.
Произведенные нефинансовые активы создаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента: основные фонды (основной капитал), запасы материальных оборотных средств и ценности.
Основные фонды – это произведенные активы, которые используются неоднократно или постоянно в течение длительного периода, не менее одного года, для производства товаров, оказания и рыночных, и нерыночных услуг.
К запасам материальных оборотных средств относятся активы, состоящие из товаров, которые созданы в текущем или более раннем периоде и хранятся для последующей продажи, использования в производстве или в иных целях (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары на перепродажу).
В состав производственных материальных активов включаются ценности, т. е. дорогостоящие товары, не предназначенные для целей производства или потребления и сохраняющие стоимость со временем. К ценностям относятся:
- драгоценные металлы и камни, не используемые предприятиями в качестве ресурсов для производства;
- антиквариат и произведения искусства;
- ценности, не отнесенные к другим категориям, такие как коллекции, ювелирные изделия значительной стоимости, изготовленные из драгоценных камней и металлов.
Нематериальные непроизводственные активы представляют собой определенные юридические формы, составляются в связи с процессом производства и переходят от одних институциональных единиц к другим. В их число входят документы, дающие их владельцам право заниматься конкретными видами деятельности, исключая из такой деятельности другие институциональные единицы, кроме как с разрешения владельца.
В состав нематериальных непроизводственных активов включаются: объекты патентования (это изобретения, характеризующиеся технической новизной, которым на основании закона или судебного решения может быть предоставлена судебная защита), договоры об аренде и другие контракты с правом передачи, приобретенный гудвилл (это условная стоимость деловых связей и репутации, определяемая как разность между стоимостью, уплачиваемой за предприятие как за действующую фирму, и суммой всех его активов за вычетом суммы его пассивов).
Нефинансовый актив — это актив с физической стоимостью, такой как недвижимость, оборудование, техника или транспортное средство. С другой стороны, финансовый актив является активом, стоимость которого основана на договорной претензии, а не на физическом чистом капитале, таком как акции, облигации и банковские депозиты. Финансовые активы обычно легче продать, чем нефинансовые активы, поскольку эти активы торгуются на биржах каждый рабочий день.
Порядок сбора информации
Описанный в статье порядок сбора информации с 01.01.2016 применяется банками 53 стран, планирующих осуществить первый обмен данными в сентябре 2017 года. В России аналогичный порядок будет реализовываться с 01.01.2017.
Порядок запроса у клиентов и обработки информации по новым счетам, открытым после 01.01.2016 таков.
1. Заполнение анкеты физическими и юридическими лицами. Клиент самостоятельно заполняет анкету (self-certification form), где в том числе отмечает свою страну налогового резидентства и номер налогоплательщика.
2. Проверка анкеты банком. Банк оценивает информацию, представленную клиентом, проводит тест на разумность. На практике возможна ситуация: страна фактического места проживания клиента — физического лица не совпадает с указанной клиентом страной налогового резидентства. В таком случае банк запрашивает дополнительную информацию у клиента, например справку из налогового органа о резидентности или иной аналогичный документ.
3. Определение активной/пассивной организации. При реализации данного шага банк, руководствуясь критериями, классифицирует организацию в качестве активной (Active NFE) либо пассивной (Passive NFE).
4. Для пассивных организаций — установление резидентства бенефициаров. Банк устанавливает страну налогового резидентства и страну фактического адреса бенефициара.
Порядок запроса у клиентов и обработки информации по счетам, открытым до 01.01.2016, следующий.
В отношении физических лиц, если остаток по счету на 31.12.2015 меньше 1 млн. долл. США (при сборе данных за финансовый 2017 год и последующие года критерием будет 500 тыс. долл. США), банки анализируют опросную анкету, заполненную клиентом при открытии счета, и самостоятельно определяют страну налоговой резидентности. При этом за основу берется фактическая страна постоянного проживания клиента, то есть налоговое резидентство соответствует стране постоянного проживания. Если же остаток по счету на 31.12.2015 больше 1 млн. долл. США, банки анализируют опросную анкету и дополнительно изучают документы, представленные клиентом. При этом за основу также берется фактическая (что подтверждено документально) страна постоянного проживания клиента.
Клиенты — юридические лица, чьи остатки на счетах по состоянию на 31.12.2015 были меньше 250 тыс. долл. США, в отчетность банков не попали.
По клиентам — юридическим лицам, у которых по состоянию на 31.12.2015 остатки на счетах превышали 250 тыс. долл. США, банки проводят дополнительные тесты по определению налоговой принадлежности. Вначале определяется страна налоговой резидентности клиента на основе анкетных данных, при этом вывод формируется на основе таких данных, как страна регистрации компании или страна фактического ведения бизнеса. Далее Банки определяют вид получаемого компанией дохода (активный или пассивный). По активным компаниям данные на бенефициарных владельцев к представлению не предусмотрены. После уже формируется вывод банком, и если организация не резидент участвующей страны и отсутствуют контролирующие лица из участвующих стран, то дальнейший анализ прекращается, а если информация свидетельствует, что клиент является резидентом участвующей страны или контролирующие лица — из участвующей в обмене страны, то сведения о счете попадают в обмен.
В рамках международного обмена (далее — CRS обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран—участниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.
Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.
Финансовыми учреждениями в рамках CRS обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.
Активная нефинансовая организация (Active NFE) — это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:
- менее 50% валового дохода организации составляет пассивный доход и менее 50% активов этой организации связаны с получением пассивного дохода;
- акции организации регулярно торгуются на бирже, или организация тесно связана с другим юридическим лицом, акции которого регулярно торгуются на бирже;
- является государственным учреждением, международной организацией;
- деятельность юридического лица заключается во владении выпущенными акциями связанных с этой организацией компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, и предоставлении им финансирования и других услуг;
- организация занимается финансированием и страхованием сделок в интересах связанных организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, и организация не предоставляет услуг финансирования и страхования другим лицам;
- организация работает исключительно в религиозных, благотворительных и т. п. целях.
Пассивный доход — дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.
Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) — организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
У ИТ-компаний и маркетплейсов нет достаточного опыта работы на финансовом рынке, поэтому стать полноценным конкурентом крупным универсальным банкам они пока что вряд ли смогут. Однако их приход на финансовый рынок — это вызов для малых и средних банков, которым и без этого непросто конкурировать с банками из первой десятки.
«Конкурировать с крупнейшими банками ИТ-компаниям и маркетплейсам будет крайне тяжело из-за развитой инфраструктуры у кредитных организаций, наличия соответствующих компетенций и обладания обширной клиентской базой», — говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
С ним соглашается и Налютин. Он предупреждает, что финансовая отрасль функционирует в рамках сложной регуляторной среды, а соответствие требованиям требует специализированной квалификации и внедрения соответствующих механизмов.
Конкурентным преимуществом BigTech является то, что они владеют большим набором данных о клиентах: их предпочтениях и вкусах, поездках на транспорте, походах в кино и так далее. «Благодаря этому ИТ-компании могут лучше формировать профиль клиента, а значит точнее предугадывать его потребности и делать более выгодные персонализированные предложения, в том числе финансовых услуг», — уверен Ломов из «Ассоциации ФинТех».
Массовая покупка ИТ-компаниями и маркетплейсами кэптивных банков (банки, созданные для обслуживания одной или нескольких компаний. — РБК Тренды) станет стимулом для традиционных банков развивать партнерские отношения с крупными игроками:
- предлагать клиентам более выгодные условия;
- создавать совместные площадки;
- развивать ко-брендинг финансовых и нефинансовых продуктов.
Ломов приводит пример США, где такие гиганты как Amazon предлагают своим клиентам банковские карты (выпускаемые в партнерстве с банками), цифровые кошельки (Amazon Pay), а также выдают кредиты (Amazon и Bank of America).
Нефинансовые показатели деятельности предприятия – это показатели, значение которых выражено в натуральных единицах, долях или процентах. При расчете не используются показатели, оцененные в денежных единицах. Зачастую нефинансовые показатели являются базой для расчета финансовых, так выручка – это стоимость всех проданных товаров, а проданные товары выражены в натуральных единицах, то есть являются нефинансовым показателем.
Одна из задач анализа деятельности предприятия с использованием нефинансовых показателей – убрать влияние денежного фактора при сопоставлении. К примеру, трудовые ресурсы в Москве, заведомо дороже, чем в Воронеже, и сравнивать ФОТ двух городов нет смысла. Рентабельность тоже: в Москве будут выше продажи, но дороже ресурсы; стоимость привлечения клиентов будет выше в миллионнике, чем в периферийном муниципалитете. Если мы в разных регионах, согласно стратегии, используем разную ценовую политику, то эффективность менеджмента стоит оценивать не по выручке, а по количеству проданных товаров.
Другая задача, которая стоит перед нефинансовыми показателями, – дополнить информацию, выраженную в деньгах, показать иной разрез. Например, один продавец дает десяток мелких продаж в месяц, другой несколько, но крупных, третий меньше, чем первый, но его покупатели становятся постоянными клиентами и возвращаются за новыми покупками. Как видим, только суммы продаж на человека для анализа работы сотрудников продаж будет мало.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования. Часто они оказываются опережающими показателями достижения целей, выраженных финансовыми. Например, прибыль будет ниже ожидаемой, если мы уже сейчас видим что упали продажи на человека в день, упала загрузка мощностей, вырос процент брака и т.п.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования.
Логичным признаком классификации для нефинансовых показателей является функция или группа процессов предприятия, которая с их помощью анализируется.
- производство;
- снабжение;
- продажи;
- логистика;
- продвижение.
Производство характеризуют такие показатели, как:
- выход готовой продукции;
- процент брака;
- выработка на человека;
- время, затраченное на единицу продукции;
- число и время простоев;
- время на переналадку;
- план-фактный анализ расходов ресурсов (электричества, сырья, воды, человеко-часов);
- число рекламаций.
Для сферы снабжения важны показатели своевременности и полноты выполнения заявок, оборачиваемость запасов в днях, качество поставляемых материально-технических ресурсов и, соответственно, число возвратов и рекламаций поставщикам.
Нефинансовые показатели для функции «Продажи» – это число и динамика покупателей, позиций в чеке, дополнительных продаж, повторных продаж, число продаж на одного продавца, на метр квадратный торговой площади, на погонный метр полки и т.п.
Интернет экономика дала нам ряд дополнительных показателей для анализа продаж, объединенных термином – Unit-экономика: число привлеченных пользователей, конверсия из пользователя в покупателя, число платящих клиентов, среднее число платежей или покупок на клиента.
Для анализа логистики используются такие нефинансовые показатели, как процент загрузки транспорта, степень удовлетворенности заказчика, срок доставки, число задержек, порча товара при доставке и т.п.
Продвижение анализируют с использованием показателей, таких как доля рынка, число «лидов» / звонков / переходов на сайт / подписок на рассылку, конверсия показов в клики (CTR), число лайков и репостов ролика в социальных сетях, узнаваемость бренда, индекс потребительской лояльности (NPS).
Отдельно следует выделять показатели, характеризующие состояние и структуру ресурсов:
- оборудование;
- персонал;
- сырье.
Состояние оборудования анализируют с использованием таких нефинансовых показателей, как мощности и процент их загрузки, сменность, процент исправного оборудования, доля собственного оборудования / транспорта, расходы энергии, масла, топлива на единицу оборудования, число ремонтов за период, процент износа.
Для анализа персонала используют данные:
- о численности сотрудников;
- производительности труда;
- доле разных категорий к общей численности (например, доля новых сотрудников, ИТР, с высшим образованием, прошедших обучение по ПОД / ФТ, пожарной безопасности, имеющих сертификат для работы на фондовом рынке и т.п.),
- результаты ежегодной аттестации сотрудников,
- средний возраст;
- стаж работы в компании;
- число рекламаций или жалоб на сотрудника;
- уровень производственного травматизма и т.п.
К сырью применяют такие показатели, как остатки на складе в разрезе номенклатуры, нормы расходования сырья на готовую продукцию и фактический расход, норма отходов и др.
Отдельно следует выделить показатели, требующиеся для анализа качества управления. Например, число уровней управления, количество подчиненных на менеджера, укомплектованность подразделений качественная и количественная, число новых разработок, запущенных в производство новых продуктов, качество планирования, плановое сокращение численности персонала (оптимизация), скорость принятия решений, показатели удовлетворенности персонала, клиентов.
Отнесение показателей к той или иной группировке довольно условно менеджер по персоналу или маркетолог могут использовать показатели из разных групп.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.
Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.
Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.
Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
Основанием для разработки КИСЭ являются:
а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;
Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:
— Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);
— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).
В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.
1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.
Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.
Типами институциональных единиц являются:
— нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);
— финансовые корпорации (включая квазикорпорации);
2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения;
3) домашние хозяйства;
4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами:
— нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;
— нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;
— нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами.
— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).
Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.
1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.
1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.
— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);
— унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).
В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.
1.10 Государственное (муниципальное) учреждение
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.
Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Источниками финансирования (ИФ) называют различные каналы получения предприятием денежных средств, которые будут направлены на развитие бизнеса и на ведение СМП финансово-хозяйственной деятельности.
Источники финансирования деятельности организации классифицируются следующим образом:
- По месту возникновения финансовые ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.
- По источникам формирования выделяют ресурсы, образуемые за счет:
- собственных средств предприятия;
- привлеченных средств финансового рынка;
- финансов, полученных в порядке распределения.
Еще одна классификация систематизирует происхождение финансирования как внутреннее (прибыль — чистая или от реализации продукции, амортизация и проч.), привлеченное (инвестиции от иностранных компаний), заемное (кредит, лизинг и т. п.) и смешанное (комплексное).
Внутренние ИФ — это персональные ресурсы компании, то есть фонды, образованные за счет собственных либо приравненных к ним средств предприятия. К таким ИФ относятся:
- прибыль;
- амортизационные отчисления;
- уставный капитал;
- кредиторская задолженность;
- реализация продукции, имущества и проч.
Компании зачастую самостоятельно перераспределяют полученную ими прибыль. Чем больше величина полученной прибыли, тем большее количество средств направляется на внутренние ИФ, и, соответственно, тем меньше потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов.
Внутренние ИФ исключает дополнительные издержки организации малого бизнеса на привлечение капитальных вложений извне, что влечет к сохранению контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.
Однако величина прибыли после уплаты налогов не всегда позволяет воспользоваться ей в полной мере, поэтому в современных условиях большинство организаций, относящихся к СМП, не ограничиваются внутренними ИФ.
Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.
Сектор экономики — это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят:
- сектор предприятий,
- сектор домашних хозяйств,
- сектор государственных учреждений
- внешний сектор.
Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Изучаем источники финансирования организаций
Понятие нефинансового актива относится к категории бухгалтерской терминологии. Оно не используется в других сферах функционирования компании и в других областях. Простыми словами, нефинансовый актив интерпретируется как материальный или нематериальный ресурс, который находится в распоряжении субъекта хозяйствования более одного года и может стать источником получения в текущем времени или в будущем периоде финансовой выгоды. Основными его признаками являются:
- нахождение в собственности субъекта предпринимательства;
- использование объекта;
- получение прибыли, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.
К категории таких объектов не относятся ресурсы, которые при соответствующих описанию параметрах не могут принести прибыль. Пока собственность не станет ее источником, она не может быть отнесена к категории активов. Доход может быть получен субъектом в результате владения объектами, распоряжения ими или пользованием.
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это совокупность имущества, используемого в осуществляемой бюджетной организацией деятельности. Корректное отражение нефинансовых активов в бюджетном учете — это важнейшая задача бухгалтера учреждения. Рассмотрим специфику отражения сведений о них в бухгалтерских регистрах бюджетных структур.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которая определяется в зависимости от направления поступления:
- при покупке или строительстве (изготовлении) – как сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ);
- при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — как стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
- при получении объектов по договору лизинга (сублизинга) — как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов;
- при получении объектов по договору дарения или принятии к учету ранее неучтенных объектов – как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов). Для объектов, полученных по договорам дарения, текущая рыночная стоимость увеличивается на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;
- при передачи (получении) объектов государственного (муниципального) имущества между субъектами учета, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав – как балансовая (фактическая) стоимость объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной амортизации.
Классификация институциональных единиц по секторам
Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.
Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:
— корпорации (нефинансовые и финансовые),
— квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),
— некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),
Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.
Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.
Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.
Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.
Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.
Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.
Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».
В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.
Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.
К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.
Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.
Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.
В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).
В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
- код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
- код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
- код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
- 10 — если учитывается объект основных средств;
- 20 — если учитываются нематериальные активы;
- 30 — если учитываются непроизведенные активы;
- 40 — если учитываются материальные запасы.
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Использование |
Сумма |
Ресурсы |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Доходы от собствен., |
4 048 221 |
1. Валовая прибыль (ВП) |
7 744 094 |
7. Сальдо первичных |
19 528 815 |
2. Оплата труда наемных |
9 465 004 |
3. Налоги на |
4 302 274 |
||
4. Субсидии на |
0 |
||
5. Доходы от |
2 065 664 |
||
Баланс |
23 577 036 |
Баланс |
23 577 036 |
Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…
Для того чтобы обеспечить полноценное функционирование предприятия необходимо:
- Обеспечить вложения в нефинансовые активы в определенном порядке. Естественно, что для каждого случая последовательность шагов будет своя. Но существует общая определенная закономерность, которой придерживаются собственники.
- Для начала составляют инвентарный список нефинансовых активов в последовательности их необходимости. Для этого у уже действующего предприятия необходимо провести инвентаризацию и определить все инструменты, машины, типы оборудования, которое действуют и те, которые уже стали внеоборотными.
- Составить список, а точнее, оборотную ведомость по нефинансовым активам, с выделением первоочередных пунктов, требующих инвестиции.
- Рассчитать свободные средства, которые могут быть выделены на инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы и расписать календарный план для того, чтобы определить, что уже находится в пути, а что можно отсрочить по покупке и выплатам.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
- код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
- код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
- код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2021 — 2021 годах (нюансы)».
Фиксирование всех манипуляций с нефинансовыми активами является прямой обязанностью бухгалтеров, специализирующихся на оформлении первичной документации. Каждая операция идентифицируется специальными кодами из бухгалтерской нормативной документации. Она фиксируется с 1 по 26 разряд единого плана.
Аналитические коды, определяющие операции поступления и выбытия объектов, в том числе и их получение и создание, указываются в строках 1–17. В строке 18 унифицируется разновидность финансового обеспечения. При необходимости фиксирования данных на синтетических счетах, их следует вносить в строки 19–23. Объекты первичного учета отображаются в строках 24–26, в которых вносятся сведения с учетом ориентации на кодовые параметры из классификатора.
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
- 10 — если учитывается объект основных средств;
- 20 — если учитываются нематериальные активы;
- 30 — если учитываются непроизведенные активы;
- 40 — если учитываются материальные запасы.
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Понятие нефинансового актива относится к категории бухгалтерской терминологии. Оно не используется в других сферах функционирования компании и в других областях. Простыми словами, нефинансовый актив интерпретируется как материальный или нематериальный ресурс, который находится в распоряжении субъекта хозяйствования более одного года и может стать источником получения в текущем времени или в будущем периоде финансовой выгоды. Основными его признаками являются:
- нахождение в собственности субъекта предпринимательства;
- использование объекта;
- получение прибыли, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.
К категории таких объектов не относятся ресурсы, которые при соответствующих описанию параметрах не могут принести прибыль. Пока собственность не станет ее источником, она не может быть отнесена к категории активов. Доход может быть получен субъектом в результате владения объектами, распоряжения ими или пользованием.
Отличие нефинансовых от финансовых активов заключается в невозможности свободного обращения первых между несколькими предпринимательскими субъектами. На момент получения прибыли объекты должны находиться в собственности предприятия. При их продаже они вносятся покупателем в свой список аналогичных объектов и удаляются из списка продавца. Активы, имеющие нефинансовый характер, классифицируются по источнику возникновения. Они могут быть производственными или непроизводственными.
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.